Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2011 в 06:28, доклад
Англия средних веков далека от той картины, описывающей нам благородных рыцарей и прекрасных дам, которая впоследствии была создана писателями рыцарских романов.
На самом деле это было сложное и жестокое время, когда трудности жизни простого крестьянина усугублялись постоянными войнами и сопровождавшими их поборами. Доведенные до отчаяния крестьяне выражали свое возмущение в виде восстаний, самым крупным из которых стало восстание, названное по имени предводителя Уота Тайлера.
Введение
Англия средних веков далека от той картины, описывающей нам благородных рыцарей и прекрасных дам, которая впоследствии была создана писателями рыцарских романов.
На
самом деле это было сложное и
жестокое время, когда трудности
жизни простого крестьянина усугублялись
постоянными войнами и
1. Предпосылки восстания
В Англии XIV века произошёл крупный промышленный скачёк. Особенно быстро развивались шерстяная и металлургическая промышленность. Усиливался рост городов. Развивался обмен между городом и деревней. Феодальное хозяйство, основанное на барщине, постепенно приходило в упадок, так как труд крепостных был малопроизводителен и тормозит развитие производства. Феодалы всё больше отказывались от барщины и переводили крестьян на денежный оброк. При этом давали им личную свободу. Только лишь крупные феодалы, особенно монастыри всё ещё держались за барщинную систему.
Развитие
товарно-денежных отношений, казалось
бы, должно было облегчить долю крестьян.
Некоторые из них даже смогли разбогатеть
и завести собственное
В 1348-1349 гг. по Европе прошла «Чёрная смерть» - чума, унесшая жизнь тысяч людей. Коснулось это бедствие и Англию. В стране возникла нехватка рабочих рук и подорожание продуктов питания. Это привело к некоторому повышению заработной платы и в деревне и городе.
Но
запросы феодальной знати не уменьшились,
к тому же Англия увязла на полях
сражений Столетней войны (1337-1453) с
Францией. На ведение войны требовались
огромные средства. Все тяготы войны
легли на плечи простого народа.
Повышение заработной платы рабочим
было не выгодно ни феодальной аристократии,
ни зарождающейся буржуазии
Король Эдуард III в 1349 году издаёт ордоканс, по которому взрослым людям обоего пола в возрасте от 12 до 60 лет не имеющим земли и других средств производства, наниматься на работу, за плату обычную до эпидемии чумы. Наниматели, платившие и рабочие, получившие более высокую зарплату, наказывались штрафом.
«… каждый мужчина и каждая женщина, какого бы состояния они ни были, свободного или крепостного, крепкие телом и в возрасте до шестидесяти лет … обязаны служить тому, кто их позовёт, и брать то вознаграждение деньгами и натурой, которое в местностях, где они обязаны будут служить, обыкновенно давали … в последние пять или шесть лет…»1. За отказ работать на таких условиях и уход от нанимателя до истечения срока найма «… жнец, посец или другой сельский рабочий или слуга … должен быть наказан заключением в тюрьму»2. Последствии этот ордоканс был подкреплен рядом статусов (законов) изданных парламентом. Так «Статус о рабочих» 1351г предписывал сажать в тюрьму и забивать в колодки рабочих, нарушивших правила найма, наниматели же по-прежнему за это наказывались штрафом. В городах всё более росло имущественное расслоение. Начали образовываться классы.
В
цехах многие подмастерья теперь
не имели возможности стать
Городскую верхушку составляли богатые купцы и цеховая верхушка (мастера). Они же представляли города в палате общин парламента. Так же эта публика брала у короля откуп на сбор налогов.
Всё это вызывало классовую борьбу. Подмастерья для защиты своих прав создавали союзы. Их поддерживала городская беднота.
В связи с войной крайне увеличились налоги «… каждый четвёртый пенни должен идти королю…» Народ оказался в крайне бедственном положении, нечем было кормить семьи, феодалы забирали последнее у крестьянина. «Чтобы уплатить налог королю, я продал зерно, предназначенное для посева, и теперь моя земля пустует и привыкает к отдыху. С тех пор, как они увели из моего хлева мой лучший скот, я готов плакать, думая о своей судьбе, - так рождаются нищие …» - жалуется крестьянин в «Песне землепашца» - источнике конца XIII в. В конце XIVв. Положение народа стало ещё хуже.
