Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 00:38, курсовая работа
Абсолютизм (от лат. absolutus-независимый, неограниченный) – неограниченная монархия, форма правления, при которой верховная власть принадлежит всецело и нераздельно (неограниченно) королю, царю, импера-тору, который “издает законы, назначает чиновников, собирает и расходует народные деньги без всякого участия народа в законодательстве и в контроле за управлением” (Ленин). При абсолютизме. достигается наибольшая степень государственной. централизации, создаётся разветвлённый бюрократический аппарат (судебный, налоговый и т. д. ), большая постоянная армия и полиция; деятельность типичных для сословной монархий органов сословного предста-вительства или прекращается или теряет прежнее значение.
1. Введение
2. Государственный строй
3. Реформы Ришелье
4. Реформы Людовика XIII
5. Реформы Людовика XIV
6. Реформы Людовика XVI
7. Заключение
Содержание
1. Введение
2. Государственный строй
3. Реформы Ришелье
4. Реформы Людовика XIII
5. Реформы Людовика XIV
6. Реформы Людовика XVI
7. Заключение
Введение
Абсолютизм (от лат. absolutus-независимый, неограниченный) – неограниченная монархия, форма правления, при которой верховная власть принадлежит всецело и нераздельно (неограниченно) королю, царю, импера-тору, который “издает законы, назначает чиновников, собирает и расходует народные деньги без всякого участия народа в законодательстве и в контроле за управлением” (Ленин).[1] При абсолютизме. достигается наибольшая степень государственной. централизации, создаётся разветвлённый бюрократический аппарат (судебный, налоговый и т. д. ), большая постоянная армия и полиция; деятельность типичных для сословной монархий органов сословного предста-вительства или прекращается или теряет прежнее значение.
Абсолютизм в разных странах происходил по-разному. Но всюду он возникал в переходную эпоху, когда достигался такой уровень экономического развития, при котором, как указывает Маркс “старые феодальные сословия разлагаются, а средневековое сословие горожан складывается в современный класс буржуазии”.[2]
Социальную опору абсолютизма составляет дворянство. В то же время государство приобретает при абсолютизме известную независимость от господствования дворянского класса, используя противоречия между ним и буржуазией, ещё не претендующей на захват власти, но экономически достаточно сильной, чтобы противопоставлять свои интересы интересам феодалов.
На определённом историческом этапе абсолютизм. играл в основном прогрессивную роль, борясь с сепаратизмом феодальной знати, подчиняя церковь государству, уничтожая остатки политической раздробленности и объективно содействуя т.о. экономическому единству страны, успешному развитию новых, капиталистических отношений и процессу формирования наций.
Абсолютная монархия, проводившая политику меркантилизма, ведшая торговые войны, прямо или косвенно содействовавшая процессу первоначального накопления, поддерживалась в этот период нарождавшейся буржуазией. Однако абсолютизм. действовал на пользу буржуазий лишь постольку, поскольку это было в интересах дворянства. Последнее получало от успешного экономического развития страны (которое на том этапе могло быть только капиталистическим) дополнительные доходы в форме налоговых поступлений, колоссально возросших при абсолютизме, так и непосредственно от оживления экономической жизни. Новые экономические ресурсы исполь-зовались абсолютизмом. также для укрепления военной мощи феодального государства в целях подавления народных движений (которые приобрели в этот период большой размах) и осуществления военные экспансии.
Все черты, характерные для А. в большинстве европейских стран, нашли наиболее законченное воплощение во Франции, где первые элементы абсолютизма. появились в кон. 15-нач. 16 вв., а расцвет относится ко времени Ришелье (первого министра Людовика XIII в 1624-1642) и особенно Людовика XIV (1643-1715).
Во 2-й пол. 18 в. характерной формой абсолютизма. в ряде стран Европы был просвещённый абсолютизм.[3] Особенности абсолютизма. в разных странах зависели во многом от соотношения сил дворянства и буржуазии, от степени влияния буржуазных элементов на политику абсолютизма. (в Германии, Австрийской монархии, России это влияние было значительно меньше, чем во Франции и особенно в Англии).
По мере укрепления капиталистического уклада абсолютизм, основной задачей которого оставалось сохранение устоев феодального порядка, постепенно утрачивал прогрессивный характер и становился тормозом дальнейшего развития капитализма.
В Англии, Франции абсолютизм. был уничтожен в ходе ранних буржуазных революций 17-18 вв. В этих революциях роль главной движущей силы играли крестьянские и плебейские массы[4]. В странах более замедленного капиталистического развития, где буржуазия в страхе перед усиливавшимся пролетариатом шла на сближение с дворянским абсолютистским господством (Германия, где полуабсолютистская монархия просуществовала вплоть до буржуазно-демократической Ноябрьской революций 1918; Россия, где абсолютизм был ликвидирован Февральской буржуазно-демократической революцией 1917).
