Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2012 в 02:41, контрольная работа
С появлением человека на Земле начал действовать новый, невиданный ранее геологический и космический фактор – человеческий разум. Мысль зародилась в биосфере, и поначалу немногочисленные мыслящие существа были редким исключением в не мыслящим растительном и животном царстве. Трудно было бы в ту пору представить себе великое будущее человеческого рода, ту эпоху, когда мыслящие существа своим трудом начнут преобразовывать всю свою планету, когда научная мысль станет, по выражению В. И. Вернадского, планетным явлением.
Введение ……………………………………………………………………3
1. Личность В.И. Вернадского……………………………………………..4
2. Основы концепции ноосферы В.И. Вернадского……………………...5
3. Современное понимание ноосферы…………………………………….12
Заключение………………………………………………………………….14
Список используемой литературы………………………………………...15
Изменяя характер химических процессов и химических продуктов, человек совершает работу космического характера. Она является с каждым годом все более значительным фактором в минеральных процессах земной коры и мало — помалу меняет их направление"12.
Вернадский настойчиво подчеркивал связь планетных и космических процессов. Он писал: "В нашем столетии биосфера получает совершенно новое понимание. Она выявляется как планетарное явление космического характера. Человечество как живое вещество неразделимо связанно с материально-энергетическими процессами определенной геологической оболочки Земли — с ее биосферой. Оно не может физически быть от нее независимым ни на одну минуту"13. Здесь очевидно стремление научной мысли найти единство естественно-природных и социально-исторических процессов, увидеть и проанализировать ход воздействия. В этих целях Вернадский выделил так же особый этап в развитии биосферы, связанной с социальной деятельностью человека.
Вернадский сумел увидеть то, что давно было у всех перед глазами, объединил, казалось бы, несоединимое. В том и заключается великая простота и неожиданность научных открытий. Ученый стал исследовать геологическую деятельность человека в ее сходстве и различиях с другими природными геологическими силами. Геологическая роль человека недооценивалась учеными. Вернадский выявил некоторые геохимические и общегеологические закономерности деятельности человека на планете. Он совершенно справедливо связывал геологическую мощь человечества с техническим и промышленным прогрессом: "Вся история техники показывает нам, как постепенно человек научился видеть источник силы в природных предметах, казавшихся ему мертвыми, инертными, ненужными". В 1938 году Вернадский писал: "Мы присутствуем и жизненно участвуем в создании в биосфере нового геологического фактора, не бывалого в ней по мощности....Создание ноосферы из биосферы есть природные явления, более глубокое и мощное в своей основе, чем человеческая история...".14
Нет сомнения, что противоречия между технократическим экологическим подходом человека к Земле и биосфере и конструктивным биосферным подходом будет разрешено в пользу последнего, ибо оно основано на прочной теоретической базе, опирающейся на факты науки, которые Вернадский называл эмпирическими обобщениями. Оказавшись вместе с мыслителем на такой высоте, мы обязаны совершенно иначе относиться к природе: не бороться с ней, как это было в недавнем прошлом, не умиляться и не идеализировать "добродетельное" доцивилизованное равновесие человека с природой, а последовательно улучшать свои взаимоотношения вместе с нею, способствовать совершенствованию механизма этой гигантской машины.
Вернадский рассматривал биосферу как одну из геосфер, как геологическую оболочку, а не так, как это упрощенно понимают некоторые даже видные ученые — лишь как живую пленку планеты, то есть "свободное" от геологического прошлого и физической среды собрание живых организмов. Важно понять и представлять нерасторжимую сопряженность живого вещества, как выражался Вернадский, со всеми вещественными структурами Земли. Твердая оболочка планеты и сейчас, и всегда была связана с биосферой. Совершенно неверно ее разделение на несколько биосфер, она всегда была единой потому, что биосферный процесс на Земле никогда не прерывался. Нельзя отходить от геологического понимания биосферы и соответственно геологического значения человеческого разума. Это уже совершенно новое понимание управляющей планетарной роли человечества.
