Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2011 в 07:27, биография
Бий - в переводе с казахского означает «судья, избранный народом». Они были разного масштаба - местного (аульного), регионального, родового, племенного и так далее. Чокан Валиханов свидетельствует: «Чтобы обрести имя бия, нужно было не раз показать перед народом свои юридические знания и свою ораторскую способность». Будущие бии учились в восточных медресе в Хиве. Бухаре. Самарканде... Из поколения в поколение они передавали юридические знания, основанные на законах шариата и житейского нравственного опыта.
Введение
1.Биография Айтике би
2.Казахские Бии. Их роль в общественной жизни казахов в XVII-XVIII веках
3.Айтике би и его деятельность в Младшем жузе
4.Айтике би и «Жеты жаргы»
Заключение
Список литературы
План
Введение
1.Биография Айтике би
2.Казахские Бии. Их роль в общественной жизни казахов в XVII-XVIII веках
3.Айтике би и его деятельность в Младшем жузе
4.Айтике би
и «Жеты жаргы»
Заключение
Список литературы
Введение
Бий - в переводе с казахского означает «судья, избранный народом». Они были разного масштаба - местного (аульного), регионального, родового, племенного и так далее. Чокан Валиханов свидетельствует: «Чтобы обрести имя бия, нужно было не раз показать перед народом свои юридические знания и свою ораторскую способность». Будущие бии учились в восточных медресе в Хиве. Бухаре. Самарканде... Из поколения в поколение они передавали юридические знания, основанные на законах шариата и житейского нравственного опыта.
Мы знаем имена трех великих сынов народа, трех славных мудрецов - Толе-би, Казыбек-би и Айтеке-би (Әйтеке би). Они стали для казахов непреходящим символом единства. Их страстные речи овладели умами потомков, как изречения из священных книг. Их историческое значение перед казахским народом, их значимость в нашей истории невозможно переоценить. И в том, что мы сохранились как народ, что дали имя суверенному государству, что водрузили нынче знамя независимости, в том, что на священной земле предков проживаем в благополучии, мире и согласии, мы, нынешнее поколение казахов, всецело обязаны им. И низко склоняем головы перед их бессмертной благословенной памятью.
Айтеке
би Байбекулы Айтеке, Айтык - казахский
би, возглавлявший Младший жуз
до Абулхаир-хана. Айтеке би является близким
родственником великого Жалантос-батыра,
который правил Самаркандом и
его округой при Есим-хане. Генеалогическое
древо Айтеке би следующее. У Алима
было шесть сыновей: Жаманак (Шекты),
Карамашак (Тор-ткара), Айнык (Карасакал),
Уланак (Каракесек), Тегин-болат (Карасакал),
Кенжебай (Култели). Все шесть сыновей
стали известными в народе под
вымышленными именами и положили
начало отдельным родам. У одного
из них - Карамашака - было четыре сына:
Оразгелъды, Ораз, Жаншукыр, Караш. У
одного из них - Караша - было два сына:
Аппак и Токпан. От Токпана, в свою
очередь, происходят три сына: Тогамыс,
Шобан, Сейткул. У одного из них - Сейткула
- от двух жен родилось восемь сыновей:
от старшей жены - Сары: Сейтпамбет,
Толеш, Акша, от младшей жены - Касы:
Жалантос, Матай, Дуйсеней, Турикмен, Коян
(Кожамкул). У Акшы было шесть сыновей:
Шал, Байбек, Конысбек, Жоламан, Бекпамбет,
Бокенши. От одного из сыновей - Байбека
- происходят три сына: Кешубай, Кашкын,
Айтеке. Айтеке би, являясь одним
из влиятельных биев казахского ханства
при правлении Тауке-хана, сделал
ощутимый вклад в разработку и
принятие "Жеты жаргы". Этот сборник
законов играл большую роль в
процессе дальнейшей феодализации казахского
общества. Нельзя сказать, что эти
законы были отмечены печатью гуманизма,
но все же благодаря Айтеке би и
другим биям, принявшим участие в
составлении законов, не были узаконены
пережитки типа кровной мести, Айтеке
би официально был советником хана.
