Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2011 в 20:45, реферат
Цель работы: показать и доказать на основе анализа различной историко-философской литературы, что деятельность П.А.Кропоткина заслужила огромного внимания в данное время с целью исследования учения не только как исторического и философского, но и нравственно-этического, а также занимает весьма значительное место в развитии мировой общественной мысли.
Введение……………………………………………………………………….. 3
1. Жизненный путь П.А. Кропоткина.………………………………………. 5
2. «Кропоткинизм» и критики……………………………………………...... 10
3. П.А.Кропоткин и проблема революционного терроризма……………… 19
Заключение……………………………………………………………………... 26
Список использованной литературы………………………………….……… 29
по курсу «История политических партий и движений»
на
тему: «Политический
портрет П.А. Кропоткина»
СОДЕРЖАНИЕ
Введение………………………………………………………… |
3 |
1. Жизненный путь П.А. Кропоткина.………………………………………. | 5 |
2. «Кропоткинизм» и критики……………………………………………...... | 10 |
3. П.А.Кропоткин
и проблема революционного |
19 |
Заключение…………………………………………………… |
26 |
Список использованной литературы………………………………….……… | 29 |
Введение
Данная работа посвящена жизни и деятельности великого человека, ученого и революционера, внесшего значительный вклад в развитие мировой общественной мысли (исторической, философской), в развитие страны вообще и не только России; человека, сочетающего в себе черты мягкого, доброго, сочувствующего, действительно гуманиста и жесткие, своевольные черты собственно революционера – анархиста, создателя теории анархизма. Имя этого человека – Петр Алексеевич Кропоткин.
Его работы не слишком известны ныне в Европе, да и в России ими мало кто интересуется, а программа обучения философии знакомит скорее с такими личностями, как Фрейд, Прудон, Ницше и другие, а в истории и вовсе, разве что при изучении движения анархизма в начале ХХ века вскользь упомянуто имя Кропоткина как теоретика вышеназванного течения.
Я считаю, что труды этого человека, да и сама его непростая жизнь, заслуживают более пристального внимания. Очень интересны его работы, несущие в первую очередь проблемы нравственности, этики, это необычное сочетание человека – анархиста (представляющегося обычно жестоким тираном, идущим к цели с помощью террора) и человека, в ком сильно развито чувство эмпатии. Этот человек, столько сделавший для развития науки, философии, истории в России, вынужден был скитаться больше половины своей жизни по далеким странам, потому что блестящей карьере, открывавшейся перед ним, он предпочел революционную деятельность. И там, вдали от родины, П.А.Кропоткин не бездействовал – сейчас историки определяют великое место его учений среди европейской общественной мысли.
Читая материалы некоторых критиков – исследователей, возможно увидеть в их представлении Кропоткина – революционера, истинного террориста, который противоречит сам себе – размышляет о нравственности и одобряет убийство. Хотелось бы показать в этой работе, что нельзя понимать содержание человека по его принадлежности к какому – либо течению.
Конечно,
в одной работе невозможно охватить
всю жизнедеятельность
П.А.Кропоткина и дать ей оценку, и поэтому
представляется целесообразным отразить
лишь некоторые аспекты его работ.
Цель
работы: показать и доказать на основе
анализа различной историко-философской
литературы, что деятельность П.А.Кропоткина
заслужила огромного внимания в данное
время с целью исследования учения не
только как исторического и философского,
но и нравственно-этического, а также занимает
весьма значительное место в развитии
мировой общественной мысли.
1. Жизненный путь П.А. Кропоткина
В истории
имя Петра Алексеевича
П.А.Кропоткина ассоциируется в нашем
сознании, прежде всего с отечественным
анархизмом, возникшим в недрах революционного
народничества. Действительно, в 1876 году,
после смерти М.А.Бакунина, именно он стал
признанным теоретиком и пропагандистом
анархии. Однако многогранность и незаурядность
личности П.А.Кропоткина не могут быть
сведены только к этой стороне его деятельности.
Он плодотворно работал во многих направлениях.
Политика и история, социология и философия,
география и этнография, сельское хозяйство
и кооперация, литература и этика, блестящая
публицистика, проблемы образования и
воспитания, история науки и политэкономия
- вот далеко не полный перечень предметов,
в развитие которых он, так или иначе, внес
свой позитивный вклад, ставший достоянием
человеческой культуры.
Природа щедро одарила П.А.Кропоткина
недюжинным умом и редкостным трудолюбием,
способными реализоваться в любой области
человеческой деятельности, но одновременно
она одарила его и чрезвычайно чутким
и отзывчивым сердцем, которое не выносило
разлада между личным благополучием и
несправедливостью и злом, окружавшими
его.
