Реформы Петра I местного и городского управления. Реформирование взаимоотношений государства и церкви. Военная и судебная реформы. Итого

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Августа 2011 в 14:40, контрольная работа

Описание работы

Для абсолютной монархии характерны наличие сильного разветвленного бюрократического аппарата, сильной регулярной армии, ликвидация всех сословно-представительных органов и учреждений. Все эти признаки были присущи и российскому абсолютизму. Однако у него были и свои характерные черты и особенности:

- сосредоточение законодательной, исполнительной и судебной власти в руках наследственного монарха;

- право монарха распоряжаться государственными финансами и устанавливать налоги;

- наличие обширного, разветвленного чиновничье-бюрократического аппарата;

- абсолютизм в России совпал с развитием крепостничества;

- российский абсолютизм опирался в основном на крепостническое дворянство и служилое сословие.

Содержание

Введение 2
I. Реформы органов власти и управления 5
II. Военная реформа 9
IV. Судебная реформа и процесс 11
Заключение 14
Список литературы 15

Работа содержит 1 файл

Государсьвенные реформы Петра 1.doc

— 78.00 Кб (Скачать)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное агентство по образованию 

______________________________________________________________________________

Государственное образовательное учреждение высшего  профессионального образования

«Южно-Российский государственный технический университет

(Новочеркасский  политехнический  институт)»

 

Факультет открытого и дистанционного обучения

Специальность 08050465 «Государственное и муниципальное еправление» 
 
 

                Контрольная работа

                по  дисциплине

                «История государственного управления в России»

                На  тему: «Реформы Петра I местного и городского управления.

                Реформирование  взаимоотношений  государства и  церкви.

Военная и судебная реформы. Итого петровских преобразований в  управлении Российским государством.» 

                Выполнил студент 3 курса   Сергеев Сергей Сергеевич

                (Ф.И.О.)

                Принял       

                (Ф.И.О.) 

                «___» __________________ 2009г.     ________________________

                                                                                    (подпись) 

Новочеркасск  2009 
Содержание

 

Введение

     Данная  работа посвящена рассмотрению государственных  реформ Петра I.

     Во  времена Петра Россия становится абсолютной монархией. Для абсолютной монархии характерно максимальное сосредоточение власти в руках одной личности. Однако это - не единственный признак. Необходима также ситуация перехода от феодальной к капиталистической системе.

     Для абсолютной монархии характерны наличие  сильного разветвленного бюрократического аппарата, сильной регулярной армии, ликвидация всех сословно-представительных органов и учреждений. Все эти  признаки были присущи и российскому  абсолютизму. Однако у него были и свои характерные черты и особенности:

     - сосредоточение законодательной, исполнительной и судебной власти в руках наследственного монарха;

     - право монарха распоряжаться государственными финансами и устанавливать налоги;

     - наличие обширного, разветвленного чиновничье-бюрократического аппарата;

     - абсолютизм в России совпал с развитием крепостничества;

      - российский абсолютизм опирался в основном на крепостническое дворянство и служилое сословие.

     Говоря  об объективных закономерностях, сопровождавших государственное реформирование данного периода, не следует забывать и о субъективном факторе - личности Петра I. Настойчивость перед лицом преград, непрекращающиеся эксперименты с новыми указами – все это представляет картину его деятельности. Великий реформатор претворил в государственное устройство многочисленные изменения: произвел судебную и военную реформы, изменил административное деление, лично участвовал в составлении правовых кодексов и т.д. Всестороннее рассмотрение характера государственных реформ Петра как раз и является целью данной работы.

     Реализация  данной цели подразумевает решение  следующих основным задач исследования:

  • выяснения особенностей реформирования, осуществленного Петром в области органов власти и управления;
  • краткого изложения основных положений военной реформы;
  • рассмотрение вопросов, касающихся изменений в судебной системе и судопроизводстве. Последнее предполагается осуществить, исходя из анализа основных положений специальных юридических документов этой эпохи - "Краткого изложения процессов, или судебных тяжб" и Указа "О форме суда".

