Политический портрет М.Тэтчер

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 22:43, доклад

Описание работы

Нужно отметить, что "отличительная черта Тэтчер - настойчивость и даже бескомпромиссность в проведении собственной полосы. Сформировав политику, она стремится во что бы то ни стало, не отступая проводить её в жизнь. Политическое значение таковой полосы она видит в том, что у широких слоев населения прививается уверенность в постоянстве главных установок тэтчеризма."

Работа содержит 1 файл

СРС СПМО.docx

— 23.76 Кб (Скачать)

К началу 1970 г. Экономическое  положение Англии сильно ухудшилось. Все более явственно звучал протест  против разросшейся бюрократии и  больших налогов, против "хаоса  влияний" и не результативности правительств. Падение жизненного уровня вызвало  мощную волну забастовок, в итоге  которых многие отрасли английской индустрии были парализованы.

тут нужно отметить, что "отличительная черта Тэтчер - настойчивость и даже бескомпромиссность в проведении собственной полосы. Сформировав политику, она стремится во что бы то ни стало, не отступая проводить её в жизнь. Политическое значение таковой полосы она видит в том, что у широких слоев населения прививается уверенность в постоянстве главных установок тэтчеризма."1

Пассивность лейбористского кабинета Дж.Кэллагана (1976-1979гг.), Не способного предложить эффективное средство для исцеления затяжных недугов английской экономики, отчуждала от него все большее число рядовых избирателей. Маргарет Тэтчер на короткое время - до парламентских выборов - смогла перехватить у лейбористов знамя радикализма. "На дела избирателей не мог не оказать влияния тот факт, что в первый раз, по словам британского исследователя Х.Стефенсона, "на нашей памяти, правая, а не левая партия. Призывала к осуществлению кардинальных конфигураций на базе решительной идеологической программы."2

В неудержимом стремлении к власти неоконсерваторы не гнушались запрещенными приемами политической борьбы. Так, еще в 1976 году Маргарет Тэтчер заявляла, что от лейбористов исходит "угроза социализма". И более того, что "лейбористская партия сейчас управляется откровенно марксистской программой", ведет страну на порог "тоталитаризма".1 В мае 1979 года М. Тэтчер заняла кресло английского премьер-министра. На выборах в палату общин консерваторы опередили лейбористов на 70 депутатских мест. Во многом ей помогла "прорывная натура". Она "...ищет решение заморочек в том же настроении духа, в каком рыцари-крестоносцы находили чаше Грааля. Для нее политические битвы - битвы принципов, битвы меж силами света и тьмы, добра и зла, личностями и государством".2

"В собственной работе  она выдвигает на первый план  обыкновенные, понятные каждому  лозунги: сохранение законности  и порядка, каждый получай,  что заработал."3 Неоконсерватизм  в толковании Тэтчер представлял  для многих обычных англичан  не еще одну политическую либо  философскую теорию, а близкую  и понятную им духовную пищу, чуток ли не собственного рода  религию, призванную оздоровить  общество, придать ему утраченный  им динамизм, его способность к саморазвитию. "В большой степени этому способствовала фразеология Тэтчер, рвение объяснить аудитории социально-экономические трудности в определениях, понятных домашней хозяйке, причем часто на своем примере. Привнесение личных моментов в политику вряд ли является следствием обмысленной тактики завоевания доверия масс. Быстрее это черта политического стиля Тэтчер проистекает из самого её дела к политике не лишь как к "работе", но и как к "любимому занятию". Недаром она так не любит распространяться о собственной частной жизни, в которой для нее ценно до этого всего то, что помогает, а не препятствует реализации её политических амбиций. И вряд ли она бывает неискренна, когда заявляет, что "работа" для нее более увлекательна, чем что или другое.4

В бессчетных речах Тэтчер не найдется таковых слов, как монетаризм, этатизм, кейнсианство, трудовые дела и т.Д. Заместо этого фигурируют еще более близкие широкой аудитории понятия типа "огромное правительство", "честно заработанные средства", "твердая экономия".

