Содержание
Введение
-----------------------------------------3
1.Исторические
условия и предпосылки реформ Петра Великого
-------------------------------------------4
2 Военные
реформы-----------------------------------5
3. Реформа
государственного управления--------------7
4. Реформа
местного управления----------------------9
5.Результаты
реформы государственного управления----10
6. Крестьянство
------------------------------------11
7. Церковная
реформа--------------------------------12
8. Экономические
преобразования --------------------12
Заключение -------------------------------------15
Список литературы ------------------------------16
Введение
Личность Петра
Великого (1672 - 1725 гг.) по праву относится
к плеяде ярких исторических деятелей
мирового масштаба. Много исследований
и художественных произведений посвящено
преобразованиям, связанным с его именем.
Историки и писатели по-разному, порой
прямо противоположно, оценивали личность
Петра Великого и значение его реформ.
Уже современники Петра I разделились
на два лагеря: сторонников и противников
его преобразований. Спор продолжался
и позже. В XVIII в. М. В. Ломоносов славил
Петра, восторгался его деятельностью.
А немного позже историк Карамзин обвинял
Петра в измене "истинно русским"
началам жизни, а его реформы назвал "блестящей
ошибкой".
В
конце XVII в., когда на русском престоле
оказался молодой царь Петр I, наша страна
переживала переломный момент своей истории.
В России, в отличие от основных западноевропейских
стран, почти не было крупных промышленных
предприятий, способных обеспечить страну
оружием, тканями, сельскохозяйственными
орудиями. Она не имела выхода к морям
- ни к Черному, ни к Балтийскому, через
которые могла бы развивать внешнюю торговлю.
Не имела поэтому Россия и собственного
военного флота, который охранял бы ее
рубежи. Сухопутная армия строилась по
устаревшим принципам и состояла главным
образом из дворянского ополчения. Дворяне
неохотно покидали свои поместья для военных
походов, их вооружение и военная выучка
отставала от передовых европейских армий.
Между старым, родовитым боярством и служивыми
людьми дворянами шла ожесточенная борьба
за власть. В стране происходили непрерывные
восстания крестьян и городских низов,
которые боролись и против дворян, и против
бояр, так как они все были феодалами-крепостниками.История
России до Петра Великого и после него
знала немало реформ. Главное отличие
Петровских преобразований от реформ
предшествующего и последующего времени
состояло в том, что Петровские носили
всеобъемлющий характер, охватывали все
стороны жизни народа, в то время как другие
внедряли новшества, касавшиеся лишь отдельных
сфер жизни общества и государства Мы,
люди конца XX века, не можем в полной мере
оценить взрывной эффект Петровских реформ
в России. Люди прошлого, XIX века воспринимали
их острее, глубже. Созданное в России
Петром пережило и поколение М.Н. Погодина,
и следующие поколения. Например, последний
рекрутский набор состоялся в 1874 г., то
есть спустя 170 лет после первого (1705). Сенат
просуществовал с 1711 по декабрь 1917 г., то
есть 206 лет; синодальное устройство православной
церкви оставалось неизменным с 1721 по
1918 гг., то есть в течение 197 лет, система
подушной подати была отменена лишь в
1887 г., то есть 163 года спустя после ее введения
в 1724 г. Иначе говоря, в истории России
мы найдем немного сознательно созданных
человеком институтов, которые просуществовали
бы так долго, оказав столь сильное воздействие
на все стороны общественной жизни. Более
того, некоторые принципы и стереотипы
политического сознания, выработанные
или окончательно закрепленные при Петре,
живучи до сих пор, подчас в новых словесных
одеждах они существуют как традиционные
элементы нашего мышления и общественного
поведения.
1. Исторические условия
и предпосылки реформ
Петра
Великого
Страна
стояла накануне великих преобразований.
Каковы же были предпосылки петровских
реформ?
Россия
была отсталой страной. Эта отсталость
представляла собой серьезную опасность
для независимости русского народа.