П. А. Кропоткин родился в 1842 г. в Москве. Он происходил из древнего княжеского рода, который, по преданию, вел свою историю от Рюриковичей. По линии матери он был внуком героя войны 1812 г. генерала Сулимы, потомка вольнолюбивых запорожских казаков. Отец Кропоткина, Алексей Петрович, - отставной офицер, дворянин, владел имениями в трех губерниях и более чем тысячью крепостных. Мать, Екатерина Николаевна, умерла, когда мальчику было три с половиной года. Умная, жизнерадостная женщина, с достаточно широким кругом духовных запросов, по-доброму относившаяся к дворовым, она пользовалась их огромным уважением. Теплые чувства к ней эти люди перенесли и на осиротевших детей, которых очень любили и, как могли, защищали от неправедного гнева отца. Семейная обстановка как бы специально создала контраст впечатлений и наблюдений для любознательного и пытливого ума П.А.Кропоткина.
В 1862 году
П.А.Кропоткин отъезжает на военную службу
в Сибирь.
Прибыв на новое место, П. Кропоткин сразу
попадает в либерально настроенную среду.
Физически крепкий, сероглазый, с высоким
лбом, каштановыми волосами и правильными
чертами лица, молодой офицер расположил
к себе окружающих умом, веселостью, добротой
и огромной энергией. Кроме этого, в Сибири
произошло становление П. А. Кропоткина
как путешественника, исследователя природы,
натуралиста. Первой пробой сил, испытанием
воли было его участие в трудном и опасном
сплаве барж по Амуру с целью оказания
продовольственной помощи местному населению.
Затем молодой ученый получил предложение
отправиться в экспедицию в Северную Маньчжурию
для разведки кратчайшей дороги к плодородным
долинам Амура и самой реке. Здесь, в Сибири,
в 1864 г. Кропоткин впервые познакомился
со взглядами П.Ж.Прудона. Годы пребывания
в Сибири не только закалили Кропоткина
физически и морально, но и сыграли важную
роль в формировании его мировоззрения.
"...В Сибири, - писал он, - я утратил всякую
веру в государственную дисциплину: я
был подготовлен к тому, чтобы сделаться
анархистом".
После принятия решения о выходе в отставку,
вызванного не только давней мечтой получить
университетское образование, но и известным
разочарованием в офицерской службе, особенно
после жестокого подавления в 1866 г. восстания
ссыльных поляков в Сибири, Петр и его
брат Александр расстались с военной службой.
Ни тот, ни другой не участвовали и не согласились
бы участвовать в подавлении восстания.
Таким образом, Кропоткин в 1867 г. возвращается
в Петербург. Осенью 1867 года он поступает
на физико-математический факультет Петербургского
университета и одновременно на работу
в статистический комитет министерства
внутренних дел, которым руководил крупный
ученый-географ и путешественник П.П. Семенов-Тян-Шанский.
Имя П.А.Кропоткина стало известно в научном
мире, он - член Русского географического
общества, награжден золотой медалью за
отчет об Олекминско - Витимской экспедиции.
Авторитет молодого ученого был столь
велик, что Российское Географическое
общество предложило ему пост генерального
секретаря. Поездка в Швейцарию в 1872 году,
знакомство с социалистической прессой,
с людьми, которые посвятили себя борьбе
за осуществление своего социалистического
идеала, с интеллигентами и с рабочими
послужили толчком к принятию окончательного
решения. "Они борются. Мы им нужны, наши
знания, наши силы им необходимы - я буду
с ними". Вместе с М. А. Натансоном, Н.
В. Чайковским, С. Л. Перовской, С. М. Кравчинским
и др. он вел революционную агитацию среди
рабочих Петербурга.
21 марта
1874 г. ученый сделал сенсационный
доклад в Географическом
Итак, свобода
после двух мучительных лет заключения...
Но оставаться в
России Кропоткину было нельзя, и он покинул
родину.
И в 1876
г. русский революционер снова уехал
в Западную Европу, где провел следующие
40 лет жизни - до возвращения в Россию в
1917г., после
Февральской революции. Свыше 40 лет провел
Кропоткин в изгнании, продолжая исследовательскую,
общественную и революционную деятельность.
