Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2012 в 14:29, реферат
Одна из существенных особенностей Английской буржуазной революции состоит в том, что ее восходящая и нисходящая линии представляют собой этапы политической биографии одного человека - Оливера Кромвеля.
Введение
1. Начало политической карьеры
•Роль семейного воспитания и образования в формировании мировоззрения О. Кромвеля
•Первые политические шаги О. Кромвеля
•Первая гражданская война: усиление позиций О. Кромвеля
2. От главнокомандующего к лорду-протектору
•Борьба с попытками радикализации революции
•Ирландская и шотландская кампания 1649-1651 гг.
•Роспуск парламента. Протекторат Кромвеля
3. Заключение
4. Литература
Введение 1. Начало политической карьеры
О. Кромвеля
2. От главнокомандующего к лорду-протектору
3. Заключение
4. Литература |
Введение
Одна из существенных особенностей Английской буржуазной революции состоит в том, что ее восходящая и нисходящая линии представляют собой этапы политической биографии одного человека - Оливера Кромвеля. Создатель революционной армии, полководец, одержавший немало блестящих побед, крупнейший политик своего времени, разгонявший парламенты столь же легко, сколь и созывавший, неутомимый противник монархии, отправивший короля на плаху, а затем превратившийся в консервативного диктатора, присвоившего прерогативы монарха, лидер европейского протестантизма, Оливер Кромвель за 9 лет достиг вершины могущества.
1. Начало политической карьеры
Роль семейного воспитания и образования в формировании
мировоззрения О. Кромвеля
Оливер Кромвель родился 25 апреля 1599 г. в Гентингдоне центре одноименного графства, в унылом провинциальном городке с населением в 1000-1200 человек, монотонная жизнь которого оживлялась только событиями на рыночной площади и большими недельными ярмарками. Это был типичный уголок сельской Англии, где хозяйственные заботы земельных держателей и арендаторов, земледельцев и скотоводов, ремесленников и лавочников, равно как и их благочестие и нравственность, все еще прямо или косвенно контролировались местными джентльменами лендлордами и клиром.
Род Кромвелей укоренился в качестве представителей местной элиты со времени Реформации и последовавших за нею закрытия монастырей и конфискаций их имуществ в пользу короны. Прадед Оливера, Ричард Уильямс, предпочел родовому имени фамилию своего дяди Томаса Кромвеля, могущественного временщика при короле Генрихе VIII, прозванного «молотом монахов», и небескорыстно. В результате монастырской диссолюции в его руках оказались три аббатства, два приорства и владения женского монастыря в Хинчинбруке всего недвижимости с годовой стоимостью (доходом) в 2500 ф. ст. Сын Ричарда, сэр Генри, прозванный Золотым рыцарем, построил на руинах монастыря роскошный дворец, превратив тем самым Хинчинбрук в родовое гнездо семейства Кромвелей.
Отец Оливера Роберт был
младшим сыном в семье сэра
Генри и, как предписывало действующее
право, получил в наследство только
малую долю отцовских владений. Его
годовой доход составлял около
300 ф. ст., что для джентльмена с
известным положением в графстве
(о чем свидетельствуют
В целом мало что известно
о детстве и юношеских годах
Оливера. В родительском доме Кромвеля
царили атмосфера пуританского благочестия
с его этическим идеалом «
В 1616 году Кромвель стал студентом
наиболее пуританского среди колледжей
Кембриджа -- Сидней-Сассекс-колледжа,
в котором проучился только год.
Из преподававшихся в нем
Весть о смерти отца летом 1617 г. вынудила Оливера оставить университет и вернуться домой, чтобы помочь матери вести хозяйство, ведь он был единственным мужчиной в семье, состоявшей из семи женщин. Из университета Кромвель вынес сохранившееся на всю жизнь преклонение перед светскими науками, и в частности особый интерес к истории. Так, рекомендуя впоследствии своему сыну Ричарду «Всемирную историю» У. Рэли, он писал ему: «Эта книга содержит связное изложение истории, и она будет тебе гораздо полезнее, чем отдельные исторические отрывки».
В родном доме он на этот раз прожил два года, выказав себя, на удивление соседям, весьма рачительным и способным сельским хозяином. В 1619 г. Оливер отправился в Лондон изучать право. Однако никаких свидетельств о том, где он изучал юриспруденцию и насколько успешно с ей справлялся, не сохранилось. Известно только то, что двадцатилетний Оливер в августе 1620 г. женился на старшей дочери богатого лондонского торговца мехами и вскоре вернулся с нею в родной Гентингдон. Так началось двадцатилетие в жизни Кромвеля, в течение которого его бурлящую и искавшую выхода энергию почти целиком поглотили заботы сельского сквайра и отца многодетного семейства (в течение одиннадцати лет его жена Элизабет родила ему семерых детей, шестеро из них 4 сына и 2 дочери выжили).
