Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2012 в 21:58, реферат
Ярослав Мудрый был и будет великим человеком всегда. Я всегда им восхищалась, а сейчас мне представилась возможность рассказать Вам про него. Я восхищаюсь его мудростью, энергичной деятельностью, энтузиазмом, решительностью, политической дальновидностью. Велико и влияние начитанного князя Ярослава на развитие древнерусской литературы. Летописец Нестор с гордостью отмечал, что князь «к книгам выявлял охоту, читая их днем и ночью». За что его прозвали Мудрым. Во времена правления Ярослава Мудрого развернулась работа по переводу византийских книг на церковнославянский и древнерусский языки, развивалось летописание.
Уделяя пристальное внимание внешней политике, Ярослав не забыл и о внутренних делах. Великим даром, который оставил после себя потомкам киевский князь, явился Софиевский собор. Его архитектура очаровывает совершенством, изысканностью форм и пропорций; интерьер собора щедро украшен сверкающей мозаикой и фресками, являющимися шедеврами мирового искусства. По древнерусским преданиям, собор был возведен в том месте, где Ярослав одержал победу над печенегами.
Введение………………………………………………………………………….. 3
Глава 1. Рождение Ярослава и старшинство……………………………….... 4-5
Глава 2. Ростовский период……………………………………………………... 6
Глава 3. Новгородский период………………………………………………... 7-9
Глава 4. Киевский период……………………………………………………….10
Глава 5.Семья Ярослава…………………………………………………….. 11-12
Глава 6. Историческое значение правления Ярослава……………………….. 13
Глава 7. Русская Правда……………………………………………………. 14-18
Глава 8. Ярослав-просветитель………………………………………………... 19
Глава 9. Образ в искусстве…………………………………………………. 20-22
Глава 10. Смерть Ярослава…………………………………………………. 23-24
Заключение…………………………………………………………………….... 25
Литература…………………………………………………………………….... 26
Приложение…………………………………………………………………. 27-33
В 1029 году, помогая брату Мстиславу, Ярослав совершил поход на ясов, изгнав их из Тмутаракани.
В следующем 1030 году Ярослав победил чудь и заложил город Юрьев (ныне Тарту, Эстония). В том же году он взял Белз в Галиции. В это время против короля Мешко II в Польской земле поднялось восстание, народ убивал
епископов, попов и бояр.
В 1031 году Ярослав и Мстислав, поддержав притязания Безприма на польский престол, собрали большое войско и пошли на поляков, отвоевали города Перемышль и Червен, завоевали польские земли, и, взяв в плен
множество поляков, поделили их. Ярослав расселил своих пленных вдоль реки Рось, а Мстислав на правобережье Днепра. Незадолго до этого в том же 1031 году Харальд III Суровый, король Норвегии, сводный брат Олафа Святого, бежал к Ярославу Мудрому и служил в его дружине. Как принято
считать, он участвовал в кампании Ярослава против поляков и был со-руководителем войска. Впоследствии Харальд стал зятем Ярослава, взяв в
- 8 –
жены Елизавету.
В 1034 году Ярослав ставит князем новгородским сына Владимира. В 1036 году внезапно на охоте умер Мстислав, и Ярослав, по-видимому опасаясь каких-либо притязаний на киевское княжение, заточил своего последнего и самого младшего из Владимировичей — псковского князя Судислава — в темницу. Только после этих событий Ярослав решается переехать со двором из Новгорода в Киев.
- 9 –
Глава 4 . Киевский период
В 1036 году он одержал победу над печенегами и этим освободил Русь от их набегов. В память о победе над печенегами князь заложил знаменитый собор Святой Софии в Киеве, для росписи храма были вызваны художники из Константинополя.
В этом же году после смерти брата Мстислава Владимировича Ярослав стал единоличным правителем большей части Киевской Руси, за исключением Полоцкого княжества, где княжил его племянник Брячислав, а после смерти последнего в 1044 — Всеслав Брячиславич.