Промышленность
по своей структуре была крепостнической,
а по объему продукции значительно
уступала промышленности западноевропейских
стран.
Русское
войско в значительной своей части состояло
из отсталого дворянского ополчения и
стрельцов, плохо вооруженных и обученных.
Сложный и неповоротливый приказной государственный
аппарат, во главе которого стояла боярская
аристократия, не отвечал потребностям
страны. Отставала Русь и в области духовной
культуры. В народные массы просвещение
почти не проникало, и даже в правящих
кругах немало было необразованных и вовсе
неграмотных людей.
Россия
XVII века самим ходом исторического
развития была поставлена перед необходимостью
коренных реформ, так как только таким
путем могла обеспечить себе достойное
место среди государств Запада и Востока.
Следует отметить, что к этому времени
истории нашей страны уже произошли значительные
сдвиги в ее развитии. Возникли первые
промышленные предприятия мануфактурного
типа, росли кустарные промыслы, ремесла,
развивалась торговля продуктами сельского
хозяйства. Непрерывно возрастало общественное
и географическое разделение труда - основа
сложившегося и развивающегося всероссийского
рынка. Город отделялся от деревни. Выделялись
промысловые и земледельческие районы.
Развивалась внутренняя и внешняя торговля.
Во второй половине XVII века начинает изменяться
характер государственного строя на Руси,
все более отчетливо оформляется абсолютизм.
Получили дальнейшее развитие русская
культура и науки: математика и механика,
физика и химия, география и ботаника,
астрономия и "рудознатство". Казаки
землепроходцы открыли ряд новых земель
в Сибири.
XVII
век был временем, когда Россия
установила постоянное общение с Западной
Европой, завязала с ней более тесные торговые
и дипломатические связи, использовала
ее технику и науку, воспринимала ее культуру
и просвещение. Учась и заимствуя, Россия
развивалась самостоятельно, брала только
то, что было ей нужно, и только тогда, когда
это было необходимо. Это было время накопления
сил русского народа, которое дало возможность
осуществить подготовленные самим ходом
исторического развития России грандиозные
реформы Петра.
Реформы
Петра была подготовлена всей предшествующей
историй народа, "требовались народом".
Уже до Петра начертана была довольно
цельная преобразовательная программа,
во многом совпадавшая с реформами Петра,
в ином шедшая даже дальше их. Подготавливалось
преобразование вообще, которое при мирном
ходе дел могло растянутся на целый ряд
поколений. Реформа, как она была исполнена
Петром, была его личным делом, делом беспримерно
насильственным и, однако, непроизвольным
и необходимым. Внешние опасности государства
опережали естественный рост народа, закосневшего
в своем развитии. Обновление России нельзя
было предоставлять тихой постепенной
работе времени, не подталкиваемой насильственно.
Реформы коснулись буквально всех сторон
жизни русского государства и русского
народа. Следует отметить, что основной
движущей силой петровских реформ стала
война.
2. Военные реформы
Военные
реформы занимают особое место среди
Петровских преобразований. Сущность
военной реформы состояла в ликвидации
дворянских ополчений и организации боеспособной
постоянной армии с единообразной структурой,
вооружением, обмундированием, дисциплиной,
уставами.
Задачи
создания современной боеспособной
армии и флота занимали юного
царя еще до того, как он стал полновластным
государем. Можно насчитать лишь
несколько (по оценкам разных историков
- по-разному) мирных лет за 36-летнее царствование
Петра. Армия и флот всегда были главным
предметом заботы императора. Однако военные
реформы важны не только сами по себе,
но еще и потому, что они оказывали очень
большое, часто решающее, влияние на другие
стороны жизни государства. Ход же самой
военной реформы определялся войной.