 

I. Реформы органов власти и управления

 

     Переход к абсолютизму, означал прежде всего  отмирание сословно-представительных органов. Отмирает наиболее характерный  орган сословно-представительной монархии — земские соборы. В 1651 и 1653 гг. земские соборы созываются в последний раз в полном составе. После этого они вырождаются в совещания царей с представителями сословий по тем или иным вопросам.

     Прекратил свое существование и второй орган, ограничивавший власть царя, — Боярская дума. Падение значения Боярской думы также происходило постепенно и, прежде всего, отразилось на численном росте Думы. В силу этого если раньше Дума могла собираться каждый день и весьма оперативно, то теперь это сделать было затруднительно. Дума стала собираться лишь по торжественным, парадным случаям. Действительные функции Думы стали осуществляться лишь ее частью, так называемой комнатой, включавшей в себя весьма узкий круг лиц, наиболее приближенных к царю. При Федоре Алексеевиче Дума вовсе утратила значение политического органа. А Петр I в самом начале своей реформаторской деятельности окончательно ее упразднил.

     Но  переход к абсолютизму не сводился лишь к освобождению царя от каких-то сдерживавших его сил. Переход к абсолютизму, его расцвет означали и перестройку всего государственного аппарата. Эти позитивные мероприятия по реконструкции феодального государства, по приспособлению его к новым условиям классовой борьбы были проведены уже в XVIII в., в особенности в правление Петра I и Екатерины II.

     Усиление  власти монарха, свойственное абсолютизму, выразилось и в некоторых внешних  атрибутах, важнейшим из которых  явилось провозглашение царя императором.

     Однако  абсолютный монарх, сосредоточивший  в своих руках всю законодательную, исполнительную и судебную власть, не мог, разумеется, выполнять все государственные функции единолично. Ему понадобилась целая система новых центральных и местных органов.

     При Петре I был учрежден Сенат, который  выполнял функции высшего законосовещательного, административного и судебного органа, порой заменяющего и особу императора.

     При Петре I были существенно преобразованы  органы центрального управления. На смену  сложной и запутанной системе  приказов пришла новая четкая система  коллегий. По существу, они стали первыми органами отраслевого управления. Каждая из коллегий должна была ведать четко определенной отраслью управления: иностранными делами, морскими делами, государственными доходами и т. д. Приказной неразберихе пришел конец.

     Важным явлением в развитии формы государственного единства стало коренное преобразование административно-территориального устройства России, произведенное в XVIII в. На смену прежнему конгломерату разного рода земель, имеющих различные размеры, наименования, статус, пришла стройная и единая система административно-территориального деления, созданная по определенным принципам, не лишенным известной научности и носящим в определенной мере буржуазный характер. В отличие от XVII в. с его дробным управлением, когда уезды, отдельные города, а иной раз волости и отдельные слободы непосредственно подчинялись центру, а уезды по территории и населению отличались друг от друга, петровская реформа установила более четкое административно-территориальное деление.

     В 1708 г. вся территория страны была разделена на 8 губерний (чуть позже на 11). Их границы даже не определялись, а в губернию включались города с прилежащими землями, тяготеющие к губернскому центру, связанные с ним дорогами. В две из них (Петербургскую и Азовскую) были назначены генерал-губернаторы, а в остальные - губернаторы из числа виднейших государственных деятелей, облеченных большой властью и доверием царя (Меньшиков, Апраксин, Стрешнев и т.д.). В помощь губернаторам назначались помощники, ведавшие отраслями управления (военной, финансами, юстицией и т.д.). Созданы были губернские канцелярии. Губернии делились на уезды позже названные долями во главе с комендантами. Смысл реформы состоял в том, чтобы перенести центр тяжести в управлении на места.

