Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2011 в 18:54, курсовая работа
Имя графа Михаила Михайловича Сперанского известно всем, кто хоть немного знаком с русской историей. Однако – как это нередко бывает, – как правило, кроме самого общего определения «прогрессивного деятеля», которое говорит меньше чем ничего, у большинства людей никаких ассоциаций с ним не связывается. До не давнего времени числу этих людей относились и мы. Трудно сказать, что именно меня заинтересовало в этой теме, возможно довольно смелые реформы или личность Сперанского как государственного деятеля.
Введение 3
Глава I. Россия в первой половине XIX века
1. 1. Политическая ситуация в России
4
1. 2. Александр I. Преобразовательный опыт первых лет 5
1. 3. Административная реформа 8
1. 4. Крестьянский вопрос и другие реформы 10
Глава II. Деятельность М. М. Сперанского
2. 1. Краткая биография М. М. Сперанского
14
2. 2. План преобразований М. М. Сперанского 16
2. 2. 1. Сословия по плану М. М. Сперанского 18
2. 2. 2. Государственное устройство по плану М. М. Сперанского 19
2. 3. Преображения центрального управления по плану Сперанского 22
2. 4. Государственный Совет 23
2. 5. Учреждение министерств 26
2. 6. Попытка преобразования Сената 28
2. 7. Реорганизация финансовой политики государства 29
Глава III. Последние штрихи М. М. Сперанского в государственных делах
3. 1. Ссылка
33
3. 2. Восстановление Сперанского на службу 34
Заключение 37
Список литературы 38
Таким
образом, была создана предпосылка
для наиболее правильной и осмотрительной
выработки новых
В Совете председательствует сам государь, назначающий и членов Совета, числом которых положено было 35. Совет состоял из общего собрания и четырех департаментов - законодательного, дел военных, дел гражданских и духовных и государственной экономии. Для ведения делопроизводства Совета при нем была учреждена государственная канцелярия с особым отделением для каждого департамента. Дела каждого отдельного управления статс-секретарь докладывал в своем департаменте, а всей канцелярией руководил государственный секретарь, докладывающий дела в общем собрании и представляющий журнал Совета императору. Государственным секретарем был назначен Сперанский М.М, главный организатор учреждения, что давало право руководить всем Государственным советом.
Это
детище М.М. Сперанского просуществовало
до 1917 года. Призванный первоначально
рассматривать и утверждать планы дальнейших
преобразований, Государственный совет
фактически сам стал противником реформ,
затягивая их обсуждение. Вскоре он переключился
на рассмотрение многочисленных финансовых,
судебных и административных вопросов.
Значение Государственного Совета еще
более снизилось, когда в 1816 году право
доклада императору по делам Совета было
передано А.А. Аракчееву.
2.5. Учреждение министерств
Министерства, в которые сентябрьским манифестом 1802 г. были преобразованы петровские коллегии, работали весьма непродуктивно. Сперанский подготовил два важных акта, реформирующих их деятельность. В июле 1810 г. был обнародован манифест "О разделении государственных дел по министерствам". А 25 июля 1811 г. было издано "Общее учреждение министерств". Сперанский находил двойной недостаток в этих министерствах: отсутствие точного определения ответственности министров и неправильное распределение дел между министерствами. Они были преобразованы двумя актами - манифестом 12 июля 1810 г. о разделении государственных дел на особые управления и «Общим учреждением министерств» 25 июня 1811 г. По новому распорядку упразднялось одно из восьми прежних министерств, министерство коммерции. Дела этого министерства были распределены между министерствами финансов и внутренних дел. Из ведения же министерства внутренних дел вопросы внутренней безопасности были переданы новому министерству, министерству полиции. Кроме того, учреждено было несколько особых ведомств под названием «главных управлений» со значением отдельных министерств: «Главное управление ревизии государственных счетов» (или государственный контроль), «Главное управление духовных дел иностранных исповеданий» и еще раньше, в 1809 г., «Главное управление путей сообщения». Таким образом, отдельных центральных ведомств, между которыми были распределены дела в порядке исполнительном, т. е. административном, явилось всех одиннадцать вместо прежних восьми. В «Общих учреждениях» определены были состав и делопроизводство министерств, пределы власти министерств, их ответственность и другие подробности министерского управления. Оба акта, которыми были созданы министерства и особые главные управления, по стройности плана, логической последовательности его развития, по своеобразности и точности изложения до сих пор признаются образцовыми произведениями нашего законодательства, которыми не без основания гордился сам автор.
Во главе министерства стояли министры и их товарищи (заместители), им подчинялись директора департаментов, тем, в свою очередь, - начальники отделений, начальникам отделений столоначальники. Министры назначались императором. Губернаторы, также назначаемые императором, стали чиновниками Министерства внутренних дел. Но при преобразовании министерств так и не были осуществлены предложения Сперанского об ответственности министров.
Порядок,
установленный Сперанским, оставался
без изменений вплоть до 1917 года,
а некоторые из учрежденных в
1811 году министерств действуют и сейчас.
2.6. Попытка преобразования Сената
Довольно
долго обсуждалась в
Планы Сперанского встретили со стороны многих энергическое противодействие, и выразителем мнений его противников явился Карамзин: в своей "Записке о древней и новой России", врученной государю 18 марта 1811 г., он утверждал, что государь не имеет даже права ограничить свою власть, потому что Россия вручила его предку самодержавие нераздельное. «… Всякая новость в государственном порядке есть зло, к коему надо прибегать только в необходимости: ибо одно время дает надлежащую твердость уставам; ибо более уважаем то, что давно уважаем и все делаем лучше от привычки7…» В результате Сенат сохранился в прежнем виде, внося некоторую нестройность в общий склад центрального управления.
