Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2011 в 21:51, реферат
Путешествия и туризм – два неразрывно связанных понятия, которые описывают определённый образ жизнедеятельности человека. Это отдых, пассивное или активное развлечение, спорт, познание окружающего мира, торговля, наука, лечение и др. Однако всегда при этом присутствует характерное действие, определяющее и обосабливающее собственно путешествие от иных сфер деятельности, – временное перемещение человека в иную местность или страну, отличные от его обычного местонахождения или проживания.
Введение…...………….............................................................................................3
1. Зарождение элементов путешествий……...………………………...………....4
2. История развития туризма в России…………………………………………...7
3. Развитие туристско-экскурсионного дела в Российской империи….……….9
4. Становление туристско-экскурсионного дела в Российской империи.........11
Заключение..............................................................................................................15
Список использованных источников....................................................................16
СОДЕРЖАНИЕ РЕФЕРАТА
Введение…...…………..............
1. Зарождение
элементов путешествий……...…………
2. История развития туризма в России…………………………………………...7
3. Развитие туристско-экскурсионного дела в Российской империи….……….9
4. Становление
туристско-экскурсионного дела
Заключение....................
Список
использованных источников....................
ВВЕДЕНИЕ
Путешествия и туризм – два неразрывно связанных понятия, которые описывают определённый образ жизнедеятельности человека. Это отдых, пассивное или активное развлечение, спорт, познание окружающего мира, торговля, наука, лечение и др. Однако всегда при этом присутствует характерное действие, определяющее и обосабливающее собственно путешествие от иных сфер деятельности, – временное перемещение человека в иную местность или страну, отличные от его обычного местонахождения или проживания. За многовековую историю путешествий, географических открытий, промышленного освоения новых территорий, расширения мирохозяйственных связей были собраны многочисленные научные литературные материалы, отчёты и дневники. Они сыграли неоценимую роль в накоплении человеком знаний в различных областях науки, культуры, техники. У многих людей появляется потребность увидеть новые районы и страны, познакомиться с жизнью и обычаями их народов. Всё это послужило причиной возникновения особой формы путешествий – туризма. В последнее время туризм получил значительное развитие и стал массовым социально-экономическим явлением международного масштаба. Быстрому его развитию способствует расширение политических, экономических, научных и культурных связей между государствами и народами мира. Массовое развитие туризма позволяет миллионам людей расширить знания по истории своего Отечества и других стран, познакомиться с достопримечательностями, культурой, традициями той или иной страны. Туризм имеет свою историю развития. История туризма - это наука, изучающая путешествия (походы, экскурсии), начиная от самых простых, наиболее элементарных в глубокой древности и до настоящего времени. Российский туризм имеет свою историю развития. В ней выделяют несколько периодов, каждый из которых имеет свои особенности. Целью данного реферата является систематизация, накопление и закрепление знаний об истории развития туризма.
Начало истории путешествий нельзя датировать не только годом, но и столетием: их истоки восходят в седую древность, когда только начиналось выделение человека из мира животных, в тяжелейшей борьбе с природой закладывались основы цивилизации.
На протяжении
многих тысячелетий, в постоянной смене
поколений, ценой огромного напряжения
сил первобытный человек
Постоянные поиски пищи заставляли человека совершать длительные переходы, хорошо ориентироваться на местности. Как свидетельствуют исследования археологов и историков, уже в глубокой древности первобытному человеку была свойственна регулярная кочевка. При этом человек следовал определенными путями (маршрутами), нередко используя тропки, протоптанные дикими стадными животными. Это обстоятельство связано и с охотой на них [9, c.9].
С развитием
межгруппового общения
Почти у всех первобытных племен и народностей был широко распространен обычай взаимного посещения различных групп, принадлежащих к одному или разным племенам. Такие визиты — обычное явление у тех же австралийцев. Эскимосы при всех трудностях сообщения в арктических условиях постоянно совершали очень далекие путешествия, чтобы посетить своих друзей. Эти взаимные путешествия и угощения сыграли огромную роль в развитии культуры в первобытные времена, являясь путями и средствами культурного обмена.
Представителей цивилизованного мира поражала прежде всего исключительная наблюдательность людей, стоявших на весьма низкой ступени развития, необыкновенное «чувство природы», способность ориентироваться в любой обстановке. Они не терялись и в девственных лесах тропиков, и в необъятных просторах однообразных степей, и на бескрайних снежных равнинах Севера, и на безмерной глади водных пространств.
