- Рафаэль Санти является одним из ярчайших представителей эпохи Возрождения. В своих произведениях он воплотил представление о самых светлых и возвышенных идеалов гуманизма. Младший современник Леонардо да Винчи и Микеланджело, проживший короткую, но чрезвычайно насыщенную жизнь, он впитал в себя и синтезировал все достижения великих предшественников, создав свой идеал прекрасного, гармонично развитого человека в окружении величавой архитектуры или пейзажа. «Божественный Санцио» - именно так называли художника современники.
- Установить точную дату рождения великого живописца не удалось. По одним данным, он родился 26 или 28 марта 1483, по другим, - 6 апреля того же года в Урбино – маленьком горном городке области Марки, принадлежащим герцогам Ментефельтро. Его отец Джованни Санти был придворным художником и поэтом с весьма скромными художественными и поэтическими дарованиями. Благодаря положению отца, еще совсем юный Рафаэль получил свои первые художественные впечатления, часто посещая залы герцогского дворца, стены которого украшали выдающиеся произведения итальянских живописцев. Так формировался не только безупречный вкус будущего художника, но и его умение держать себя в кругах высшего общества, что некоторое время спустя во многом определило его материальное благополучие.
- Первые уроки Рафаэль получил от Джованни Санти. В этот период юноша пережил несколько сильных утрат. В 1491 после тяжелой болезни скончалась его любимая мать Маджиа. Выдержав положенное время траура, Джованни снова женился, и у Рафаэля появилась сестра Элизабетта. Однако наладившееся благополучие длилось недолго – 1 августа 1494 отец художника умер. Одиннадцатилетнего мальчика, оставшегося сиротой, взял на воспитание близкий родственник семьи Санти – священник Барталамео. Живейшее участие в судьбе талантливого ребенка принял и герцог Урбинский, оказывая ему всякую поддержку, позволяющую юному художнику продолжить образование.
- Сначала Рафаэль учился у живописцев Эванджелиста да Пьяндиелето и Тимотео делла Вити. Самыми ранними, сохранившимися до наших дней произведений мастера, считаются миниатюры «Сон рыцаря» и «Три грации». В них со всей полнотой отражаются гуманистические идеалы, проповедуемые мастерами Возрождения.
- Многому, научившись у своих учителей, в 1500 Рафаэль отправился в Перуджу – главный город Умбрии. Здесь он поступил в мастерскую Пьетро Перуджино – основоположника умбрийской художественно-изобразительной школы. Очень часто Рафаэль с учителем выполняли заказ вместе, работая над какой – либо картиной. У Перуджино юный художник воспринял плавность линий и свободу расположения фигур в пространстве, что стало характерной чертой построения композиций в произведениях зрелого периода мастера.
- Примерно в 1504 художник создал картину «Мадонна Конестабиле», в которой впервые приставил образ Мадонны, в дальнейшем занявший одно из ведущих мест в его творчестве.
- Не менее известным произведением Рафаэля, относящийся к раннему периоду его творчества, является алтарный образ «Обручение Марии», созданный в 1504.
В этот период
Рафаэль много работал над
созданием заказных малоформатных
картин для частых собраний знати. Очень
скоро он стал известен на всю страну.
- В поисках новых творческих идей в конце 1504 живописец переехал во Флоренцию. Во Флоренции он провел около четырех лет. В истории искусства этот период в его творчестве получил название «флорентийский». Рафаэль впитал в себя все важнейшие завоевания художников флорентийской школы, для которой было свойственно особое пластическое начало и широкий спектр тем. Молодой живописец, которому в то время шел двадцать второй год, досконально изучил доступные ему творения Микеланджело и Леонардо да Винчи. В их произведениях он нашел то, чего не было в умбрийской школе: оригинальный стиль создания образов, выразительную пластику фигур, более реалистичную передачу действительности. Погружение в творчество великих мастеров привело к изменению собственного стиля Рафаэля.
Это нашло
отражение в работах, созданных
им в 1505, например, в портретах известного
в то время мецената из Флоренции – Анджело
Дони и его жены Маддалены.
- Возможно, из-за вспыхнувших чувств особую значимость в его композициях приобрела лирическая тема материнской любви. Художник создал такие произведения, как «Мадонна в зелени», «Мадонна со щегленком», «Мадонна-садовница» и другие. Все эти работы имеют один и тот же тип построения композиции, состоящий из фигур Марии, Младенца, Христа и Крестителя, образующих на фоне прекрасного сельского пейзажа пирамидные группы.
После появления
этих полотен современники очень
скоро признали талант молодого художника,
а его имя оказалось в одном
ряду с выдающимися мастерами-живописцами
Возрождения.