Можно
сделать вывод, что из трех отраслей
высшего управления - законодательной,
исполнительной и судебной - были преобразованы
только две первые, третьей реформа так
и не коснулась.
2.7. Реорганизация финансовой политики государства
В
1809 г. на Сперанского возложено
1) по ведомствам;
2) по степени нужды в них - необходимые, полезные, избыточные, излишние и бесполезные, причем последние не должны допускаться вовсе;
3) по пространству - общие государственные, губернские, окружные и волостные. Никакой сбор не должен существовать без ведома Правительства, потому что Правительство должно знать все, что собирается с народа и обращается в расходы;
4) по предметному назначению - обыкновенные и чрезвычайные расходы. Для чрезвычайных расходов в запасе должны быть не деньги, а способы их получения;
5) по степени постоянства - стабильные и меняющиеся издержки8".
По этому плану государственные расходы были сокращены на 20 млн. рублей, подати и налоги увеличены, все находящиеся в обращении ассигнации признаны государственным долгом, обеспеченным всем государственным имуществом, а новый выпуск ассигнации предположено было прекратить. Капитал для погашения ассигнаций предположено было составить посредством продажи ненаселенных государственных земель и внутреннего займа. Этот финансовый план был одобрен, и образована была комиссия погашения государственных долгов.
Законами 2 февраля 1810 года и 11 февраля 1812 года возвышены были все налоги - иные удвоены, другие более чем удвоены. Так, цена пуда соли с 40 копеек поднята была до рубля; подушная подать с 1 руб. возвышена была до 3 руб. Нужно отметить, что в этот план входил и новый, небывалый прежде налог - «подоходный прогрессивный». Эти налогом обложен был доход помещиков с их земель. Низший налог взимался с 500 рублей дохода и составлял 1% последнего, высший налог падал на имения, дававшие больше 18 тыс. рублей дохода, и составлял 10% последнего. Но расходы 1810 г. значительно превысили предположение, и потому налоги, установленные лишь на один год, были обращены в постоянные. Возвышение налогов и было главной причиной народного ропота против Сперанского, чем успели воспользоваться его враги из высшего общества.
На 1812 год опять грозил большой дефицит. Манифестом 11 февраля 1812 г. установлены были временные прибавки в податях и новые пошлины. Ответственным за все эти финансовые затруднения и повышения налогов, вызываемые тяжелыми политическими обстоятельствами того времени, общественное мнение делало Сперанского. Обещания прекратить выпуск ассигнаций правительство сдержать не могло. Новый тариф, 1810 г., в составлении которого участвовал Сперанский, был встречен в России сочувственно, но разгневал Наполеона, как явное уклонение от континентальной системы. Дела финляндские поручены были также Сперанскому, который только при его удивительном трудолюбии и талантливости мог справляться со всеми возложенными на него обязанностями.
1812
год был роковым в жизни
Сперанского. Главными
Мнительный
и весьма чувствительный к обидам
император в начале 1812 г. заметно
охладел к Сперанскому
Глава
III. Последние штрихи
М.М. Сперанского
3.1. Ссылка.
17
марта 1812 года после многочасовой
и в высшей степени
В письме оттуда государю он высказал свое глубокое убеждение, что составленный им план государственного преобразования - "первый и единственный источник всего, что случилось" с ним, и вместе с тем выражал надежду, что рано или поздно государь возвратится "к тем же основным идеям". Громадное большинство общества встретило падение Сперанского с великим ликованием, и только Н.С. Мордвинов открыто протестовал против его ссылки выходом в отставку от должности председателя департамента экономии государственного совета и уехал в деревню.
По удалении Сперанского, начала циркулировать записка на французском языке, автор которой утверждал, что Сперанский имел в виду своими нововведениями привести государство к разложению и полному перевороту, изображал его злодеем и предателем отечества и сравнивал с Кромвелем. Записка эта была составлена Розенкампфом, служившим в комиссии законов и ненавидевшим Сперанского за то, что тот затмил его своими талантами, и исправлена была Армфельтом.
В
сентябре того же года, вследствие доноса
о том, что в разговоре с
архиереем Сперанский упомянул о пощаде,
оказанной Наполеоном духовенству в Германии,
Сперанский был отправлен в Пермь, откуда
написал государю свое знаменитое оправдательное
письмо. В этом письме, стремясь оправдаться,
Сперанский с максимальной полнотой перечисляет
все возможные обвинения - как те, которые
услышал от императора, так и те, которые,
как он полагал, могли остаться невысказанными.
"Я не знаю с точностию, в чем состояли
секретные доносы на меня взведенные.
Из слов, кои при отлучении меня ваше величество
сказать мне изволили, могу только заключить,
что были три главные пункта обвинения:
1) что финансовыми делами я старался расстроить
государство; 2) привести налогами в ненависть
правительство; 3) отзывы о правительстве…
Жестокое предубеждение о связях моих
с Франциею, быв поддержано эпохой моего
удаления, составляет теперь самое важное
и, могу сказать, единственное пятно моего
в народе обвинения. Вам единственно, всемилостливейший
государь, вашей справедливости принадлежит
его изгладить. Смею утвердительно сказать:
в вечной правде перед Богом, вы обязаны,
государь, это сделать…Финансы, налоги,
новые установления, все дела публичные,
в которых я имел счастье быть вашим исполнителем,
все оправдается временем, но здесь чем
я оправдаюсь, когда все покрыто и должно
быть покрыто тайною9"
Информация о работе Политико-правовые взгляды М. М. Сперанского