Административная и судебная реформы Екатерины II

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2011 в 08:20, контрольная работа

Описание работы

Цель моей контрольной работы – рассмотреть сущность основных реформ Екатерины II и проанализировать их значение для России.

Содержание

Введение ………………………………………………………………….3

1. Создание органов губернского и уездного управления по «Учреждению для управления губерний Всероссийской империи»……………………………………………………………..5

2. Судебная реформа Екатерины II…………………………………8

3.«Устав благочиния» и совершенствование структуры городской полиции……………………………………………………………12

4. Городская реформа Екатерины II………………………………14

Заключение ……………………………………………………………...18

Список используемой литературы……………………………………..20

Работа содержит 1 файл

административная и судебная реформы.doc

— 80.00 Кб (Скачать)

      Целый ряд дел рассматривался городскими полицейскими органами. Продолжала существовать и действовать вотчинная юстиция. 

 

3. «Устав благочиния»  и совершенствование  структуры городской  полиции. 

       Система полицейского управления обсуждалась  в процессе работы Уложенной комиссии, и проект был закончен к 1771 г. Предполагалось создать полицейские органы в  городах как аппарат для охраны «благочиния, покоя и добронравия».

       Сфера полицейского воздействия охватывала различные недозволенные поступки и формы городской жизни: нарушение порядка при богослужении, крестном ходе, проявление излишней роскоши, распутство, скорую езду, кулачные бои.

       Полиция подвергала цензуре книги и контролировала народные развлечения, чистоту города, рек, воды, съестных продуктов, наблюдала  за порядком торговли, санитарным состоянием и пр.

       В обязанности полиции входили  также организация городской  стражи, борьба с бродягами и грабителями, пожарами, нарушителями спокойствия  и тайными сборищами.

       Полиция принимала меры по обеспечению города продуктами питания, для соблюдения правил торговли на рынках, соблюдения мер и весов, правил содержания трактиров и наемных слуг.

       Наконец на полицию возлагались обязанности  по контролю за архитектурной планировкой  города, организацией праздников и  налогообложением.

       Материалы, разрабатываемые в комиссии, легли  в основу «Устава благочиния» 1782 г. По «Учреждению о губернии» 1775 г. предусматривалось создание специальных органов полицейского управления: нижних земских судов, возглавляемых земскими исправниками.

       С 1779 г. начинается работа над проектом «Устава о благочинии», которая была завершена в 1781 г. В 1782 г. Устав был опубликован. Он разделялся на четырнадцать глав, двести семьдесят четыре статьи.8

       Устав регламентировал структуру полицейских  органов, их систему и основные направления деятельности, перечень наказуемых полицией деяний. Главными источниками Устава стали: «Учреждение о губернии», материалы уложенной комиссии и иностранные полицейские нормы и правовые трактаты.

       Органом полицейского управления в городе стала Управа благочиния, коллегиальный орган, в который входили: полицмейстер, обер-комендант или городничий, приставы гражданских и уголовных дел, выборные от граждан ратманы-советники.

       Город делился на части и кварталы по числу зданий. В части главой полицейского управления был частный пристав, в квартале - квартальный надзиратель. Все полицейские чины вписывались в систему «Табели о рангах».

       Руководство полицией возлагалось на губернские власти: губернское правление решает все вопросы о назначении и  смещении  полицейских  должностей.  Сенат контролировал полицейское управление в столицах.

       Главная задача полиции определялась как  сохранение порядка, благочиния и добронравия. Полиция наблюдала за исполнением  законов и решением местных органов  власти, контролировала соблюдение церковных порядков, сохранение общественного спокойствия. Она наблюдала за нравами и развлечениями, принимала меры к сохранению «народного здравия», городского хозяйства, торговли и «народного продовольствия».

       Полиция пресекала мелкие уголовные дела, вынося по ним собственные решения, осуществляла предварительное следствие и розыск преступников 

4. Городская реформа  Екатерины II. 