Особенно ярко и вдохновенно писал Вернадский о воздействии человеческой деятельности на природу в работе “Несколько слов о ноосфере", созданной в 1943 году: “Лик планеты — биосферы — химически резко меняется человеком сознательно и главным образом бессознательно. Меняются человеком физически и химически воздушная оболочка суши, все ее природные воды. В результате роста человеческой культуры ХХ веке все более резко стали меняться (химически и биологически) прибрежные моря и части океана....Сверх того человеком создаются новые виды и расы животных и растений.”
Вернадский подчеркивал: " Научная мысль человечества работает только в биосфере и в ходе своего проявления в конце концов превращает ее в ноосферу, геологически охватывает ее разумом.15
Ноосфера есть новое геологическое явление на нашей планете. В ней впервые человек становится крупнейшей геологической силой. Он может и должен перестраивать своим трудом и мыслью область своей жизни, перестраивать коренным образом по сравнению с тем, что было раньше. Ноосфера — последнее из многих состояний эволюции биосферы в геологической истории — состояние наших дней".16
Классические
научные представления
Взаимоотношения Человека и Природы носят сложный характер и нуждаются в тщательном и полном изучении. Успехи человечества в потреблении природных ресурсов зависят от познания законов природы и умелого их использования. Человечество как часть природы может существовать только в постоянном взаимодействии с ней, получая все необходимое для жизни.
Человечеству для своего дальнейшего существования необходимо заботиться о сохранении окружающей среды. И для этого требуются обширные знания в области экологии и широкое применение их во всех отраслях своей деятельности.
Следует сказать
и о значении таких проблем, как
укрепление здоровья человека, а также
борьба с хроническими заболеваниями,
патологическим старением, освоение новых
экстремальных районов планеты
и космоса, совершенствования
Вернадский всегда реально оценивал значение научных открытий, их возможные последствия для человечества и придерживался всю жизнь высоких эстетических принципов ученого-гражданина. Это отношение к научным исследованиям, открытиям проявилось во всем. Прекрасный пример этого — дальновидное предостережение ученого о последствиях открытия атомной энергии и его беспокойство о том, в чьих она окажется руках и каким целям послужит в будущем — целям добра и зла.
Владимира Ивановича человек был прежде всего носителем разума. Он верил, что разум будет господствовать на планете и преображать ее разумно, предусмотрительно, без ущерба природе и людям. Он верил в человека, в его добрую волю. Человечество не может делать все что заблагорассудится. Оно ограничено в своих действиях, ибо человеческая история — не сумма случайностей. В основных своих чертах она закономерна и направлена."
В геологической истории биосферы перед человеком открывается огромное будущее, если он поймет это и не будет употреблять свой разум и свой труд на самоистребление"18.
Владимир Иванович Вернадский верил в человеческий разум, ему никогда не была свойственна философия пессимизма. Для этого достаточно вспомнить, на какой торжествующей ноте он закончил свое научное творчество. В 1944 году, в безоговорочном предвидении крушения гитлеризма, в статье "Несколько слов о ноосфере", он выразил свое убеждение в прекрасных перспективах человека и человечества: "Сейчас мы переживаем новое геологическое эволюционное изменение биосферы. Мы входим в ноосферу. Мы вступаем в нее — в новый стихийный геологический процесс — в грозное время, в эпоху разрушительной мировой войны.
Но важен для нас факт, что идеалы нашей демократии идут в унисон со стихийным геологическим процессом, с законами природы, отвечают ноосфере.