"Игра
в солдатики", которой отдавал
все свое время юный Петр, с
конца 1680-х гг. становится все
более и более серьезной. В
1689 г. Петр строит на Плещеевом
озере, около Переславля-Залесского, несколько
небольших кораблей под руководством
голландских мастеров. Весной 1690 г. создаются
знаменитые "потешные полки" - Семеновский
и Преображенский. Петр начинает вести
настоящие военные маневры, на Яузе строится
"стольный град Прешбург".
Семеновский
и Преображенский полки стали
ядром будущей постоянной (регулярной)
армии и проявили себя во время Азовских
походов 1695 - 1696 гг. Большое внимание Петр
I уделяет флоту, первое боевое крещение
которого также приходится на это время.
В казне не было необходимых средств, и
строительство флота поручалось так называемым
"кумпанствам" (компаниям) - объединениям
светских и духовных землевладельцев.
С началом Северной войны основное внимание
переключается на Балтику, а с основанием
Санкт-Петербурга строительство кораблей
ведется почти исключительно там. К концу
царствования Петра, Россия стала одной
из сильнейших морских держав мира, имея
48 линейных и 788 галерных и прочих судов.
Начало
Северной войны стало толчком к окончательному
созданию регулярной армии. До Петра армия
состояла из двух главных частей - дворянского
ополчения и различных полурегулярных
формирований (стрельцы, казаки, полки
иноземного строя). Кардинальным изменением
было то, что Петр ввел новый принцип комплектования
армии - периодические созывы ополчения
были заменены систематическими рекрутскими
наборами. В основу рекрутской системы
был положен сословно-крепостнический
принцип. Рекрутские наборы распространялись
на население, платившее подати и несшее
государственные повинности. В 1699 г. был
произведен первый рекрутский набор, с
1705 г. наборы узаконены соответствующим
указом и стали ежегодными. С 20 дворов
брали одного человека, холостого в возрасте
от 15 до 20 лет (однако в ходе Северной войны
эти сроки постоянно изменялись из-за
нехватки солдат и матросов). Более всего
от рекрутских наборов пострадала русская
деревня. Срок службы рекрута практически
не был ограничен. Офицерский состав российской
армии пополнялся за счет дворян, обучавшихся
в гвардейских дворянских полках или в
специально организованных школах (пушкарская,
артиллерийская, навигационная, фортификационная,
Морская академия и т.д.). В 1716 г. был принят
Воинский, а в 1720 г. - Морской устав, проводилось
широкомасштабное перевооружение армии.
К концу Северной войны Петр имел огромную
сильную армию - 200 тыс. человек (не считая
100 тыс. казаков), которая позволила России
одержать победу в изнурительной, растянувшейся
почти на четверть века войне.
Главные
итоги военных реформ Петра Великого
заключаются в следующем:
- создание боеспособной
регулярной армии, одной из сильнейших
в мире, которая дала России возможность
воевать со своими основными противниками
и побеждать их;
- появление целой
плеяды талантливых полководцев (Александр
Меншиков, Борис Шереметев, Федор Апраксин,
Яков Брюс и др.);
- создание мощного
военного флота;
- гигантский
рост военных расходов и покрытие их за
счет жесточайшего выжимания средств
из народа.
3. Реформа государственного
управления
В
первой четверти XVIII в. переход к абсолютизму
был ускорен Северной войной и получил
свое завершение. Именно в петровское
правление создаются регулярная армия
и бюрократический аппарат государственного
управления, происходит как фактическое,
так и юридическое оформление абсолютизма.
Для
абсолютной монархии характерны наивысшая
степень централизации, развитый, полностью
зависимый от монарха бюрократический
аппарат, сильная регулярная армия.
Эти признаки были присущи и российскому
абсолютизму.
Армия
помимо своей основной внутренней функции
по подавлению народных волнений и восстаний,
выполняла и другие функции. С петровского
времени она широко использовалась в государственном
управлении как принудительная сила. Большое
распространение получила практика посылки
воинских команд на места для понуждения
администрации к лучшему выполнению правительственных
распоряжений и указаний. Особенность
российского абсолютизма состояла в том,
что он совпал с развитием крепостничества,
тогда как в большинстве стран Европы
абсолютная монархия складывалась в условиях
развития капиталистических отношений
и отмены крепостного права.