В
душах народа всё больше вскипала
ненависть к городским и
Росла среди рядового населения ненависть к католической церкви, которая являлась самым свирепым угнетателем трудового народа. Кроме церковной десятины попы придумывали всё новые и новые поборы, чтобы насытить свою утробу. Народное движение против беспредела со стороны католической верхушки нашло поддержку среди низшего духовенства. В Англии появились народные проповедники, лолларды - бедные священники. Странствуя по всей стране, они выступали с резкой критикой в своих проповедях против богатой и властной церкви, а так же против феодалов и королевских чиновников. Наиболее известным из них был Джон Болл. Отличаясь огромным талантом красноречия и силой убеждения, он собирал на свои проповеди бесчисленное число народа. Ходя зимой и летом босиком и в одной шерстяной рясе, он утверждал, что Бог создал всех людей равными. С его подачи среди народа распространилось известное высказывание: «Когда Адам пахал, а Ева пряла, кто был тогда дворянином?»
Проповеди
бедных попов, подогревающие протест
трудового народа против злоупотреблений
властей, вызвали в Англии социальный
взрыв, получивший название крестьянского
восстания под руководством Уота
Тайлера.
2. Ход восстания
В 1377 г. с вступлением на английский престол короля Ричарда II возобновилась война с Францией. Это потребовало новых финансовых вливаний. Парламент ввёл новый единовременный поголовный налог, который был собран в этом же 1377 году. В 1379 году сбор данного налога повторился. А в 1380 году парламент ввёл новый налог, увеличив сумму обложенных в трое. Этот новый налог и злоупотребления королевских чиновников, при его сборе послужили непосредственным поводом к восстанию. Восстание вспыхнуло весной 1381 года в графстве Эссенс в Юго-Восточной части Англии.
Вскоре его поддержали крестьяне соседнего графства Кент. Они освободили из тюрьмы не задолго до этого арестованного проповедника Джона Бола. Вскоре восстанием было охвачена вся Юго-Восточная часть королевства. Крестьяне 25 из 40 графств Англии поддерживали восстание.
Руководил повстанцами кровельщик из Кента Уот Тайлер. Он обладал организаторским талантом и военными знаниями - возможно, участвовал в войне с Францией в составе английской армии. Его именем и названо восстание.
Идейным вождём, так сказать замполитом повстанцев был Джон Болл. Он призывал к истреблению всех сеньоров и их пособников - королевских судей. Так же он говорил, что общество справедливо устроено лишь тогда, когда всё имущество будет общим и не будет ни дворян, ни вилланов, все будут равны. Кстати сказать Джон Болл нёс в народ учение Христа - первого коммуниста в мире, в более чисто и честно чем это делала официальная католическая церковь, превратившая христианство в оружие угнетения народа, будучи сама угнетателем. Большинство католических священников, наверное, до сих пор жарятся в адском огне чертями, за свои религиозные извращения.
Повстанцы громили дворянские усадьбы и монастыри, особенно сильно пострадали святоши - епископы и аббаты, держа ответ за свои преступления против крестьян, уводили скот, грабили имущество дворян, жгли документы с записью о повинностях.
В начале лета 1381 г. к Лондону подошли два отряда повстанцев: «из Кента 50 тысяч человек и Эссенсе 60 тысяч человек … и развернули два знамени Св. Георгия и сорок небольших флагов»3. Восставшие требовали встречи с королём и говорили посланникам короля, что «… восстали для спасения его [короля] и для того, чтобы уничтожить изменников его и королевства» (Там же). Восставшие верили в «доброго короля» и этим обрекли себя на поражение.
Король согласился, было на встречу и «приказал готовить барку, взял с собой Архиепископа и казначея и других из своего света»(…), после чего двинулся на встречу с восставшими, надеясь договориться, к Гринвичу в трёх милях от Лондона. Но Архиепископ и казначей, видимо боясь за сохранность своих вельможных жизней, сумели отговорить короля от встречи.
Узнав об этом, восставшие потребовали выдачи для расправы герцога Ланкастерского и пятнадцать других лордов. После чего повстанцы снова потребовали встречи с ним, на это король ответил, что хлтел с ними встретиться, но архиепископ-канцлер и казначей отговорили его. После чего назначил встречу в ближайший понедельник в Виндзоре, а приехав в Лондон заперся в Тауэре.
Тут повстанцы проявили решительность и при помощи городской бедноты, присоединившейся к восстанию, захватили Лондон. На улицах столицы начались погромы. Жглись дома королевских советников и судей. Были разгромлены тюрьмы - вместе с «политическими» и должниками свободу получили и оторванные разбойники-уголовники. Начались массовые расправы над дармоедами и кровопийцами. Не избежал расправы, сколько ни скрывался и архиепископ Кендерберийский - глава английской церкви, а по совместительству канцлер Англии Седбери. Его тело стало короче на голову, которую выставили на Лондонском мосту. Вместе с архиепископом потеряли голову ещё от 140 до 160 дворян.
