Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2010 в 08:30, реферат
Ацте́ки (асте́ки) (самоназв. mēxihcah [meː'ʃiʔkaʔ]) — индейская народность в центральной Мексике. Численность свыше 1,5 млн человек. Цивилизация ацтеков (XIV—XVI века) обладала богатыми мифологией и культурным наследием. Столицей империи ацтеков был город Теночтитлан, расположенный на озере Тескоко (Тешкоко) (исп. Texcoco), там, где сейчас располагается город Мехико.
1 Терминология
2 Легенды и традиции
3 Империя
4 Ацтекское общество
4.1 Структура классов
4.2 Рабство
4.3 Развлечения и игры
5 Обучение
6 Одежда
7 Питание
8 Жертвоприношения
9 Каннибализм
10 Поэзия
11 Современные ацтеки
12 Библиография
12.1 Ацтекская группа источников
12.2 Испанские источники
12.3 Литература
13 См. также
14 Примечания
15 Ссылки
Ацте́ки (асте́ки) (самоназв. mēxihcah [meː'ʃiʔkaʔ]) — индейская народность в центральной Мексике. Численность свыше 1,5 млн человек. Цивилизация ацтеков (XIV—XVI века) обладала богатыми мифологией и культурным наследием. Столицей империи ацтеков был город Теночтитлан, расположенный на озере Тескоко (Тешкоко) (исп. Texcoco), там, где сейчас располагается город Мехико.Содержание
1 Терминология
2 Легенды и традиции
3 Империя
4 Ацтекское общество
4.1 Структура классов
4.2 Рабство
4.3 Развлечения и игры
5 Обучение
6 Одежда
7 Питание
8 Жертвоприношения
9 Каннибализм
10 Поэзия
11 Современные ацтеки
12 Библиография
12.1 Ацтекская группа источников
12.2 Испанские источники
12.3 Литература
13 См. также
14 Примечания
15 Ссылки
[править]
Терминология
На языке науатль,
родном языке ацтеков, слово «ацтек» означает
буквально «некто из Ацтлана», мифического
места, расположенного где-то на севере[1].
Современное использование слова «ацтеки»
как термина, объединяющего народы, связанные
торговлей, обычаями, религией и языком,
было предложено Александром фон Гумбольдтом
(Alexander von Humboldt) и заимствовано мексиканскими
учеными XIX века как средство отличать
современных им мексиканцев от коренного
индейского населения.
Сами ацтеки называли себя «меши́ка», или «тено́чка» и «тлальтело́лька» — в зависимости от города происхождения (Теночтитлан, Тлателолько). Что касается происхождения слова «мешика» (аст. mexica, от которого, собственно, и происходит слово «Мексика»), то высказываются весьма различные версии его этимологии: слово «Солнце» в языке науатль, имя вождя ацтеков Мешитли (Мекситли, Мекштли), тип водоросли, произрастающей в озере Тескоко. Самый известный переводчик с языка науатль, Мигель Леон-Портилья (исп. Miguel León-Portilla), утверждает, что это слово означает «середина луны» — от слов metztli (Мекстли, Мецтли, Мештли, Метчтли — Луна) и xictli (середина). Самоназвание «теночки», возможно, происходит от имени Теноча — ещё одного легендарного вождя.
[править]
Легенды и традиции
Основная статья:
Мифология ацтеков
Культура ацтеков
связывается с культурным комплексом,
известным как науа (nahua) из-за общего языка.
Согласно легенде,
различные группы, которые впоследствии
стали ацтеками, пришли в долину
Анауак вокруг озера Тескоко с
севера. Место расположения этих долины
и озера известны наверняка — это сердце
современного Мехико, но достоверно неизвестно,
откуда происходит народ ацтеков.
Легенда гласит,
что предки ацтеков пришли с севера,
из места, называемого Ацтлан, и принадлежали
к последнему из семи науатлаков (аст.
nahuatlaca, «говорящие на науатле», от слова
«tlaca», означающего «человек»). По легенде,
ацтеков вел бог Уицилопочтли (аст. Huitzilopochtli),
что означает «колибри левой стороны»,
«колибри-левша». Общеизвестна легенда
об орле, сидевшем на кактусе на острове
посреди озера и поедавшем змею, — образ
из пророчества, гласившего, что именно
в таком месте должно основать новый дом.
Эта сцена — орел, поедающий змею, — изображена
на мексиканском флаге.
Итак, в 1256 г. ацтеки
остановились на скале, омываемой родником
и окружённой зарослями ауэуете. Это был
Чапультепек, тогда — лес. Перед ними простиралось
озеро Тескоко.
