Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2012 в 09:27, реферат
На рубеже 19 и 20 века общество вступило в новую фазу своего развития: капитализм стал мировой системой. Россия, вступившая на путь капиталистического развития позже стран запада, попала во вторую группу, куда входили такие страны как Япония, Турция, Германия, США.
АГРАРНАЯ РЕФОРМА
П. А. СТОЛЫПИНА
Введение
На рубеже 19 и 20 века общество вступило в новую фазу своего развития: капитализм стал мировой системой. Россия, вступившая на путь капиталистического развития позже стран запада, попала во вторую группу, куда входили такие страны как Япония, Турция, Германия, США.
В начале 90-х гг. 19 в. в России начался промышленный подъем, который продолжался несколько лет и шел очень интенсивно. Особенно высокими темпами развивалась тяжелая промышленность, которая к концу века давала почти половину всей промышленной продукции в ее стоимостном выражении. По общему объему продукции тяжелой промышленности Россия вошла в число первых стран мира. Промышленный подъем был подкреплен хорошими урожаями в течение ряда лет. Оживление в промышленности сопровождалось бурным железнодорожным строительством. Правительство верно оценило значение железных дорог для будущего экономики и не жалело денег для расширения их сети. Дороги связали богатые сырьем окраины с промышленными центрами, индустриальные города и земледельческие губернии - с морскими портами.
Главной причиной промышленного подъема 90-х гг. явилась экономическая политика правительства, одной из составных частей которой стало установление таможенных пошлин на ввозимые в Россию товары и одновременно устранение препядствий на пути проникновения в страну иностранный капиталов. Эти меры, по замыслу их инициаторов, должны были избавить молодую отечественную промышленность от губительной конкуренции и тем самым способствовать ее развитию, которому помогали заграничные деньги. В экономической политике царизма конца 19 - начала 20 века, было немало сильных сторон. В те годы Россия уверенно завоевала позиции на рынках Дальнего и Среднего Востока, тесня там своих соперников. Однако, эта политика оставалась внутренне противоречивой. И не только потому, что в ней преобладали административные меры и недооценивалось значение частного предпринимательства. Главное заключалось в том, что самому курсу правительства не хватало сбалансированности между потребностями промышленности и сельского хозяйства.
Несбалансированность
хозяйства стала одной из причин экономического
кризиса начала 20 столетия, который затем
сменился длительной "депрессией"
1904-1908 годов. С 1909 по 1913 год начинается
экономический подъем. В результате прошедшего
кризиса слабые, маленькие предприятия
разорились, ускорился процесс концентрации
промышленного производства. В 80 - 90 годы
временные предпринимательские объединения
замещаются крупными монополиями; картелями,
синдикатами (Продуголь, Проднефть и т.д.).
Одновременно с этим идет укрепление банковской
системы (Русско-Азиатский, Петербургский
международный банки). В начале 20 века
Россия являлась средне развитой страной.
Наряду с высоко развитой индустрией в
экономике страны большой удельный вес
принадлежал ранне - капиталистическим
и полуфеодальным формам хозяйства - от
мануфактурного до патриархально-натурального.
Русская деревня как в зеркале отражала
пережитки феодализма: крупные помещичьи
землевладения, отработки, являющие собой
прямой пережиток барщины. Крестьянское
малоземелье, община с её переделами тормозили
модернизацию крестьянского хозяйства.
Социально - классовая
структура страны отражала
Дворянство, которое
сосредоточило более 60% всех земель,
было главной опорой
Крестьянство
включало около 75% населения страны.
Оно состояло из: кулаков (20%), середняков
(30%), бедняков (50%). И, естественно,
между ними возникали
Наемные рабочие, в начале 20 века, составляли около 17 млн. человек. Этот класс был не однороден. Большая часть рабочих состояла из недавно пришедших в город крестьян, еще не потерявших связь с землёй. Ядром этого класса стал фабрично-заводской пролетариат, насчитывавший более трёх миллионов человек.
Политическим строем в России оставалась абсолютная монархия. Хотя в 70ых годах 19 века был сделан шаг по пути превращения государственного строя в буржуазную монархию, царизм сохранил все атрибуты абсолютизма. Закон гласил: " Император российский есть монарх самодержавный и неограниченный ".Высшим судебным органом был сенат. Исполнительная власть осуществлялась двумя министерствами, контролируемыми комитетом министров.
Особой проблемой
в эти годы был национальный
вопрос. Около 57% населения России
были не русского
В эти же годы Россия вмешивается в борьбу за передел рынков сбыта. Война между Россией и Японией за господство на рынке сбыта в Китае, закончившаяся поражением России, четко показала неподготовленность русской армии и слабость экономики.
С поражением
в войне в стране нарастает
революционная ситуация ( 1905-1907 года
). России требовались как политические,
так и экономические реформы, которые
смогли бы укрепить и оздоровить экономику.