Вернадскому была ясна социальная природа ноосферы. В 1925 году в статье "Автотрофность человечества" он писал: "В биосфере существует великая геологическая, быть может, космическая сила, планетное действие которой обычно не принимается во внимание в представлениях о космосе, представлениях научных или имеющих научную основу.... Эта сила есть разум человека, устремленная и организованная воля его как существа общественного". " Биосфера... переходит в новое эволюционное состояние — в ноосферу, перерабатывается научной мыслью социального человечества". Можно смотреть поэтому на наше будущее уверенно. Оно в наших руках и мы его не выпустим"!19
3. СОВРЕМЕННОЕ ПОНИМАНИЕ НООСФЕРЫ
В конце двадцатого века, в начале двадцать первого века термин ноосфера как-то вышел из обихода, больше заговорили об информационном пространстве человечества, образованном современными телекоммуникационными системами. Считается, что это и есть разумная оболочка планеты, образованная в ходе научно – технического прогресса, и процессов глобализации.
Владимир Иванович Вернадский немного по иному представлял себе ноосферу. Он считал, что ноосфера – это венец развития биосферы и хода истории человечества, его «взросления». Ноосфера как точка отсчета совершенно другой, уже космической истории человечества, истории освоения Солнечной системы и путешествия к звездам.
И Циолковский, и Вернадский
с разных исходных позиций подошли
к единому мировоззрению –
обязательному массовому
В современном информационном пространстве человечества наблюдается не понимание происходящих глобализационных процессов на планете Земля и подмена понятий, что такое объединение человечества, зачем это необходимо. Считается, что современное информационное пространство и есть ноосфера.
Если Вернадский понимал
значение космоса для человечества,
понимал необходимость
В современном информационном пространстве все чаще рассуждают о громадной стоимости космических программ, и целесообразности ограничиться ближним космосом в виде ИСЗ для земных нужд. Пилотируемая космонавтика слишком затратна, опасна, и место человека на Земле.
Отцы космонавтики понимали, в отличие от нынешних людей, чей горизонт ограничен собственным (или чужим) банковским счетом, следующее: у природы нет любимчиков или изгоев, она слепа, но от этого не менее беспощадна. Биологический вид, который не стремится выжить всеми доступными способами, в частности – не стремится занять новые пространства, обречен.
Оставаясь на Земле, человечество обречено потому, что Земля – крохотная планета не самой большой звезды на окраине одной из множества галактик. Наша планета может столкнуться с астероидом, вероятность существует, наша звезда может погаснуть или вспыхнуть сверхновой. Таков масштаб проблемы: расселение Человека по КОСМОСУ, такова срочность – катастрофа может произойти и через миллион лет, а может буквально завтра, причем некоторые из космических опасностей технически предотвратимы.
Надо понимать, что уже сейчас нагрузка на биосферу отходами промышленности сильная, Земля способна прокормить 10 млрд. человек, причем в случае оптимальной социальной организации, от чего мы дальше, чем в прошлые столетия. О цифрах можно спорить, но важен сам факт: ресурсы Земли ограничены.
Освоение мирового океана и земной толщи, безусловно, необходимо. Зарождение информационного общества как часть ноосферы также важно, но само по себе проблему не решит: Земля остается замкнутой системой. Не следует уповать на энергосберегающие технологии – тоже важные. Их внедрение связано с выносом вредных и энергоемких производств в страны «третьего мира», тоже путь в никуда, так как биосфера не признает государственных границ.
Практически у человечества остаются два пути: ограничение и сокращение численности или масштабный выход в космос. Первый путь неприемлем. Так как означает отступление в борьбе за существование, что равносильно поражению и вымиранию, во вторых далеко не в последнюю очередь под это сокращение попадаем и мы «россияне».
Поэтому, на новом технологическом уровне развития человечества, учение Вернадского о ноосфере необходимо рассматривать не как учение, а как практическое руководство по выходу на принципиально новый тип цивилизации – космической цивилизации.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Владимир Иванович Вернадский практически не раскрывал темы технической стороны выхода в космос, он касался скорее темы обоснования такого шага для человечества, как с точки зрения эволюции биосферы, так и неизбежности хода мировой истории.
Вернадский понимал неизбежность объединения человечества, понимал, что этот процесс необратим.