Установление
абсолютной монархии в России сопровождалось
широкой экспансией государства, его
вторжением во все сферы общественной,
корпоративной и частной жизни.
Петр I проводил политику дальнейшего
закрепощения крестьян, принявшую наиболее
жесткие формы на исходе XVIII в. Наконец,
усиление роли государства проявилось
в детальной, обстоятельной регламентации
прав и обязанностей отдельных сословий
и социальных групп. Наряду с этим происходила
юридическая консолидация правящего класса,
из разных феодальных слоев сложилось
сословие дворянства.
Государство,
сформировавшееся в начале XVIII в., называют
полицейским не только потому, что
именно в этот период была создана
профессиональная полиция, но и потому,
что государство стремилось вмешиваться
во все стороны жизни, регламентируя их.
Административным
преобразованиям способствовал
и перенос столицы в Петербург.
Царь хотел иметь под рукой
необходимые рычаги управления, которые
он зачастую создавал заново, руководствуясь
сиюминутными потребностями. Как и во
всех других своих начинаниях, Петр при
реформе государственной власти не считался
с российскими традициями и широко переносил
на русскую почву известные ему по западноевропейским
вояжам структуры и методы управления.
Не имея четкого плана административных
реформ, царь, вероятно, все же представлял
желаемый образ государственного аппарата.
Это строго централизованный и бюрократический
аппарат, четко и быстро исполняющий указы
государя, в пределах своей компетенции
проявляющий разумную инициативу. Это
нечто очень похожее на армию, где каждый
офицер, исполняя общий приказ главнокомандующего,
самостоятельно решает свои частные и
конкретные задачи. Как мы увидим, петровской
государственной машине было далеко до
подобного идеала, который просматривался
только как тенденция, хотя и четко выраженная.
4. Реформа местного
управления
Петр
I в начале своего царствования пытался
использовать прежнюю систему местного
управления, постепенно вводя вместо
земских, выборные элементы управления.
Так, указом 10 марта 1702 г. предписывалось
участие в управлении с главными традиционными
администраторами (воеводами) выборных
представителей дворянства. В 1705 г. этот
порядок стал обязательным и повсеместным,
что должно было усилить контроль за старой
администрацией.
Областная
реформа, отвечая наиболее актуальным
потребностям самодержавной власти, была
в то же время следствием развития бюрократической
тенденции, характерной уже для предшествующего
периода. Именно с помощью усиления бюрократического
элемента в правлении Петр намеревался
решать все государственные вопросы. Реформа
привела не только к сосредоточению финансовых
и административных полномочий в руках
нескольких губернаторов - представителей
центральной власти, но и к созданию на
местах разветвленной иерархической сети
бюрократических учреждений с большим
штатом чиновников. Прежняя система "приказ-уезд"
была удвоена: "приказ (или канцелярия)
- губерния - провинция - уезд".
Губернатору
подчинялись четыре его непосредственных
подчиненных:
- обер-комендант
- отвечал за военные дела;
- обер-комиссар
- за денежные сборы;
- обер-правиантмейстер
- за хлебные сборы;
- ландрихтер
- за судебные дела.
Во
главе провинции обычно стоял
воевода, в уезде финансовое и
полицейское управление возлагалось
на земских комиссаров, частично избираемых
уездными дворянами, частично назначаемых
сверху.
Губернаторам
перешла часть функций приказов
(особенно территориальных), их количество
было сокращено.
Указ
об учреждении губерний завершил первый
этап реформы местного управления.
