Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2012 в 06:58, реферат
Исход гражданской войны и интервенции после Первой мировой войны убедительно показал, что вооруженной силой Советскую Россию и союзные с ней республики не возьмешь. Поэтому началось постепенное признание Советского государства. Этот процесс привел к известной Генуэзской конференции.
Введение.
Становление Российской Федерации.
Создание Союза Советских Социалистических Республик.
Первая конституция Союза и новые конституции республик.
Развитие государственного аппарата.
Реорганизация органов юстиции.
Органы государственной безопасности и рабоче-крестьянской милиции.
Развитие права.
А) Финансовое право.
Б) Гражданское право.
В) Семейное право.
Г) Трудовое право.
Д) Уголовное право.
9)Заключение
10) Список использованной литературы.
Строительство высших органов власти и управления Союза ССР. Образование СССР означало возникновение нового государства с соответствующим государственным аппаратом. Поскольку Советский Союз объединял уже вполне сложившиеся республики, у него необходимости создавать всю систему государственных органов снизу доверху.
Самым важным по значению и первым по времени возникновения явился орган, выражающий верховенство народа, - съезд Советов Союза ССР.
Фактически съезд Советов, как высший орган власти Союза, выступил в момент провозглашения СССР. I Всесоюзный съезд Советов, принявший решение об образовании Союза, тем самым стал его высшим органом власти.
В основе организации всесоюзных съездов Советов лежали принципы, которые сложились в практике работы республиканских, главным образом всероссийских, съездов советов.
Очередные съезды Советов первоначально созывались ежегодно. Громоздкость съездов, определенные сложности и дороговизна их созыва побудили вскоре установить другую периодичность заседаний. IV съезд Советов СССР в 1927 г. установил, что впредь съезды будут созываться раз в два года. Конституция допускала также созыв чрезвычайных съездов.
В
компетенцию Всесоюзного съезда
советов Входили все без
В период между съездами Советов верховным органом власти являлся Центральный Исполнительный Комитет Союза. По своей структуре ЦИК Союза отличался от ЦИКов союзных республик. ЦИК был двухпалатным. Цель создания двух палат заключалась в том , чтобы наиболее полно сочетать общие интересы Союза со специфическими интересами отдельных народов, входящих в его состав.
Одна из палат носила название Союзного совета, другая – Совета Национальностей.
Обе палаты являлись равноправными. Законопроект получал силу закона лишь в случае принятия его каждой из палат. В ходе разработки проекта Коституции выдвигалось предположение наделить Совет Национальностей большими по сравнению с Союзным Советом правами. Это предложение, означавшее бы ослабление единства союзного государства, было отвергнуто.
ЦИК
являлся законодательным и
В
период между сессиями ЦИК высшими
законодательным и
Представительством
Союза Советских
Совет Народных Комиссаров СССР образовался позже, чем другие высшие органы власти Союза.
Органами отраслевого управления в Союзе, как и в республиках, являлись народные комиссариаты.
Общесоюзными именовались те наркоматы, которые образовывались только в Союзе. В республиках подобных наркоматов не было. К общесоюзным относились наркоматы иностранных дел, военных и морских дел, внешней торговли, путей сообщения, почт и телеграфов.
Наконец,
третью группу составляли наркоматы, которые
именовались только в республиках.
Сюда относились главным образом
ведомства, на деятельность которых
влияли в большей мере национальные
особенности республик (например, наркоматы
просвещения, юстиции и т.п.).
Реорганизация
органов юстиции.
Эта задача была решена, прежде всего, путем организации органов, непосредственно обязанных стоять на страже закона – советской прокуратуры – сначала в РСФСР, а затем, в том же 1922 г., в Белоруссии, на Украине, в Закавказье. Ранее функции прокуратуры в той или иной мере выполняли различные органы, главным образом наркоматы юстиции республик.
При создании прокуратуры возник спор о принципах ее организации. Предлагалось, в частности, осуществить двойное подчинение органов прокуратуры – центру и одновременно местной государственной власти. В.И. Ленин при решении этого вопроса твердо высказался против двойного подчинения органов прокуратуры, за подчинение их только центру. Ленин исходил из того, что в стране должна существовать единая законность, и прокупатура нужна именно для обеспечения этого единства, для надзора за правильным и единообразным исполнением советских законов в каждой губернии и уезде. Прокуратуру возглавлял прокурор республики, которым по должности являлся комиссар юстиции. Прокурор республики назначал губернских прокуроров, подчинявшихся только ему. В уезды посылались помощники губернского прокурора.
На прокуратуру возлагался надзор за законностью действий центральных и местных органов власти и управления, она возбуждала уголовные дела против должностных и частных лиц, осуществлялся надзор за производством дознания и предварительного следствия, поддержка обвинения в суде, опротествывала приговоры и определения судов в кассационном и надзорном порядке, вела надзор за местами заключения.
Наряду
с прокуратурой возникла и адвокатура.
Поо Положению об адвокатуре, принятому
в мае 1922г., при губернских отделах
юстиции предусматривалась
В
том же году были внесены большие
измениения в судебную систему. Проводилась
реорганизация всех видов судов и органов
судебного управления. Вместо общих судов
и трибуналов, которые существовали в
РСФСР, создавалась единая стройная система
из трех звеньев: народный суд, губернский
суд, Верховный суд республики. Эта конституция
строго соответствовала существовавшему
административно-
В ведении судов находился и следственный аппарат. В уездах действовали народные следователи, при губернских судах – старшие следователи, при Верховном суде республики – следователи по важнейшим делам.
Основные принципы и положения, на основе которых была реформирована судебная система РСФСР, были восприняты и законодательством о судоустройстве других союзных республик.
Районирование привело к определенному изменению системы судебных органов. Вместо прежних были созданы народный суд в районе, окружной суд в округе, краевые и областные суды, главные суды в АССР.
В
1922 г. были созданы специальные органы
для разрешения имущественных споров
между государственными учреждениями
и предприятиями – арбитражные комиссии.
Они образовались при областных экономических
совещаниях. Система арбитража возглавлялась
Высшей арбитражной комиссией при совете
Труда и Обороны.
Органы государственной безопасности и рабоче-крестьянской милиции.
Борьба
за дальнейшее укрепление законности
нашла свое отражение и в реорганизации
органов государственной
Органы
государственной безопасности действовали
при широкой поддержке
Большую роль играла милиция в охране народного достояния и борьбе с хозяйственными и должностными преступлениями. К сожалению, органы милиции систематически сокращали. В 1929 г. они составляли лишь 40% численности бывшей царской полиции.
Милицию
считали лишь вспомогательным органом
государства. Поэтому наряду с сокращением
штатов урезали и расходы на ее
содержание. Поскольку милиция
Развитие
права.
Финансовое право.
Переход к нэпу принципиально отразился на финансовой системе и финансовом праве. Товарно-денежные отношения, на которых стала строиться новая экономическая политика, не могли обойтись без четко налаженных финансов. А они были, как уже отмечалось, разрушены, и в течении 1921 г. еще продолжали разрушаться.
Что бы восстановить и стабилизировать денежную систему, нужно было решить давно известную всем государствам задачу – сбалансировать доходы с расходами.
Прежде всего были приняты меры к сокращению расходов, для этого уменьшили затраты на государственный аппарат, как на чиновничество, так, и в особенности, на вооруженные силы. Однако только экономией решить проблему было невозможно. Главное – надо было наладить пополнение казны, т.е. обеспечить функционирование разного рода источников поступления средств. Прежде всего для этого был использован тоже дано испытанный способ – налоги.
Складывается две основные системы налогов – прямые и косвенные. Прямые налоги взыскивались с граждан и юридических лиц непосредственно и обычно составляли определенную долю от их доходов. Одним из таковых налогов был подоходно-имущественный, введенный в 1922 г. Он взимался с частных лиц и хозяйств. Был введен так же промышленный налог, бравшийся первоначально с ненационализированных предприятий, но затем распространенный и на государственные предприятия.
Директивы партии нацеливали государственные органы на использование преимущественно прямых налогов, которые помогали бороться с буржуазией, нэпманами. Прямые налоги не позволяли нэпманам сосредоточить в своих руках большие средства. Чем больше частник наживался, тем больше с него взыскивало государство, притом не пропорционально, а прогрессивно. И наоборот, с государственных и кооперативных организаций, с бедняцких и середняцких хозяйств прогрессивный налог взыскивался меньше. Такой принцип был установлен еще Декретом о продналоге.
Гражданское право.
Гражданское право развивалось исходя из задачи обеспечить правовыми средствами ведущую роль социалистического сектора в системе народного хозяйства.
Советское
гражданское право открыто
Законодатель различал две категории субъектов гражданско-правовых отношений: правоспособных граждан и юридические лица. Права юридического лица предоставлялись учреждениям, организациям и объединениям лиц.
Особую группу юридических лиц составляли государственные предприятия, переведенные на хозяйственный расчет. Среди них в первую очередь надо отметить тресты. Тресты, обладая широкими полномочиями, действовали в то же время на основе планов. В 1923г. ВЦИК и СНК РСФСР приняли Декрет о государственных трестах. В тресты входило одно или несколько предприятий, причем правом юридического лица обладал лишь трест в целом. Тресты объединяли не только промышленные предприятия, создавались коммунальные и сельскохозяйственные тресты.
В целях
защиты интересов государственных
предприятий в сфере обмена и
распределения создавались
В гражданских кодексах союзных республик много внимания было уделено праву собственности. Различались три вида собственности: государственная, кооперативная и частная.
В исключительной собственности государства были земля, ее недра, леса, воды, железные дороги общего пользования и их подвижной состав, летательные аппараты. Интересно отметить, что морские суда не только не признавались исключительной государственной собственностью, но могли находиться в собственности отдельных граждан и акционерных обществ.
Закон допускал широкий круг объектов кооперативной собственности, приравнивая ее во многих отношениях к государственной.
Частная собственность, напротив, допускалась только на мелкие промышленные предприятия и немуниципализированные строения. Мелкие промышленные предприятия и маломерные жилые стремления денационализировались. Это была не столько уступка частному капиталу, сколько мера, создавшая удобство для государственного управления социалистическим сектором экономики.
Информация о работе Советское государство и право в период НЭПа (1921-1929 гг.)