Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2011 в 13:13, реферат
Понятие социал-демократия достаточно сложное и многозначное. В науке оно традиционно рассматривается в контексте развития социалистических идей, начиная с Великой Французской революции конца 18 века. Именно в 19 веке социал-демократия выходит на политическую арену и начинает играть важнейшую роль в политическом процессе практически во всех странах Европы, а затем и Нового Света.
Современные исследователи под социал-демократией понимают как теорию и практику партий, относящих себя к данному политическому течению, так и движущие силы внутри партий, для которых характерен политический прагматизм, определенные отступления от теории, и, что очень важно для целей данного исследования, даже известный разрыв с марксистскими
Введение…………………………………………………………………………..3
1 Возникновение и развитие российской социал-демократии………........5
2 Политическая деятельность Г.В.Плеханова…………………………….11
Заключение……………………………………………………………………...18
Список используемых источников………
большевистскими агитаторами.
В это же время Плеханов подготовлял известный свой труд: трехтомная работа "История русской общественной мысли". Плеханов был первым марксистом, который взялся за научную разработку истории русской общественной мысли, собрав и систематизировав по этому вопросу огромный материал. Эта работа явилась первым сводным обобщающим трудом, он охватывает историю общественной мысли с древнейших времен до конца 18 века и написан с марксистских позиций. Им был дан глубокий анализ социально-экономических, философских и политических взглядов Белинского, Чернышевского, Добролюбова, Герцена. Плеханов показал, что вся история русской революционной мысли — это попытки найти такую программу действия, которая обеспечила бы революционерам сочувствие и поддержку со стороны народных масс. Плеханов устанавливал связь между русским марксизмом, российской социал-демократией и ее предшественниками - революционерами 60-70г. г. Плеханов сделал первую попытку систематизированного изложения истории революционного народничества 70-х годов и начала поворота русского революционного движения к марксизму, а также начала русской социал-демократии 80-90 г. г. Известие о Февральской революции 1917 г. застало Плеханова в Италии, где давно страдавший туберкулезом. Несмотря на состояние здоровья, Плеханов, получив приглашение от собравшейся отправиться с поздравлениями делегации Французской социалистической партии поехать вместе с нею в Россию, бросил все свои работы и собрался в путь. Где Плеханов участвовал в заседаниях Совета народных депутатов, на некоторых митингах, ему приходилось откликаться на все злободневные вопросы.
Политическая платформа Плеханова в то время сводилась к следующему: во-первых, поддержка Временного правительства, коалиция меньшевиков и эсеров с кадетами, осуждение корниловщины, война до победы. И, конечно же, Плеханов резко осуждает большевиков. Он бросает Ленину упреки в том, что он собирает под свои знамена "разнузданную чернорабочую чернь", строит свои псевдореволюционные планы на недоразвитости "дикого, голодного пролетариата". Наивно было ожидать, что в накаленной атмосфере России 1917 года подобные советы могли иметь успех.
28 октября 1917 года Плеханов опубликовывает "Открытое письмо к Петроградским рабочим", где предрекал гражданскую войну, которая заставит отступить далеко назад от позиций, завоеванных в феврале-марте 1917 года. При этом Плеханов повторил, что пролетариат составляет меньшинство населения страны, а крестьянство не нуждается в замене капиталистического строя социализмом. В дальнейшем Плеханов осудил такие шаги молодого Советского правительства, как роспуск Учредительного собрания и заключения Брестского мира. Однако принять участие в борьбе с Советской властью и войти в состав контрреволюционного правительства, как предлагал ему Б. Савинков, наотрез отказался.
Семь прошедших десятилетий показали, что предупреждение Плеханова об опасностях на пути социалистического созидания отнюдь не было беспочвенно. Сбылось и его предсказание о возникновении "социалистической касты", которая все дальше и дальше отрывалась от
народа, завершив эту свою эволюцию предательством национальных и социальных интересов общества.
Основы философских, исторических и эстетических взглядов Плеханова представляют собой глубокое научное изложение, дальнейшую разработку ряда важнейших вопросов диалектического и исторического материализма. Его философские труды носят творческий характер и составляют целый этап в развитии общественной мысли России. Плеханов первым в философской литературе определил создание Марксом и Энгельсом диалектического и исторического материализма как величайший революционный переворот в философии. Он доказал, что рождение и становление марксизма является неизбежным и закономерным результатом всей истории развития мировой общественной мысли, что марксизм воспринял и критически переработал все наиболее ценное из немецкой философии, английской политэкономии и французского утопического социализма.
