Внутрення политика России при Николае 1

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2012 в 21:56, реферат

Описание работы

Третий сын Павла I, брат Александра I, Николай (1796-1855) вступил на престол в 1825 г. Годы царствования императора Нико¬лая I (1825-1855) расцениваются историками как "апогей само¬державия".
"С детства был он привержен к военному делу. Очень настойчи¬вый и упрямый по натуре, Нико-лай был, однако, поклонником дис¬циплины и сам, когда начал служить, показывал примеры служеб¬ного повиновения и скромности".
К этому следует добавить, что годы учения оставили в Николае непреодолимое отвращение к "отвлеченным предметам" - филосо¬фии, политэкономии и праву.
Хотя отказ Константина Павловича от прав на престол был изве¬стен Александру I и императри-це-матери Марии Федоровне уже за¬долго до 1825 г., однако почему-то они не открывали этого великому князю Николаю, который сам никогда не думал, что ему придется за¬нять престол, и совсем не готовился к управлению государством. И по своему служебному положению Николай Павлович не мог ознако¬миться с практикой верховного управления: в день своего бракосоче¬тания (1 июня 1817 г. с дочерью прусского короля принцессой Шарлоттой, которая при переходе в православие получила имя Алек¬сандры Федоровны) он был назначен генерал-инспектором ин-же¬нерной части войск и все время и силы посвящал улучшению саперного дела в русской армии. С вопросами внутренней и внешней политики он столкнулся уже будучи императором, скоро усвоил их и повел жизнь государства по тому пути, который считал наилучшим для блага отече-ства.

Работа содержит 1 файл

ВНУТРЕННЯЯ ПОЛИТИКА РОССИИ ПРИ НИКОЛАЕ 1.doc

— 170.50 Кб (Скачать)

Николай, несомненно, переживал тревогу во время революций 1848-1849 гг. в Европе. Он лично написал  Манифест 14 (26) марта 1848 г., в котором  говорил о "новых смутах", взволновавших  Западную Европу после "долголетнего мира", о "мятеже и безначалии", которые возникли во Франции, но охватывают и Германию, угрожают России; Николай I призывает всех русских защитить "неприкосновенность пределов" империи, призывает их к борьбе "за веру, царя и отечество" и к победе.

Вмешательство России в европейские дела, ее защита старого порядка вызывали возмущение в либеральных кругах европейский стран (в том числе и в самой России). Николай I заслужил себе звание "жандарма Европы".

"Инстинкт  самозащиты  вносил  Николай   во всю свою общеевропейскую  охранительную политику. И западная публицистика I была права, когда видела в русском самодержце главного врага революционному обновлению Европы (мысль, которую так настойчиво развивал Карл Маркс в ряде горячих статей)".

 

Крымская  война 1853-1856 гг.

Причины войны

 Отношения России и Турции вновь обострились в середине XIX 1 века из-за Балкан. "Восточный вопрос" стал ключевым вопросом международных отношений. Европейские страны стремились к разделу турецких владений (на Балканах и на Ближнем Востоке) и самой Турции в целях расширения рынков сбыта. России нужен был свободный выход в Средиземное море через проливы Босфор и Дарданеллы.

 Ослабление власти Оттоманской Порты над подчиненными ей областями казалось Николаю признаком близкого распада Турции. В предвидении этой неизбежной, казалось, смерти "больного человека" (как называл Николай I Турцию) он укреплял свою позицию по отношению к будущему наследству."

Относительно  ближневосточных дел проекты  и предвидения николаевского правительства колебались между стремлением сохранить слабую Турцию, которая подчинялась бы русскому давлению, и ожиданием распада и раздела турецких владений.

В 1833 году Николай  I оказал помощь турецкому султану в борьбе против мятежника - правителя Египта Мегмета-Али. Русские войска отстояли турецкого султана и поддержали пошатнувшуюся Порту за цену договора, усиливавшего русское влияние на Ближнем Востоке. В 1833 г. между Россией и Турцией был заключен Ункяр-Искелесийский договор. Турецкий султан обязался в случае войны закрыть проливы для военных судов западных стран. В 1840-1841 гг., однако, согласно Лондонским конвенциям, судоходство в проливах было поставлено под международный контроль; проливы объявлялись закрытыми для военных судов как европейских стран, так и России.

Царская дипломатия была не удовлетворена политической гарантией режима черноморских проливов, зафиксированной в Лондонских конвенциях (1840 и 1841 гг.) и вновь вернулась к политике "свободных рук" на Ближнем Востоке. Необходимость нового пересмотра правового режима проливов в пользу России стала одним из источников конфликта между николаевской Россией, с одной стороны, Турцией и западноевропейскими державами, с другой.

