Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2013 в 17:35, реферат
Начальной формой политической централизации в России явилась сословно-представительная монархия, сложившаяся на рубеже XV – XVI веков. В царствование Ивана Грозного, в середине XVI века, формируется орган сословного представительства – земский собор. Дальнейшая история земских соборов на протяжении второй половины XVI – XVII веков тесно связана с изменениями в социальной структуре и сословном строе, с развитием классовой борьбы, с эволюцией государственного аппарата.
Введение 3
1. Абсолютный режим 4
2. Земские соборы 7
3. Избранная рада. Реформы 11
Заключение 18
Библиографический список 19
Содержание
Введение 3
1. Абсолютный режим 4
2. Земские соборы 7
3. Избранная рада. Реформы 11
Заключение 18
Библиографический список 19
Начальной формой политической централизации в России явилась сословно-представительная монархия, сложившаяся на рубеже XV – XVI веков. В царствование Ивана Грозного, в середине XVI века, формируется орган сословного представительства – земский собор. Дальнейшая история земских соборов на протяжении второй половины XVI – XVII веков тесно связана с изменениями в социальной структуре и сословном строе, с развитием классовой борьбы, с эволюцией государственного аппарата.
Хотя и в семнадцатом столетии, накануне своего преобразования в империю, Московское государство продолжало развиваться, тем не менее в эту эпоху оно приобрело, по сравнению с предшествовавшим временем, черты законченности.
К чертам подобного рода прежде всего надо отнести закрепление разрядов населения за определенными обязанностями по отношению государства. Древняя Россия не знала сословий в западноевропейском смысле слова; отдельные же, подобные сословиям, классы представляли собой: высший – "служилые люди" различных наименований, "бояре", "дети боярские", "дворяне", а затем горожане и крестьяне. Все эти классы вначале располагали полной свободой распоряжения своей личностью. Служилые люди могли служить у какого угодно князя и уходить от него когда заблагорассудится. Крестьяне, не обладая земельным имуществом, свободно переходили с земли одного владельца на земли другого на чисто частноправных условиях. Горожане, по характеру деятельности более связанные с местом жительства, не были прикреплены к нему юридически.
Пока слагалась власть московских монархов, они терпели такой порядок; но как только власть эта окрепла, она вступила в борьбу с вольностями населения. Прежде всего последовали ограничения свободы служилых людей, хотя Московское государство им было многим обязано в своем возвышении. Иоанн III уничтожил право отъезда вольных слуг от московского монарха; при Иоанне IV отъезд считался уже государственной изменой. Вольные слуги стали невольными, обязанными военной и гражданской службой за вознаграждение земельное из государственных имуществ или жалованье. В противовес помнившим о своих вольностях служилым людям московские монархи поощряют образование особого класса "дьяков", письменных людей, выходивших из низших классов и допускаемых в администрацию наравне с представителями высшего класса.
Городское и сельское население
объединялось в московской России под
общим именем "тяглых" людей. Подобно
тому как "служилые" обязаны были
не выезжать из московских пределов и
служить, горожане и крестьяне "тянули
тягло" – несли бремя денежных
и натуральных повинностей, а
для обеспечения этого
Горожане – "посадские" были прикреплены к общине с 1613 г. Что же касается крестьян, то их история несколько сложнее. Они тянули "тягло" или находясь на государственных землях и подчиняясь непосредственно государству, или на землях частновладельческих, допуская между собой и государством посредников в лице собственников и владельцев земли. Прежде всего была ограничена свобода государственных "черных" крестьян; им было запрещено переходить с государственных земель на владельческие, а в XVI в. были прикреплены к местам своего жительства и остальные. Ввиду того, что число "черных" общин постоянно уменьшалось, в XVII столетии большинство крестьян находились в крепостной зависимости, от которой отличалась личная зависимость, рабство в точном смысле этого слова – "холопство"; позднее оба понятия смешались друг с другом.