Плеханов утверждал, что диалектический и исторический материализм является философски-теоретическим фундаментом научного социализма, философией рабочего класса, которая призывает к действию, борьбе, к преобразующей деятельности. "Диалектический материализм есть философия действия" подчеркивал Плеханов, марксизм - величайшее оружие в руках пролетариата в его борьбе с эксплуататорами.
Плеханов, называя марксизм, материалистическую диалектику алгеброй революции, подчеркивает огромную роль революционной теории, роль прогрессивных идей в преобразовании общества. "Ведь без революционной теории нет революционного движения, в истинном смысле этого слова... " - писал Плеханов.
В сочинениях Плеханова нашли дальнейшее развитие важнейшие положения исторического материализма. С помощью аргументов Плеханов разъяснял основные положения марксизма о первенствующей роли условий материальной жизни общества в его поступательном историческом развитии. Плеханов считал, что, в конечном счете, вся политическая и духовная жизнь общества складывается на основе и в зависимости от уровня развития производительных сил общества и характера производственных отношений, что анатомию гражданского общества нужно искать в его экономике.
Применяя принципы исторического материализма к анализу русского исторического прошлого и современной ему русской действительности, Плеханов подверг аргументированной критике дворянско-буржуазную идеалистическую теорию "самобытности" русского исторического процесса, господствующую в тот период в русской общественной мысли. Анализируя экономику пореформенной России, Плеханов доказывал, что Россия в своем историческом развитии шла и идет по тому же пути, по которому шли и другие европейские страны, то есть от феодализма к капитализму, а что "... теория русской самобытности становится синонимом застоя и реакции".
Плеханов внес ценный вклад в марксистскую науку в вопросах о роли личности в истории, о соотношении экономики и идеологии, о взаимоотношении различных форм общественного сознания. В работе "К вопросу о личности в истории" Плеханов обогащает марксистскую аргументацию, делает шаг вперед в разработке одной из центральных проблем исторического материализма - о роли производителей материальных благ, народных масс и личности в истории, особенно рабочего класса в классовой борьбе. Плеханов выступал против волюнтаризма и фатализма в истории. Он показал роль субъективного фактора в истории, то есть сознательной деятельности народных масс, классов, политических партий, выдающихся личностей. Плеханов был первым марксистским историком русского освободительного и революционного движения.
А организация «Освобождение труда», созданная Георгием Плехановым и он сам, как ее лидер, явились идеологическим катализатором становления социал-демократии конца 19-го и начала 20-го веков, руководящей и направляющей силой преобразований в России через I - IY Государственные Думы в 1905-1907 годах.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ
ЛИТЕРАТУРЫ
1. Алсельрод (Ортодокс) Л.И. Из моих воспоминаний о Г.В. Плеханове//Под знаменем марксизма. 1922 № 5-6. С.86
2. Бэкон С. X. Г.В. Плеханов — основоположник русского марксизма. М., 1985.
3. Жуйков Г.С. Петербургские марксисты и группа «Освобождение труда». М., 1985. С 327.
4. Иовчук М. Т., Г. В. Плеханов и его труды по истории философии, 1960г
5. Коргунюк Ю.Г., Заславский С.Е. "Российская многопартийность: становление, функционирование, развитие", М., 1996 г.
6. Митин М. Б., Историческая роль Г. В. Плеханова в русском и международном рабочем движении, 1957г
7. Милитарев В., Денисов М. "Развитие социал-демократии в России. История - Современность - Будущее", М., 2000 г.
8. Первые российские марксисты. Издательство политической литературы. П.С. Фатеев. Москва. 1983.
9. Плеханов Г.В. История русской общественной мысли. В 3-х т. М.: Издательство «Мир», 1915—1918.
10. Плеханов Г. В. Избранные философские произведения. М., 1956
11. Полевой Ю.З. Зарождение марксизма в России. М., 1959. С. 296
12. Сидоров М. И. Г. В. Плеханов и вопросы истории русской революционно-демократической мысли XIX в., 1957г
13. Фомина В. А., Философское наследие Г. В. Плеханова, 1956 г
14. http://www.rea.ru/
15. http://www.biografguru.ru/
16. http://www.istina.ru/
Информация о работе Плеханов - лидер российской социал-демократии