- В 1508 по протекции своего земляка – знаменитого архитектора Браманте Рафаэль переехал в Рим, где оказался в числе художников, приглашенных к папскому двору. В то время город, украшенными многочисленными архитектурными постройками, начал заметно преобразоваться. Браманте построил собор Св. Петра, а Микеланджело, приостановив на время сооружение гробницы Юлия II, расписывал потолок Сикстинской капеллы. Постепенно вокруг Папы сформировался кружок поэтов и ученых, проповедующих высокие гуманистические принципы и идеи. В эту атмосферу и попал прибывший из Флоренции Рафаэль Санти. Здесь, в непосредственной близости к античному наследию, его талант приобрел новый размах и черты спокойного величия.
В Риме от Папы
Юлия II Рафаэль получил заказ на роспись
папских апартаментов в Ватиканском дворце
– так называемых станцев. Именно этот
период оказался переворотным в его жизни.
Работа, выполненная по заказу Папы Юлия
и сменившего его на посту Льва Х, поставили
имя живописца в один ряд с величайшими
мастерами поколения.
- Фрески для Ватиканского дворца были созданы в период с 1509 по 1517. Полотна Рафаэля разительно отличаются от подобных произведений других мастеров, прежде всего, своей масштабностью. Если раньше на одной стене располагалось несколько небольших композиций, то Рафаэль на каждой стене изобразил отдельное монументальное произведение. По проекту мастера фрески были дополнены разнообразными декоративными элементами: потолки украшены искусственным мрамором и позолотой, а пол расписан причудливым узором. Расставленные по своим местам и умело скомпонованные декоративные украшения создали ощущение гармонии, порядка и земного равновесия. Согласно заказу Папы, все фрески были объединены общей темой: прославлением католической церкви и е главы – римского первосвященника. Наряду с аллегорическими и библейскими образами во фресках запечатлены эпизоды из истории папства, а в композиции введены изображения Юлия II и его приемника Льва Х.
- Особый интерес представляют росписи «Станци делла Сеньятуры». Композиции фресок являются выражением четырех областей духовной деятельности человека. Так, «Диспут» представляет богословие, «Афинская школа» - философию, «Парнас» - поэзию, «Мудрость , Умеренность и Сила» - правосудие. Верхнюю часть каждой фрески венчает аллегорические изображение фигуры, олицетворяющей отдельный вид деятельности. В углах сводов расположены небольшие композиции, близкие по тематике той или иной фреске.
Программа росписи
этой станции построена на сочетании
библейских и древнегреческих сюжетов.
Переплетение мифологических, языческих
и светских тем, использованное в украшении
папских комнат, свидетельствует об отношении
людей эпохи Возрождения к религиозным
догмам. Фрески Рафаэля выражали приоритет
светского начала над церковно-религиозным.
- Однако из всех фресок, выполненных Рафаэлем для папской комнаты, самой совершенной является «Афинская школа», ставшая одним из величайших шедевров в истории живописи. Это произведение является образцом синтеза гуманистических идей Ренессанса и античной культуры. Его название достаточно условно, так как изображенные на нем философы не принадлежали к так называемой Афинской школе и были формально объединены художником. Таким образом, главной идеей фрески становиться стремление человека к познанию.
- Работы Рафаэля над росписью «Станца д’Элиодоро» (комната подписей) длилась с 1511 по 1514. Сюжетами для нее послужили библейские легенды из истории папства, приукрашенные рассказами, в которых главное место отводилось божественному провидению и чуду. Свое название комната получила после завершения фрески «Изгнание Элиодора». В основе ее сюжета лежит повествование о сирийском полководце Элиодоре, желавшем похитить богатства, хранящиеся в Иерусалимском замке, однако ему помешал небесный всадник. Фреска служила напоминанием о том, как войска Папы Юлия II разгромили и с позором изгнали из Папской области французскую армию.
- Однако это произведение не отличается силой выражения творческого замысла художника. Несколько более яркой и совершенной по композиционному строению является фреска «Месса в Больсене». Ее сюжет основан на истории о неверующем священнике, облатка которого окрасилась кровью во время проведения причастия. Свидетелями этого чуда в композиции Рафаэля стал Папа Юлий II и расположившиеся позади него кардиналы и стражники. Полотна отличает высокая степень естественности и натуральности в живописании героев.
- Столь же выразительной является фреска «Изведение Петра», изображающая сцену освобождения апостола Петра ангелом.
- Четвертая и последняя фреска в «Станце д’Элиодоро», впоследствии получившая название «Встреча Папы Льва I с Аттилой», была выполнен по эскизам Рафаэля его учениками – Джулио Романо и Франческо Пенни.
Со временем
вокруг Рафаэля, ставшего невероятно популярно
художником, сформировался большой
круг учеников и подражателей, которые
по эскизам мастера выполнили
большую часть росписей «Станци
д’Элиодоро».