В 1038 году войска Ярослава совершили поход на ятвягов, в 1040 году на Литву, а в 1041 году водный поход на ладьях в Мазовию. В 1042 году его сын Владимир победил ямь, причём в этом походе случился большой падёж коней. Примерно в это время (1038—1043) от Кнуда Великого к Ярославу бежал английский принц Эдуард Изгнанник. Кроме того, в 1042 году князь Ярослав Мудрый оказал большую помощь в борьбе за польский королевский трон внуку Болеслава Храброго — Казимиру I. Казимир взял в жены сестру Ярослава — Марию, ставшую польской королевой Добронегой. Этот брак был заключен параллельно с женитьбой сына Ярослава Изяслава на сестре Казимира — Гертруде, в знак союза с Польшей.
В 1043 году, Ярослав, «за убийство одного знаменитого россиянина в Цареграде», послал сына своего Владимира совместно с Харальдом III Суровым и воеводой Вышатой в поход на императора Константина Мономаха, — этот «не самый удачный» поход закончился миром, заключённым в 1046 году. В 1044 году Ярослав организовал поход на Литву.
В 1045 году великий князь Ярослав Мудрый и княгиня Ирина (Ингегерда) направились в Новгород из Киева к сыну Владимиру на закладку им каменного Софийского собора, вместо сгоревшего деревянного.
В 1047 году произошёл разрыв Ярославом Мудрым союза с Польшей.
В 1048 году в Киев прибыли послы Генриха I Французского — просить руки дочери Ярослава Анны.
Около 1050г. в Киеве был поставлен первый митрополит из русских — Иларион, отстаивавший независимость русской епархии от Константинополя. Кроме того, многие дети Ярослава были связаны семейными узами с представителями правящих династий Центральной и
Западной Европы.
Княжение Ярослава Мудрого продолжалось 37 лет. Последние года жизни Ярослав провёл в Вышгороде.
- 10 -
Глава 5. Семья Ярослава
Обитатели Северо-запада Руси издавна осуществляли плодотворные связи с соседней Скандинавией. Одним из ценнейших «приобретений» Новгорода была замечательная женщина, родившаяся около тысячи лет назад, шведская принцесса Ингегерд. Ей было суждено, совместив в себе лучшие дары культур Скандинавии и Руси, стать супругой Ярослава Мудрого, матерью князя Владимира - основателя Софийского собора в Новгороде и сыграть значительную роль в истории всего Северно-Европейского региона. На Руси ее называли православными именами - Ирина и Анна Правда, второго имени ни один надежный источник – ни скандинавский, ни древнерусский - не упоминает. Митрополит Иларион, надо полагать, осведомленный лучше позднейших писателей и агиографов, в своей «Похвале святому равноапостольному князю Владимиру» говорит: «...виждь и благоверную сноху твою Ерину» (то есть Ирину). Поскольку в более поздних русских источниках, ее стали называть благоверной Анной Новгородской, Н. М. Карамзин предположил, что усвоение имени Анна связано с тем, что княгиня перед кончиной приняла иночество с переменой имени. Последующие историки высказывали сомнение в том, что женщина из верхушки общества, бывшая шведская принцесса, приняла монашество. Таких примеров тогда на Руси, а тем более в Скандинавии, не было.
Есть и другое предположение: Анной могла быть первая жена Ярослава Мудрого (о которой почти ничего не известно). Наконец, Анной могла стать в Крещении не мать, а супруга благоверного князя Владимира Ярославича, взятая из среды германской знати, скончавшаяся вскоре после него и погребенная в Софийском соборе.
Все три имени супруги Ярослава Мудрого - Анна-Ирина-Ингегерд - имеют историческое право на существование. Русской Православной Церковью она прославлена как благоверная княгиня Анна Новгородская (память 10/23 февраля). В эпоху Ярослава Мудрого она была известна под именем Ирина.
Ярослав женился на Ингегерде (Ирине), дочери короля Швеции Олафа Шётконунга в 1019 году. От их брака родилось 9 детей: 6 сыновей и 3 дочерей:
Владимир (1020—1052) — князь новгородский.