Государственный строй
Верховная политическая власть при абсолютной монархии всецело переходит к королю и не делится им с какими-то государственными органами. Для этого королям необходимо было преодолеть политическую оппозицию феодальной олигархии и католической церкви, ликвидировать сословно-представительные учреждения, создать централизованный бюрократический аппарат, постоянную армию, полицию.
В 1614г. королем становится девятилетний сын Генриха IV Людовик XIII.
15 октября 1614 г. созываются последний раз до 1789 Генеральные Штаты – существующий во Франции с 1302 г. высший орган представительства трёх сословий из всех провинций (дворянства, духовенства, горожан и крестьян), которые показали свое полное бессилие этого учреждения, обусловленное рознью сословий.[5] Генеральные штаты обладали большим влиянием, благодаря имеющемуся у них праву на утверждение налогов.
Окончательное укрепление королевского абсолютизма во Франции осуществлялось при первом министре Людовика XIII, кардинале Ришелье, который говорил: "Моей первой целью было величие короля, моей второй целью было могущество королевства".[6]
Свою политическую программу Ришелье осуществил полностью. Была уничтожена политическая независимость гугенотов, за которыми согласно "Эдикту милости" 1629 г. сохранялось лишь право на исповедание протестантской религии". Правительство Ришелье жестоко подавляло любое выступление принцев и вельмож; были срыты укрепленные замки, воспрещены дуэли. Но привилегии дворян по отношению к третьему сословию и сеньориаль-ные права в отношении крестьян по-прежнему сохранялись.
Королевский совет стал центром управления; в его состав входили только чиновники. Ришелье создал прочную систему местного управления, находящуюся под строгим контролем центра. Не отменяя прежней пестроты территориального деления, он ввел наряду с ним новое деление на 34 округа, получившие название интендантских. В каждый из таких округов направлялись наделенные широкими полномочиями представители центральной власти - "интенданты его величества короля по делам полиции, суда и финансов". Интенданты подчинялись первому министру и не ограничивались в своей деятельности вопросами полицейского, судебного и финансового характера, а вмешивались и в другие дела местной администрации.
Ришелье вел также борьбу с парламентами. Особенно широкими правами обладал парижский парламент, который утверждал наиболее важные договоры, назначал регента в несовершеннолетие короля, регистрировал нормативные акты короля и имел право доводить до сведения монарха об их противоречиях обычаям страны или ранее изданным законам. Это право называлось правом ремонстра-ции, и парламент широко его использовал.
Изданный в 1641 г. эдикт разрешил парламенту представлять ремонстрации только по правительственным актам, касающимся финансов.
Важными органами центрального управления были различные советы при короле (совет внутренних дел, тайный совет, выполнявший функции кассационного суда по гражданским делам; совет финансов).[7] Высшим центральным органом по вопросам внутренней и внешней политики являлся государственный совет.
Кроме советов существовали королевские палаты: счетная палата, осуществлявшая финансовый контроль; палата акцизных сборов, которая ведала системой косвенных налогов; палата арсенала вооружения и др.
В целях упорядочения управления и разграничения функций были учреждены должности четырех статс-секретарей (министров): по иностранным делам, по делам двора, по военным делам и по морским делам.
Наиболее важное значение имел генеральный контролер финансов, ведению которого подлежали самые разнообразные дела (финансы, земледелие, промыш-ленность, торговля, пути сообщения, общественные работы и др.); ему же были подчинены интенданты.
Особое положение в системе центрального управления занимал канцлер, который возглавлял юстицию и председательствовал в отсутствие короля в различных советах; он скреплял печатью все королевские указы.
Важное место в системе абсолютизма занимала полиция. Устанавливается цензура книг, просматривается частная корреспонденция.
В 1641 г. была основана Французская академия, и правительство через нее контролировало интеллектуальную жизнь страны. Возникшая с 1631 г. периодическая печать ("Французская газета") была подчинена интересам правительственной политики.
Ришелье умер в 1642 г. в разгар 30-летней войны в Германии, в которой Франция участвовала с 1635 г. В 1643 г. умер Людовик XIII.
В период царствования Людовика XIV абсолютизм достиг наивысшего развития. При нем система централизации и бюрократизации абсолютского государства получила свое завершение: управление Францией сосредоточилось в руках короля и его чиновников.
Король Людовик XIV в 1661 г. упразднил должность первого министра. Парижский парламент получил предписание короля регистрировать все коро-левские указы. В 1673 г. король запретил парламенту представлять ремонстрации. Все провинциальные парламенты были подчинены губернаторам и еще более интендантам, являвшимися на местах всесильными представителями королевской власти.[8]
Областное и городское самоуправление пришло в полный упадок. Города окончательно утратили свое самоуправление, и муниципалитеты из выборных органов превратились в административные органы, назначаемые из центра.
Центральное правительство во второй половине XVII в. состояло из королевских советов (Верховного, Финансового, и др.) и государственных секретарей, каждый из которых имел свой аппарат чиновников.
