Автор: l*********@mail.ru, 27 Ноября 2011 в 13:30, реферат
Сперанский (Третьяков) Михаил Михайлович (1772 - 1839 г. г.) - русский государственный деятель. Родился в семье сельского священника в селе Черкутине Владимирской губернии, в 1791 году окончил Петербургскую Духовную академию (главную семинарию) и остался там преподавателем. В 1797 году М.М.Сперанский поступил секретарём в канцеляриюгенерального прокурора Сената.
Сперанский (Третьяков) Михаил Михайлович (1772 - 1839 г. г.) - русский государственный деятель. Родился в семье сельского священника в селе Черкутине Владимирской губернии, в 1791 году окончил Петербургскую Духовную академию (главную семинарию) и остался там преподавателем. В 1797 году М.М.Сперанский поступил секретарём в канцеляриюгенерального прокурора Сената. С 1803 по 1807 годы М.М.Сперанский являлся директором департамента Министерства внутренних дел. С 1808 года он стал ближайшим доверенным лицом Александра I по всем вопросам внутренней политики России. По поручению царя он в 1809 году составил «План государственного преобразования» («Введение к Уложению государственных законов 1809»). В последующие, 1809 - 1812 годы, М.М.Сперанский пытался претворить в жизнь свои замыслы, однако, в обстановке приближающейся войны с наполеоновской Францией, в марте 1812 года, он был отстранён от государственной службы и сослан в Нижний Новгород, а затем в Пермь. В марте 1821 года М.М.Сперанский был возвращён в Петербург в звании члена Государственного совета. В 1826 году он был назначен членом Верховного уголовного суда по делу декабристов. С 1826 года М.М.Сперанский фактически возглавил II - е отделение личной канцелярии царя, осуществлявшей кодификацию права. Под его руководством были подготовлены и изданы Полное собрание законов Российской империи в 45 томах (1830 год), Свод законов Российской империи в 15 томах (1832 - 1839 годы). За эту деятельность М.М.Сперанский был награждён высшим российским орденом - орденом Андрея Первозванного (1837 год) и получил титул графа (1 января 1839 года).
М.М. Сперанский впервые в истории русской политической мысли разработал конституционный проект, в основу которого легли наиболее прогрессивные идеи того времени. Центральное место в его теории занимают положения о необходимости введения в России представительного правления, разделения властей, обеспечения незыблемости закона, защиты свободы личности и о значимости общественного мнения.
Его предложения по усовершенствованию в области организации и управления, по-прежнему, актуальны и могут быть использованы в процессе переустройства современного государственного аппарата.
В
своих теоретических
Исследовательский интерес к наследию реформатора остаётся неизменно высоким на протяжении двух столетий. В тоже время целостная картина его преобразовательной деятельности в период 1801-1812 годов, по-прежнему, отсутствует. В частности, до конца не раскрыты факторы, под влиянием которых происходило формирование воззрений М.М. Сперанского и вносились изменения в его проекты. Остаётся невыясненным соотношение между теоретической и практической сторонами деятельности реформатора, что не позволяет объективно оценить реальный вклад М.М. Сперанского в становление Российской государственности.
В первые годы царствования Александра I Михаил Михайлович принимал активное участие в разработке правительственных документов, был не только осведомлён о работе Негласного комитета, но являлся одним из его консультантов. В 1802 году он возглавил отдел в Министерстве внутренних дел, в котором осуществлялась подготовка проектов государственных преобразований. Разумеется, во время работы в Министерстве внутренних дел, М.М. Сперанский ещё пребывал «на вторых ролях», однако, уже в эти годы в его компетенции находился достаточно широкий круг вопросов, а его практическая деятельность была нацелена на претворение преобразовательных идей в жизнь. Начиная с 1808 по 1812 год Михаилу Михайловичу принадлежала главная заслуга в подготовке и проведении реформ в России.
В
этой связи период 1801-1812 годов представляется
целесообразным рассматривать как
целостный временной отрезок, в
течение которого происходило зарождение,
развитие и реализация идей М.М. Сперанского.
В 1801 - 1812 годах деятельность Сперанского была нацелена на реформирование Российского государства.
С 1804 года М.М. Сперанский предпринял ряд практических шагов по подготовке общественного мнения к будущим преобразованиям, дополнившихся в 1808 - 1809 годах другими подготовительными мероприятиями. Такой подход к делу реформирования России не только был новым и необходимым в начале XIX века, но остаётся актуальным и по сей день.
Его план государственного преобразования включал ряд подготовительных и дополнительных мер, которые учитывали факт становления в России буржуазных отношений и способствовали развитию торговли, промышленности, финансовой системы, образования в новых условиях.