     В 1719 г. проводится второй этап реформы. Губернии делятся на провинции, сначала на 45, а потом на 50. В пограничные провинции назначаются также губернаторы, а во внутренние-воеводы. И хотя губернии продолжали существовать, но за губернаторами остается командование войсками, общий надзор за управлением, а основной единицей местного управлений становится провинция. В каждой из них создается аппарат управления и назначаются чиновники, отвечавшие за сбор налогов, набор рекрутов и т.д. Они помимо губернатора и воеводы подчинялись также соответствующей коллегии в центре. Провинции в свою очередь были разделены на дистрикты, управлявшиеся земскими комиссарами. Таким образом, на местах была создана трехзвенная система: губерния, провинция, дистрикт. Однако города имели свое городское управление: в губернских городах - магистраты, в уездных - ратуши. Общее руководство магистратами и ратушами осуществлял Главный магистрат, действовавший на правах государственной коллегии. Его деятельность регламентировалась Регламентом Главному магистрату.

     В результате реформ центрального и местного аппарата управления образовалась огромная армия чиновников. И чем больше и многочисленней был этот аппарат, тем в большей мере он был подвержен  болезни, которая свойственна любой  бюрократии - коррупции (взяточничеству и казнокрадству), которая особенно разрастается в условиях бесконтрольности и безнаказанности. Поэтому Петр I был озабочен поисками форм контроля за деятельностью госаппарата. Эти формы были многообразны: ведомственный контроль коллегии за деятельностью их местных уполномоченных; контроль Сената за всем аппаратом, в том числе и коллегиями; ревизион-коллегия осуществляла финансовый контроль и проверку счетов. Но этого было недостаточно. Поэтому в 1711 г. учреждаются должности фискалов во главе с генерал-фискалом и его помощником обер-фискалом (от лат. fiscus - государственная казна). Фискалы призваны были оберегать казну путем вербовки агентуры в госучреждениях и выявления оперативным путем взяточников и казнокрадов.

     В 1722 г. Петр 1 издал указ об учреждении должности генерал-прокурора (“ока государева”). Генерал-прокурору были подчинены обер-прокуроры в Сенате и в Синоде, прокуроры в коллегиях и в губерниях. А за всеми учреждениями, в том числе и Сенатом, и Синодом, и прокурорами, и фискалами наблюдало “недремлющее око” Тайной канцелярии.

     Но  итоги реформирования органов власти и управления можно назвать противоречивыми. К его положительным результатам  можно отнести отмирание сословно-представительных органов управления (Земские соборы, приказы). С другой стороны, реформы тормозились отсутствием должных форм контроля соблюдения законности высших чиновников государства со стороны императора.

 

II. Военная реформа

 

     Начало  реформирования вооруженных сил  относится ко второй половине XVII в. Уже тогда создаются первые рейтарские и солдатские полки нового строя из даточных и “охочих” людей (т.е. добровольцев). Но их было еще сравнительно немного, и основу вооруженных сил все еще составляло дворянское конное ополчение и стрелецкие полки.

     Петр  I, придя к власти в 1689 г., столкнулся с необходимостью проведения радикальной военной реформы и формирования массовой регулярной армии. Ее ядром стали два гвардейских (бывших “потешных”) полка: Преображенский и Семеновский. Эти полки, укомплектованные в основном молодыми дворянами, стали одновременно школой офицерских кадров для новой армии.

     Помимо  подготовки офицерских кадров из солдат и сержантов гвардейских полков, кадры готовились также в бомбардирской  школе (1698 г.), артиллерийских школах (1701 и 1712 гг.), навигацких (1698 г.) классах и инженерных школах (1709 г.) и Морской академии (1715 г.). Практиковалась также посылка молодых дворян для обучения за границу. Рядовой состав первоначально комплектовался из числа “охотников” (добровольцев) и даточных людей (крепостных, которых отбирали у помещиков). К 1705 г. окончательно оформился порядок набора рекрутов. Вооруженные силы делились на полевую армию, которая состояла из 52 пехотных (из них 5 гренадерских) и 33 кавалерийских полков, и гарнизонные войска. В состав пехотных и кавалерийских полков включалась артиллерия.

     Регулярная  армия содержалась полностью  за счет государства, одета была в  единообразную казенную форму, вооружена  стандартным казенным оружием. Артиллерийские орудия были единых стандартных калибров, что существенно облегчало снабжение боеприпасами. Армия обучалась по единым Воинским уставам и инструкциям.

Информация о работе Реформы Петра I местного и городского управления. Реформирование взаимоотношений государства и церкви. Военная и судебная реформы. Итого