При Людовике XIV главную роль в решении вопросов играли государст-венные секретари, лично докладывающие королю о положении дел в стране. На местах все находилось под контролем интендантов: муниципальные и военные дела, религия, образование, торговля, промышленность и земледелие.
Особо важное значение получила при Людовике XIV полицейская власть. В 1667 г. была учреждена должность генерал-лейтенанта полиции, в подчинении которого находились как общая полиция, так и политическая полиция с разветвленной системой тайного сыска.
В это время стала просматриваться система "приказов в запечатанных конвертах" ("летр де каше"), в которых за подписью короля сановникам вручался чистый бланк, в который можно было вписать любое имя и человека сажали в тюрьму и держали там без следствия и суда и без указания срока заключения.
И все же в первую половину царствования Людовика XIV, несмотря на колоссальную расточительность двора и короля, хозяйство страны быстро развивалось, освобожденное от смут и феодальной анархии. Большую роль в этом сыграл генеральный контролер финансов Кольбер (1661 - 1683 гг.), проводя политику меркантилизма: проводя политику всемерного поощрения отечественной промышленности, развития торговли, упорядочения финансов.[9]
После смерти Кольбера начинается преобладание военных интересов, что привело к колоссальному росту расходов. С ним растет налоговое бремя и начинается разорение страны и особенно крестьянства.
Основным налогом по-прежнему оставался прямой имущественный налог - талья. Духовенство и дворянство были свободны от нее, буржуазия сумела добиться ряда привилегий, уменьшавших размеры платежей, и вся тяжесть этого налога падала на крестьянство.
К концу правления Людовика XIV Франция оказалась разоренной. Государственный долг достигал 2,5 миллиарда франков, т.е. в 16 раз превышал годовой доход страны.
В период правления Людовика XV (1715 - 1774 гг.) кризис абсолютизма еще более усилился. Казна была пуста, королевские доходы сокращались; долг был так велик, что правительство с трудом уплачивало проценты.
Во второй половине XVIII в. дальнейший рост производительных сил во Франции был возможен лишь при условии глубоких радикальных преобразований. Французский абсолютизм превратился к этому времени в реакционную силу.
Все население Франции по-прежнему подразделялось на три сословия, причем первые два - духовенство и дворянство сохраняли все свои старинные привилегии. Буржуазия, крестьянство, все жители городов составляли третье сословие. Большая часть Франции управлялась посредством громоздкого бюрократического аппарата.
В условиях бесправия широких масс народа и административно-судебного хаоса в стране царил произвол, о чем, в частности, свидетельствовало широкое распространение упоминавшихся выше "приказов в запечатанных конвертах" ("летр де каше"). Посредством "летр де каше" министры, интенданты, придворные фавориты могли по своему усмотрению заключать в тюрьму без следствия и суда нежелательных лиц.
Армия рассматривалась наряду с церковью, судом и полицией как важнейшая опора трона. Командные должности в армии могли занимать только потомственные дворяне. Так, по военному регламенту 1781 г. лица, желавшие получить офицерский чин, обязаны были документально доказать свою принадлежность к дворянству в четырех предшествующих поколениях.[10]
Сам Людовик XV как-то смирился с упадком абсолютистской монархии, заявляя: "после нас хоть потоп". Следует сказать, что упадок королевского авторитета находил свое выражение в личности Людовика XV, который считался только со своими наслаждениями. На государство и на свою власть он смотрел, как на средство удовлетворения своих прихотей.
В 1774 г. королем Франции становится Людовик XVI, который был ленивым, безвольным человеком, мало интересующимся государственными делами.
В стране решающую роль играли бездарные ставленники придворной камарильи. Феодальная реакция 70-80 гг. привела к резкому обострению всех противоречий во французском государстве, к мощным народным движениям, к усилению идеологической борьбы, сложившейся во Франции в 1787 - 1789 гг. революционной ситуации.
Реформы Ришелье
Ришелье Арман Жан дю Плесси (Richelieu, Armand Jean du Plessis) (1585–1642гг.), французский государственный деятель. Полное имя и титул – Арман Жан дю Плесси, кардинал, герцог де Ришелье, прозванный «Красным карди-налом» (l'minence Rouge).[11] Сын Франсуа дю Плесси, сеньора де Ришелье (не при-надлежавшего, впрочем, к высшей знати), который выдвинулся при Генрихе III и стал великим прево, и Сюзанны де ла Порт, дочери члена парижского парламента. До 21 года предполагалось, что Арман, младший из трех братьев, последует по стопам отца и станет военным и придворным. Но в 1606 средний брат ушел в мо-настырь, отказавшись от епископства в Люсоне, которое обычно наследовалось членами семьи Ришелье. Единственное, что могло сохранить семье контроль над епархией, это вступление юного Армана в духовное звание, что и произошло 17 апреля 1607г.