Николай I дважды, в 1844 г., при посещении Лондона, и в 1853 г., в беседе с английским послом в Петербурге, лично обсуждал с английскими государственными деятелями возможности раздела Турции. Он серьезно думал, что вопрос этот назревает и что надо готовиться к моменту неизбежного его разрешения. В Лондоне учитывали эти откровения русского самодержца как доказательство широты его завоевательных планов и отвечали уклончиво, но вес больше настораживались в опасении перед русской политикой.

Николай I мечтал о новых завоеваниях за счет ослабевшей Османской империи (Турции). Он хотел, по словам Ф. Энгельса, "шовинистическим угаром затуманить умы своих подданных". Однако ни одна из крупных европейских стран не пожелала остаться в стороне от назревавшего конфликта и отказаться от участия в дележе добычи.

Руками Турции Англия надеялась укрепить свое влияние  в Малой Азии и на Кавказе, оттеснить Россию от морских путей.

Французский император  Наполеон III искал возможность показать себя на деле, утвердить авторитет своего трона. Австрийская империя, обязанная России спокойствием после подавления Венгерской революции, не могла не вмешаться в судьбу Балкан, на территорию которой сама рассчитывала. Турция, опираясь на поддержку западноевропейских государств, вынашивала против России широкие захватнические планы.

Повод к войне

Поводом к началу войны послужил вопрос о "Палестинских святынях". Николай I считал себя покровителем православных в Палестине, а Франция выступала в качестве покровительницы католиков. Спор между Россией и Францией о правах католиков и православных в Иерусалиме, об обладании ключами от Вифлеемского храма и о ремонте купола над храмом "Гроба Господня" не мог скрыть политической подоплеки, сущность которой заключалась в борьбе за влияние на Ближнем Востоке между европейскими государствами. В 1851 г. турецкий султан, по просьбе Франции, приказал отобрать ключи от Вифлеемского храма у православного духовенства и отдать католикам. Император Николай I вступился за православных и " потребовал восстановления их привилегий. Султан, под влиянием ходатайств французской дипломатии, ответил отказом.

Николай I требовал от турецкого султана общих гарантий охраны интересов православного населения Турции, православной церкви в Палестине, увольнения министра иностранных дел Турции, сторонника Франции (ультиматум весной 1853 г.). Вызывающее поведение чрезвычайного посланника России в Стамбуле (Константинополе) князя А. С. Меншикова закрывало путь к мирному урегулированию конфликта.

Турция, опираясь на поддержку Франции и Англии, отвергла ультимативные требования России.

21 июня 1853 г. император  Николай I ввел русские войска в находившиеся под властью турецкого султана автономные княжества Молдавию и Валахию (Дунайские княжества). Ввел войска Николай I "в залог, доколе Турция не удовлетворит справедливым требованиям России". Турция протестовала. Безрезультатно закончилась и Венская мирная конференция по I турецким делам. Осенью 1853 г. Турция, поддерживаемая западными державами, объявила России войну.

Военные действия

Первый  период войны (октябрь 1853 г. - март 1854 г.)

Военные действия начались на Дунае и в Закавказье. В ноябре 1853 года русская черноморская эскадра (под командованием адмирала  П.  С.  Нахимова)  уничтожила  после ожесточенного боя турецкий флот, стоявший в бухте города Синопа (в Малой Азии). В итоге сражения 15 судов противника было уничтожено, лишь одному (на котором находился английский советник) удалось спастись бегством. Потери турок превышали три тысячи человек. В числе пленных турецких моряков находился и вице-адмирал турецкого флота Осман-паша. Русская эскадра не потеряла ни одного корабля.

Англия и Франция, опасаясь полного разгрома Турции, откровенно выступили против России. 4 января 1854 г. английская и французская эскадры через Босфор проследовали в Черное море. Союзникам не составляло труда направить свои военно-морские силы и Черное море, Балтийское море и даже к берегам Камчатки, так как их военно-морские силы состояли на 3/4 из паровых судов, а русский флот был преимущественно парусным.

Австрия ультимативно потребовала от России очищения Дунайских  княжеств (Молдавии и Валахии). Фельдмаршал И. Ф. Паскевич, назначенный главнокомандующим русской армией на Дунайском фронте, боялся флангового удара со стороны австрийской армии. Он убедил Николая I снять осаду турецкой крепости Силистрии и вывести войска из Валахии и Молдавии. Когда же русские войска отступили, Дунайские княжества были заняты австрийскими войсками.

Второй  период войны (март 1854 г. - август 1854 г.).

В марте 1854 г. правительства  западных держав предъявили русскому правительству требование о выводе русских войск из Дунайских княжеств. 27 марта 1854 г. английская королева Виктория официально объявила России войну. Через день то же сделал и французский император Наполеон III. (В январе 1855 г. Сардинское королевство присоединится к антирусской коалиции). С марта по август 1854 г. действия союзников ограничивались атаками с моря русских портов и крепостей на Аландских островах, Одессы, Соловецкого монастыря, Петропавловска-на-Камчатке. Попытки союзников блокировать русское побережье и высадить свои десанты не увенчались успехом.