- Римский период в творчестве живописца отмечен высокими достижениями в области портрета. Он создал образы Папы Юлия II, Папы Льва Х с кардиналами Людовиком Деи Росии и Джулиано Деи Медичи и другие. Эти произведения надолго остались настоящим каноном в создании портретов особ высокого ранга. Кроме того Рафаэль написал множество портретов своих друзей, а также изобразил несколько человек, чьи имена остались для нас загадкой.
К середине первого десятилетия
XVIвека Рафаэль оказался центральной фигурой
художественной жизни Рима. Возможно,
в связи с этим многие знатные люди Италии
желали видеть художника членом своей
семьи и упорно этого добивались. Бернардо
Довицио, кардинал Биббиена, будучи ближайшим
другом Рафаэля, много лет пытался женить
его. Рафаэль же прямо не отказывал кардиналу
в исполнении его желания, но всячески
тянул, говоря, что он хочет подождать
три или четыре года. По истечении этого
срока и неожиданно для Рафаэля кардинал
напомнил ему об обещанном. Тому, как человеку
воспитанному, волей – неволей пришлось
сдержать свое слово, и он согласился жениться
на одной из племянниц кардинала. Однако
в величайшей досаде тяготясь этими узами,
он все норовил оттянуть этот брак, который
спустя много месяцев все еще не был заключен.
Нужно отметить, что художник так
и не вступил в брак с племянницей
кардинала Биббиена Марией Доваци.
По одной версии, женщина умерла,
не дождавшись выполнения обещания, а
по другой, великий художник уже
тайно был женат на куртизанке
Форнарии, Маргарите Лути, и поэтому
не мог венчаться.
Позднеримский
период.
- В 1514 после смерти архитектора Донато Браманте живописца пригласили принять участие в качестве главного архитектора в реконструкции самого большого в мире христианского храма Св. Петра в Риме. Несмотря на то, что планы Рафаэля по перестройке собора не были осуществлены, он все-таки сумел зарекомендовать себя как первый архитектор Рима. К сожаленью, большинство построенных по проекту живописца сооружений до наших дней не сохранилось, поэтому трудно судить о масштабе гения Рафаэля Санти как талантливого зодчего.
Помимо занятий
живописью и архитектурой мастер
также курировал археологические
раскопки, проводившиеся тогда на
территории итальянской столицы
и ее окрестностей. Работая в Риме, Рафаэль
продолжал создавать произведения, воспевающие
Мадонну, но ее образы становились намного
сложнее и многогранней.
- В
1514 году художник написал один их своих шедевров – портрет «Донна Велата» («Дама под покрывалом»). Никто не знает имени женщины, написанной Рафаэлем, но возникшая в давние времена легенда утверждает, что перед нами – возлюбленная художника, прекрасная Форнарина. По словам Вазари, из-за нее Рафаэль отказался от выгодного брака с патрицианкой. Он был влюблен в эту простую женщину и всю жизнь вынужден был скрывать свои отношения с ней. Есть основания полагать, что черты лица прелестной римлянки по имени Форнарина повторены Рафаэлем в нескольких его работах: в «Сикстинской мадонне», в Марии Магдалине («Св. Цецилия»).
- В поздних произведениях художника прослеживается стремление к драматизму и реалистичности. Особое значение в творчестве Рафаэля имеет произведение «Мадонна в кресле», работая над которым была завершена примерно в 1516.
- В 1515 художник приступил к созданию полотна, которое позже принесло ему огромную славу. «Сикстинская Мадонна» ознаменовала собой наивысшую точку творческих достижений живописца. Этот алтарный образ долгое время считался самым совершенным произведением искусства, когда-либо созданным человеком. Картина была куплена в 1754 королем Фридрихом III Саксонским у церкви Сан-Сиксисто, в Пьяченце, за сумму, которая шокировала бы даже современного почитателя искусства.
- Последние годы своей жизни
Рафаэль был
на пике славы и признания. Даже многочисленные
ученики не справлялись с огромным
количеством заказов, поступающих
от римского Папы, знати и иностранных
монархов. Художник был полностью
поглощен новыми планами, масштабными
архитектурными и декоративными
работами. Рафаэль был богат, жил
в роскоши, не отказывал себе в
удовольствиях. Любимый всеми и
прославляемый соотечественниками,
мастер, скорее всего, был счастлив,
но судьбой ему была отпущена, увы,
короткая жизнь.
Согласно исследованиям творчества
великого художника, основанным по данным
Вазари, Рафаэль умер в возрасте
37 лет от сердечной недостаточности. Живописец
оставил незаконченные росписи виллы
Фарнезины, Ватиканские лоджии и ряд других
работ, которые завершили по картонам
и рисункам его ученики. Свободные, изящные,
непринужденные образы мастера выдвигают
их создателя в ряд крупнейших художников
мира.
Работы в
области архитектуры и прикладного
искусства свидетельствуют о
нем как о разносторонне одаренном
деятеле Высокого Возрождения, снискавшем
громкую славу у современников.
- Один из них, Бембо, написал для великого итальянца следующую эпитафию: