Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2012 в 22:07, контрольная работа
Цель автора контрольной работы - рассмотреть характер петровских реформ и показать их значение для страны.
Исходя из поставленной цели автор выделяет следующие задачи:
Раскрыть внешнюю политику России в конце XVII - первой четверти XVIII в.в
Раскрыть государственно-политическое реформирование страны
Проанализировать роль Петровских преобразований в строительстве «регулярного государства
Раскрыть преемственность в политике Петра I и его предшественников
Введение………………………………………………………………………... 3
Внешняя политика России в конце XVII - первой четверти XVIII в.в…5
Государственно-политическое реформирование страны……………….8
Роль Петровских преобразований в строительстве «регулярного государства»…………………………………………………………….......... 10
Преемственность в политике Петра I и его предшественников……... 11
Особенности российского абсолютизма………………………………. 15
Значение петровских реформ………………………………………….. 16
Заключение………………………………………………………………...........18
Список использованных источников………………………
Усиление абсолютистской монархии потребовало перестройки и предельной централизации всей системы государственного управления, его высших, центральных и местных органов. Особенностью административной реформы было создание системы государственного контроля за деятельностью аппарата управления. Это привело к своеобразной «бюрократической революции», последствием которой стала зависимость всех от госаппарата.
На смену Боярской думе пришел Правительствующий Сенат - высшая правительствующее учреждение с судебными, административными, а иногда и законодательными функциями. Он был создан в 1711 г. в составе 9 сенаторов, назначенных лично Петром из представителей знати, бывших членов Боярской думы и дворян. В частности, он заботился о государственных доходах и расходах, ведал явкой дворян на службу, являлся органом надзора за разветвленным бюрократическим аппаратом.
В 1922 г. было издано новое положение о Сенате. Этим положением Сенат объявлялся высшим государственным учреждением империи. В руках Петра Сенат стал послушным орудием монарха по управлению страной.
Взамен сложного и неповоротливого аппарата Приказов и канцелярий с их нечеткими функциями и параллелизмом в работе был разработан проект создания новых центральных ведомств. Реформа 1717 - 1720 г.г. упразднила приказы и канцелярии и ввела коллегии, созданные на основе изучения иностранного опыта. Всего было создано 11 коллегий со строгим распределением функций. Важнейшими являлись коллегии, ведавшие иностранными, военными (армией и флотом отдельно) и судебными делами: коллегии иностранных дел, Военная и Адмиралтейская, Юстиц - Коллегия.
В
1721 г. была создана Вотчинная коллегия,
заведовавшая дворянским землевладением.
Другой сословной коллегией явился
созданный в 1720 г. Главный магистрат,
управлявший городским
Наряду
с укреплением центрального аппарата
управления еще раньше началась реформа
местных учреждений. Вместо воеводской
администрации 1708 - 1715 г.г. была введена
губернская система управления. Осуществление
этой реформы диктовалось
Коренным
преобразованиям подверглась
25
января 1721 г. Петр утвердил «Духовный
регламент». Согласно новому закону
была проведена коренная
Построение рационально управляемого государства путем реформ и законодательного регламентирования было осознанной целью Петра. Он мечтал о создании, по его выражению, «регулярного» государства, в создании, по его выражению, «регулярного» государства, в котором использовались бы хорошо продуманные законы, обеспечивающие бесперебойное функционирование всего механизма управления и ограждающие население от произвола чиновников. Но при отсутствии каких-либо институтов социального контроля государство ничем не было связано в ходе осуществления реформ. И реформы стали приобретать характер принудительных мероприятий.
Основным
принципом государственной
Главной
задачей государственных реформ
Петра I являлась радикальная перестройка
государственного аппарата, так как
сформировавшиеся в московский период
традиционно организованная власть
и управление не могли обеспечить
мобилизацию всех ресурсов - экономических,
военных, технологических в условиях
начавшейся модернизации общества. Модернизация
государственного аппарата предполагала
совершенно новые принципы его построения.
Преобразования Петра I были ярким примером радикальных реформ, проведенных государством без поддержки и даже при сопротивлении широких слоев общества. Они во многом были подготовлены его предшественниками. Так в целом, оценивая деятельность Петра I по преобразованию вооруженных сил России, следует сказать, что в ней все же преобладала преемственность, основные принципы строительства армии были уже намечены предшественниками. Пётр I только претворял их в жизнь и с присущей ему энергией довел дело до логического конца.
Вековые традиции и длительное пребывание в состоянии войны сформировали основной метод проведения реформ - деспотическое насилие. Личное знакомство с Европой в период пребывания Петра в составе Великого посольства в конце XVII в. определили цель и направление преобразований.