Первые политические шаги О. Кромвеля
В эти долгие годы мирного
существования единственным событием,
проливающем свет на скрывавшиеся в
нем потенции общественного служения,
было его участие в конфликте
горожан Гентингдона с правящей
партией в общинном совете. Щедро
оплаченная ею новая городская хартия,
полученная от Карла I, отменяла ежегодные
выборы членов совета и тем самым
расширяла возможности для
Однако в Гентингдон Кромвель вернулся местным героем, что привело к тому, что в 1628 г. он был избран членом парламента. Первая фиксированная речь Кромвеля в качестве члена парламента была посвящена защите пуританских воззрений его учителя Томаса Бирда, подвергшегося гонению со стороны прелатов англиканской церкви за обличение придворного паписта. Когда 2 марта 1629 г. король Карл I распорядился прервать заседания парламента, среди ослушников королевской воли был и Оливер Кромвель. Тем не менее, парламент был распущен, и Оливер Кромвель вынужден был вернуться к обыденным занятиям сквайра.
С 1630 по 1636 год наступил самый тяжелый период в жизни Кромвеля. Сознавая, что его поражение в столкновении с олигархией Гентингдона положило конец его публичному восхождению в этом графстве, он принимает нелегкое решение. В мае 1630 г. он продает все, чем владел в родном городе, и переезжает с семьей в Сен-Айве, в соседний Кембриджшир, где он оказался в явно приниженном положении: вместо прежнего статуса фригольдера ему здесь пришлось довольствоваться лишь положением арендатора чужой земли. Одновременно остро сказались и финансовые трудности. В это время Кромвель серьезно подумывал об эмиграции в североамериканскую колонию Новую Англию, являвшуюся прибежищем для многих истых пуритан, подвергавшихся гонениям на родине или просто не приемлевших господствовавших в стране распорядков. В дополнение ко всему он вторично оказался в конфликте с королевской волей; на этот раз в результате принципиального отказа приобрести за плату рыцарское звание, повлекший за собой штраф в 10 ф. ст.
Наступила полоса тяжелого духовного кризиса Кромвеля. Наблюдавшие его в ту пору врачи ставили диагноз «крайняя меланхолия» и «ипохондрия». Сам же Кромвель это свое состояние позднее определит как «обращение», «духовное возрождение», т. е. кальвинистскими понятиями, в которых выражалось обретение человеком после долгих и мучительных, доходивших нередко до отчаяния сомнений уверенности в принадлежности к «избранным», «спасенным», «святым». Отныне Кромвель, как уже отмечалось, все свои действия будет объяснять «волей божьей», а их исход -- «божественным провидением». Позднее сам Кромвель об этом религиозном опыте писал: «Будь благословенно имя Его за свет, проникший в столь темное сердце, как мое. Вы знаете, какой образ жизни я вел. О, я жил во тьме и любил тьму, я ненавидел свет. Я был главным грешником, главой грешников». Отныне Кромвель осознал себя «ратником божьим», т. е. свою принадлежность к оппозиции единовластию Карла I.
Английский исследователь
Кристофер Хилл остроумно заметил,
что время «духовного возрождения»
Кромвеля удивительным образом совпало
с одним сугубо земным событием в
его жизни. В 1636 г. умер его дядя Томас
Стюард, завещавший ему весьма значительное
состояние. Кромвель переехал в Или,
став сразу одним из наиболее видных
сквайров в округе. Если в имущественном
плане Кромвель принадлежал к
слою средних провинциальных джентри,
то мировоззренчески он олицетворял
радикальное течение
Вскоре ему представился очередной шанс выступить против королевской власти. Так, когда компания осушителей болот лишила жителей в прилегающей к его владениям округе общинных прав, которыми они пользовались искони, Кромвель затеял против нее судебную тяжбу. Когда же в дело вмешался король, взявшись лично содействовать завершению начатого осушения этих земель, Оливер снова оказался главным ослушником его воли. Конфликт этот так и не был разрешен вплоть до начала революции. Отметим только эту особенность Кромвеля - политика, способного во имя интересов своего сословия открыто встать на сторону тех, чьи социальные чаяния и действия в иной политической ситуации вряд ли завоевали бы его симпатии и были им поддержаны.
Поэтому нет ничего удивительного
в том, что, когда король Карл I распорядился
в 1640 г. созвать парламент, известный
в истории под названием «
Первая гражданская война: усиление позиций О. Кромвеля
«Долгий парламент» отверг
политику короля и обязал его отказаться
от многих прерогатив. Парламент настоял
на взятии под стражу архиепископа
Лода и приговорил к смерти графа
Страффорда, одного из наиболее близких
к Карлу I людей, в 1633-1639 лорда-наместника
Ирландии. Палата общин приняла состоявшую
из 204 пунктов «Великую ремонстрацию»,
в которой были выражены неприятие
правительственного курса и недоверие
королю. Кромвель голосовал за «Великую
ремонстрацию» с величайшим энтузиазмом,
заявив, что, если бы она не прошла, он
уехал бы из Англии навсегда. Когда
в 1641 г. в Ирландии началось восстание
против англичан, парламент решился
на беспрецедентный шаг, потребовав
для себя права назначать всех
королевских министров и высшее
командование армии. Выведенный из себя
король совершил попытку лично арестовать
пятерых лидеров парламента по обвинению
в измене. Когда это ему не удалось,
Карл I 10 января 1642 г. покинул Лондон,
чтобы собрать своих
С этого времени Кромвель, которому минуло уже 40 лет, выдвинулся на передний край политического спектра, и в первую очередь, как лидер пуританского движения. Он прославился своими радикальными взглядами в «Долгом парламенте», выступая за полное упразднение епископата, а Кромвель был известен во всей восточной Англии как борец за право церковных общин избирать как своих священников и свои формы религиозной жизни.