Изяслав (1025—1078) — женился на сестре польского короля Казимира I — Гертруде.
Святослав (1027—1076) — князь черниговский, предполагают, что женат был дважды: первый раз на Килликии (или Кикилии, Цецилии), неизвестного происхождения; второй раз вероятно на австрийской принцессе Оде, дочери графа Леопольда.
Всеволод (1030—1093) — женился на греческой царевне (предположительно дочери византийского императора Константина IX
- 11 -
Мономаха), от брака с которой родился князь Владимир Мономах.
Вячеслав (1033—1057) — князь смоленский.
Игорь (1036—1060) — женился на германской принцессе Кунигунде, графине Орламюнде.
Елизавета - стала женой норвежского короля Харальда I I I Сурового.
Анастасия - стала женой короля Венгрии Андраша I, сына Владислава Плешивого.
Анна - вышла замуж за короля Франции Генриха I. Во Франции она стала известна как Анна Русская или Анна Киевская.
Существуют также гипотезы существования ещё 2 детей Ярослава: дочь по имени Агата, которая стала женой Эдуарда Изгнанника, наследника престола Англии и сын Илья — «сын короля Руси» Ярослава Мудрого.
- 12 –
Глава 6. Историческое значение правления Ярослава Мудрого
Ярослав основал город Юрьев (ныне Тарту), который в 1061 году был отвоёван эстами, Ярославль, Юрьев Русский, Ярослав и Новгород-Северский.
При Ярославе Мудром Киев часто сравнивали по красоте с Константинополем. Титмар Мерзебургский считал уже в это время Киев чрезвычайно большим и крепким городом, в котором около 400 церквей и 8 рынков. Другой западный хронист того же века, Адам Бременский, называет Киев соперником Константинополя, «блестящим украшением».
При Ярославе возникли первые русские монастыри. В 1030 году Ярослав основал монастыри Святого Георгия: Юрьев монастырь в Новгороде и Киево-Печерский монастырь в Киеве; повелел по всей Руси «творити праздник» святого Георгия 26 ноября («Юрьев день»). Он издал Церковный устав и «Русскую правду» — свод законов древнерусского феодального права. В 1051 году, собрав епископов, он сам назначил митрополитом Илариона, впервые без участия константинопольского патриарха. Иларион стал первым русским митрополитом. Развернулась интенсивная работа по переводу византийских и иных книг на церковно-славянский и древнерусский языки. Огромные средства тратились на переписку книг. В 1028 году в Новгороде была основана первая большая школа, в которой были собраны около 300 детей священников и старост. При нём появились монеты с надписью «Ярославле серебро». На одной её стороне был изображен Иисус Христос, на другой — Георгий Победоносец, покровитель Ярослава.
Известно, что для поддержания мира на северных границах Ярослав ежегодно отправлял варягам по 300 гривен серебра. Причём плата эта была слишком малой, скорее символической, но она обеспечивала мир с варягами и защиту северных земель. Ярослав первым издал закон о престолонаследии, согласно которому наследование шло не от отца к сыну, а от старшего брата младшему.
М. Д. Приселков трактует один из переводов, что титул Ярослава — император. Митрополит Иларион называл его «каганом», а в граффити на стене Софийского собора в Киеве, повествующей о его смерти в 1054 году, Ярослав Мудрый назван кесарем.
- 13 –
Глава 7. «Русская Правда»
Русская Правда - древнейший памятник славянского права. Основана в 1019 году Ярославом Мудрым. Во всех своих редакциях и списках это документ большого исторического значения. На протяжении нескольких веков Русская Правда служила основным руководством при судебных разбирательствах. В том или ином виде она вошла в состав или послужила одним из источников позднейших судных грамот: Псковской судной грамоты, Двинской уставной грамоты, Судебника Казимира 1468 г., Судебников 1497 и 1550 гг., даже некоторых статей Соборного Уложения 1649 г.
Правда Ярослава основана на устном законе и обычном праве Руси.