      Правовой  статус городского населения, как особого  сословия, начал определяться еще  в конце XVII в. Затем создание органов городского самоуправления при Петре 1 (ратуши, магистраты) и установление определенных льгот для верхушки городского населения укрепили этот процесс. Дальнейшее развитие промышленности, торговли и финансов (как особых функций города) потребовало издания новых правовых актов, регулирующих эти сферы деятельности.

      В 1769 г. был- разработан проект положения  «О среднем роде людей» или правовом статусе мещанства. К этому сословию относились: лица, занимающиеся наукой и несущие службу (белое духовенство, ученые, чиновники, художники) лица, занятые торговлей (купцы, фабриканты, заводчики, владельцы судов и мореплаватели); прочие лица (ремесленники, мещане, работные люди).9

      «Средний  род» людей располагал полнотой государственных  прав, правом на жизнь, безопасность и имущество. Предусматривались судебные права, права на неприкосновенность личности вплоть до окончания судебного разбирательства, на защиту в суде.

      Мещане  освобождались от общественных работ, их запрещалось переводить в крепостное состояние. Они имели право свободного переселения, передвижения и выезда в другие государства, право на свой внутрисословный суд, на обзаведение домами, право выставлять вместо себя замену по рекрутскому набору.

      Мещане  имели право владения городскими и загородными домами, имели неограниченное право собственности на принадлежащее им имущество, неограниченное право наследования. Они получали право владеть промышленными заведениями (с ограничением их размеров и числа работающих на них), организовывать банки, конторы и пр.

      При подготовке «Жалованной грамоты  городам» (которая началась в 1780 г.) кроме материалов Уложенной комиссии были использованы другие источники: Цеховой  устав (1722 г.), Устав благочиния (1782 г.) и Учреждение для управления губернией (1775 г.), шведский Цеховой Устав и Положение о маклере (1669 г.), прусский Ремесленный устав (1733 г.), законодательство городов Лифляндии и Эстляндии.

      «Жалованная грамота городам» (полное название: «Грамота на права и выгоды городам  Российской Империи») была опубликована одновременно с «Жалованной грамотой дворянству» в апреле 1785 г. Она состояла из манифеста, шестнадцати разделов и ста семидесяти восьми статей.10

      Грамота закрепляла единый сословный статус всего населения городов независимо от профессиональных занятий и родов деятельности.

      Это вполне согласовывалось с идеей  создания «среднего рода людей». Единый правовой статус городского населения  основывался на признании города особой организованной территорией  с особыми же административной системой управления и видами занятий населения. Принадлежность к мещанскому сословию, по мысли законодателя, основывается, на трудолюбии и добронравии, является наследственным, связан с пользой, которую мещанство приносит отечеству (принадлежность к мещанству - не естественное явление, как принадлежность к дворянству). Лишение мещанских прав и сословных привилегий могло осуществляться по тем же основаниям, что и лишение сословных прав дворянина (также приводился полный перечень деяний).

      Личные  права мещан включали: право на охрану чести и достоинства, личности и жизни, право на перемещение и выезд за границу.

      К имущественным правам мещанства  относились: право собственности  на принадлежащее имущество (приобретение, использование, наследование), право  владения промышленными предприятиями, промыслами, право на ведение торговли. Все городское население делилось на шесть категорий:

      1)  «настоящие городские обыватели», имеющие в городе дом и иную недвижимость;

      2)  записанные в гильдии купцы (1 гильдия - с капиталом от десяти до пятидесяти тысяч рублей, II - от пяти до десяти тысяч рублей, III-от одной до пяти тысяч рублей);

      3) состоявшие в цехах ремесленники;

      4) иногородние и иностранные купцы;

      5) именитые граждане (капиталисты  и банкиры, имевшие капитал  не менее пятидесяти тысяч  рублей, оптовые торговцы, судовладельцы, состоящие в городской администрации, ученые, художники, музыканты); 6) прочее посадское население.11

      Купцы 1 и II гильдий пользовались дополнительными  личными правами, освобождались  от телесных наказаний, могли владеть  крупными промышленными и торговыми предприятиями. От телесных наказаний освобождались и именитые граждане.

