Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2012 в 13:10, контрольная работа
В структуре современной культуры большое место занимают зрелищные искусства, которым отводится значительная роль в идейном, нравственном, художественном воспитании людей, организации их быта и досуга. Для того, чтобы проникнуть в суть зрелищных искусств, необходимо не только проанализировать их как явление сегодняшней действительности, но и знать этапы становления и развития различных типов зрелищ. Одним из интереснейших и важнейших моментов в истории русской культуры можно считать время правления Екатерины II. «Её великолепие ослепляло, приветливость привлекала, щедроты привязывали» - писал о Екатерине II А. С. Пушкин. Действительно, роскошь и изящество составляли характернейшую черту эпохи, которую потомки стали называть «екатерининской». Императрица была ласкова и проста в обхождении с придворными и даже слугами и в отдельных случаях помнила, что «поклон спины не ломит» . После грубости монархов предшествующего времени все это казалось удивительным и даже пугающим.
Введение……………………………………………………………………………..3
I. Балы………………………………………………………………………………..4
1.1 Детские балы………………………………………………………………..6
1.2. Празднование военных побед…………………………………………….7
1.3. Фаворитизм………………………………………………………………...9
II. Публичные праздники, встречи………………………………………………..11
2.1. Театр………………………………………………………………………11
2.2. Клубы……………………………………………………………………...12
2.3. Маскарады………………………………………………………………...13
2.4. Живые картины…………………………………………………………...14
2.5. Карусель…………………………………………………………………..15
Заключение…………………………………………………………………………16
Список использованной литературы……………………………………………..17
Клубы эти очень оживляли петербургскую жизнь, но в некоторых из них вскоре сильно развилась карточная игра и появились искусники, наверняка обыгрывавшие неопытных. Екатерина II стремилась преследовать азартную игру и неоднократно издавала против нее строгие указы, но развлечение это было в духе времени, увлекало людей влиятельных, и потому строгости вскоре забывались. Тем не менее, распространявшееся просвещение делало свое дело, и петербургское общество все более переходило от грубых или пустых забав к интересам художественным и литературным примеру императрицы, вельможи и богачи украшали свои жилища произведениями искусств, собирали картинные галереи, библиотеки, стремились дать детям блестящее по тому времени образование, Академик Крафт читал публичные лекции опытной физики на французском и немецком языках, и эти лекции охотно посещались петербургским обществом, не только высшим, но и средним, и в числе прочих - дамами. Все показывало, что просвещение, насажденное в России Петром Великим для надобностей государства, уже проникло в общество и разбудило в нем культурные потребности.
2.3. Маскарады.
При Екатерине II придворные маскарады устраивались довольно часто, в иные периоды чуть ли не еженедельно. При Екатерине все более популярными становились и общественные маскарады. Их устраивали обычно в театрах на Новый год и масленицу: зал превращали в танцевальный, настилая полы вровень со сценой прямо поверх зрительских кресел, а ложи отводили для зрителей. Вход на маскарад стоил примерно столько же, сколько средний театральный билет; дамы проходили бесплатно. Маска была обязательна; костюм желателен, но его мог заменить плащ-домино. По требованию полиции устроители маскарада просили снять маски и записывали «анкетные данные» у первых и последних десяти посетителей, а наутро начальник городской полиции - обер-полицмейстер - предоставлял этот список «ко дворцу». Эта традиция была установлена Екатериной II, желавшей знать, кто из ее подданных больше других любит повеселиться. Желавшие сохранить. «инкогнито» приезжали к середине вечера и уезжали задолго до его конца.
Общедоступные маскарады охотно посещала Екатерина II, одевавшая обычно мужской наряд, маску и домино и приезжавшая в чужой карете. Она не только наблюдала из ложи за танцующими, но и сама принимала участие в танцах и очень любила «поинтриговать» кого-нибудь по маскарадному обычаю.
2.4. Живые картины.
Популярное молодежное бальное развлечение конца XVIII - начала XX в. Особенно распространено оно было на семейных балах и вечерах. Показывали живые картины перед танцами или в перерыве между ними. Они требовали подготовки и репетиций, поэтому готовились заранее, часто в виде сюрприза кому-нибудь из членов семьи.