Видя всё это, король собрал совет из придворных, что бы решить, что предпринять в сложившейся ситуации. Но дворяне до того были напуганы народным гневом, что не могли предложить ни чего путного.
Тогда юный король принял решение « … он велел мэру Сити сделать распоряжение шерифам и ..рменам, чтобы они в своих кварталах приказали громко оповестить, что все в возрасте от пятнадцати до шестидесяти лет под страхом за жизнь и члены должны завтра утром, в пятницу, быть на Майл-Энде, чтобы видеть и слышать его…»4. Это распоряжение король сделал, что бы дать возможность спастись вельможам, укрывшимся в Тауэре.
Основные силы повстанцев покинули город и ушли, как им было указано в пригород Лондона Майл-Энд. Слово короля для них было свято. Лозунг восставших был «За короля Ричарда и общины». В головах людей не могло уложиться, как можно жить без монарха, ведь он поместник Бога на земле.
Во
время встречи короля со своим
народом, состоявшейся в Майл Энде,
он получил свод требований получивших
название «Майл-Эндской программы».
3.Программа повстанцев
В программе крестьяне требовали отмены крепостного права и барщины, установление единообразной небольшой денежной ренты (4пенса с акра), свободной торговли на всей территории Англии, А так же амнистии участникам восстания.
Программа не посягала на существующий феодальный строй, а лишь предполагала ликвидацию барщины и крепостничества. В ней не отражались интересы зажиточной части крестьянства.
Король согласился на эти требования и велел повстанцам разойтись по домам. Чиновникам велел выдать на руки крестьянам подтверждение исполнения их требований грамоты. Часть крестьян покинула Лондон. Но многие бедняки не удовлетворились этим и во главе с Уотом Тайлером и Джоном Болом остались в Лондоне и потребовали новой встречи с королём.
Беспорядки в Лондоне продолжались. Спасаясь от погромов, городские богачи стали собирать силы для отпора повстанцам.
Король
назначил повторную встречу с
оставшимися крестьянами в
Встреча Ричарда II и Уота Тайлера состоялась на Смитфильском поле.
Восставшие видели в короле своего «старшего брата» и ошибочно верили, что тот на их стороне и во всех бедах виноваты дворяне и церковники, дурящие его голову и не дающие узнать истинное положение дел в королевстве исходя из своих личных интересов.
Уот Тайлер подъехав к королю, приветствовал его, пожимая руку и говоря: «Будь спокоен и весел, брат, через какие нибудь две недели общины будут хвалить тебя ещё больше, чем теперь и мы будем добрыми товарищами». В ответ король спросил, почему крестьяне не хотят разойтись по своим деревням, как это сделали их товарищи?
Предводитель повстанцев сказал, что они не уйдут до тех пор, пока король не выслушает и не включит в свою грамоту их новые требования. В противном случае «лорды королевства будут раскаиваться».
Король
спросил, в чём заключаются эти
требования? «Уот прочёл вслух пункты,
которые они требовали, и потребовал, чтобы
не было никакого другого закона кроме
Уинчестерского закона, что впредь ни
в каком судебном процессе не будет объявления
вне закона и что ни один сеньор не будет
иметь сеньории и все они будут справедливо
разделены между всеми и только один сеньор
король будет иметь их, и что имущество
святой церкви не должно находиться в
руках монахов, приходских священников
и викериев, ни других из святой церкви,
но те, кто владеет им, будет получать достаточное
для жизни содержание, а все остальное
имущества должны быть разделены между
прихожанами; епископов не будет в Англии,
кроме одного и прелатов кроме одного;
и все земли и держания, находящиеся у
этих властителей, будут взяты у них и
разделены между общинами, с оставлением
им умеренного содержания и что в Англии
не будет ни одного крепостного, ни крепостничества,
ни холопства, но все должны быть свободны
и одного состояния». Данные требования
получили название «Семитфильской программы».
Данная программа шла дальше выше указанной
«Майл-Эндской» и затрагивала интересы
практически всех слоёв населения страны,
так как предполагала разрушение феодального
государства и создания совершенно нового
вида общественного устройства - союза
свободных общин, но что интересно во главе
с королём и Епископом. Своеобразная монархо-анархическая
республика получалась. В принципе идея
интересная, но, скорее всего утопическая.