Царское правительство вело слежку за Кропоткиным как опасным политическим преступником. "Священная дружина" - организация, созданная при Александре III с целью пресечения революционного движения и имевшая заграничную агентуру, - вынесла Кропоткину смертный приговор. Не оставляло его без внимания и французское правительство. В конце 1882 г. группы анархистов с целью обострения политической обстановки произвели в Лионе несколько взрывов. Власти Франции и Швейцарии усилили репрессии против лидеров анархистского движения, в том числе и Кропоткина, непричастного к этим акциям. В числе других он был арестован по обвинению в принадлежности к уже не существовавшему Интернационалу и приговорен к пяти годам тюремного заключения. В защиту Кропоткина выступили прогрессивные деятели: философ Г. Спенсер, поэт А Суинберн, писатель В. Гюго и др., подписавшие петицию о его освобождении. Лишь после трех лет заключения, в январе 1886-го, Кропоткин был освобожден, а вскоре переехал в Англию. Свои политические взгляды Кропоткин проводил через основанную им в Лондоне газету "Фридом", свое учение он называл анархическим коммунизмом. Кропоткин входил в заграничные организации русских анархистов, участвовал в издании пропагандистских брошюр для России, был одним из хранителей Фонда помощи русским эмигрантам.
За границей Петр Алексеевич Кропоткин написал свои основные произведения: "Речи бунтовщика" (1885 г.), "В русских и французских тюрьмах" (1887 г.), "Хлеб и воля" (1892 г.), "Взаимная помощь, как фактор эволюции" (1902 г.), "Записки революционера" (1902 г.), "Идеалы и действительность в русской литературе" (1905г.), "Великая французская революция 1789-1793" (1909 г.), "Современная наука и анархия" (1913 г.) и др.
В Россию П. Кропоткин с семьей вернулся в июне 1917 г.
Кропоткин
встречался с Лениным, признавал
международное значение
Октябрьской революции и высоко ценил
роль Советов.
В голодной,
разоренной стране П. А. Кропоткину жилось
трудно. Сказывался возраст, подводило
здоровье. Продукты питания, топливо, элементарные
условия для научной работы - все
было проблемой. Но он мужественно переносил
все лишения, с благодарностью интеллигентного
человека принимал проявления внимания
к себе со стороны руководства страны.
На приглашение своих искренних почитателей
из Швеции переехать на жительство в их
страну ответил отказом, посчитав, что
в такой ответственный момент его место
здесь, в России. Отказывался и от предложений
В.И. Ленина опубликовать свои книги большим
тиражом в государственном издательстве.
Насколько позволяло здоровье, Кропоткин
принимал участие в общественной жизни:
выступал на учительском съезде и съезде
кооператоров, заинтересованно поддерживал
идею создания местного краеведческого
музея. Все остававшиеся силы ученый отдавал
завершению одной из лучших своих книг
- "Этика". Исторический оптимист,
он утверждал в ней идеалы добра, веру
в величие человека, мудрость народа. Завершить
работу не удалось. В феврале 1921 г. Кропоткин
скончался. Траурный специальный поезд
доставил гроб с его телом в Москву. Прощание
с революционером, кооператором и ученым
происходило в Колонном зале Дома союзов.
В некрологе, помещенном в кооперативном
журнале.
2. «Кропоткинизм» и критики
Как уже
было изложено выше, анархизм – это
не единственный
«персонаж» трудов Петра Алексеевича,
с таким же успехом он размышлял и о космическом
федерализме, и о взаимопомощи, как факторе
эволюции, и об этике, но на них мы остановимся
кратко, так как в большей степени нам
интересна историческая сторона этой
проблемы, хотя любой из трудов великого
мыслителя по-своему весьма занимателен.
И, конечно, необходимо разобраться в таком
вопросе, как отношение критиков к вышесказанному.
Будут рассмотрены взгляды таких деятелей,
как И.Гроссман-Рощин, А.Боровой.
«Лично
мне приходилось писать о Кропоткине сравнительно
много,- пишет И.Гроссман-Рощин,- странно:
я никогда не был сторонником кропоткинизма,
боролся с кропоткинизмом в лекциях и
докладах; писать же о Кропоткине мне приходилось
скорее догматически. Я чувствовал, что
необходимо дать более углубленное понимание
и оценку системы, а потом только возможно
будет приступить к плодотворной критике.
Только в статьях, посвященных борьбе
с милитаристической позицией Кропоткина
в период империалистической войны, я
критикую Кропоткина, где я вскрываю противоречия
милитариста Кропоткина с самим собой.
(Интересующихся отошлю к брошюрке "Характеристика
творчества
П. А. Кропоткина", "Мысли о творчестве
Кропоткина" в упомянутом уже сборнике
издания "Голос Труда", там же "Речь
на могиле Кропоткина" и
"Двойственность позиции Кропоткина"
в "Жизни для всех" за 1918 г.)»