Во главе этого закрепощенного населения стоял неограниченный монарх – сначала великий князь, потом царь. Неограниченная власть московских монархов называлась также "самодержавием", а монарх "самодержавцем" (с греческого – бэфпксЬфщс). Московское самодержавие фактически сложилось уже при Иоанне III и сыне его Василии, а при Иоанне Грозном в его переписке с князем Курбским получило даже некоторое теоретическое освещение. При своем образовании самодержавию приходилось долго сталкиваться с открытой и тайной оппозицией со стороны закрепощенных бывших вольных слуг – бояр. Даже позднее, когда царская власть окончательно сложилась, бояре перед избранием Михаила Романова пытались ограничить самодержавие в смысле большей неприкосновенности жизни и имущества подданных. Попытки эти, в отношении влияния на будущее, не имели успеха. Московское самодержавие в семнадцатом веке сохранилось в том же объеме, который был приобретен его созидателями. Зато династия Романовых отвела известную долю участия в высшем управлении боярам и народному началу – без ущерба, однако, своим самодержавным правам. Это участие выразилось в деятельности так называемой Боярской думы – коллегии государственных сановников и Земских соборов – собраний земских чинов. Эти учреждения являлись непосредственными помощниками монарха в делах законодательства, высшего управления и суда – советниками короны. Церковное управление также было подчинено монарху: великому князю и царю принадлежало право участия в выборе и низложении высших представителей церкви – епископов, митрополитов, патриархов. При Алексее Михайловиче высший со времен Феодора Ивановича чин церкви – патриарх в лице Никона пытался было провести во взаимных отношениях царей и патриархов теорию "двух мечей", но неудачно. Несмотря на фактическую полную неограниченность, существо самодержавия не было выражено в законе до конца бытия Московского государства.
Что касается преемства власти, то в московской России применялись два способа: наследование и избрание. Наследование в виде общего основания престолонаследия существовало в XIV, XV и XVI вв., причем оно выражалось в наследовании старшего сына – по обычаю или другого лица из среды династии – по завещанию монарха. С конца XVI века выступает принцип избрания сперва в исключительных случаях (Годунов, Шуйский, Владислав, Михаил), но затем сохраняется и при обычных условиях. Сын и законный преемник Михаила Федоровича Романова, царь Алексей, был избран земскими чинами в 1645 г.; по смерти сына Алексея, Федора народ выбрал брата его – Петра. Титул "царь" византийского происхождения (сокращенное Цезарь – Цесарь) и означал внешнюю независимость монарха. С Иоанна III московские самодержцы именовались еще "государями".
Среди советников неограниченного
монарха ближе к нему стояла Боярская
дума. Это учреждение за четырехсотлетний
период существования Московского
государства претерпело ряд существенных
изменений. В XIV в. князья московские считали
своей обязанностью советоваться с
боярами, которые при неуважении
к их личности могли покинуть своего
повелителя; в XV в. обязательство это
для монарха получает нравственный
характер, а в XVI в. московские самодержцы
его уже отрицают и силой заставляют
бояр отказываться от старых привилегий.
Бояре оказывают оппозицию, пытаются
ограничить абсолютную власть, но только
со второго десятилетия
Земские соборы – собрание земских чинов – имели для верховной власти в важнейших случаях то же, но только временное значение, как и Боярская дума. Возникновение этого учреждения относится к половине XVI в., но особое значение и развитие земские соборы получили в XVII столетии, когда на них избирались цари, обсуждались законопроекты (при содействии собора в 1648 году было издано "Уложение" – сборник законов, касающийся всех вопросов государственной жизни), высказывались суждения по вопросам внешней политики и проч. Между прочим земский собор обсуждал присоединение Малороссии (в 1653г.). На соборах присутствовали Боярская дума, высшее духовенство, некоторые высшие должностные лица, а затем представители различных разрядов "служилых" людей, посадских и свободных крестьян. Решения соборов не связывали монарха; тем не менее после 1653г. соборы более не созывались. Объясняется это тем, что в означенную эпоху правительство вступило на реформаторский путь и ему было неприятно наткнуться на возможное отрицательное отношение к нему со стороны консервативно настроенных масс населения.
Центральное подчиненное
управление осуществлялось при помощи
приказов. Возникновение этих учреждений
относится к началу XVI в., когда
отдельные высшие должностные лица
начали получать поручения заведовать
той или другой частью управления;
в помощь им назначались дьяки, а
иногда и особые "товарищи". В
канцелярии приказа работали писцы
– подьячие; приказы возникали
и уничтожались в зависимости
от потребностей управления без системы
и без теоретического установления
взаимных отношений или круга
власти. Одни из приказов заведовали определенными
разрядами дел (приказы Финансовые,
Посольский – для внешних сношений,
Разбойный – для дел уголовно-
Собор, являвшийся в XVI веке
«вполне законченным, выработанным
типом политического
Различные историки по – разному дают определение земских соборов. Обратим внимания на самые интересные из них.
