Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Января 2012 в 13:41, контрольная работа
Реформы Екатерины II также были направлены на создание мощного абсолютического государства. Политика, проводимая ею в 60-х – начале 70-х гг., получила название политики просвещенного абсолютизма. Данная политика приближала момент перехода общественной жизни к новой, более прогрессивной формации.2
Время Екатерины II было временем пробуждение научных, литературных и философских интересов в русском обществе, временем зарождения русской интеллигенции.
Введение……………………………………………………………...............3
I. Реформы Петра I. Особенности утверждения абсолютизма в России……………………………………………………………. ………….4
Экономические преобразования………………………………….4
Влияние церковной реформы на утверждение абсолютизма………………………………………………………7
Влияние европеизации на процессы общественной жизни ………………………………………………………………………9
II. Реформы Екатерины II «Политика просвещенного абсолютизма»………………………………………………………………...12
Заключение…………………………………………………………………...16
Список использованной литературы………
1.3.Влияние европеизации на процессы общественной жизни.
Процесс европеизации России в эпоху Петра Великого – наиболее противоречивая часть Петровских реформ. Еще до Перта были созданы предпосылки широкой европеизации, заметно усилились связи с зарубежными странами, в Россию постепенно проникают культурные западноевропейские традиции, даже брадобритие уходит корнями в допетровскую эпоху. В 1687 г. была открыта Славяно-греко-латинская академия – первое высшее учебное заведение в России. И все же деятельность Петра была революционной. В.Я. Уланов писал: «Новым в постановке культурного вопроса при Петре Великом было то, что теперь культура была призвана созидательной силой не только в области специальной техники, но и в ее широких культурно-бытовых проявлениях, и не только в приложении к избранному обществу... но и по отношению к широким массам народа."
Важнейшим этапом в проведении реформ стало посещение Петром в составе Великого посольства ряда европейских стран. По возвращении Петр направляет много молодых дворян в Европу для изучения различных специальностей, главным образом доя овладения морскими науками. Царь заботился и о развитии образования в России. В 1701 г. в Москве, в Сухаревой башне открывается Школа математических и навигацких наук во главе с профессором Абердинского университета, шотландцем Форварсоном. Одним из преподавателей этой школы был Леонтий Магницкий - автор "Арифметики...». в 1711 г. в Москве появляется инженерная школа.
Петр стремился к тому, чтобы как можно скорее преодолеть возникшую еще со времен татаро-монгольского ига разобщенность России и Европы. Одним из ее появлений было разное летоисчисление, и в 1700 г. Петр переводит Россию на новый календарь – 7208 год становиться 1700-м, а празднование Нового года переноситься с 1 сентября на 1 января.
В 1703 г. в Москве выходит первый номер газеты «Ведомости» - первой русской газеты, в 1702 г. в Москву приглашается труппа Куншта для создания театра.
Происходили важные изменения в быту дворян, переделавшие российское дворянство "по образу и подобию» европейского. В 1717 г. выходит книга «Юности честное зерцало2 – своего рода учебник этикета, а с 1718 г. существовали Ассамблеи – дворянские собрания по образцу европейских.8
Однако нельзя забывать о том, что все эти преобразования исходили исключительно сверху, а потому были достаточно болезненны как для высших, так и для низших слоев общества.
Петр стремился сделать Россию европейской страной во всех смыслах этого слова и придавал большое значение даже самым мелким деталям процесса.
1.
Реформы Екатерины II.
«Политика просвещенного
абсолютизма»
В результате последнего в XVIII в. дворцового переворота, осуществленного 28 июня 1762 г., на русский престол была возведена жена Перта III, ставшая императрицей Екатериной II (1762-1796 гг.).
Екатерина II начала свое царствование с подтверждения Манифеста о вольности дворянства и щедрых одариваний участников переворота. Провозгласив себя продолжательницей дела Петра I, Екатерина направила все свои усилия на создание мощного абсолютического государства.
В 1763 г. была проведена сенатская реформа с целью упорядочения работы Сената, давно превратившегося в бюрократическое учреждение. Сенат был разделен на шесть департаментов с четко определенными для каждого их них функциями. В 1763-1764 гг. была осуществлена секуляризация церковных земель, с чем было связано сокращение (с 881 до 385) численности монастырей. Тем самым была подорвана экономическая состоятельность церкви, которая отныне стала полностью зависеть от государства. Начатый Петром I процесс превращения церкви в часть государственного аппарата был завершен.9
Экономическая
база государства значительно
Екатерина
получила престол незаконно и
только благодаря поддержке дворян-
За дворянством были закреплены сверхльготные условия для производства в офицерские чины, значительно возросли средства на содержание сословных дворянских учебных заведений. Одновременно с этим указы 60-х годов закрепляли всевластие помещиков и полное бесправие крестьян. Согласно Указу 1767 г. любая, даже справедливая жалоба крестьян на помещиков объявлялась тягчайшим государственным преступлением.