Таким образом, маршрутные карты, которые создавались отдельными народами, нанесенные на кору или кожу. Своего рода произведения картографического искусства представляют собой рельефные карты из дерева у эскимосов Благодаря большой точности, соблюдению масштаба, обозначению отличительных признаков местности и т.д. эта примитивная картография не раз служила путешественникам, проникавшим в те места, которые еще оставались белыми пятнами на картах.
Сама жизнь заставляла первобытные народы быть опытными следопытами-путешественниками, обязывала знать географию окрестных земель и следовать законам суровой первобытной природы [1, с.45 ].
На наш взгляд уже первобытные люди в суровой борьбе с природой формировали у себя необходимые умения и навыки приспособления и выживания, прокладывали и осваивали тропы в среде проживания, создавали средства передвижения и ориентирования на местности, совершенствование которых позволило человеку покорить весь мир, открытый в результате путешествий.
В конце XVII в., начиная с правления Петра I, когда насаждаемые им новые веяния западной культуры постепенно проникали в русский быт, стали практиковаться поездки за границу с целью приобретения знаний и для расширения кругозора. Пример показал сам царь Пётр I, совершив путешествия в 1697-1699 г. Пётр I отправлял людей не только в деловые поездки, но и с познавательной целью. Петр наказывал: ”смотреть, видеть и записывать”. Петр ездил в Италию, Англию, Голландию, ездил не только сам с познавательной и оздоровительной целью, но и заставлял других ездить и лечиться. Петр стал основоположником бальнеологического туризма. Первый курорт, который создал Петр был назван в честь бога войны и железа Марса, “Марциальные воды”[6, c.35].
Во второй половине XVIII в. в русской педагогической литературе появляются первые сведения о школьных экскурсиях, которые предшествовали появлению туризма.
Одним из первых организаторов и энтузиастов экскурсионной работы с детьми был декабрист И.Д. Якушкин. Находясь в ссылке, он работал в Ялуторовской (Тюменская губ.) женской школе с первых лет ее создания, практиковал летние походы и экскурсии со своими воспитанниками главным образом с целью изучения растительного мира.
Постепенно идея экскурсий стала настолько популярной, что была отражена в школьных уставах. Так, рекомендации проводить учебные экскурсии содержались в «Уставе народным училищам» 1786 г. Устав 1804 г. предлагал организовывать для учащихся прогулки на природу, на фабрики, в мастерские ремесленников и т.д.
Активизация экскурсионной деятельности связана с появлением во второй половине XIX в. Общества любителей естествознания, имевшего свои организации в Петербурге, Москве, Казани, Екатеринбурге, Тифлисе и других городах России. В 1905 г. создается одно из первых экскурсионных учреждений — Ялтинское экскурсионное бюро [5, c.44].
Накануне первой мировой войны в России издавалось несколько журналов, занимавшихся в основном разработкой и освещением вопросов страноведения и учебных экскурсий: «Экскурсионный вестник» (Москва), «Школьные экскурсии и школьный музей» (Одесса), «Русский экскурсант» (Ярославль), а также методическая литература, инструкции и наставления, велась подготовка руководителей экскурсий.
В 90-егг XIX в. школьно-экскурсионное дело получило поддержку официальных властей, в том числе Министерства народного образования и синода, которые решили использовать экскурсии в качестве одного из средств морально-религиозного воздействия на учащихся.
Однако в дореволюционной школе экскурсии проводились преимущественно с целью изучения окружающей природы и по историческим местам.
Что касается времени зарождения туризма в России, то пока отсутствует единая точка зрения. Однако большинство исследователей считают началом организованного туризма 1777 г. — год издания в Москве В. Геншем «Плана предпринимаемого путешествия в чужие края» [11, c195].
В. Генш, содержатель пансиона в Москве, более 20 лет занимался воспитанием молодежи. Он принадлежал к числу широко образованных людей своего времени, многие годы, как он писал, «пребывал в различных зарубежных академиях, несколько раз пересекал Германию, Швейцарию, Италию, Францию, Англию и Голландию и глубоко ощутил всю полезность путешествий, ту важную роль, которую они должны сыграть в процессе воспитания молодежи».
Планом
Генша предусматривалась
Информация о работе Зарождение туризма в России. Кружок В. Генша