Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2011 в 18:02, реферат
К середине XIX в. четко выразилось отставание России в экономической и социально-политической сферах, от передовых капиталистических стран. Ряд международных событий обнаружили существенное ослабление Российского государства во внешнеполитической области. В полной мере это обличила Крымская война (1853-1856), которая выявила всю внутреннюю несостоятельность нашего отечества, и нашего прежнего быта. И как следствие, проявилась необходимость провести полное преобразование многих сфер государственной жизни.
Введение………………………………………………………………….……..2-3
1. Личность Александра II ………………………………………………….…4-5
2. Отмена крепостного права ………………………………………….……..6-10
3. Земская реформа……………………………………………………….….11-12
4. Городская реформа …………………………………………………..………13
5. Военная реформа……………………………………………………….…14-15
6. Судебная реформа ……………………………………………….…….…16-17
7. Реформа в области просвещения……………………………….………..18-19
8. Реформа в области печати……………………………………………….…..20
Заключение……………………………………………………….……………..21
Список использованной литературы……………………………………….….22
Вместе с тем
данная реформа имела половинчатый
характер. Она была сложным компромиссом
между государством и всем обществом,
между двумя основными сословиями - помещиками
и крестьянами, а также между различными
общественно-политическими движениями.
Процесс подготовки реформы и ее реализация
позволили сохранить помещичье землевладение,
но обрекли российских крестьян на малоземелье,
нищету и экономическую зависимость от
помещиков, так как крестьяне при разделе
земли были вынуждены отдать помещикам
пятую часть своих наделов.
Реформа 1861 года
не сняла аграрный вопрос в России,
который оставался центральным и наиболее
острым еще долгое время.
В начале ХХ века
в России вспыхнула первая русская
революция, крестьянская во многом по
составу движущих сил и задачам,
которые перед ней стояли. Именно
это заставило П.А.Столыпина
3. Земская реформа
После крестьянского “Положения” в ряду административных реформ одно из важнейших мест занимает, без всякого сомнения, “Положение о губернских и уездных земских учреждениях”, которое было издано 1 января 1864 года.
Согласно положению вводились бессословные выборные органы местного самоуправления – земства. Они избирались всеми сословиями на трехлетний срок и состояли из распорядительных органов (уездных и губернских земских собраний) и исполнительных (уездных и губернских земских управ). Выборы в земские распорядительные органы – собрания гласных (депутатов) – проводились на основе имущественного ценза, по куриям. Первая курия (землевладельческая) состояла из владельцев земли от 200 до 800 десятин или недвижимости, стоимостью от 15 000 рублей. Вторая курия (городская) объединяла собственников городских промышленных и торговых заведений с годовым оборотом не менее 6 000 рублей и владельцев недвижимости не менее чем на 2 000 рублей. Выборы же по третьей курии (сельских крестьянских обществ) были многостепенными. Земские собрания избирали исполнительные органы – земские управы – в составе председателя и нескольких членов.
Земства были лишены
каких-либо политических функций, их деятельность
ограничивалась, в основном, решением
местных вопросов. Они несли ответственность
за народное образование, за народное
здоровье, за своевременные поставки продовольствия,
за качество дорог, за страхование, за
ветеринарную помощь и многое другое.
Все это требовало больших средств, поэтому земствам было позволено вводить новые налоги, облагать население повинностями, образовывать земские капиталы. При своем полном развитии земская деятельность должна была охватить все стороны местной жизни. Новые формы местного самоуправления не только сделали его всесословным, но и расширили круг его полномочий. Самоуправление получило столь широкое распространение, что многими было понято, как переход к представительному образу правления, поэтому со стороны правительства вскоре стало заметно стремление удержать деятельность земств на местном уровне, и не позволять общаться между собой земским корпорациям.
В конце 70-х годов
земства были введены в 35 из 59 российских
губерний.
4. Городская
реформа
16 июня 1870 года было
издано "Городовое положение", по
которому в 509 из 1130 городах вводилось
выборное самоуправление - городские
думы, избираемые на четыре года. Городская
дума (распорядительный орган) избирала
свой постоянно действующий исполнительный
орган - городскую управу, состоявшую из
городского головы (так же избираемого
на четыре года) и нескольких членов. Городской
голова был одновременно председателем
и городской думы и городской управы. Городские
думы находились под контролем правительственных
чиновников.
Право избирать
и быть избранным в городскую
думу имели право только жители,
обладающие имущественным цензом
(преимущественно владельцы домов, торгово-промышленных
заведений, банков). В первое избирательное
собрание входили крупные налогоплательщики,
вносившие треть городских налогов, во
вторую – более мелкие, уплачивающие другую
треть налогов, в третью – все остальные.
В наиболее крупных городах число гласных
(избранных) составляло в среднем 5,6% жителей.
Таким образом, основная масса городского
населения была устранена от участия
в городском самоуправлении.
Компетенция городского
самоуправления была ограничена решением
чисто хозяйственных вопросов (благоустройство
городов, устройство больниц, школ, попечение
о развитии торговли, противопожарные
меры, городское налогообложение).
