Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 22:42, реферат
Пётр Арка́дьевич Столы́пин (2 [14] апреля 1862, Дрезден, Саксония — 5 [18] сентября 1911, Киев) — государственный деятель Российской империи. В разные годы занимал посты уездного предводителя дворянства в Ковно, губернатора Гродненской и Саратовской губернии, министра внутренних дел, премьер-министра. В российской истории начала XX века известен в первую очередь как реформатор и государственный деятель, сыгравший значительную роль в подавлении революции 1905—1907 годов.
Повышение качества прав собственности крестьян на землю, состоявшее, прежде всего, в замене коллективной и ограниченной собственности на землю сельских обществ полноценной частной собственностью отдельных крестьян-домохозяев. Мероприятия в этом направлении носили административно-правовой характер;
Искоренение устаревших сословных гражданско-правовых ограничений, препятствовавших эффективной хозяйственной деятельности крестьян;
Повышение эффективности крестьянского сельского хозяйства; правительственные мероприятия состояли в поощрении выделения крестьянам-собственникам участков «к одному месту» (отруба, хутора), что требовало проведения государством большого объёма сложных и дорогостоящих землеустроительных работ по разверстанию чересполосных общинных земель;
Поощрение покупки частновладельческих (прежде всего, помещичьих) земель крестьянами через Крестьянский поземельный банк. Вводилось льготное кредитование. Столыпин считал, что таким образом всё государство берёт на себя обязательства по улучшению жизни крестьян, а не перекладывает их на плечи немногочисленного класса помещиков[77];
Поощрение наращивания оборотных средств крестьянских хозяйств через кредитование во всех формах (банковское кредитование под залог земли, ссуды членам кооперативов и товариществ);
Расширение прямого субсидирования мероприятий так называемой «агрономической помощи» (агрономическое консультирование, просветительные мероприятия, содержание опытных и образцовых хозяйств, торговля современным оборудованием и удобрениями);
Поддержка кооперативов и товариществ крестьян.
Реформа была направлена на усовершенствование крестьянского надельного землепользования и мало затрагивала частное землевладение. Реформа проводилась в 47 губерниях Европейской России (все губернии, кроме трёх губерний Остзейского края); реформой не затрагивалось казачье землевладение и землевладение башкир.
К итогам реформы следует отнести следующие факты. Ходатайства о закреплении земли в частную собственность были поданы членами более чем 6 млн. домохозяйств из существовавших 13,5 млн. Из них выделились из общины и получили землю (суммарно 25,2 млн. десятин — 21,2 % от общего количества надельных земель) в единоличную собственность около 1,5 миллионов (10,6 % от общего числа). Столь значительные изменения в крестьянской жизни стали возможными не в последнюю очередь благодаря Крестьянскому поземельному банку, выдавшему кредитов на сумму в 1 миллиард 40 миллионов рублей. Из 3 млн. крестьян, переселившихся на выделенные им правительством в частную собственность земли в Сибирь, 18 % вернулись обратно и соответственно 82 % остались на новых местах. Помещичьи хозяйства утратили былую хозяйственную значимость. Крестьяне в 1916 году засевали (на собственной и арендуемой земле) 89,3 % земель и владели 94 % сельскохозяйственных животных.
Результаты реформы характеризовались быстрым ростом аграрного производства, увеличением емкости внутреннего рынка, возрастанием экспорта сельскохозяйственной продукции, причем торговый баланс России приобретал все более активный характер. В результате удалось не только вывести сельское хозяйство из кризиса, но и превратить его в доминанту экономического развития России. Валовой доход всего сельского хозяйства составил в 1913 году 52,6% от общего ВД. Доход всего народного хозяйства благодаря увеличению стоимости продукции, созданной в сельском хозяйстве, возрос в сопоставимых ценах с 1900 по 1913 годы на 33,8%. Дифференциация видов аграрного производства по районам привела к росту товарности сельского хозяйства. Три четверти всего переработанного индустрией сырья поступало от сельского хозяйства. Товарооборот сельскохозяйственной продукции увеличился за период реформы на 46%. Еще больше, на 61% по сравнению с 1901-1905 годами, возрос в предвоенные годы экспорт сельскохозяйственной продукции. Россия была крупнейшим производителем и экспортером хлеба и льна, ряда продуктов животноводства. Так, в 1910 году экспорт российской пшеницы составил 36,4% общего мирового экспорта. Сказанное вовсе не означает, что предвоенную Россию следует представлять "крестьянским раем".