Он принимал активное участие в строительстве
единого централизованного
2.Казахские Бии. Их роль в общественной жизни казахов в XVII-XVIII веках
Со сложным историческим периодом борьбы казахского ханства против джунгарского, нашествия в конце XVII- начале XVMI веков связаны деятельность выдающихся биев Толе, Казыбека, Айтеке. В общественной жизни казахов этого периода они играли очень большую роль, о чем свидетельствует, например, всеказахский съезд, который состоялся осенью 1726 года в местности Ордабасы, на возвышенной сопке над рекой &адам. На съезд были приглашены ханы Абулхаир, Абулмамбет, Самеке, Кушик, Жолбарыс, султаны, бии разных родов во главе с Толе би Апибекулы, Каздауысты Казыбек би, Айтеке би и другие полководцы и батыры. Целью этого съезда было проведение широкой политики по объединению всех казахских родов против джунгар. Вышеназванные бии в эпоху Тауке хана входили в высший законодательный совет «Жеты жаргы». Поскольку они представляли интересы целых жузов, йх называли «Орда би». В каждом роде были также свои предводители - бии; уполномоченные советом аксакалов. В
начале XVIII , века этническая история
казахов была связана с Туркестано- В
этническом составе казахов были
представлены почти все тюркские
племена, и отчасти племена монгольского
происхождения. Несмотря на сложную
международную обстановку в течение
XV-XVII веков казахам удалось В Старшем жузе насчитывалось 11 племен (старшие племена - жалайыр, ошакгы, дулат), в Среднем жузе — 6 племен (старший - аргын) и в Младшем 3 союза племени, объединяющие всего 25 племен. Из трех племен старшими считались алимулинцы. Связующей нитью племен служат не столько генеалогические отношения, сколько необходимость выживания перед лицом сильнейшей угрозы: во-первых, от джунгаров, во- вторых, от китайцев, в-третьих - от русских. В XVIII веке Как и раньше большие сеймы и советы проходили в ставках верховных правителей, но первостепенную роль в них играли бии. Толе би (1663-1756) Алибек улы - выдающийся государственный деятель Казахского ханства, оратор, главный судья Старшего жуза, один из создателей свода законов «Жеты Жаргы» при Аз-Тауке. После смерти Аз-Тауке казахское ханство стало распадаться на отдельные регионы. К этому времени после десятилетий войн промышленность и торговля в городах Туркестана пришла в полный упадок. А на северо-востоке возник богатый рынок товаров Российской империи. Толе би был сторонником пророссийской партии правящей элиты казахского народа. Но в отличие от многих, он не спешйл вступить в подданство к русскому царю, а вместе с Казыбек би и Айтеке би вырабатывает каноны внешней политики, которая была чрезвычайно благоприятна для существования казахского народа в дальнейшем. Толе би умер в 93-летнем возрасте и похоронен в Ташкенте. Казыбек
би Каздауысты (1666-1763) Келдибекулы - выдающийся
государственный деятель Свою
дипломатическую карьеру Ему принадлежат слова, являющиеся основными канонами внешней политики Казахского общества. Уже
в качествё посла Казыбек Каздауысты
несколько раз ездил в Айтеке би Байбекулы (1689-1766) - долгие годы возглавлял Младший жуз. Айтеке би активно ратовал за объединение казахского народа, за единое и сильное государство, за справедливое общество. |
3.Айтике
би и его деятельность
в Младшем жузе
Айтеке би, имя и слава которого простирались далеко за пределами исконных территорий Младшего жуза, стал в свою эпоху легендой. Даты его рождения и места смерти установлены приблизительно, считают, что он прожил 56 лет. По данным исследователя М. Исламгалиева он похоронен в фамильном склепе в местности Нурата тау вблизи Самарканда. Общеизвестно, что Айтеке би был современником Толе бия и Казыбек бия, входил вместе с ними в когорту «трех правителей дум» казахского народа в последней четверти XVII и первой половине XVIII веков. Он был по возрасту немного моложе их, и был моложе по рангу Жуза (Младший жуз), но достойным их современником по совместной службе общенациональным интересам. Родовое объединение Торткара из Младшего жуза, к которому принадлежал Айтеке би, как и значительная часть ряда казахских родов Младшего жуза, в связи с беспрестанной борьбой за удельную власть, нередко переходящей в войны, между отпрысками властвующих династий, перемещались на юг и надолго занимали своими кочевьями эти просторы. В литературе утвердилось мнение, что Айтеке би большую часть жизни проводил в степных просторах к югу от междуречья Сырдарьи и Амударьи, на владениях Туранских государственных образований с центрами Бухара, Самарканд, Ургенч.
