Автор: Любовь С, 02 Декабря 2010 в 02:21, контрольная работа
Вторая треть XVII века ознаменовалась рождением человека, который кардинальным образом повлиял на судьбу всего русского народа - Петра I. С самого детства он встречал трудности на своем пути, с самого раннего возраста он попал во враждебную среду борьбы за престол, но он всегда проявлял силу и жесткость характера, которые остались при нем до последнего вздоха. Петр I сильно отличался от прежних правителей своим поведением, своими взглядами, и именно ему было суждено стать Первым Императором Российской Империи.
ВВЕДЕНИЕ
1. Детство Петра.
2. Петр I и его ближайшее окружение.
2.1Личность Петра I.
2.2. Сподвижники Петра.
2.3. Итоги царствования Петра I.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:
ВВЕДЕНИЕ
Вторая треть XVII века ознаменовалась рождением человека, который кардинальным образом повлиял на судьбу всего русского народа - Петра I. С самого детства он встречал трудности на своем пути, с самого раннего возраста он попал во враждебную среду борьбы за престол, но он всегда проявлял силу и жесткость характера, которые остались при нем до последнего вздоха. Петр I сильно отличался от прежних правителей своим поведением, своими взглядами, и именно ему было суждено стать Первым Императором Российской Империи.
В
России, на протяжении XVII века постепенно
накапливались и назревали
Все эти изменения происходили на основе феодально-крепостнического строя, который постепенно становился главным тормозом для прогрессивного развития страны и вступал в стадию своего разложения.
Сложность
исторического развития страны в
это время определили крайнюю
противоречивость деятельности Петра
I и осуществляемых им реформ. С одной
стороны, они имели огромное прогрессивное
значение, шли навстречу общенациональным
интересам и потребностям, способствовали
значительному ускорению
Важнейшим
результатом преобразований Петра
является то, что Россия стала полноправной
участницей международных отношений,
проводившей активную внешнюю политику.
Значительно вырос авторитет
России в мире, а сам Петр стал
для многих образцом государя-реформатора.
Царь создал также систему управления
и административно-
Стараясь искоренить извечное российское невежество, Петр действовал так, как подсказывал ему решительный характер: “Я так хочу, потому что считаю это хорошим, а чего я хочу, то непременно должно быть” - таков был девиз всей его деятельности, направленной во славу России, которая была для него превыше всего.
Петр I был поистине выдающимся государственным деятелем. С его личностью связаны крупные преобразования социально-экономической и политической жизни России, начатой еще при его отце Алексее Михайловиче. Его неординарный ум, большая энергия и воля помогли преодолеть многие объективные трудности на этом пути. Петр не боялся смело вторгаться в прочно установившиеся российские традиции и разрушить их, вводить новые формы организации и устройства экономики и социальной структуры государства, его административного аппарата, вооруженных сил и народного быта.
Гений Петра I проявился в роли талантливого политика, дипломата, крупнейшего полководца, флотоводца и организатора вооруженных сил страны.
В
российской истории трудно найти
деятеля, равного Петру I по масштабам
интересов и умению видеть главное
в решаемой проблеме. Сотканный из
противоречий, император был под
стать своей огромной державе, напоминающей
гигантский корабль, который он выводил
из тихой гавани в Мировой океан,
расталкивая тину и обрубая наросты
на бортах и днище.
Петр Алексеевич Романов родился в ночь на 30 мая 1672 года в Теремном дворце Кремля. Отец - царь Алексей Михайлович - имел многочисленное потомство: Пётр был 14-м ребёнком, но первым от второй жены, царицы Натальи Нарышкиной, воспитанницы боярина А.С. Матвеева. 29 июня в день Святых Петра и Павла царевич был крещён в Чудовом монастыре (по другим данным, в храме Григория Неокесарийского, в Дербицах, протопопом Андреем Савиновым) и наречён Петром. Царь-отец повелел снять с новорождённого «меру» - измерить длину и ширину его тельца - и написать икону таких же размеров. Икону написал знаменитый живописец Симон Ушаков: с одной её стороны была изображена Троица, а с другой - лик апостола Петра. Ни при каких жизненных обстоятельствах Пётр не разлучался с этой иконой, всюду возил с собой, а после кончины императора её повесили над царским надгробием.
Первая
жена царя, дочь И.Д. Милославского Марья
Ильинична, умерла, оставив ему двух
сыновей Федора и Ивана, и много
дочерей. Таким образом, при царе
Алексее в царском семействе
существовало два враждующих круга
родных: старшие дети царя с Милославскими
и Наталья Кирилловна с сыном
и родней. Царевичи Федор и Иван
не отличались физической крепостью
и не подавали надежды на долголетие,
а младший царевич Петр цвел здоровьем,
поэтому, несмотря на то, что он был
самым младшим из братьев, именно
ему было суждено стать царём.