Русская Правда содержит в себе прежде всего нормы уголовного, наследственного, торгового и процессуального законодательства; является главным источником правовых, социальных и экономических отношений восточных славян.
Основные редакции Русской правды
Традиционно сохранившиеся многочисленные варианты Русской Правды разделяются на 3 основных редакции, во многом отличающиеся, и получившие наименования «Краткая» (6 списков), «Пространная» (более 100 списков) и «Сокращенная» (2 списка), представляющая собой сокращённый вариант «Пространной редакции».
Краткая редакция состоит из следующих правовых текстов:
«Правда Ярослава», от 1016 или 1036 г. (ст. 1-18);
«Правда Ярославичей» (Изяслава, Святослава, Всеволода), от 1072 г. (ст. 19-41);
Покон вирный — определение порядка кормления вирников (княжеских слуг, сборщиков виры), 1020-е или 1030-е гг. (ст. 42);
Урок мостникам (регулировал оплату труда мостников (строителей мостовых, или, согласно некоторым версиям, строителей мостов), 1020-е или 1030-е гг. (ст 43).
«Краткая Правда» состояла из 43 статей. Первая ее часть, наиболее древняя, говорила еще о сохранении обычая кровной мести, об отсутствии достаточно четкой дифференциации размеров судебных штрафов в зависимости от социального статуса потерпевшего. Вторая часть (ст. 18 — ст. 43) отражала дальнейший процесс развития феодальных отношений: кровная месть
отменялась, жизнь, имущество феодалов ограждались повышенными мерами наказания.
Списки «Пространной Правды» находят в списках церковных законов, в летописях, в статьях из Св. Писания судебного и законодательного характера («Мерила Праведные»)."Пространная правда" состояла из двух частей —
- 14 –
Устава князя Ярослава Мудрого и Устава Владимира Мономаха, входивших
в «Краткую Правду» с позднейшими изменениями и дополнениями Устава, принятого во время княжения Владимира Мономаха, после подавления восстания в Киеве 1113 г. «Пространная Правда» была составлена в XII в. Ей пользовались духовные судьи при разборе светских дел или тяжб. Она значительно отличалась от «Краткой Правды». Число статей- 121. Этот кодекс отражал дальнейшую социальную дифференциацию, привилегии феодалов, зависимое положение смердов, закупов, бесправие холопов. «Пространная Правда» свидетельствовала о процессе дальнейшего развития феодального земледелия, уделяя много внимания охране прав собственности на землю и другое имущество. В связи с развитием товарно-денежных отношений и необходимостью их правового регулирования «Пространная Правда» определяла порядок заключения ряда договоров, передаче имущества по наследству.
«Сокращенная Правда» относилась к значительно более позднему периоду. Историки полагают, что она сложилась в XV в. в Московском государстве после присоединения территории "Пермь Великая". По Тихомирову она как раз там и была написана, что нашло своё отражение в денежном счёте.
Уголовное право "Русской Правды"
Русская правда отличала неумышленное убийство, «в сваде» или «в обиду», от совершенного с заранее обдуманным намерением, «в разбое», преступление, обличающее злую волю, от правонарушения, совершенного по неведению, например отсечение пальца, удар мечом, не сопровождавшийся смертью, хотя и причинивший рану, отличала от действия менее опасного, но оскорбительного для чести: от удара палкой, жердью, ладонью или если вырвут усы или бороду, и за последние действия наказывала пеней вчетверо дороже, чем за первые; за удар мечом плашмя в драке полагалось большее наказание, чем за удар остриём: он был более оскорбителен, так как означал, что противник не считался равным. При этом «Русская правда» содержит явные следы характерного для традиционных обществ принципа ответственности — «кровной мести». Уже в ст. 1 КП говорится «Аже оубиеть мужъ мужа, то мьстити брату брата, любо отцю, ли сыну, любо брату чадо, ли братню сынови».
Осложнённая кара за наиболее тяжкие преступления: за разбой, поджог и конокрадство преступник подвергался не определенной денежной пене в пользу князя, а потере всего имущества с лишением свободы.