В. О. Ключевский: земские соборы – это «особый тип народного представительства, отличный от западных представительных собраний».
С. Ф. Платонов: земский собор – это «совет всей земли», состоящий «из трех необходимых частей»: 1) «освященного собора русской церкви с митрополитом, позднее с патриархом во главе», 2) боярской думы, 3) «земских людей, представляющих собой различные группы населения и различные местности государства».
С. О. Шмидт: «...Соборы XVI века – это не представительные учреждения в обычном понимании, а скорее бюрократические». Соборы времени Ивана Грозного – «органы территориальной централизации, признак объединения земель под властью одного государя». Соборы были нужны «укрепляющемуся самодержавию как орудие сопротивления сохраняющийся еще феодальной раздробленности».
Р. Г. Скрынников считает, что Русское государство XVI века до земского собора 1566 года было самодержавной монархией с аристократической боярской думой, а с этого времени пошло по пути превращения в сословно – представительную монархию. До 1566 года соборные совещания «представляли сравнительно немногочисленную верхушку господствующего класса в лице членов боярской думы и руководства церкви». Участниками собора 1566 года были, «помимо бояр и церковников, многочисленные представители дворян, приказной бюрократии и купцов». Причину «расцвета соборной практики в мрачную эпоху опричнины» автор объясняет «первым серьезным кризисом опричной политики» и попытками монархии найти «непосредственную опору в более широких слоях господствующих классов, в среде дворянства и богатейшего купечества». Но «полоса компромисса» была кратковременной, на смену «пришел террор, надолго покончивший с соборной практикой».
1549 год можно считать
годом рождения земских
Земский собор возник в XVI веке как орган, долженствующий заменить кормленщиков. Это был «парламент чиновников». Форма земского собора, возможно, была навеяна городовыми советами, о существовании которых можно догадываться на основе докладов начала XVII века.
Земские соборы общегосударственного характера, требовавшие участия представителей господствующего класса всей земли, в какой – то мере заменили княжеские съезды и вместе с думой унаследовали их политическую роль. В то же время земский собор – это орган, пришедший на смену вечу, восприняв традиции участия общественных групп в решении правительственных вопросов, но заменив присущие ему элементы демократизма началами сословного представительства.
Типы соборов.
1. Соборы, занимающиеся вопросами общегосударственными. Так сказать «большой политики». Это земские соборы в полном смысле этого слова.
2. Совещания царя с войнами накануне походов. Их лучше именовать «войсковыми собраниями» (это название предложил Н. Е. Носов).
3. Третью группу соборов составляют такие, на которых разбирались дела как церковные, так и государственные, в частности судебные.
4. Была, очевидно, еще одна категория собраний, на которых Иван IV обращался с воззваниями или политическими декларациями к людям разных чинов.
Периодизация земских соборов.
Историю земских соборов можно разделить на 6 периодов.
1) Время Ивана Грозного (с 1549 года). Соборы, созываемые царской властью, уже сложились. Известен и собор, собранный по инициативе сословий (1565 год).
2) Со смерти Ивана Грозного до падения Шуйского (с 1584 до 1610 года). Это время, когда складывались предпосылки гражданской войны и иностранной интервенции, начинался кризис самодержавия. Соборы выполняли функцию избрания на царство, причем иногда становились орудием враждебных России сил.
3) 1610 – 1613. Земский собор при ополчениях превращается в верховный орган власти (и законодательной, и исполнительной), решающий вопросы внутренней и внешней политики. Это время, когда земский собор играл наиболее крупную и наиболее прогрессивную роль в общественной жизни.
4) 1613 – 1622. Собор действует почти непрерывно, но уже в качестве совещательного органа при царской власти. Через них проходит вопросов текущей действительности. Правительство стремится опереться на них при проведении финансовых мероприятий (сбор пятинных денег), при восстановлении подорванного хозяйства, ликвидации последствий интервенции и предотвращении новой агрессии со стороны Польши.