Вожаком этих реформ должен был быть человек,
для которого важна была судьба России.
Им стал Пётр Аркадьевич Столыпин.
Глава 1. Политическая карьера Столыпина.
Служебный путь, проделанный Столыпиным в провинции, был обычным, не отличающимся от карьеры других чиновников, ставших губернаторами. Происходя из старинного дворянского рода, Столыпин, окончив Виленскую гимназию, поступает на физико-математический факультет Петербургского университета. После его окончания служит в министерстве государственного имущества, но спустя год переводится в МВД предводителем дворян в Ковенскую губернию. Такому назначению Столыпин был рад. Много общаясь с крестьянами, он понимал их говоры: о земле, о ведении хозяйства. Его дочь писала: "Мой отец любил сельское хозяйство… ".
Через 10 лет Столыпин назначается ковенским губернатором. В 1902 году - гроднецким губернатором.
В 1902 году Столыпин
участвует в совещании о
В марте 1903
года П. А. Столыпина
В апреле 1906 года
Столыпин назначается
Глава 3. Столыпин и Дума.
П.А.Столыпин пришел к власти в переломный момент, когда в правящих кругах происходил пересмотр политического курса. Новый курс представлял собой попытку царизма укрепить свою социальную опору, расшатанную революцией, сделав ставку на крестьянство.
Столыпину было
доверено обеспечить
Избранная первая
Дума оказалась наполовину
Дума была обречена и 8 июля 1906 года была распущена.
Вторая Дума
начала свою работу 20 февраля
1907 года, уже 6 марта Столыпин выступил
перед ней с правительственной
программой реформ, и дал понять,
что режим не намерен делиться
своей властью с "народным
представительством". 10 марта Столыпин
выступил с изложением
В это время в Думе шли дебаты по двум вопросам: аграрная политика и принятие чрезвычайных мер против революционеров . Правительство требовало осуждения революционного терроризма, но большинство депутатов отказались это сделать. Более того, 17 мая Дума проголосовала против "незаконных действий полиции".
Сомнения не было, что вторая Дума вскоре прекратит свое существование. Не было только предлога: его искали и вскоре нашли. С помощью двух правокаторов было состряпано обвинение социал-демократической фракции второй Думы в подготовке ее военного заговора.
Манифестом 3 июня
1907 года вторая Дума была
Избавившись от оппозиционной думы, Столыпин теперь мог проводить политику авторитарную и консервативную, основанную на твердой решимости обновить страну и укрепить власть. Для этого почва была подготовлена новым избирательным законом.
Думский справочник
1916 года показывает такую картину:
Новый избирательный
закон, обнародованный также 3
июня 1907 года, делал откровенную
ставку на помещиков и крупную
буржуазию. С этой целью закон
резко увеличивал от курии
землевладельцев, получивших 50 % мест.
Очень ловкий ход был сделан
правительством против кадетов
в пользу октябристов:
В третьей Государственной Думе скопилось два большинства. При голосовании за явно консервативные проекты фракция октябристов (154 депутата) голосовала вместе с фракциями правых и националистов (147 депутатов), а при голосовании за проекты реформ буржуазного характера те же октябристы объединялись с кадетами и примыкавшими к ним фракциями. Существование двух блоков в Думе позволяло Столыпину проводить политику лавирования между помещиками и крупной буржуазией.
Создание третьеиюньской системы, которую олицетворяла третья Дума, наряду с аграрной реформой было вторым шагом превращения России в буржуазную монархию (первым шагом была реформа 1861 года).
Социально-политический смысл сводится к тому, что Дума "крестьянская" превратилась в Думу "господскую".
16 ноября 1907 года, спустя
две недели после начала
Второй центральной
задачей правительства Столыпин
объявил проведение аграрного закона
9 ноября 1906 года, являющегося "коренной
мыслью теперешнего правительства...".
Глава 4. Столыпинская реформа.
Целей у реформы
было несколько: социально-
Первый шаг в этом направлении был сделан в 1861 году. Тогда аграрный вопрос решался за счёт крестьян, которые платили помещикам и за землю, и за волю. Аграрное законодательство 1906-1910 годов являлось вторым шагом, при этом правительство, чтобы упрочить свою власть и власть помещиков, снова пыталось решить аграрный вопрос за счёт крестьянства.
Новая аграрная политика проводилась на основе указа 9 ноября 1906 года.
Обсуждение указа
9 ноября 1906 года началось в Думе
23 октября 1908 года, т.е. спустя
два года после того, как он
вошел в жизнь. В общей
После принятия указа 9 ноября Думой он с внесёнными поправками поступил на обсуждение Государственного Совета и так же был принят, после чего по дате его утверждения царем стал именоваться законом 14 июня 1910 года. По своему содержанию это был, безусловно, либеральный буржуазный закон, способствующий развитию капитализма в деревне и, следовательно, прогрессивный.