Губернское управление осуществлялось
губернаторами и вице губернаторами, выполнявшими
в основном военные и финансовые функции
управления. Однако это деление оказалось
слишком крупным и не позволяло осуществлять
на практике управление губерниями, особенно
при существовавших тогда коммуникациях.
Поэтому в каждой губернии были крупные
города, в которых управление осуществляла
прежняя городская администрация.
5.
Результаты реформы
государственного управления
В
результате Петровских реформ к концу
первой четверти
XVIII в. сложилась следующая система органов
власти и управления.
Вся
полнота законодательной, исполнительной,
и судебной власти сосредоточилась
в руках Петра, который после
завершения Северной войны получил
титул императора. В 1711г. был создан
новый высший орган исполнительной
и судебной власти - Сенат, обладавший
и значительными законодательными функциями.
Он принципиально отличался от своего
предшественника - Боярской думы.
Члены
совета назначались императором. В
порядке осуществления исполнительной
власти Сенат издавал указы, имевшие
силу закона. В 1722 г. во главе Сената был
поставлен генерал-прокурор, на которого
возлагался контроль за деятельностью
всех правительственных учреждений. Генерал-прокурор
должен был выполнять функции "ока государства".
Этот контроль он осуществлял через прокуроров,
назначаемых во все правительственные
учреждения. В первой четверти XVIII в. к
системе прокуроров добавилась система
фискалов, возглавляемая обер-фискалом.
В обязанности фискалов входило донесение
обо всех злоупотреблениях учреждений
и должностных лиц, нарушавших "казенный
интерес".
Никак
не соответствовали новым условиям
и задачам приказная система,
сложившаяся при Боярской думе. Возникшие
в разное время приказы сильно
различались по своему характеру
и функциям. Распоряжения и указы
приказов зачастую противоречили друг
другу, создавая невообразимую путаницу
и надолго задерживая решение неотложных
вопросов.
Новая
государственная машина в целом
работала гораздо эффективнее старой.
Но в нее была заложена "мина замедленного
действия" - отечественная бюрократия.
Е.В. Анисимов в книге "Время петровских
времен" пишет: "Бюрократия - необходимый
элемент структуры государства нового
времени. Однако в условиях российского
самодержавия, когда ничем и никем не ограниченная
воля монарха - единственный источник
права, когда чиновник не ответственен
ни перед кем, кроме своего начальника,
создание бюрократической машины стало
и своеобразной "бюрократической революцией",
в ходе которой был запущен вечный двигатель
бюрократии".
Реформы
центрального и местного управления
создали внешне стройную иерархию учреждений
от Сената - в центре до воеводской канцелярии
- в уездах.
6. Крестьянство
В
первой четверти века выяснилось, что
подворный принцип налогообложения
не принёс ожидаемого увеличения поступления
податей.
В
целях повышения своих доходов
помещики сселяли несколько крестьянских
семей на один двор. В результате,
во время переписи в 1710 г. выяснилось,
что число дворов с 1678 г. сократилось
на 20%. Поэтому был введён новый
принцип обложения. В 1718 - 1724 гг. осуществляется
перепись всего податного населения мужского
пола независимо от возраста и работоспособности.
Все лица, внесённые в эти списки ("ревизские
сказки"), должны были платить подушную
подать. В случае смерти записанного подать
продолжали платить до следующей ревизии
семья умершего или община, в которую он
входил. Кроме того, все податные сословия,
за исключением помещечьих крестьян, платили
государству по 40 копеек "оброка",
что должно было уравновесить их повинности
с повинностями помещечьих крестьян.
Введение
подушной подати увеличило власть помещиков
над крестьянами, так как представление
ревизских сказок и сбор подати был
поручен помещикам.
Наконец,
помимо подушной подати, крестьянин платил
огромное количество всевозможных налогов
и сборов, призванных пополнить казну,
опустевшую в результате войн, создания
громоздкого и дорогостоящего аппарата
власти и управления, регулярной армии
и флота, строительства столицы и других
расходов. Кроме этого государственные
крестьяне несли повинности: дорожную
- по строительству и содержанию дорог,
ямскую - по перевозке почты, казённых
грузов и должностных лиц и т.д.