Третий период войны (сентябрь 1854 г. - август 1855 г.).

В сентябре 1854 г. союзники (англичане, французы, турки) начали высадку десанта на Крымский полуостров (в районе Евпатории). Десант союзников насчитывал 360 различных судов и 62-тысячную армию с осадными орудиями. Целью десанта было захватить Севастополь - главную русскую военно-морскую базу Черноморского флота. Из общего числа морских сил противника 31 судно составляло боевую эскадру, что значительно превосходило весь русский флот, находившийся под командованием Нахимова в Севастополе. По приказу П. С. Нахимова русский парусный флот, который не мог оказать серьезного сопротивления паровому флоту союзников, был затоплен в севастопольской бухте (чтобы затруднить вражескому флоту путь в бухту).

На всем Крымском полуострове находилось около 52 тысяч русских войск. В севастопольской армии Меншикова насчитывалось 33 тысячи воинов при 96 орудиях.

После высадки  десанта союзников Меншиков предпринял попытку остановить противника на рубеже реки Альмы. Здесь 8 (20) сентября 1854 г. произошло первое сражение. Сражение на реке Альме закончилось отступлением русских войск. Русские потеряли в этом сражении около 6 тысяч, союзники - более 3 тысяч.

13 (25) сентября 1854 г. Севастополь был осажден  англо-французскими войсками. Героическая оборона города продолжалась 11 месяцев (349 дней). Оборону возглавляли адмиралы В. А. Корнилов, I П. С. Нахимов, В. И. Истомин (все погибли во время осады Севастополя). Особый героизм проявили военный инженер Э. И. Тотлебен, генерал С. А. Хрулев, матросы П. Кошка, И. Шевченко, солдат А. Елисеев, хирург Н. И. Пирогов. Среди участников обороны Севастополя был и артиллерийский подпоручик Лев Николаевич Толстой, ставший в дальнейшем великим русским писателем.

Героическую оборону  Севастополя Л. Н. Толстой запечатлел в "Севастопольских рассказах". Он писал: "Надолго оставит в  России великие следы эта эпопея Севастополя, которой героем был  народ русский".

В обороне Севастополя  принимал участие первый в русской  истории отряд сестер милосердия. Он был сформирован из женщин-добровольцев.

Но севастопольский  гарнизон постоянно терпел острую нужду  в оружии, снарядах, порохе и теплой одежде. Слабая железнодорожная сеть России затрудняла переброску резервов. Гладкоствольное оружие русских солдат уступало дальнобойному нарезному союзников. Зоркий взгляд молодого офицера Л. Н. Толстого увидел следующее: "Только наше войско может стоять и побеждать при таких условиях. Надо видеть пленных французов и англичан (особенно последних): это молодец к молодцу... И рядом с ними надо видеть нашего какого-нибудь егеря: маленький, вшивый, сморщенный какой-то". Во время обороны Севастополя основная русская армия под командованием А. С. Меншикова, а затем генерала М. Д. Горчакова пыталась предпринять ряд отвлекающих операций.

23 ноября (5 декабря) 1854 г. произошло сражение под  Инкерманом. Однако задуманное Меншиковым наступление успеха не имело. Таким же неудачным оказалось наступление русских войск на Евпаторию, предпринятое в феврале 1855 года. В августе 1855 года произошло кровопролитное сражение на Черной речке. Русская армия, руководимая бездарным главнокомандующим Горчаковым, пыталась овладеть сильными и хорошо укрепленными позициями союзных войск, однако вынуждена была отступить. Чернореченское сражение превратилось по существу в массовый расстрел союзниками русских войск. Потери русской армии составили до 10 тысяч, противник потерял около 2 тысяч своих войск.

27 августа (8 сентября) 1855 г. противник начал общий  штурм Севастополя. Союзникам удалось подвести свои траншеи совсем „ близко к боевой ограде Малахова кургана. После мощной бомбардировки французам удалось ворваться на Малахов курган и овладеть им. Во всех же других местах штурм был отбит. Однако после . потери Малахова кургана, который являлся ключом к Севастополю, оборонять город было практически невозможно, так как с высокого  кургана противник видел весь город, легко мог войти в него и с тыла  взять остальные его укрепления. Поэтому было решено оставить Севастополь (его южную сторону). Русские войска перешли из города  по мосту через рейд (залив) на север и все, что могли, уничтожили в самом Севастополе. Неприятель не преследовал и не спеша занял  развалины крепости. |

Военные действия на Кавказском фронте развивались для русских войск более успешно. Начавшаяся летом 1855 года осада Я Карса завершилась его падением в ноябре 1855 года. Оценивая сложившуюся ситуацию, Ф. Энгельс писал, что падение Карса является  немаловажным результатом в сравнении с занятием союзниками южной стороны Севастополя.

Информация о работе Внутрення политика России при Николае 1