Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2013 в 01:54, реферат
Проблема взаимоотношений запада и востока, т.е. США и России, является актуальной уже на протяжении многих столетий. Начало второй половины ХХ столетия характеризуется тем, что в это время образовались две супер-державы - США и СССР. При такой обстановке соперничество во всех областях было неизбежно. Периодом наивысшего накала страстей стало время с окончания второй мировой войны и до начала 90ых годов.
Конец этой «холодной войне» положил 40 президент США – Р.Рейган. Он провел в своей стране такие реформы, которые коренным образом изменили жизнь и привычное течение страны, как во внутренней, так и во внешней политике.
Введение ……………………….................................. 3
Биография Рональда Рейгана…………………….. 4
Выход в большую политику………………………. 6
Америка в годы правления Р. Рейгана…………. 11
Рейганомика и её роль в экономическом развитии США……………………………………………………… 16
Взаимоотношения с СССР…………………………. 20
Использованная литература………………………. 23
Его энергичная манера и целая лавина
кадровых и политических деловых решений
в первые месяцы после избрания усилили
впечатление общественности, что с вступлением
в должность нового президента пришел
политический поворот, даже разразилась
"консервативная революция". Что,
прежде всего удалось Рейгану, так это
восстановить утерянную веру в институт
президента как институт, в котором формируется
и проводится национальная политика. В
одном интервью с "Фоген" президент
объяснил, что метод его руководства состоит
в окружении себя выдающимися личностями,
сохранении авторитета и невмешательстве,
пока его политика проводится правильно.
Действительно, президент был отключен
от ежедневного административного хода
событий, что сначала превосходно функционировало,
но на втором сроке привело к скандалу
Иран-контрас, который ясно показал, что
президент не является больше хозяином
Белого дома.
Насколько блестяще Рейган и его ближайшие
советники были подготовлены к президентству,
показала их кадровая политика 1980/81 года.
Особое внимание уделялось тому, чтобы
ниже уровня кабинета стояли посланники
президента, которые преследовали политику
Белого дома. Этих высокопоставленных
чиновников, перед тем как они пошли в
свои министерства, по-настоящему тренировали
доверенные Рейгана. 300 важнейших кадровых
назначений базировались на критерии
партийной принадлежности, такого не было
с 1960 года: более 80% всех вновь назначенных
были республиканцами, только 3% демократами
(среди них такая консервативная женщина,
как посол Объединенных Наций Джин Киркпатрик).
И в этой сфере второй срок президентства
наметил перелом, коррупция играла все
большую роль. До конца 1986 года более 100
членов администрации Рейгана были уволены
по этой причине или находились под обвинением.
В первый
срок пребывания в должности президент
был окружен двумя кольцами советников.
Внутреннее кольцо составляло так называемая
тройка, а именно: Джеймс Бейкер как начальник
штаба, Эдвард Миз, шеф кабинета, и Майкл
Дивер, ответственный за связи с общественностью.
Второе кольцо состояло из тех, кто докладывал
тройке, но сам не имел доступа к президенту.
В 1980 году под руководством Миза было образовано
7 комитетов кабинета, чтобы таким путем
привязать членов кабинета к Белому дому
и избежать ошибок администрации Картера,
когда члены кабинета публично спорили
друг с другом. В апреле 1985 года эти 7 комитетов
кабинета были переоборудованы в 2, а именно:
совет по внутренней политике и совет
по экономической политике. Члены кабинета
теперь, однако, все больше игнорировали
соглашения, принятые в этих советах. Прямо
в начале президентства Рейгана был упрощен
бюджетный процесс внутри исполнительной
власти, централизован и политизирован
в ведомстве по менеджменту и бюджету
под руководством Дэвида Стокмана. Вообще,
административно-
В Белом доме в законодательном
бюро по связям Рейган собрал профессиональную
команду, которая во главе с Максом Фридерсдорфом
вначале чрезвычайно эффективно умела
обходиться с парламентом. Удалось создать
в обеих палатах независимую от партии
коалицию голосования, которая поддерживала
экономическую и социальную политику
Рейгана, но, прежде всего, его проекты
бюджета. С самого начала Рейган, и его
сотрудники умело связали друг с другом
прямое воздействие на Конгресс и косвенное
давление на парламент посредством мобилизации
общественности. Первые 6 месяцев правления
Рейгана были отмечены захватывающими
дух успехами в Конгрессе. Однако эта коалиция
голосования распалась скоро вследствие
грозящего дефицита бюджета и начинающегося
глубокого экономического кризиса. Во
второй срок своего президентства Рейган
старался сохранить успехи голосования
первых лет. В действительности Конгресс,
в котором с 1986 года в обеих палатах снова
большинство составляли демократы, все
больше определял содержание политики.