Не были решены проблемы голода и аграрного перенаселения. Страна по-прежнему страдала от технической, экономической и культурной отсталости. Темпы роста производительности труда в сельском хозяйстве были сравнительно медленными. В то время как в России в 1913 году получали 55 пудов хлеба с одной десятины, в США получали 68, во Франции - 89, а в Бельгии - 168 пудов. Экономический рост происходил не на основе интенсификации производства, а за счет повышения интенсивности ручного крестьянского труда. Но в рассматриваемый период были созданы социально-экономические условия для перехода к новому этапу аграрных преобразований - к превращению сельского хозяйства в капиталоемкий технологически прогрессивный сектор экономики.
В это же время осуществлялась и модернизация вооруженных сил Российской империи. П.А. Столыпин при поддержке императора стал инициатором восстановления российского флота, крайне ослабленного после русско-японской войны 1904-1905 годов. На это были выделены масштабные ассигнования.
Значимость реализованных реформ
В основу модернизационного проекта П.А. Столыпина легли идеи укрепления государства и активизации экономического развития. Реализуемые им реформы явились компромиссом между полярными тенденциями в развитии страны. Он был сторонником отказа от политических крайностей. Именно эта позиция позволила остановить хаос в государстве, усилить управление, обеспечить экономический прогресс. Значимость реализованных реформ определялась и особыми условиями их проведения. Во многом, сами реформы стали следствием стремительной политизации российского общества и усилении политической активности различных сил в начале ХХ века. П.А. Столыпину удалось решить задачу успокоения общества, и его не останавливала необходимость принятия самых жестких мер. Он являлся инициатором создания военно-полевых судов и применения смертной казни, утверждая, что смотрит на репрессии только как на временную меру, необходимую для установления в России спокойствия, а военно-полевые суды – должны "сломить преступную волну и отойти в вечность".
Оценку реформ Столыпина затрудняет то обстоятельство, что реформы не были осуществлены полностью вследствие трагической гибели Столыпина, I мировой войны, Февральской и Октябрьской революций, а затем гражданской войны. Сам Столыпин предполагал, что все задуманные им реформы будут осуществлены комплексно, а не только в части аграрной реформы и дадут максимальный эффект в долгосрочной перспективе (по словам Столыпина, требовалось «двадцать лет покоя внутреннего и внешнего»).
Реализация реформ оказалась возможной благодаря развитию отечественной промышленности и сбалансированной финансовой политики. Темп промышленного развития России в 1909-1913 гг. был выше, чем во многих развитых странах. Так, добыча каменного угля возросла с 1,6 млрд. пуд. до 2,2 млрд., или почти на 40% против 24% в США, 28% в Германии, 7% в Великобритании и 9% во Франции. Выплавка чугуна возросла в России на 61%, в США на 20%, в Германии на 33%, в Великобритании на 8%, во Франции на 46%. Экономическая отсталость России от передовых стран не была изжита за этот небольшой срок, но она изживалась. Уровень благосостояния населения страны повышался. Это сказалось и на росте народного потребления, и на увеличении сбережений населения. За 20 лет перед первой мировой войной население России выросло на 40%, тогда как внутреннее потребление удвоилось.
Как государственный деятель Столыпин опирался на закон, как патриот он защищал национальные традиции, как христианин - Русскую Православную Церковь, как политик - был сторонником сильной власти. При непосредственном участии П.А. Столыпина была создана уникальная политическая система - так называемая «третьиюньская монархия», основанная на соблюдении политических компромиссов через сохранение законодательной власти при усилении исполнительной, обеспечение избирательных механизмов формирования власти, с одновременным усилением бюрократии. В проекте столыпинских реформ значились укрепление прав и свобод личности, повышение роли судопроизводства, введение социального страхования, обязательного начального образования, реорганизация местного управления и самоуправления, развитие земских структур. Многие начинания П.А. Столыпина были заблокированы разными политическими силами после его трагической гибели.
Петр Аркадьевич был уникальным для России государственным деятелем, наделенным такими редкими качествами, как государственное мышление и незаурядный интеллект, личная честность и мужество, глубокая религиозность и абсолютная убежденность в правильности избранного пути. Оценка деятельности П.А. Столыпина зависит от политического контекста и исторической позиции. Однако бесспорно, что он был ярчайшей личностью на политическом небосклоне российской империи в начале ХХ века.
Список литературы
11. П. А. Пожигайло. Базовые компоненты столыпинской программы модернизации России. Фонд изучения наследия П. А. Столыпина.
16. Фёдоров Б. Г. Столыпин как историческая личность. 2.10.2005. альманах Лебедь.