7. Церковная реформа
Важную
роль в утверждении абсолютизма
играла церковная реформа Петра
I. Во второй половине XVII в. позиции Русской
православной церкви были весьма прочными,
она сохраняла административную, финансовую
и судебную автономию по отношению к царской
власти. Последние патриархи Иоаким (1675-1690
гг.) и Адриан (1690-1700) гг. проводили политику,
направленную на укрепление этих позиций.
Церковная
политика Петра, как и его политика
в других сферах государственной
жизни, была направлена, прежде всего,
на как можно более эффективное
использование церкви для нужд государства,
а если конкретнее - на выжимание из
церкви денег на государственные программы,
прежде всего на строительство флота.
После путешествия Петра в составе Великого
посольства его занимает еще и проблема
полного подчинения церкви своей власти.
В
результате церковной реформы церковь
потеряла огромную часть своего влияния
и превратилась в часть государственного
аппарата, строго контролируемую и управляемую
светской властью.
8. Экономические преобразования
В
Петровскую эпоху российская экономика,
и прежде всего промышленность совершила
гигантский скачок. В то же время развитие
хозяйства в первой четверти XVIII в. шло
путями, намеченными предыдущим периодом.
В Московском государстве XVI XVII в. существовали
крупные промышленные предприятия - Пушечный
двор, Печатный двор, оружейные заводы
в Туле, верфь в Дединове. Политика Петра
I в отношении экономической жизни характеризовалась
высокой степенью применения командных
и протекционистских методов.
Также
усиливались государственные повинности
крестьян. Их силами строились города
(на строительстве Петербурга работали
40 тыс. крестьян), мануфактуры, мосты, дороги;
проводились ежегодные рекрутские наборы,
повышались старые денежные сборы и вводились
новые. Главной целью политики Петра все
время являлось получение как можно больших
денежных и людских ресурсов для государственных
нужд.
В
промышленности произошла резкая переориентация
с мелких крестьянских и ремесленных хозяйств
на мануфактуры. При Петре было основано
не менее 200 новых мануфактур, он всячески
поощрял их создание. Политика государства
была также направлена на ограждение молодой
российской промышленности от конкуренции
со стороны западноевропейской путем
введения очень высоких таможенных пошлин
(Таможенный устав 1724 г.)
Российская
мануфактура, хотя и имела капиталистические
черты, но использование на ней преимущественно
труда крестьян - посессионных, приписных,
оброчных и др. - делало ее крепостническим
предприятием. В зависимости от того, чьей
собственностью они являлись, мануфактуры
делились на казенные, купеческие и помещичьи.
В 1721 г. промышленникам было предоставлено
право покупать крестьян для закрепления
их за предприятием.
Протекционистская
политика Петра вела к появлению
мануфактур в самых разных отраслях
промышленности, зачастую появлявшихся
в России впервые. Основными были те,
которые работали на армию и флот: металлургические,
оружейные, судостроительные, суконные,
полотняные, кожевенные и т.п. Поощрялась
предпринимательская деятельность, создавались
льготные условия для людей, которые создавали
новые мануфактуры или брали в аренду
государственные.
Огромный
вклад в развитие металлургической
промышленности Урала внес Никита Демидов,
который пользовался особым расположением
царя. Возникновение литейной промышленности
в Карелии на базе уральских руд, строительство
Вышневолоцкого канала, способствовали
развитию металлургии в новых районах
и вывели Россию на одно из первых мест
в мире в этой отрасли.
К
концу царствования Петра в России
существовала развитая многоотраслевая
промышленность с центрами в Петербурге,
Москве, на Урале. Крупнейшими предприятиями
были Адмиралтейская верфь, Арсенал, петербургские
пороховые заводы, металлургические заводы
Урала, Хамовный двор в Москве. Шло укрепление
всероссийского рынка, накопление капитала
благодаря меркантилистской политике
государства. Россия поставляла на мировые
рынки конкурентоспособные товары: железо,
полотна, юфть, поташ, пушнину, икру.