нужно, говоря о внутренней политике Тэтчер, затронуть вопрос о её стиле работы. Она владеет  многими свойствами, которые, вне  зависимости от её политических позиций, характеризуют её как незаурядного управляющего. " С ней интересно  беседовать, она умеет концентрироваться  на раздельно взятой проблеме", - пишет Л. Замятин.1

Резиденция премьера находится  на Даунинг-стрит, 10. традиционно беседы проходят в голубом зале, на втором этаже, где у камина стоят два маленьких дивана:: один - для хозяйки, другой - для гостей. "М. Тэтчер любит посиживать в уголке, опершись на небольшую подушечку, чуток склонив голову набок, она говорит тихим, отлично поставленным голосом. Ей свойственны логичность, простота и ясность аргументации, свободное оперирование конкретными фактами."2 Некие журналисты считают, что у не хватает терпения слушать мировоззрение собеседника, с которым она не согласна. На мой же взор, она любит спор, но не любит вытерпеть поражения в нем.

В резиденции она традиционно  начинает глядеть бумаги за кофе в 6 часов утра и работает далеко заполночь. Её с трудом убеждают отдохнуть летом, хотя бы недельку. Она умеет скоро восстанавливать свою психологическую и физическую форму. Она постоянно элегантна, умеет себя преподнести с чувством собственного достоинства и выделить женственность.

"В большинстве случаев  Тэтчер заблаговременно приходит  к тому либо иному решению  по различного рода вопросам  и потом уже совсем редко от него отказывается. Заседания кабинета проводятся регулярно, но далеко не все принципиальные вопросы выносятся на дискуссия. Когда же это происходит, премьер-министр видит свою задачку не в том, чтоб "председательствовать" и выслушивать различные точки зрения, а в конце "суммировать" преобладающее мировоззрение (как это делало большая часть её предшественников), но в том, чтоб "вести" дискуссию, задавать тон разговору, добиваться сплочения участников заседания вокруг её собственного представления."1 Как пишет Ф. Пим "...премьер-министр имеет тенденцию считать, что она постоянно права. Это оборачивается её уверенностью в том, что она постоянно может делать дело лучше, чем остальные."2

Отметим еще один факт, раскрывающий её политический стиль. Замечательно понимая, что "утрата лица" либо даже инициативы в парламенте грозит потерей влияния  в стране, Тэтчер тщательнейшим образом  готовится к его заседаниям. Вопросы, подлежащие дискуссии, в обязательном порядке рассматриваются на заседаниях кабинета министров. В особенности  серьезно Тэтчер подготавливает ответы на вопросы премьер-министру, которым, согласно установленной процедуре, отводится существенное время. Во время  самих дебатов она традиционно  показывает свойственный ей наступательный и даже агрессивный напор, хотя часто и сама оказывается под твердым обстрелом. Впрочем, качество Тэтчер-полемиста русские телезрители могли в полной мере оценить во время интервью, данного ею русским журналистам в ходе визита в нашу страну весной 1987 г.

большущее преимущество Тэтчер перед её политическими оппонентами  и внутри, и вне своей партии, естественно же состоит в том, что как партийный фаворит  и как премьер-министр она располагает  сильными позициями и в партии, и в государстве и умело  ими пользуется.

Изложив процесс избрания на пост премьер-министра, методы, стиль, условия её работы, считаю обоснованным дальнейшее раскрытие политического  портрета М.Тэтчер через её внутреннюю и внешнюю политику.