На это и надеялись Нарышкины,
и этого очень боялись
Со смертью царя Алексея Михайловича глухая борьба Милославских и Нарышкиных переходит в открытое столкновение. Начались ссоры и интриги. Боярин А.С. Матвеев, стоявший тогда во главе всех дел, был сослан на север в Пустозёрск. Царица Наталья вынуждена была отправиться в село Преображенское под Москвой.
До смерти своего отца, царя Алексея в 1676 году, Петр жил баловнем в царской семье. Ему было всего три с половиной года, когда умер отец. Опекуном царевича стал его сводный брат, крёстный отец и новый царь Фёдор Алексеевич. Он держал Петра при себе в большом московском дворце и заботился о его обучении.
Обучение Петра шло довольно медленно. По старорусскому обычаю его начали учить с пяти лет. Учителем Петра стал дьяк Никита Моисеев, сын Зотов, человек учёный, но любящий выпить. Впоследствии Петр назначил его князем-папой шутовской коллегии пьянства.
Зотов прошёл с Петром азбуку, часослов, псалтырь, евангелие и апостол. Так же начинали своё учение и царь Алексей, и его старшие сыновья. Зотов касался и русской старины, рассказывал царевичу про дела его отца, про царя Ивана Грозного, о Дмитрии Донском и Александре Невском. Впоследствии Петр не терял интереса к истории, придавал ей важное значение для народного образования.
Учился ли Петр у Зотова ещё чему-нибудь, остаётся неизвестным; сохранилось предание о том, что Зотов показывал царевичу много «потешных листов», то есть картинок исторического и бытового содержания, привозимых в Москву из-за границы. За обучением у Зотова должна была следовать схоластическая наука, с которой знакомились старшие братья и даже сестры Петра под руководством киевских монахов. Петру предстояло изучить грамматику, пиитику, риторику, диалектику и философию, латинскую и греческую грамоту и, вероятно, польский язык. Но перед началом этого обучения царь Федор умер, и началась смута 1682 года. Из-за этого Петр остался без систематического образования. До конца жизни он игнорировал грамматику и орфографию.
2.1.Личность Петра I.
Петр I был поистине выдающимся государственным
деятелем. С его личностью связаны крупные
преобразования социально-экономической
и политической жизни России, начатые
еще при его 0тце Алексее Михайловиче.
Его неординарный ум, большая энергия
и воля помогли преодолеть многие объективные
трудности на этом пути.
Петр не побоялся смело вторгнуться в
прочно установившиеся российские традиции
и разрушить их, вводить новые формы организации
и устройства экономики и социальной структуры
государства, его административного аппарата,
вооруженных сил и народного быта.
Особенно
ярко гений Петра I проявился в
политике. Он был крупнейшим идеологом
абсолютизма, вместе со своими сподвижниками
дал ему теоретическое
В лице Петра I сочетались крупнейший полководец,
флотоводец и организатор вооруженных
сил страны. Он не только сумел создать
регулярную армию, но и научил ее побеждать
в сражениях. Он справедливо считается
основоположником русской военной школы,
принципы которой в дальнейшем были развиты
П.А.Румянцевым, А.В.Суворовым и другими
полководцами. Петр сумел превратить сухопутную
Россию в морскую державу. Он создал русский
Балтийский флот, одержавший впервые же
годы ряд блестящих побед (Гангут, Гренгам
и др.). Талантливо проведенная труднейшая
Северная война — образец военного мастерства
и полководческого искусства.
Петр
I был талантливым дипломатом. Он
прекрасно использовал
В сложнейших внешнеполитических условиях
он одержал победу над могучим соперником,
каким в то время была Швеция, и, «прорубив
окно в Европу», создал для России условия
дальнейшего успешного экономического
развития. Петр I превратил Россию в великую
мировую державу.
Петр отличался поразительной любознательностью.
Во время путешествий за границей он живо
интересовался государственными, военными
и морскими делами, культурной и научной
жизнью Европы, стараясь перенять все
лучшее для России. Его усилиями был создан
первый музей в России — Кунсткамера,
по его инициативе открывались общие и
специальные школы, он заложил основы
Академии наук и высшего светского образования.
С большой энергией он вводил новый быт.
