Советское государство и право в период НЭПа (1921-1929 гг.)

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2012 в 06:58, реферат

Описание работы

Исход гражданской войны и интервенции после Первой мировой войны убедительно показал, что вооруженной силой Советскую Россию и союзные с ней республики не возьмешь. Поэтому началось постепенное признание Советского государства. Этот процесс привел к известной Генуэзской конференции.

Содержание

Введение.
Становление Российской Федерации.
Создание Союза Советских Социалистических Республик.
Первая конституция Союза и новые конституции республик.
Развитие государственного аппарата.
Реорганизация органов юстиции.
Органы государственной безопасности и рабоче-крестьянской милиции.
Развитие права.

А) Финансовое право.
Б) Гражданское право.
В) Семейное право.
Г) Трудовое право.
Д) Уголовное право.
9)Заключение
10) Список использованной литературы.

Работа содержит 1 файл

№1.doc

— 109.50 Кб (Скачать)

      Строительство высших органов власти и управления Союза ССР. Образование СССР означало возникновение нового государства с соответствующим государственным аппаратом. Поскольку  Советский Союз объединял уже вполне сложившиеся республики, у него необходимости создавать всю систему государственных органов снизу доверху.

      Самым важным по значению и первым по времени возникновения явился орган, выражающий верховенство народа, - съезд Советов Союза ССР.

      Фактически  съезд Советов, как высший орган  власти Союза, выступил в момент провозглашения СССР. I Всесоюзный съезд Советов, принявший решение об образовании Союза, тем самым стал его высшим органом власти.

      В основе организации всесоюзных съездов  Советов лежали принципы, которые  сложились в практике работы республиканских, главным образом всероссийских, съездов советов.

      Очередные съезды Советов первоначально созывались ежегодно. Громоздкость съездов, определенные сложности и дороговизна их созыва побудили вскоре установить другую периодичность заседаний. IV съезд Советов СССР в 1927 г. установил, что впредь съезды будут созываться раз в два года. Конституция допускала также созыв чрезвычайных съездов.

      В компетенцию Всесоюзного съезда советов Входили все без исключения вопросы, которые Конституцией были отнесены к ведений Союза. К исключительной компетенции съезда относилось утверждение  и изменение основных начал Конституции СССР.

      В период между съездами Советов верховным  органом власти являлся Центральный  Исполнительный Комитет Союза. По своей  структуре ЦИК Союза отличался  от ЦИКов союзных республик. ЦИК  был двухпалатным. Цель создания двух палат заключалась в том , чтобы наиболее полно сочетать общие интересы Союза со специфическими интересами отдельных народов, входящих в его состав.

      Одна  из палат носила название Союзного совета, другая – Совета Национальностей.

      Обе палаты являлись равноправными. Законопроект получал силу закона лишь в случае принятия его каждой из палат. В ходе разработки проекта Коституции выдвигалось предположение наделить Совет Национальностей большими по сравнению с Союзным Советом правами. Это предложение, означавшее бы ослабление единства союзного государства, было отвергнуто.

      ЦИК являлся законодательным и исполнителным  органом. В качестве верховного органа власти он обладал компетенцией, тождественной  компетенции съезда Советов СССР, кроме вопросов, отнесенных к исключительному  ведению съезду.

      В период между сессиями ЦИК высшими  законодательным и исполнительным ограном являлся ответсвенный перед  ним Президиум ЦИК Союза ССР. Президиум Цик образовался из Президиумов Союзного Совета и Совета Национальностей, в каждый из входило  первоначально по семь человек.

      Представительством  Союза Советских Социалистических Республик являлся Совет Народных Комиссаров, образуемый ЦИК. Совнарком  был исполнительным  и распорядительным органом, но в то же время обладал  и законодательными функциями. В  пределах предоставленных ему прав он мог издавать декреты и постановления. В СНК входили, кроме председателя и заместителей председателя, наркомы СССР.

      Совет Народных Комиссаров СССР образовался  позже, чем другие высшие органы власти Союза.

      Органами  отраслевого управления в Союзе, как и в республиках, являлись народные комиссариаты.

      Общесоюзными  именовались те наркоматы, которые  образовывались только в Союзе. В  республиках подобных наркоматов не было. К общесоюзным относились наркоматы  иностранных дел, военных и морских дел, внешней торговли, путей сообщения, почт и телеграфов.

      Наконец, третью группу составляли наркоматы, которые  именовались только в республиках. Сюда относились главным образом  ведомства, на деятельность которых  влияли в большей мере национальные особенности республик (например, наркоматы просвещения, юстиции и т.п.). 

      Реорганизация органов юстиции. 

      Эта задача была решена, прежде всего, путем  организации органов, непосредственно  обязанных стоять на страже закона – советской прокуратуры –  сначала в РСФСР, а затем, в том же 1922 г., в Белоруссии, на Украине, в Закавказье. Ранее функции прокуратуры в той или иной мере выполняли различные органы, главным образом наркоматы юстиции республик.

      При создании прокуратуры возник спор о  принципах ее организации. Предлагалось, в частности, осуществить двойное подчинение органов прокуратуры – центру и одновременно местной государственной власти. В.И. Ленин при решении этого вопроса твердо высказался против двойного подчинения органов прокуратуры, за подчинение их только центру. Ленин исходил из того, что в стране должна существовать единая законность, и прокупатура нужна именно для обеспечения этого единства, для надзора за правильным и единообразным исполнением советских законов в каждой губернии и уезде. Прокуратуру возглавлял прокурор республики, которым по должности являлся комиссар юстиции. Прокурор республики назначал губернских прокуроров, подчинявшихся только ему. В уезды посылались помощники губернского прокурора.

      На  прокуратуру возлагался надзор за законностью действий центральных и местных органов власти и управления, она возбуждала уголовные дела против должностных и частных лиц, осуществлялся надзор за производством дознания и предварительного следствия, поддержка обвинения  в суде, опротествывала приговоры и определения судов в кассационном и надзорном порядке, вела надзор за местами заключения.

      Наряду  с прокуратурой возникла и адвокатура. Поо Положению об адвокатуре, принятому  в мае 1922г., при губернских отделах  юстиции предусматривалась организация коллегий защитников, на которые возлагалось обеспечение защиты обвиняемых по уголовным делам, представительство сторон в гражданском процессе, оказание помощи населению – дача консультаций по юридическим вопросам.

      В том же году были внесены большие  измениения в судебную систему. Проводилась реорганизация всех видов судов и органов судебного управления. Вместо общих судов и трибуналов, которые существовали в РСФСР, создавалась единая стройная система из трех звеньев: народный суд, губернский суд, Верховный суд республики. Эта конституция строго соответствовала существовавшему административно-территориальному делению страны.

      В ведении судов находился и  следственный аппарат. В уездах действовали  народные следователи, при губернских судах – старшие следователи, при Верховном суде республики – следователи по важнейшим делам.

      Основные  принципы и положения, на основе которых  была реформирована судебная система  РСФСР, были восприняты и законодательством  о судоустройстве других союзных  республик.

      Районирование привело к определенному изменению системы судебных органов. Вместо прежних были созданы народный суд в районе, окружной суд в округе, краевые и областные суды, главные суды в АССР.

      В 1922 г. были созданы специальные органы для разрешения имущественных споров между государственными учреждениями и предприятиями – арбитражные комиссии. Они образовались при областных экономических совещаниях. Система арбитража возглавлялась Высшей арбитражной комиссией при совете Труда и Обороны. 
 
 

Органы  государственной  безопасности и рабоче-крестьянской милиции.

Борьба  за дальнейшее укрепление законности нашла свое отражение и в реорганизации  органов государственной безопасности. Надо было успокоить внутреннюю буржуазию, панически боявшуюся чекистов, и  зарубежных предпринимателей, которых старались привлечь к восстановлению народного хозяйства страны.

Органы  государственной безопасности действовали  при широкой поддержке населения. В частности, на Украине в борьбе с бандитизмом участвовало 730 отрядов  крестьянской бедноты, объединявших 56 тыс. бойцов.

Большую роль играла милиция в охране народного  достояния и борьбе с хозяйственными и должностными преступлениями. К  сожалению, органы милиции систематически сокращали. В 1929 г. они составляли лишь 40% численности бывшей царской полиции.

Милицию считали лишь вспомогательным органом  государства. Поэтому наряду с сокращением  штатов урезали и расходы на ее содержание. Поскольку милиция финансировалась  по прежнему из местных бюджетов, то власти стремились сэкономить на ней. Кое-где милицию поставляли по существу даже на хозрасчет, выплачивая жалование за счет штрафов, собираемых ею же. 

Развитие  права. 

Финансовое  право.

Переход к нэпу принципиально отразился  на финансовой системе и финансовом праве. Товарно-денежные отношения, на которых стала строиться новая экономическая политика, не могли обойтись без четко налаженных финансов. А они были, как уже отмечалось, разрушены, и в течении 1921 г. еще продолжали разрушаться.

Что бы восстановить и стабилизировать  денежную систему, нужно  было решить давно известную всем государствам задачу – сбалансировать доходы с расходами.

Прежде  всего были приняты меры к сокращению расходов, для этого уменьшили  затраты на государственный аппарат, как на чиновничество, так, и в  особенности, на вооруженные силы. Однако только экономией решить проблему было невозможно. Главное – надо было наладить пополнение казны, т.е. обеспечить функционирование разного рода источников поступления средств. Прежде всего для этого был использован тоже дано испытанный способ – налоги.

Складывается  две основные системы налогов  – прямые и косвенные. Прямые налоги взыскивались с граждан и юридических  лиц непосредственно и обычно составляли определенную долю от их доходов. Одним из таковых налогов был  подоходно-имущественный, введенный  в 1922 г. Он взимался с частных лиц и хозяйств. Был введен так же промышленный налог, бравшийся первоначально с ненационализированных предприятий, но затем распространенный и на государственные предприятия.

Директивы партии нацеливали государственные  органы на использование преимущественно прямых налогов, которые помогали бороться  с буржуазией, нэпманами. Прямые налоги не позволяли нэпманам сосредоточить в своих руках большие средства. Чем больше частник наживался, тем больше с него взыскивало государство, притом не пропорционально, а прогрессивно. И наоборот, с государственных и кооперативных организаций, с бедняцких и середняцких хозяйств прогрессивный налог взыскивался меньше. Такой принцип был установлен еще Декретом о продналоге.

Гражданское право.

Гражданское право развивалось исходя из задачи обеспечить правовыми средствами ведущую роль социалистического сектора в системе народного хозяйства.

Советское гражданское право открыто узаконило  широкое вмешательство государства  в гражданско-правовые отношения, существенно ограничило свободу частной собственности.

Законодатель  различал две категории субъектов  гражданско-правовых отношений: правоспособных граждан и юридические лица. Права  юридического лица предоставлялись  учреждениям, организациям и объединениям лиц.

Особую  группу юридических лиц составляли государственные предприятия, переведенные на хозяйственный расчет. Среди них  в первую очередь надо отметить тресты. Тресты, обладая широкими полномочиями, действовали в то же время на основе планов. В 1923г. ВЦИК и СНК РСФСР приняли Декрет о государственных трестах. В тресты входило одно или несколько предприятий, причем правом юридического лица обладал лишь трест в целом. Тресты объединяли не только промышленные предприятия, создавались коммунальные и сельскохозяйственные тресты.

В целях  защиты интересов государственных  предприятий в сфере обмена и  распределения создавались синдикаты. На них была «возложена роль крупной  оптовой торговли по сбыту и заготовками  в целях укрепления экономической  позиции государственной торговли». Как правило синдикаты являлись торговыми объединениями трестов.

В гражданских  кодексах союзных  республик много  внимания было уделено праву собственности. Различались три вида собственности: государственная, кооперативная и  частная.

В исключительной собственности государства были земля, ее недра, леса, воды, железные дороги  общего пользования и их подвижной состав, летательные аппараты. Интересно отметить, что морские суда не только не признавались исключительной  государственной собственностью, но могли находиться в собственности отдельных граждан и акционерных обществ.

Закон допускал широкий круг объектов кооперативной  собственности, приравнивая ее во многих отношениях к государственной.

Частная собственность, напротив, допускалась  только на мелкие промышленные предприятия и немуниципализированные строения. Мелкие промышленные предприятия и маломерные жилые стремления денационализировались. Это была не столько уступка частному капиталу, сколько мера, создавшая удобство для государственного управления социалистическим сектором экономики.

Информация о работе Советское государство и право в период НЭПа (1921-1929 гг.)