Для живых картин выбирали несколько сюжетов, хорошо известных всем присутствующим: религиозных, литературных, исторических, мифологических или сказочных, например «Аполлон и музы», «Три грации», «Моисей в пустыне», «Зигфрид и Кримгильда» (из древнегерманского эпоса «Песнь о Нибелунгах»), «Мария Стюарт в темнице», «Подводное царство» и т.п. Затем распределяли роли. Если была возможность, рисовали декорации, подбирали реквизит и шили костюмы, а если не было, обходились подручными средствами: вместо декорации вешали драпировку, костюмы сводили к нескольким деталям -плащу, короне и т.п. Во время представления участники живой картины под музыку выходили на сцену, располагались группой, соответствующей сюжету, и по команде замирали в полной неподвижности - как на картине. Через минуту по новой команде позы менялись, и возникала новая сцена на тот же сюжет, а потом еще раз. Особенно изысканной считалась такая живая картина, в которой после всех передвижений действующих лиц возникала сцена, в точности повторяющая какое-нибудь известное живописное полотно. За одно представление показывали от трех до пяти живых картин, в которых принимали участие в основном молодежь и подростки – дети.
2.5. Карусель.
Из больших придворных празднеств екатерининского времени особенно замечательна была так называемая «карусель», данная 16 июня 1766 года. Для нее на Дворцовой площади построен был обширный амфитеатр, одну из лож которого заняла сама государыня. Громадные толпы народа усеяли всю площадь, теснились в окнах домов, на балконах и даже на крышах, желая взглянуть на невиданное зрелище. Карусель состояла из четырех «кадрилей», заблаговременно собравшихся в назначенных для них местах: славянская и римская возле Летнего дворца, на лугу, в шатрах; индийская и турецкая в Малой Морской улице, тоже в шатрах. В четыре часа дня подан был сигнал: дамам садиться в колесницы, кавалерам на лошадей. Затем шествие тронулось двумя отделениями по улицам города, запруженным зрителями, и в 5 часов все четыре кадрили одновременно подошли к амфитеатру перед Зимним дворцом. Здесь начались состязания, или «курсы»: сперва дамские на колесницах, потом мужские на лошадях. Судьи записывали имена дам и кавалеров, имевших успех или неудачу в «ристаниях» и метании дротиков. По окончании «курсов», кадрили обошли маршем вокруг амфитеатра и направились к Летнему дворцу, где Екатерина, успевшая прибыть туда, смотрела на шествие с высокого крыльца. Кавалеры и дамы введены были в большую залу, где главный судья, престарелый фельдмаршал Миних, приветствовал их речью. Затем пажи вынесли дорогие призы, которые тут же были розданы отличившимся. Огромный успех этого небывалого в Петербурге зрелища дал повод повторить его, с некоторыми отступлениями, 11 июля того же года.
Заключение.
Не смотря на то, что времена грандиозных светских раутов и императорских приемов канули в прошлое, многие помнят о великолепии и роскоши былых увеселений. В основном благодаря историческим и художественным описаниям этих событий, дошедшим до наших дней. В результате реформ Екатерины II активизировалась общественная жизнь дворян. Дворянские съезды, выборы сопровождались различными торжествами балами, маскарадами. Появился дополнительный повод для частой перемены платья, возникновения новых его видов. Одеваться стремились богато и модно. Она сумела, как Пётр Великий, понять коренные задачи в изменении жизни общества, и умела завершить то, к чему стремились веками русские государи. И здесь она довела до конца своё дело, и после неё русское общество должно было ставить себе новые задачи в развитии, потому что старые были исчерпаны и упразднены. Накопленный ею опыт мы можем использовать и по сей день.
Список использованной литературы.
1. Борзаковский П. Императрица Екатерина Вторая Великая.П. Борзаковский. - М.: Панорама, 1991.
2. Заичкин И. А. Русская история от Екатерины Великой до Александра II/ И. Н. Почкаев. - М.: Мысль, 1994.
3. Краснобаев Б. И. Очерки истории русской культуры XVIII века.Б.И. Краснобаев.- М., 1987.
4. Платонов С. Ф. Полный курс лекций по русской истории. С.Ф. Платонов. - Петрозаводск, 1996.
17