Прямые предки Айтеке бия пользовались известностью в Степи. Так, его предок Ораз би (1299-1385 гг.) был одним из ближайших советников основателя Туранского государства Тимур хана, сделавшего своей столицей Самарканд. Считающийся после Тимур хана и Улугбека третьим известным правителем Самарканда Жалантос приходился дедом Айтеке бию.
Айтеке получил разностороннее для своего времени образование, учился в знаменитом Медресе Улугбека и успешно его окончил, овладел рядом восточных языков – арабским, персидским и тюркским. С пяти лет проходил школу у известных златоустов-биев и в семье правителя Жалантоса. Увлекается он искусством внутреннего оформления знаменитых Самаркандских мусульманских храмов и устройством государства Тимура, Улугбека и Жалантоса. Он присутствует на приемах иностранных послов, в том числе из дальнего зарубежья.
Овладение
кладезью мудрости казахских биев,
искусством красноречия, соединенного
с ученостью и традицией
Идейные
установки и мотивы жизни Айтеке
бия были сходны с Толе бием и
Казыбек бием. Все они своей
первой и изначальной целью ставили
служение народу правдой и справедливостью.
Все они делили вместе со своим
народом горечь поражений и радость
побед. Слова Айтеке бия: «Халықтың
көз жасын күннің шуағы да келтіре
алмайды», - «Народные слезы не высыхают
и на солнце», «Өмірім - өзгенікі, өлім
ғана - өзімдікі», «Жизнь моя принадлежит
народу, мне принадлежит только собственна
смерть» - точно передают видение мира
и смысл жизни трех великих биев, ставших
легендами века.
4.Айтике би и «Жеты жаргы»
Уже в двадцатилетнем возрасте Айтеке стал известным бием, популярным судьей – посредником. В народной памяти зафиксировалась выразительная простота, подлинная философичность его речей и решений. Если Казыбек бия называли «звонкоголосым», упоминая имя Айтеке би, на первый план выдвигали отточеность рассуждений, сравнивая его изречения с острым мечом. Сородичи, по достоинству оценив заслуги Айтеке би, в тридцать лет избрали его главным бием Младшего жуза. Тауке хан пригласил Айтеке би войти в состав семи биев – разработчиков свода норм обычного права «Жеты жаргы» определившего в последствии главные принципы государственного устройства и правопорядка в Казахском ханстве.
Айтеке
би, вместе с Толе бием, Казыбек бием
составили главную опору Тауке
хана, ставшего во главе Казахского
государства в самое
Айтеке-би
- один из главных авторов "Жеты-жарги"
способствовавший замене кровной мести,
принципа кровь за кровь принципом
"справедливого наказания" и "откупа",
дабы остановить цепь кровавой вендетты
между родами. Помощник и советник
Тауке хана, сам батыр, вместе с
Тауке участвовал в отражения
нападения на Сайрам. Совместно с
Тауке-ханом, получившем название "великого",
"благословенного", поскольку
он сплотил казахские земли в
рамках единого централизованного
государства, имеющего собственную
конституцию, он содействовал установлению
определенного равновесия в отношениях
с ойратами и русскими, способствовал
объединению усилий казахов, каракалпаков
и киргизов против джунгарского нашествия.
Ему принадлежит выражение, что бий должен
быть на высоком нравственном уровне,
дабы оставить в душах современников и
потомков яркий след своими разумными
решениями. Их справедливость Айтеке-би
связываете умением "рассечь конский
волос строго посередине".
Заключение
Айтеке
Байбекулы – один из знаменитых
правителей Младшего Жуза. Внес большой
вклад в объединение казахского
народа. Внук Кокандского хана Акши
(1622-1635), родственник Самаркандского
эмира бахадура Жалантоса (1622-1656). Айтеке
би с пяти лет обучался грамоте
у аульной муллы. Образование
получил в Самаркандском