Внутренняя политика Тэтчер

Отметим, что одна из главных  наград Тэтчер внутри страны - перестройка. Тэтчер сама не без гордости заявляет, что она выполнила в стране перестройку, причем время от времени  употребляет это слово по-русски."1 Хотя конечная мишень тэтчеровской перестройки, непременно, в укреплении позиций правящих классов, её практическое содержание -внедрение новейших рычагов для рационализации и подъема английской экономики. Один из главных частей тэтчеровской перестройки - приватизация обобществленного сектора. В ведение частного бизнеса переданы нефтедобывающая, газовая, авиационная, телекоммуникационная и многие остальные отрасли. Практический смысл приватизации Тэтчер видит до этого всего в дерегламентации, в освобождении компаний от "диктата страны", предоставлении им полной свободы действий на капиталистическом рынке, но совместно с тем и в перекладывании на них всей полноты ответственности за результаты собственной деятельности.

до этого всего, Тэтчер отказалась от старой модели государственного регулирования экономики и попыталась внедрить свою, новенькую. Она осуществляла децентрализацию управления экономикой, уменьшала госаппарат. В годы её правления центральные министерства сведены до минимума. Делая ставку на инициативных и самостоятельных людей, Тэтчер заявила следующее: "Тот, кто готов работать больше остальных, обязан получать самое огромное вознаграждение и сохранять его после вычета налогов".2

Новая линия в экономической  политике стала ответом английских консерваторов на выдвинутые современным  этапом НТР трудности, которые Тэтчер, нужно признать, поймала быстрее  собственных политических конкурентов.

Способность Тэтчер апеллировать не лишь к разуму, материальным интересам, но и к чувствам, настроениям англичан, создала ей репутацию "популистского" фаворита. Но популизм Тэтчер этим далеко не исчерпывается, и ей менее всего  подошла бы роль морализирующего  проповедника. Недаром в одном  из более увлекательных и глубочайших  исследований парадокса тэтчеризма, её популизм назван авторитарным.1 "Её "патриотизм" реализуется через твердое, неприязненное отношение к "цветной" эмиграции (чем, кстати, она снискала размещение шовинистически настроенной публики и смогла сразу выбить почву из-под ног у таковой откровенно реакционной расистской организации, как государственный фронт). отлично популярная её приверженность к восстановлению смертной экзекуции."2

Проведение собственной  твердой политики требовало налаживания "по-своему" механизма принятия государственных решений и политические комментаторы, и ученые-политологи единогласно отмечают заметное возрастание  роли премьер-министра и его аппарата в этом процессе, причем некие из них даже говорят, что на смену "кабинетному  управлению" в стране установилось либо вот-вот установится "президентское  правление."3 Хотя эта точка зрения подвергается довольно обоснованной критике ,как не учитывающая всей совокупности устройств государственного управления4, её сторонники правы в том, что Тэтчер удалось резко понизить роль кабинета министров в качестве органа, обсуждающего главные вопросы гос значимости.

Параллельно с переменами в высших эшелонах правительственной  власти после избрания на второй срок премьерства Тэтчер основательно изменила и следующую ступень государственного управления - административный аппарат. Вновь назначались, по свидетельству "Sunday Times", "...способные, решительные и наделенные бойцовскими свойствами лица, проявившие интерес и готовность сделать то, что отвечает устремлениям премьер-министра".1

За годы правления М. Тэтчер подход к ирландскому вопросу  поменялся к лучшему. Хотя, нужно  отметить, "действия в Северной Ирландии 60-80-х годов наглядно показывают непрочность либерально-прогрессивных  идей о том, что втягивание в мировую  систему хозяйства, модернизация экономики  и общественного строя сами по себе ... не оправдали себя."2 В ольстерском вопросе отметим только, что "не королева, а премьер-министр встречала привозимые в Англию гробы. С платком в руке она частенько только усилием воли сохраняет самообладание."3 Но, когда дело касалось террористической ирландской организации ИРА, Тэтчер была жестока, на что имелись веские личные и государственные предпосылки. Но и движение вперед пошло при ней более интенсивно: она направляла усилия на улучшение положения католиков в Северной Ирландии. Так, на стройку в Белфасте многоквартирных комплексов, заселенных в основном католиками, было затрачено 2 миллиарда баксов, что значительно улучшило жилищную делему там.4

Политический портрет  Тэтчер во внешних связях

"М Тэтчер, непременно, стремится к поиску самостоятельной  роли в формировании узловых  качеств отношений Запад-Восток. Она претендует, и не без оснований,  на роль политического фаворита  Западной Европы.