М.В.Ломоносов в свое время сказал о Петре I знаменитые слова: «Он Бог твой, Бог твой был, Россия». Вместе с тем, нельзя не отметить и резко отрицательные черты Петра как личности и императора — прежде всего, его пренебрежение к судьбе отдельного человека. Он боролся с отсталостью России самыми решительными, жестокими, порой до «варварства» доходящими способами. Новая Россия строилась в буквальном смысле на костях трудового люда, который огромными массами погибал в бесконечных войнах, на верфях по строительству морского и речного флота, при возведении новой столицы — Санкт-Петербурга и т.п.
Петр I имел неординарную внешность. Высокого роста, он, по отзыву одного современника, был «большой и сильный, обычного телосложения, проворный, живой и ловкий во всех движениях, с круглым лицом, немного жестким выражением, чернобровый, а также с короткими, стрижеными волосами». Необычайно подвижный, он не ходил, а почти бегал. Придворные едва поспевали за ним. Одетый в суконный зеленый или серый камзол, в коротких панталонах и тяжелых башмаках с модными пряжками, он быстро переходил из верфи в Сенат, из кунсткамеры в порт. Современники видели Петра командиром в бою и руководителем строительства Петербурга, капитаном военного судна и простым плотником на верфи, веселым гостем на дружеской пирушке в доме простого купца и хозяином на пышном приеме иностранного посла, участником торжественного заседания Сената и простым токарем в любимой им токарной мастерской.
Личная
жизнь Петра I сложилась далеко не
просто. В 1689 г., когда ему было 17 лет,
мать его, Наталия Кирилловна, имея
в виду по старинным понятиям «остепенить
сына» и отвлечь от друзей из Немецкой
слободы, женила его на Евдокии Лопухиной,
боярышне старинного «теремного» типа.
Однако Петр уже через месяц после
свадьбы уехал от молодой жены
на Переяславское озеро. Со временем окончательно
обнаружилось, что эти две натуры совершенно
не сходные, что ни по уму, ни по характеру,
ни по наклонностям и стремлениям царица
не подходит мужу. Именно эти обстоятельства
привели, в конце концов, к тому, что в 1698
г. Петр навсегда удалил свою жену в монастырь.
От брака с Евдокией у Петра был сын Алексей,
родившийся в 1690 г.. Вторая жена Петра была
дочерью простого литовского крестьянина.
Ее мать, овдовев, переселилась в Лифляндию
и отдала свою дочь в услужение к пастору
Дауту. От него Марта (так тогда звали молодую
девушку) перешла к суперинтенданту Глюку,
где получила воспитание вместе с его
дочерьми. Затем в Ливонии она вышла замуж
за шведского драгуна, который вскоре
оказался в русском плену. В 1705 г. (когда
Марте было немногим более 20 лет) ее и заметил
Петр, пленившись ее веселым, живым характером,
и с тех пор не расставался с ней до последнего
дня своей жизни. В православии имя Марта
было изменено на Екатерину Алексеевну.
У них было 11 детей, но большинство из них
умерли в младенческом возрасте, остались
только две дочери — Анна (род. 1708) и Елизавета
(род. 1709). Брак Петра и Екатерины был совершен
в 1712 г. Тогда же Петр узаконил обеих дочерей.
Екатерина не получила широкого образования
и в этом отношении не отличалась от русских
женщин того времени, но зато чужда была
предрассудков и умела выразить горячее
участие к делам Петра, сочувствие его
взглядам, вкусам и желаниям. По живости
натуры она походила на Петра и не боялась
путешествий и переезда с место на место,
сопровождая Петра даже в его походах.
Умея, как никто, развеселить его в минуты
хандры, находившей на царя в тяжелые моменты
его жизни, создав, наконец, своими заботами
вокруг него атмосферу семейной жизни,
которой ему так давно не хватало, она
приобрела большое влияние на государя.
В 1724 г. состоялась коронация Екатерины
Алексеевны.
Непрерывные и тяжелые государственные
труды и заботы, утомительные многочисленные
поездки и военные походы, тяжелые нравственные
потрясения, довольно частая невоздержанность
в быту, «дело царевича Алексея» и др. Постепенно
расшатали необычайно крепкий организм
Петра: он начал все чаще и чаще прихварывать.
В ноябре 1724 г., проезжая по взморью, он
увидал тонущий бот, бросился в ледяную
воду спасать солдат. Немного оправившись
после полученной простуды, он снова по
неосторожности простудился в начале
1725 г. И окончательно слег в постель.
Чувствуя близость кончины, он потребовал
бумагу и перо, видимо, желая назначить
преемника, но успел написать только два
слова: «Отдайте все...» Знаками он подозвал
к себе старшую дочь Анну и силился что-то
сказать ей, но язык не повиновался ему.
Есть предположение, что Петр хотел на
смертном ложе передать престол своей
любимой дочери Анне.