Тысячи
россиян проходили в Европе обучение
разным специальностям, и в свою очередь
иностранцы - инженеры-оружейники, металлурги,
мастера шлюзного дела нанимались на российскую
службу. Благодаря этому Россия обогащалась
самыми передовыми технологиями Европы.
В
результате Петровской политики в экономической
области за сверхкороткий срок была
создана мощная промышленность, способная
полностью обеспечить военные и государственные
нужды и ни в чем не зависящая от импорта.
Заключение
Главным
итогом всей совокупности Петровских
реформ стало установление в России
режима абсолютизма, венцом которого стало
изменение в 1721 г. титула российского монарха
- Петр объявил себя императором, а страна
стала называться Российской Империей.
Таким образом, было оформлено то, к чему
шел Петр все годы своего царствования
- создание государства со стройной системой
управления, сильной армией и флотом, мощной
экономикой, оказывающего влияние на международную
политику. В результате Петровских реформ
государство не было связано ничем и могло
пользоваться любыми средствами для достижения
своих целей. В итоге Петр пришел к своему
идеалу государственного устройства -
военному кораблю, где все и вся подчинено
воле одного человека - капитана, и успел
вывести этот корабль из болота в бурные
воды океана, обходя все рифы и мели.
Россия
стала самодержавным, военно-бюрократическим
государством, центральная роль в котором
принадлежала дворянскому сословию. Вместе
с тем отсталость России не была полностью
преодолена, а реформы осуществлялись
в основном за счет жесточайшей эксплуатации
и принуждения.
В
результате петровских преобразований
Россия быстро догнала те европейские
страны, где сохранилось господство феодально-крепостнических
отношений, но она не могла догнать те
страны, которые встали на капиталистический
путь развития.
Преобразовательная
деятельность Петра отличалась неукротимой
энергией, невиданным размахом и целеустремленностью,
смелостью в ломке отживших учреждений,
законов, устоев и уклада жизни и быта.
Роль
Петра Великого в истории России
трудно переоценить. Как бы не относиться
к методам и стилю проведения
им преобразований, нельзя не признать
- Петр Великий является одной из самых
заметных фигур мировой истории.
В
заключение хочется привести слова
современника Петра -Нартова:и хотя нет
более Петра Великого с нами, однако дух
его в душах наших живет,и мы,имевшие счастие
находиться при сем монархе, умрем верными
ему и горячую любовь нашу к земному богу
погребем вместе с собой.Мы без страха
возглашаем об отце нашем для того, что
благородному бесстрашию и правде учились
от него".
Список литературы
1.
Анисимов Е.В. Время петровских
реформ. - Л.: Лениздат, 1989.
2.
Анисимов Е.В., Каменский А.Б. Россия
в XVIII - первой половине XIX века: История.
Историк. Документ. - М.: МИРОС, 1994.
3.
Буганов В.И. Петр Великий и
его время. - М.: Наука, 1989.
4.
История государственного управления
в России: Учебник для вузов
/ Под ред. проф. А.Н. Марковой. -
М.: Закон и право, ЮНИТИ, 1997.
5.
История СССР с древнейших
времён до конца XVIII века. / Под
ред. Б.А.Рыбакова. - М.: Высшая школа,
1983.
6.
Мальков В.В. Пособие по истории СССР
для поступающих в вузы. - М.: Высшая школа,
1985.
7.
Павленко Н.И. Петр Великий. - М.:
Мысль, 1990.
8.
Соловьев С.М. Об истории новой
России. - М.: Просвещение, 1993.
9.
Соловьёв С.М. Чтения и рассказы
по истории России. - М.: Правда, 1989.
|