Так помещичья власть при Екатерине II приобрела более широкие юридические границы. 10
В отличии от своих предшественников Екатерина II была крупным и умным политическим деятелем, ловким политиком. Будучи хорошо образованной, знакомой с трудами французских просветителей, она понимала, что править старыми методами уже нельзя. Политика, проводимая ею в 60-х – начале 70-х гг. получила название политики просвещенного абсолютизма. Социально-экономической основой политики просвещенного абсолютизма явилось развитие нового капиталистического уклада, разрушавшего старые феодальные отношения.
Политика просвещенного абсолютизма была закономерным этапом государственного развития и несмотря на половинчатость проведенных реформ, приближала момент перехода общественной жизни к новой, более прогрессивной формации.
В течении двух лет Екатериной II была составлена программа нового законодательства в форме наказа для созываемой комиссии по составлению нового Уложения, так как Уложение 1649 г. устарело. «Наказ» Екатерины II явился итогом ее предшествующих размышлений над просветительской литературой и своеобразным восприятием идей французских и немецких просветителей. «Наказ» касался всех основных частей государственного устройства, управления, верховной власти, прав и обязанностей граждан, сословий, в большей степени законодательства и суда. В «Наказе» был обоснован принцип самодержавного правления: «Государь есть самодержавный; ибо никакая другая, как только соединенная в его особе власть, не может действовать сходно со пространством столь великого государства…» Гарантией от деспотизма, по мнению Екатерины, служило утверждение принципа строгой законности, а также обособление судебной власти от исполнительной и непрерывное связанное с ним преобразование судопроизводства, ликвидирующее устаревшие феодальные институты.
Программа экономической политики неизбежно ставила на первый план крестьянский вопрос, который имел важное значение в условиях крепостного права. Дворянство проявило себя как реакционная сила (за исключением отдельных депутатов), готовая любыми средствами отстоять крепостнические порядки. Купцы и казаки думали о приобретении привилегий на владение крепостными, а не о смягчении крепостной зависимости.
В 60-е годы был издан ряд указов, которые нанесли удар господствовавшей системе монополий. Указом 1762 г. разрешалось свободно открывать ситцевые фабрики и сахарные заводы. В 1767 г. была объявлена свобода городских промыслов, что имело большое значение. Таким образом, законы 60-70-х гг. создавали благоприятные условия для роста крестьянской промышленности и ее перерастания в капиталистическое производство.11
Время Екатерины II было временем пробуждения научных, литературных и философских интересов в русском обществе, временем зарождения русской интеллигенции. И хотя ею была охвачена лишь небольшая часть населения, это был важный шаг вперед. В царствование Екатерины появились и первые русские благотворительные учреждения. Екатерининское время - это период расцвета русской культуры, это время А.П. Сумарокова, Д.И. Фонвизина, Г.И. Державина, Н.И. Новикова, А.Н. Радищева, Д.Г. Левицкого, Ф.С. Рокотова, и др.
В ноябре 1796 г. Екатерины не стало. На престол воцарился ее сын Павел (1796-1801гг.). При Павле I утвердился курс на укрепление абсолютизма, максимальную централизацию государственного аппарата, усиление личной власти монарха.
Заключение
Главным итогом совокупности Петровских реформ стало установление в России абсолютизма, венцом которого стало изменение в 1721 г. титула российского монарха – перт объявил себя императором, а страна стала называться Российской Империей. Таким образом, было оформлено то, к чему шел Петр все годы своего царствования – создание государства со стройной системой управления, сильной армией и флотом, мощной экономикой, оказывающего влияние на международную политику. В результате Петровских реформ государство не было связано ничем и могло пользоваться любыми средствами для достижения своих целей. В итоге Петр пришел к своему идеалу государственного устройства – военному кораблю, где все и вся подчинено воле одного человека – капитана, и успел вывести этот корабль из болота в бурные воды океана, обходя все рифы и мели.
Роль Петра Великого в истории России трудно переоценить. Как бы не относиться к методам и стилю проведения им преобразований, нельзя не признать – Петр Великий является одной из самых знаменитых фигур мировой истории.
Все реформы Екатерины II были также направлены на создание мощного абсолютистского государства. Политика, проводимая ею, была названа "политикой просвещенного абсолютизма».
С одной стороны, Екатерина провозглашала передовые истины просветительской философии (особенно в главах о судопроизводстве и экономике), с другой – подтверждала незыблемость самодержавно-крепостнического строя. Укрепляя абсолютизм, она сохраняла самодержавие, внося лишь коррективы (большую свободу хозяйственной жизни, некоторые основы буржуазного правопорядка, мысль о необходимости просвещения), которые способствовали развитию капиталистического уклада.
Несомненной
заслугой Екатерины было введение повсеместного
народного образования.
Список
использованной литературы