Рейган вовсе не стал самым преуспевающим
законодателем после Франклина Д. Рузвельта
и Линдона Б. Джонсона, как это утверждала
легенда, созданная консервативными журналистами
в первый год президентства Рейгана. Более
того, он занимает предпоследнее место
среди семи президентов с 1953 года относительно
поддержки в Конгрессе.
Больше Рейган
преуспел в размещении своих предпочитаемых
кандидатов на судейских стульях федерального
суда. Однако в силу конституционно-правового
обязательного согласия сената при назначении
судей президент вынужден был вести очень
осторожную практику, как показало неудавшееся
выдвижение Роберта Борка в Верховный
суд. Тем не менее, Рейгану удалось заменить
новыми лицами почти половину всех судейских
мест в окружных и апелляционных судах,
а также 3 из 9 мест в Верховном суде. Большинство
этих юристов были консерваторами, но
вовсе не обязательно догматиками, и уж
тем более они не были закоснелыми идеологически
Рейганомика и её роль в экономическом развитии США
Выдвинув в качестве основной идеи своей политики возвращение к традиционным американским ценностям, президент сделал акцент на утверждение безусловного главенства свободы частного предпринимательства над всеми остальными свободами. Он говорил: ”Прежде всего, я хочу добиться того, чтобы наша страна осталась местом, где человек может разбогатеть. Это у нас уже есть и это должно быть сохранено.” Так называемая “рейганомика”, “консервативная революция”.
Программа оздоровления американской экономики, выдвинутая рейгановской администрацией в 1980 г., включала следующие основные положения:
1) сокращение налогов
на корпорации и личных
2) ограничение роста
правительственных расходов за
счет сокращения социальных
3) дерегулирование предпринимательской деятельности;
4) проведение жесткой кредитно-денежной политики, направленной на преодоление инфляции.
Сокращение налогов стало первым шагом экономической политики Рейгана. Конгрессом был принят закон о снижении подоходных налогов на 25 % в течение трех лет, а также о сокращении федеральных расходов на социальные услуги. Предполагалось, что в результате сокращения налогов увеличатся инвестиции в производство, что создаст новые рабочие места, увеличит национальный продукт и, следовательно, правительство получит большой налоговый доход, несмотря на снижение ставок налогообложения.
В области социальной политики была выдвинута программа "нового федерализма". Согласно этой программе разделялись функции федеральных, штатных и местных органов власти. Правительства штатов должны были взять на себя ответственность за выполнение двух благотворительных программ - помощь многодетным семьям и талоны на питание, федеральное правительство отвечало за медицинскую помощь бедным. Остальные 44 социальные программы были отданы в ведение штатов, создан федеральный фонд для их дополнительного финансирования в течение четырех лет.
К концу первого срока правления администрации Рейгана инфляция упала до 4 %. ФРС ослабила политику сдерживания денежных средств. Несколько снизились процентные ставки, облегчив финансирование покупок домов и автомобилей. Безработица сократилась с 10% до 8 % рабочей силы. Вместе с тем снижение налогов не привело к ожидаемому росту инвестиций в экономику, на который рассчитывали в случае снижения инфляции. Картина оздоровления омрачалась также и ростом дефицита государственного бюджета, который составил около 200 млрд.$, главным образом за счет увеличения расходов на военные цели.
Основные цели внутренней политики Рейгана - сократить сферу деятельности федерального правительства, в особенности в социальной области, уменьшить подоходные налоги, увеличить мощь вооруженных сил - оставались неизменными и во время второго срока его пребывания в Белом доме.
Характерно, что сильнее всего сокращены, были те программы, которые касались самых бедных и хуже остальных организованных групп населения, для которых были отменены продовольственные карточки и значительно сокращены пособия для матерей-одиночек. Одновременно социальные программы, полезные для среднего слоя, остались почти неизменными, так же как и пенсионное страхование и связанное с ним страхование на случай болезни. При Рейгане в американском обществе произошла гиперполяризация между бедными и богатыми, перераспределение в пользу богатых, в то время как одновременно увеличилось число тех, кто жил ниже границы бедности. Налоговая политика стимулировала инвестиционную активность, повысила статус самых богатых американцев и дала возможность "среднему классу" улучшить свое материальное положение.