В свою очередь ускорение, полученное экономикой России от реформ Петра, продолжало ощущаться весь XVIII в., а по отдельным направлениям вплоть до середины XIX в. В значительной степени традиционно шли дела в таком секторе экономики, как сельское хозяйство. Здесь по-прежнему преобладал экстенсивный фактор развития.
Основу земледелия в большинстве районов страны по-прежнему составляло крепостническое помещичье хозяйство, которое постоянно распространялось на новые территории.
Более впечатляющие успехи наблюдаются в 30-40 гг. в других секторах экономики, и, прежде всего, в мануфактурной промышленности и торговле. Фабрично-заводское производство охватывает все новые и новые районы.
Политику Петра 1 можно сравнить с политикой Елизаветы II в области развития промышленности.
Что же было наиболее характерным для политики правительства Елизаветы II в области развития промышленности?
Главным
лозунгом этого царствования было возрождение
петровских начал во всех областях
жизни государства, в том числе
и в сфере экономики. Это проявлялось,
прежде всего, в покровительственной
политике в отношении отечественной
промышленности и торговли: предоставление
различных льгот
Однако
Петр наряду с этим, пусть и непоследовательно,
но проводил линию на активное вовлечение
в предпринимательскую
Естественно, что такая линия правительства, приходя в противоречие с объективными экономическими процессами, реализовывалась очень трудно. Это видно хотя бы по тому, что правительству приходилось по несколько раз издавать указы по одному и тому же поводу.
В 50-е г.г. политика поощрения дворянского предпринимательства была дополнена рядом новых важных элементов. Если Петр I в конце своего царствования начал отменять государственные торговые монополии, с тем, чтобы оживить внутреннюю и внешнюю торговлю, то его дочь, совместно с автором тогдашних реформ П.И. Шуваловым, встала на путь создания дворянских торговых и промышленных монополий и укрепления системы откупов[5, с.381].
Некоторые важные изменения происходят также в налогово-финансовой политике Елизаветы. С середины XVIII в. в России начинает развиваться банковская система.
Однако деятельность банка проходила в очень сложных условиях. Часто помещики не только не возвращали взятых капиталов, но и не платили процентов.
Но даже в наиболее сложное после смерти царя-реформатора время, в период с 1725 по 1741 г.г., когда сложно было говорить о какой-либо осмысленной хозяйственной политике тогдашних правителей, поступательное развитие экономики продолжалось. Такова была сила инерции петровских преобразований.
С середины XVII века сословно-представительная монархия в Русском государстве начинает постепенно трансформироваться в абсолютную монархию. Этот процесс протекал медленно и состоял в том, что усиливалась власть царя, а Боярская дума теряла свое значение. Дума теперь собиралась редко и царь стал решать дела или единолично, или с двумя-тремя ближними советниками. Акты стали издаваться от имени одного царя.
Абсолютизм как таковой начинается с правления Петра I. В Уставе о наследии престола (1722 г.) установлено было даже право монарха назначать себе преемника. Иными словами, отменялось последнее ещё сохранявшееся ограничение власти монарха установившимся порядком престолонаследия. Власть монарха становится неограниченной. В полной мере утверждается абсолютная монархия.
Окончательное оформление абсолютизма и его идеологическое обоснование приходится уже на начало XVIII века. Для абсолютной монархии характерны наличие сильного разветвленного бюрократического аппарата, сильной регулярной армии, ликвидация всех сословно-представительных органов и учреждений.
Экономические и социальные условия для формирования абсолютизма сложились лишь к концу XVII в. Ведь для содержания таких присущих абсолютистскому государству государственных институтов, как мощный бюрократический аппарат, регулярная армия, регулярная полиция нужны были большие деньги. Такие деньги государева казна стала собирать в виде прямых и косвенных налогов, торговых, таможенных и судебных пошлин и от государственных монополий лишь к концу XVII в.
Экономический подъём и развитие внутреннего общероссийского рынка и внешней торговли дали необходимые материальные ресурсы для становления абсолютистской монархии и решения внутренних социально-политических и внешнеполитических задач, стоявших перед страной. Однако развитие товарно-денежных отношений, завершение формирования единого общероссийского рынка имело и свою оборотную сторону. Оно привело к значительному увеличению повинностей крестьянства и посадских людей, налогов и других платежей. А это, в свою очередь вело к серьезному углублению социальных противоречий и напряженности в обществе. Во второй половине XVII в. прокатилась волна восстаний городского населения.
Подавление
всех этих волнений и восстаний, сохранение
феодального строя потребовало
консолидации господствовавшего дворянского
сословия, усиления власти монарха
и сплочения вокруг него как главы
данного сословия. Потребовалась
также централизация
Таким
образом, абсолютная монархия в России
представляла собой в социальном
плане диктатуру дворян-