      Права и обязанности ремесленников  регламентировались внутрицеховыми правилами  и «Уставом о цехах».

      За  городскими жителями, как и за дворянством, признавалось право корпоративной организации. Горожане составляли «общество городское» и могли собираться на собрания с санкции администрации.

      Горожане  избирали бургомистров, заседателей-ратманов (на три года), старост и судей  словесных судов (на год).

      Собрание  могло обращаться с представлениями к местным властям и наблюдать за соблюдением законов. За городским обществом признавалось право юридического лица. Участие в обществе ограничивалось имущественным цензом (уплата годового налога размером не менее пятидесяти рублей) и возрастным цензом (не моложе двадцати пяти лет).

      В городе создавалась общая городская  дума, в которую входили избранные  городской голова и гласные (по одному от каждой из шести категорий горожан  и пропорционально частям города).

      Общая городская дума образовывала свой исполнительный орган - шестигласную городскую думу из числа гласных, в заседаниях которой участвовал один представитель от каждой категории. Председательствовал городской голова.

      В компетенцию городской думы входили: обеспечение в городе тишины, согласия и благочиния, разрешение внутрисословных споров, наблюдение за городским строительством. В отличие от ратуш и магистратов судебные дела не входили в ведение городской думы - их решали судебные органы. 
 

 

Заключение 

       В целом для эпохи «просвещенного абсолютизма» характерно противоречие между словом и делом, попыткой воспринять передовые для того времени идеи и стремлением укрепить и усилить реакционные феодально-крепостнические учреждения. Во второй половине XVIII в. уже раздавались голоса о невыгодности земледелия, основанного на подневольном труде; еще со времен Петра I общим было порицание продажи крепостных в розницу, без семьи и без земли; нередки были сетования на расточительных и жестоких помещиков. Однако защитить крепостного от помещичьего произвола можно было, лишь ограничив право собственности и господскую власть помещиков, на что самодержавие не пошло именно из-за его органической связи с крепостничеством; в период завершения строительства военно-бюрократического аппарата феодально-абсолютистскому государству нужны были не столько помещики – «рачительные хозяева», сколько полновластные надсмотрщики над многомиллионными массами подневольного крестьянства.

       В процессе и в результате «примерки» к общественному сознанию господствующего  класса освободительных идей выработался особенный тип вольтерьянца-крепостника, знающего новинки просветительской литературы Запада, восхищающегося свободой античных республик, конституционными порядками Англии и Голландии, сочувственно следящего за борьбой народа Соединенных Штатов, осуждающего торговлю неграми в Америке, но непримиримо враждебного к самой мысли о признании человеческого достоинства принадлежащих ему крепостных, предоставлении им хоть каких-нибудь прав, ослаблении его господской власти и собственности на людей. Если официальной доктриной «просвещенного абсолютизма» были либеральные идеи Просвещения, то подлинной его идеологией стал макиавеллизм: «Во всем должно иметь и лисий хвост и волчий рот», – поучала Екатерина II своих высших сановников.

       В самом общем виде, итоги политики просвещенного абсолютизма можно  свести к следующему: укрепилось и  модернизировалось самодержавие, оживилась  общественная жизнь, появились зачатки  гражданского общества. Усилилось крепостничество, но впервые был поставлен вопрос о смягчении или даже отмене крепостного права, зародились понятия свободы и прав личности. Политика «экономического либерализма» правительства способствовала зарождению капиталистического уклада и началу разложения крепостнических отношений.  
 

 

Список используемой литературы. 

Информация о работе Административная и судебная реформы Екатерины II