Но обновленная американская экономика смогла создать более 17 млн. рабочих мест, главным образом в отраслях сферы услуг. Норма безработицы составила 5 %, находясь на самом низком уровне за период после 1973 г. В итоге подъема 1981-1989 гг. реальный объем ВНП и продукция производства в 1989 г. превысили максимальные уровни 1979 г. почти на 28 %. Объем личного потребления в 1989 г. на 1/3 превысил уровень 1979 г., что было связано с увеличением численности занятых.. Потребительский спрос свидетельствовал о росте доходов населения и явился стимулом хозяйственного подъема.
Вместе с тем в 80-е гг. проявились и негативные тенденции в экономическом развитии США. В результате "рейганомики" дефицит государственного бюджета США составил .152 млрд.$, превышение расходов над доходами достигло 5 % ВНП; почти такую же долю ВНП составили расходы по обслуживанию государственного долг. За период 80-х гг. доходы самых богатых американцев, составивших 1 % от общей численности населения, почти удвоились, в то время как у 70 % американцев возросли в гораздо меньшей мере. Соединенные Штаты, имевшие в середине 60-х гг. самый высокий в мире показатель ВНП на душу населения, к 1987 г. были по этому показателю превзойдены 10 странами. Средняя заработная плата американцев к началу 90-х гг. находилась на самом низком уровне за последние 30 лет. В 1990 г. средняя часовая плата американских рабочих равнялась 14,8$. против 17,9$в Дании, 21,5 - в ФРГ и 21,9-в Швеции.
Но, несмотря на это Рейгану удалось преодолеть экономический спад, начавшийся еще при Картере, сократить инфляцию и безработицу, снизить подоходный налог; ускорить темпы подъема экономики, обуздать забастовочное движение. Эти и некоторые другие факторы обеспечили ему вторичную победу на президентских выборах в 84 году.
Взаимоотношения с СССР
Во внешнеполитической
сфере для большинства
Рейган заявил, что не знает «ни одного лидера Советского Союза со времен революции и, включая нынешнее руководство страны, который бы не заявлял, и при том не раз, на различных коммунистических съездах, что их целью должно быть содействие мировой революции и создание единого социалистического или коммунистического государства». «Кто бы ни вступал в договорные отношения с СССР -, продолжал Рейган,- должен всегда помнить. Даже в условиях разрядки, что для советских лидеров единственно морально оправданным является только то, что способствует реализации их целей, и что они резервируют за собой право совершать любое преступление, лгать и обманывать». На следующий день американские журналисты пытались выяснить какими фактами располагал президент, ссылаясь на стремление Советского Союза к мировому господству, но пресс-секретарь Белого дома Дж. Брэйди заявил, что не знает ответа на этот вопрос. Один из крупных политических обозревателей страны Д. Браудер, писал: «С тех пор как Рональд Рейган появился на общественном горизонте, он говорил такие вещи, которое затрудняли серьезное отношение к нему некоторых людей…Президентские ошибочные представления являются весьма опасными забавами…Кто говорит ему, что дела обстоят именно так, а не иначе, и кто (если вообще существует такой человек) окажется достаточно смелым, чтобы убедить его в ошибочности таких представлений?». Но и этот, и многие другие вопросы, которые задавали американцы, носили явно риторический характер и не были рассчитаны на то, что кто-то из представителей Белого дома, не говоря о самом президенте, когда-либо ответит на них.
Второй срок пребывания Рейгана ознаменовался очередным поворотом внешнеполитической стратегии правящих кругов США в сторону реализма и улучшения отношений о СССР. Этому в значительной степени способствовал целый комплекс факторов, среди которых важнейшим стал приход к власти в СССР в 1985г. нового руководства во главе с М.С. Горбачевым, провозгласившим курс на улучшение отношений с США, основанный на «новом мышлении». Немаловажное значение имело также осознание самими правящими кругами США бесперспективности стратегии наращивания гонки вооружений и гибельности установок на одержание победы в ядерной войне.
Этапным событием на пути
Это начало
сокращения вооружений
Использованные материалы