Популярность Тэтчер весной и летом 1982 года достигла собственного апогея, что во многом обусловило её победу на выборах 1983 года. В итоге  конфликта с Аргентиной Тэтчер получила блестящую возможность добиться крупного фуррора. После победы на Фолклендских островах Тэтчер стала героиней, считает К. Огстен. "Далеко от дома, сражаясь в только неблагоприятных по начальной оценке условиях, Тэтчер и её солдаты решительно отбили нашествие аргентинцев." Фолклендский конфликт показал, что свой "решительный подход" Тэтчер не ограничивает сферой внутренней политики. Придя к власти, она взяла курс на укрепление военно-политического сотрудничества с США и НАТО. Общественная сумма военных расходов за 1979-86 гг. Выросла на 30%, и пот доле этих расходов в совокупном государственном продукту она к концу 80-х стояла на первом месте посреди всех западноевропейских участников НАТО.1 Курс на "твердое противостояние" с русским Союзом и другими странами- участниками Варшавского контракта последовательно выдерживался и в области политических отношений с этими государствами. Но Тэтчер сознавала жизненную необходимость выхода из "холодной войны" - тупика, в который чуток было не завела человечество гонка вооружений и конфронтация. Она, по словам авторов книги "парадокс Тэтчер" нежданно для многих "после тяжелых (антикоммунистических) призывов начала сбавлять тон. По свидетельству одного из тех немногих лиц, которым пришлось бы "надавить клавишу", она ощутила "жесткую действительность таковой способности."2 Но подобные опасения не сделали Тэтчер сторонницей запрещения ядерного орудия.

П. Дженкинс характеризует, в  данной связи, внешнеполитическое кредо  Тэтчер как кредо "английского  национализма". конкретно этим кредо объясняет он её бесконечные трения с партнерами по ЕС, и её рвение, оставаясь лояльным союзником США, сохранять свободу действий и даже критиковать некие их шаги (как это, в частности имело место в момент вторжения США в Гренаду в 1983 г. Либо во время американских санкций на поставку оборудования для русских газопроводов в связи с вводом войск в Афганистан.1

Но приверженность к "западноевропейскому  союзу" и национализм смешиваются  у Тэтчер с трезвой оценкой ситуации, с готовностью в случае необходимости вносить порой довольно значительные поправки в намеченный курс. Так, Тэтчер проявила большой энтузиазм к визиту в Великобританию в 1984 году М.С. Горбачева. Основной вывод, который она сделала в ходе состоявшихся бесед и переговоров, - с таковыми людьми как, М. Горбачев, "...можно иметь дело".

таковым образом, во наружной политике М. Тэтчер находила контактов и возможного взаимодействия в мире. Это открывало перед Англией способности повышения собственного авторитета, влияния в глобальных делах - при решении вопросов разоружения, региональных конфликтов, гуманитарных заморочек. О том, что она намерена активно употреблять эти способности, свидетельствовал явный энтузиазм к взаимодействию с СССР по таковым проблемам, как ирано-иракский конфликт, намибийское ближневосточное урегулирование, положение в Ливане и др.

Исходя из вышесказанного, отметим, что по своему "политическому  долголетию" М. Тэтчер пережила других фаворитов западного мира. Это  событие дало основание аппарату премьер-министра говорить о ней  как о "самом опытном" руководителе государств запада. Но на мой взор, более  бесспорным является то, что при  ней, в особенности после фолклендских событий, отмечаются повышение личной роли премьер-министра, и не лишь в процессе принятия внешнеполитических решений, но и в ходе их реализации, а также и во внутренней политике.


Информация о работе Политический портрет М.Тэтчер