М.М. Сперанский
уже с 1804 года неоднократно высказывал
предложение создать план преобразований.
Однако Александр I прибег к этому только
в условиях крайней необходимости, когда
после заключения Тильзитского мирног
Реформы Сперанского» - под таким названием в российскую историю вошли преобразования, которые в начале XIX века, были осуществлены выдающимся государственным деятелем России - Михаилом Михайловичем Сперанским. На основе проведённого нами исследования к этому следует добавить, что уже с первых летцарствования Александра I вплоть до 1812 года его деятельность была подчинена одной цели - преобразовать российское государство.
На всём протяжении этого периода (1801 - 1812 годы) М.М. Сперанский прилагал максимум усилий к реализации своих замыслов, но результат его деятельности зависел от ряда факторов. Среди них решающими были: намерения императора Александра I, политическая ситуация в стране, возможности самого реформатора.
Начало XIX века - сложный и противоречивый период в истории России. С одной стороны, в это время в экономике страны появился ряд новых явлений, которые свидетельствовали о зарождении капиталистических отношений и делали неизбежными преобразования в социально - политической сфере, что признавал император Александр I. Общеизвестно, что сразу же после своего вступления на престол он открыто заявил о своём намерении даровать своим подданным важнейшие политические и гражданские права и организовал Негласный комитет, на который была возложена задача подготовки программы реформ.
С
другой стороны, у российского правительства
сохранялась возможность избегать коренных
преобразований. Феодально -
В этих условиях М.М. Сперанскому пришлось решать крайне трудную задачу: он должен был составить программу преобразований, которая соответствовала бы его собственным воззрениям, но при этом была приемлема для претворения в жизнь.
Отметим, что уже в первых политических проектах М.М. Сперанского центральное место занимали положения о введении в России представительного правления, разделения властей, обеспечения незыблемости закона, защиты свободы личности. Автор подробно проанализировал в работе, что важность этих элементов в жизни страны реформатор доказывал на всём протяжении 1802-1812 годов.
В последующие годы у М.М. Сперанского изменился подход к решению крестьянского вопроса: в проекте 1809 года «Введение к Уложению государственных законов» он сосредоточил своё внимание на разработке политических, а не социальных реформ, и при этом отмену крепостного права отодвинул в далёкое будущее.
Напротив,
если в 1801 - 1804 годах введение конституции
в России М.М. Сперанский считал преждевременным,
то в 1809 году он доказал необходимость
преобразования России в «истинную монархию». Его характеристика основ
конституции «истинно монархическогогосудар
Одна из особенностей, характерных для проектов М.М. Сперанского, состояла в том, что надежды на изменение форм правления в России он всецело возлагал на Александра I. Опасаясь революции и тех последствий, которые она могла за собой повлечь, он стремился провести преобразования реформаторским путём. Уверенность М.М. Сперанского в том, что его предложения будут претворены в жизнь подкреплялась тем фактом, что с начала правления Александр I стремился быть инициатором подготовки
По
мнению М.М. Сперанского, разработанные им реформы
должны были упрочить власть монарха посредством
ограничения его 1 произвола и утверждения
закона, поэтому уже с 1804 года он неоднократно
высказывал предложение создать план
государственных преобразований. В действительности,
когда в условиях крайней необходимости
в 1809 году такое поручение им было получено
и исполнено, его проекты оказались реализованы
только отчасти. Это делает обоснованным
предположение, что механизм ограничения самодержавной влас
В то же время другие его положения, такие как создание законодательного выборного органа - Государственной Думы, предоставление гражданских и политических прав различным категориям населения, помимо дворян, изначально являлись неприемлемыми для претворения в жизнь в России в начале XIX века.
По этой причине, практически сразу же после написания «Введения» М.М. Сперанский был вынужден внести ряд изменений в свою программу и на её основе выработать другой, сокращенный, план реформ. Одним из важнейших преобразований, на проведении которого настаивал реформатор, была реорганизация Сената. В 1803-1811 годах М.М.Сперанский осуществлял поиск приемлемого варианта Сенатской реформы. Не сумев добиться преобразования Сената в независимый от императора судебный орган, что должно было обеспечиваться его выборным характером и безаппеляционностью решений, он продолжал бороться за сохранение принципа разделения властей в его организации.
Несмотря на то, что далеко не все предложения М.М.Сперанского были реализованы, его теоретическая и практическая деятельность вошли в историю России как первый пример введения принципа разделения властей в систему государственного управления, создания выборных органов, подготовки общественного мнения.
Информация о работе Сперанский (Третьяков) Михаил Михайлович (1772 - 1839 г. г.)