К приходу ацтеков
земли вокруг озера Тескоко давно
были поделены между прибрежными
городами-государствами. Признав верховную
власть правителя города Аскапоцалько,
ацтеки обосновались на двух небольших
островах и построили Тлателолько (Тлальтелолько).
Теночтитлан (город Теноча) был основан
в 1325 г. Со временем он стал большим искусственным
островом, теперь это место — центр Мехико.
Согласно легенде,
когда ацтеки прибыли в долину Анауак,
местное население считало их самой нецивилизованной
группой, но ацтеки решили учиться; и они
взяли все знания, какие только могли,
от других народов, — большей частью от
древних тольтеков (которых они могли
путать с более древней цивилизацией Теотиуакана).
Для ацтеков тольтеки были создателями
всей культуры, слово «тольтекайотль»
было синонимом культуры. Легенды ацтеков
отождествляют тольтеков и культ Кетцалькоатля
с мифическим городом Толлан (современная
Тула, штат Идальго, Мексика), который они
также отождествляли с более древними
теотиуаканами.
Ацтеки переняли
и совместили некоторые традиции
со своими собственными; среди них
и миф о сотворении мира, описывающий
четыре великих эпохи, каждая из которых
закончилась вселенской катастрофой.
Наша эра — Науи-Оллин (аст. Nahui-Ollin), пятая
эпоха, пятое солнце или пятое сотворение,
— избежала разрушения благодаря самопожертвованию
бога Нанауатля, что значит «весь в ранах»
(по-русски обычно переводится «весь в
бубонах»; самый малый и смиренный бог,
страдавший от болей, вызванных тяжкой
болезнью; он превратился в Солнце). Этот
миф связан с древним городом Теотиуаканом
(букв. «место превращения в бога»), который
уже был покинут и заброшен в те времена,
когда в долину современного Мехико пришли
ацтеки.
Другой миф описывает Землю как создание двух богов-близнецов — Тескатлипоки (аст. Tezcatlipoca) и Кетцалькоатля. Тескатлипока потерял стопу при создании мира, поэтому изображается без стопы и с обнажённой костью. В некоторых разновидностях культа Кетцалькоатля также называют белым Тескатлипокой.
[править]
Империя
Ацтекская империя
Эволюция территориальных
владений ацтеков
Ацтекская империя,
подобно большинству
Хотя города
под властью ацтеков облагались
большой данью, раскопки показывают
устойчивый рост благосостояния простолюдинов
после подчинения этих городов. Торговля
велась даже с вражескими городами. Единственный
народ, одержавший победу над ацтеками,
— пурепеча (аст. purépecha) — был главным
производителем медных топоров.
Основным управленческим
вкладом ацтеков стала система коммуникаций
между завоёванными городами. В Месоамерике
не было тягловых животных и колесных
транспортных средств, и дороги строились
для передвижения пешком. Обычно строительство
дорог было частью дани. За дорогами постоянно
следили, так что даже женщины могли путешествовать
в одиночку; путешественники могли отдохнуть,
принять пищу и даже посетить уборную
каждые 10—15 километров. Также по этим
путям постоянно курсировали гонцы (пайнани),
державшие ацтеков в курсе последних событий.
Создание империи
ацтеков привело к одному из крупнейших
демографических взрывов: население Месоамерики
увеличилось с 10 до 15 миллионов человек.
Самого важного
чиновника правительства
C 1397 по 1487 гг. империю
возглавлял Тлакаэлель (Tlahcaélel с
науатля — «отважное сердце»).
Он мог стать тлатоани (аст. tlahtoani),
но предпочёл остаться в тени циновки
ягуара. Тлакаэлель был племянником тлатоани
Ицкоатля (аст. Itzcoatl) и братом Чимальпопоки
(аст. Chimalpopoca) и Мотекусомы Ильуикамина
(аст. Motecuhzoma Ilhuicamina) и носил титул «Сиуакоатль»
(Чиуакоатль; аст. Cihuacóatl, в честь богини
Чиуакоатль, эквивалент советника); как
написано в рукописи Рамиреса, «что приказывал
Тлакаэлель, осуществлялось как можно
скорее». Это был жёсткий реформатор; он
создал новую структуру управления страной,
приказал сжечь большинство ацтекских
книг, утверждая, что все они лживы, и переписал
историю ацтеков. Кроме того, Тлакаэлель
реформировал религию, поставив племенного
бога Уицилопочтли на один уровень с древними
богами Тлалоком, Тескатлипокой и Кетцалькоатлем.
К его же подвигам относят (возможно, преувеличивая)
введение обычая «цветочных войн» и установление
постоянных человеческих жертвоприношений
для того, чтобы Солнце продолжало двигаться
по небу [2]. Эти установления послужили
скорейшему падению ацтекской империи
во времена Конкисты и похода Кортеса.