5. Военная реформа
Уже в начале
царствования уничтожены были военные
поселения. Были отменены унизительные
телесные наказания. Обращено было особое
внимание на поднятие уровня общего образования
офицеров армии посредством реформ военных
учебных заведений. Были созданы военные
гимназии и юнкерские училища с двухгодичным
сроком обучения. В них принимались лица
всех сословий.
В январе 1874 года
была провозглашена всесословная воинская
повинность. В Высочайшем манифесте по
этому поводу говорилось: “Защита престола
и Отечества есть священная обязанность
каждого русского подданного….”. По новому
закону, призываются все молодые люди,
достигшие 21 года, но правительство каждый
год определяет необходимое число новобранцев,
и по жребию берет из призывников
только это число (обычно на службу призывалось
не более 20-25% призывников). Призыву не
подлежали единственный сын у родителей,
единственный кормилец в семье, а также,
если старший брат призывника отбывает
или отбыл службу. Взятые на службу числятся
в ней: в сухопутных войсках 15
лет: 6 лет в строю и 9 лет в запасе, во
флоте - 7 лет действительной службы и 3
года в запасе. Для получивших начальное
образование срок действительной службы
сокращается до 4-х лет, окончивших городскую
школу - до 3-х лет, гимназию - до
полутора лет, а имевших высшее образование
- до полугода.
Таким образом,
результатом реформы стало
Подверглась коренным
изменениям система военного управления,
чтобы усилить управление по местам
расположения войск. Результатом этого
пересмотра явилось утвержденное 6
августа 1864 г. “Положение о военно-окружных
управлениях”. На основании этого “Положения”
устроено первоначально девять военных
округов, а затем (6 августа 1865 г.) еще четыре.
В каждом округе поставлен, назначаемый
по непосредственному высочайшему усмотрению,
главный начальник, носящий название командующего
войсками военного округа. Эта должность
может быть возложена и на местного генерал-губернатора.
В некоторых округах назначается еще помощник
командующего войсками.
К концу XIX века
численность русской армии
В 60-е годы по
настоянию военного министерства были
построены железные дороги к западным
и южным границам России, а в 1870 году появились
железнодорожные войска. В течение 70-х
годов в основном завершилось техническое
перевооружение армии.
Забота о защитниках
Родины проявлялась во всем, даже в
мелочах. Допустим, более ста лет
(до 80-х годов XIX века) сапоги шились
без различия правой и левой ноги. Считалось,
что при боевой тревоге солдату некогда
думать, какой сапог надевать, на какую
ногу.
Особое отношение было к пленным. Военнослужащие, взятые в плен и не бывшие на службе у противника, по возвращении домой получали от государства жалование за все время нахождения в плену. Пленный считался лицом пострадавшим. А тех, кто отличился в боях, ждали воинские награды. Ордена России ценились особенно высоко. Они давали такие привилегии, что даже меняли положение человека в обществе.
6. Судебная
реформа
В числе реформ одно из первенствующих мест, несомненно, принадлежит судебной реформе. Эта глубоко продуманная реформа имела сильное и непосредственное влияние на весь строй государственной и общественной жизни. Она внесла в нее совершенно новые, давно ожидавшиеся принципы - полное отделение судебной власти от административной и обвинительной, публичность и гласность суда, независимость судей, адвокатура и состязательный порядок судопроизводства.
Страна была разделена на 108 судебных округов.
Сущность судебной реформы сводится к следующему:
Судебные уставы
распространялись на 44 губернии и вводились
в них в течение тридцати с лишним лет.
В 1863 году был
принят закон, отменивший телесные наказания
шпицрутенами, плетьми, кнутами и
клеймами по приговорам судов гражданских
и военных. От телесных наказаний
полностью освобождались женщины. Но сохранялись
розги для крестьян (по приговорам волостных
судов), для ссыльных, каторжных и штрафных
солдат.
7. Реформа в
области просвещения
Еще в начале
своего царствования Александр II отменил
некоторые стеснительные меры в
отношении учебных заведений, принятых
императором Николаем I. Преподавание
в университетах получило больше свободы,
они стали доступны для вольнослушателей,
как мужчин, так и женщин. Однако новизна
положения привела в 1861 году к некоторым
беспорядкам, после чего свободу университетов
пришлось несколько ограничить.
18 июля 1863 году
был издан устав, в выработке
которого, по инициативе министра
народного просвещения А.В.
Студенты же
не получили права влиять каким-либо
образом на порядок в университете,
что являлось поводом для частых
"студенческих беспорядков". Под
влиянием таких настроений граф Д. А.
Толстой решил осуществить
До правления
Александра II существовали только институты
и частные пансионы, в которых
обучались в основном дворянки. Согласно
утвержденному 14 июня 1864 г. Положению
о начальных народных училищах, образованием
народа совместно должны были заниматься
государство, церковь и общество (земства
и города. 19 ноября 1864 г вместо прежних
закрытых женских заведений стали устраивать
открытые, с допущением девиц всех сословий,
причем эти новые учреждения находились
в ведомстве учреждений императрицы Марии.
Подобные гимназии стало утверждать и
Министерство народного просвещения.
В 1870 г. 24 мая
утверждено было новое Положение
о женских гимназиях и