Политико-правовые учения Аврелия Августина (354 - 430)

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2013 в 17:12, доклад

Описание работы

Данная работа содержит биографию Аврелия Августина

Работа содержит 1 файл

аврелий августин.docx

— 37.72 Кб (Скачать)

 

  Рим уже в IV столетии перестал  быть центром, в V столетии он  подвергался постоянным опустошительным  набегам вандалов. В этих условиях  развитие было невозможным, в  лучшем случае можно было говорить  о сохранении традиций. Только  спустя несколько столетий схоластики  начали развивать новые основы  христианской философии, исходя  при этом из учения Августина.  Августин принадлежит к мыслителям, которые имели большое влияние  на духовную жизнь средневековья.  Он был гораздо более известен  как философ, чем как «отец  церкви». Его творчество было  посредующим звеном между философией Платона и мыслителями средневековья. Августиновская традиция долго считалась единственным типом ортодоксальной философии. Только в XIII столетии Фома Аквинский создает новую модель ортодоксии, однако влияние Августина продолжалось и дальше. Можно говорить о следующих важнейших возвратах к августинизму: 1. В период каролингского ренессанса в VIII и IX вв. 2. В XII в. у мистиков, в частности у Бернарда. 3. В XIII и XIV вв. как реакция на аристотелизм возникают так называемые августинцы XIII столетия. 4. К Августину восходит и на него ссылается теоретическая мысль Реформации. 5. В XVII в., в послереформационный период, когда обновленная христианская философия искала опору в августинизме. Янсенизм 15 был августинизмом XVII в., а коренные философские системы этого периода — картезианство и философия Мальбранша — были близкими к позициям Августина. 6. Современная модернистская протестантская теология находится под воздействием августинизма. Некоторые католические теологи также используют его и поныне.

 

 

Патристика. Мировоззрение Аврелия Августина.

Термин  «патристика» происходит от лат. «патер»- «отец».

Патристика  представляет собой религиозно-философское  учение «отцов

Церкви» - богословов, сыгравших значительную роль в формировании

христианской  ортодоксальной теологии. Наиболее активно  патристика

развивалась в Ш – YШ вв.

В патристике обсуждались следующие  вопросы:

- троичность Бога и соотношение  между божественными ипостасями;

- природа Христа – божественная, человеческая, богочеловеческая;

- соотношение свободы и благодати;

- отношение веры и разума.

Аврелий Августин Блаженный (354-430) был римским философом, одним

из  осноположников христианской философии. Родился в Римской колонии –

городе Тагасте (Северная Африка) у матери-христианки и отца-язычника.

Учился  в Тагасте, Карфагене, Риме и Медиолануме (Милан). Занимался

философией, в молодости интересовался скептицизмом, испытал влияние 

трудов  Плотина (последователя Платона), увлекался  аллегорическим

истолкованием Библии. В 387 г. принял христианство, в 391 г. Стал

пресвитером, в 395 – епископом.

Основные  труды: «О граде Божьем», «Исповедь», «Против академиков»,

«О  блаженной жизни», «О порядке», «Бессмертие  души», «О Троице», «Об

учителе», «О музыке».

Главная проблема трудов Августина – взаимоотношение  Бога и мира. Его 

взглядам  присущи принципы теоцентризма (Бог – источник и причина всего) и

креационизма (мир создан Богом из ничего). Существует «личный» Бог,

запредельный  миру, созданному им. Он – конечный и исходный пункт всех

человеческих  действий. Он – носитель воли, творит мир по доброй воле из

ничего. Но в уме у Бога - прототипы  реального мира, «образцы». Сотворенный  мир 

– единство бытия и небытия. Сотворение мира – чудо. Бог передает в

«пользование» природе законы, но при этом не забывает о мире, постоянно 

печется о нем (Это названо провиденциализмом - божественной

предопределенностью

всех  событий). Свое попечительство Бог не оставляет, иначе мир может 

исчезнуть (концепция «непрерывного творения»). Мир, с точки зрения

Августина, представляет собой устойчивую иерархию, в нем – всему свое

Место. Внизу – неодушевленные тела (существуют), далее – растения

(существуют  и живут), выше – животные (существуют, живут, ощущают), на

самом верху – человек (существует, живет, ощущает, обладает бессмертной 

душой).

Человек разделяет время на прошлое, настоящее  и будущее. Прошедшее 

остается  в памяти, будущее производно от надежды.

Мир - градация добра. Зло не «онтологично», оно не существует само по

себе; это – умаление добра. У Августина  имеет место оправдание Бога за зло  в

мире (учение о теодицее). Без контрастов добра и зла добро не имело бы цены

(«без  болезни не было бы здоровья»).

Человек, сотворенный Богом, наделен свободой воли («первородный грех»

- выбор зла). Зло - результат высокомерия  человека, стремящегося встать 

вровень с Богом, его желания абсолютизировать собственную неполноту,

ограниченность  своих возможностей.

Душа  человека уникальна, бессмертна, но при  этом она неразрывно

связана с телом. Необходимо не умерщвлять, а «просветлять» плоть. Душа

человека  – это ум, память и воля (отражение  троичности Бога). Августин был

хорошим психологом (даже – психоаналитиком): он учил, что человек должен

«помнить  себя», «знать себя» и «любить  себя». Дуализм человека - дуализм  его

помыслов;можно жить «по закону плоти» и «по закону Духа». Задачи человека

грандиозны, и без помощи Бога не обойтись. Несовершенство человека толкает

его к изменениям и ведет к самосовершенствованию.

Приоритет веры над разумом, по Августину, - не «отключение»

познавательной  способности человека, но избавление от самонадеянности,

излишней  уверенности в универсальности  и безотказности разума. Философ 

учит: «Не стремись к внешнему, возвратись в себя самого».

Августин  резко противопоставлял государство  и церковь. Государство 

основано  на любви человека к самому себе, на эгоизме. Он называл государство

областью  непрерывной борьбы, войны, конфликта.

В отличие от государства церковь  основана на самоотверженной любви  Бога

к человеку. История у Августина, в  отличие от языческих концепций, подобна

летящей стреле (до этого существовала идея повторения событий, круговорота)она имеет начало, смысл и свое завершение.

 


Информация о работе Политико-правовые учения Аврелия Августина (354 - 430)