К моменту Конкисты государство ацтеков занимало территорию от Мексиканского залива до Тихого океана, от устьев рек Бальсас и Панукодо до земель майя. Отдельные колонии существовали на землях современных Гватемалы, Перу, Колумбии и Венесуэлы. С другой стороны, город-государство Тласкала на севере долины Пуэбло не подчинилось ацтекам.
[править]
Ацтекское общество
Ацтекский воин-ягуар
[править]
Структура классов
Традиционно общество
разделялось на два социальных слоя,
или класса: масеуалли (аст. macehualli, люди),
или крестьянство, и пилли (аст. pilli), или
знать. Изначально статус знати не передавался
по наследству, хоть у сыновей пилли был
лучший доступ к ресурсам и обучению, так
что им было проще стать пилли. Со временем
социальный статус стал наследоваться.
Подобным образом ацтекские воины становились
пилли благодаря своим воинским достижениям.
Только те, кто брал пленников в войне,
могли стать постоянными воинами; и со
временем воинская слава и награбленное
в войне делали их пилли. Как только ацтекский
воин захватывал четверо или пятеро пленников,
его называли текиуа (аст. tequiua), и он мог
получить ранг Орла или Ягуара [3]; позже
он мог получить ранг тлакатеккатль (аст.
tlacateccatl) или тлакочкалькатль (аст. tlacochcalcatl).
Чтобы стать тлатоани, нужно было захватить
хотя бы 17 пленных. Когда юноша достигал
совершеннолетия, он не стригся до тех
пор, пока не захватит своего первого пленника;
иногда двое или трое юношей объединялись
для этого, тогда их называли ияк (аст.
iyac). Если после прошествия определенного
времени — обычно трех битв — они не могли
взять пленника, они становились масеуалли
(аст. macehualli); считалось позором быть воином
с длинными волосами, означающими отсутствие
пленных; однако находились и такие, кто
предпочитал быть масеуалли.
Богатая воинская
добыча привела к появлению третьего
класса, не являвшегося частью традиционного
общества ацтеков: почтека (аст. pochtecatl),
или торговцы. Их деятельность не была
исключительно коммерческой; почтека
также были хорошими лазутчиками. Воины
их презирали, однако так или иначе отдавали
им награбленное в обмен на одеяла, перья,
рабов и другие товары.
В поздние годы
империи понятие масеуалли
Раскопки некоторых ацтекских городов показывают, что большинство предметов роскоши было произведено в Теночтитлане. Необходимо больше исследований, чтобы установить, верно ли это для остальных районов; но если торговля была так важна для ацтекского хозяйства, как это представляется, это может объяснить возвышение почтека как влиятельного класса.
[править]
Рабство
Рабы, или «тлакотин»,
также составляли важный класс, отличавшийся
от военнопленных. Это рабство также
сильно отличалось от того, что наблюдалось
в европейских колониях, и имело много
общего с рабством классической древности.
Во-первых, рабство было личным, не передаваемым
по наследству, дети раба были свободны.
У раба могла быть личная собственность
и даже собственные рабы. Рабы могли купить
свою свободу, и рабы могли быть освобождены,
если они были способны доказать, что с
ними жестоко обращались, или у них были
дети от хозяев, или они были замужем за
своими владельцами.
Обычно при
смерти владельца те рабы, чья работа
высоко ценилась, освобождались. Остальные
рабы передавались как часть наследства.
Другой весьма
поразительный способ освобождения
раба был описан Мануэлем Ороско-и-Берра
(исп. Manuel Orozco y Berra): если на базаре раб
мог избежать пристального наблюдения
хозяина, выбежать за стены рынка
и наступить на человеческие экскременты,
он мог представить свое дело судьям, которые
освобождали его. Затем бывшего раба мыли,
давали ему или ей новую одежду (чтобы
он или она не носили одежду, принадлежащую
бывшему хозяину), и объявляли свободным.
А поскольку, в полную противоположность
порядкам в европейских колониях, человека
могли объявить рабом, если он пытался
предотвратить побег раба (если только
он не был родственником хозяина), никто
не пытался помогать владельцу поймать
раба.
Ороско-и-Берра
также пишет, что раба нельзя было продать
без его согласия, кроме случаев, когда
власти классифицировали раба как непослушного.
(Непослушность определялась по лени,
попыткам побега и плохому поведению).
Непослушных рабов заставляли носить
деревянные шейные кандалы с обручами
сзади. Кандалы были не просто знаком вины;
их устройство усложняло побег в толпе
или в узких проходах.
При покупке
закованного в кандалы раба покупателю
сообщали, сколько раз этого раба
перепродавали. Раба, проданного четырежды
как непослушного, могли продать на
жертвоприношение; такие рабы продавались
за более высокую цену.