Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2010 в 09:02, доклад
Никола́й Копе́рник (нем. Nikolas Koppernigk, польск. Mikołaj Kopernik, лат. Nicolaus Copernicus; 19 февраля 1473, Торунь — 24 мая 1543, Фромборк) — польский астроном, математик, экономист, каноник. Наиболее известен как автор гелиоцентрической системы мира, положившей начало первой научной революции.
Основная статья: Гелиоцентрическая система мира
Небесные сферы в рукописи Коперника
Титульная страница «De revolutionibus orbium coelestium»
Размышляя о Птолемеевой системе мира, Коперник поражался её сложности и искусственности, и, изучая сочинения древних философов, особенно Никиты Сиракузского и Филолая, он пришёл к выводу, что не Земля, а Солнце должно быть неподвижным центром Вселенной [14]. Исходя из этого положения, Коперник весьма просто объяснил всю кажущуюся запутанность движений планет, но, не зная ещё истинных путей планет и считая их окружностями, он был ещё вынужден сохранить эпициклы и деференты древних для объяснения неравномерности движений.
Главное и почти единственное сочинение Коперника, плод более чем 40-летней его работы, — De revolutionibus orbium coelestium («Об обращении небесных сфер»). Сочинение издано в Нюрнберге в 1543 году; оно разделено на 6 частей (книг) и печаталось под наблюдением лучшего ученика Коперника, Ретика.
В предисловии к книге Коперник пишет:
Принимая в соображение, какой нелепостью должно показаться это учение, я долго не решался напечатать мою книгу и думал, не лучше ли будет последовать примеру пифагорейцев и других, передававших своё учение лишь друзьям, распространяя его только путём предания.
Нюрнбергский теолог Озиандер, которому Ретик поручил печатание книги Коперника, из осторожности снабдил её анонимным предисловием, в котором объявил новую модель условным математическим приёмом, придуманным для сокращения вычислений. Одно время это предисловие приписывалось самому Копернику, хотя тот в ответ на просьбу Озиандера сделать подобную оговорку решительно отказался. Вслед за предисловием следуют хвалебное письмо кардинала Шёнберга и посвящение папе Павлу III.
По структуре главный труд Коперника почти повторяет «Альмагест» в несколько сокращённом виде (6 книг вместо 13). В первой части говорится о шарообразности мира и Земли, а вместо положения о неподвижности Земли помещена иная аксиома — Земля и другие планеты вращаются вокруг оси и обращаются вокруг Солнца. Эта концепция подробно аргументируется, а «мнение древних» убедительно опровергается. С гелиоцентрических позиций он без труда объясняет возвратное движение планет.
Во второй части даются сведения по сферической тригонометрии и правила вычисления видимых положений звезд, планет и Солнца на небесном своде.
В третьей говорится о годовом движении Земли и прецессии (предварении равноденствий), причём Коперник правильно объясняет её смещением земной оси, из-за чего перемещается линии пересечения экватора с эклиптикой.
В четвёртой — о Луне, в пятой о планетах вообще, и в шестой — о причинах изменения широт планет. В книге также содержится звёздный каталог, оценка размеров Солнца и Луны, расстояния до них и до планет (близкие к истинным), теория затмений.
Гелиоцентрическая система в варианте Коперника может быть сформулирована в семи утверждениях:
Ян Матейко, 1872. Астроном Коперник. Разговор с Богом. Ягеллонский университет, Краков.
Эти утверждения
полностью противоречили
Реальное движение планет, особенно Марса, не круговое и не равномерное, и надуманные эпициклы неспособны надолго согласовать модель с наблюдениями. Из-за этого таблицы Коперника, первоначально более точные, чем таблицы Птолемея, вскоре существенно разошлись с наблюдениями, что немало озадачило и охладило восторженных сторонников новой системы. Точные гелиоцентрические (Рудольфовы) таблицы издал позже Иоганн Кеплер, который открыл истинную форму орбит планет (эллипс), а также признал и математически выразил неравномерность их движения.
И всё же модель мира Коперника была колоссальным шагом вперёд и сокрушительным ударом по архаичным авторитетам. Низведение Земли до уровня рядовой планеты определённо подготавливало (вопреки Аристотелю) ньютоновское совмещение земных и небесных природных законов.
Католическая церковь, занятая борьбой с Реформацией, первоначально снисходительно отнеслась к новой астрономии, тем более что вожди протестантов (Мартин Лютер, Меланхтон) отнеслись к ней резко враждебно. Это было связано и с тем, что для предстоящей реформы календаря были полезны наблюдения Солнца и Луны, содержащиеся в книге Коперника. Папа Климент VII даже благожелательно прослушал лекцию о гелиоцентрическом подходе, подготовленную учёным кардиналом Вигманштадтом. Хотя отдельные епископы уже тогда выступили с яростной критикой гелиоцентризма как опасной богопротивной ереси.
В 1616 году католическая церковь официально запретила придерживаться и защищать теорию Коперника как гелиоцентрическую систему мира, поскольку такое истолкование противоречит Писанию, хотя гелиоцентрической моделью по-прежнему можно было пользоваться для расчётов движения планет. Теологическая комиссия экспертов по запросу инквизиции рассмотрела два положения, вобравшие в себя суть учения Коперника и вынесла следующий вердикт:
Предположение
I: Солнце является центром
Предположение II: Земля не есть центр
мироздания, она не является неподвижной
и движется как целостное (тело) и к тому
же совершает суточное обращение. Все
считают, что это положение заслуживает
такого же философского осуждения; с точки
зрения богословской истины, оно, по крайней
мере, ошибочно в вере.
Оригинальный текст (лат.)
— O. Pedersen, Galileo and the Council of Trent: The Galileo Affair Revisited, Journal for the History of Astronomy, p.1
Самым известным следствием этого решения в XVII веке стал суд над Галилеем (1633 год), нарушившим церковный запрет в своей книге «Диалоги о двух главнейших системах мира».
Вопреки устоявшемуся
мнению, сама книга Коперника «De Revolutionibus
Orbium Coelestium» была формально запрещена
инквизицией лишь на 4 года, однако подверглась
цензуре. В 1616
году она
была внесена в римский индекс
запрещённых книг
с пометкой «до исправления». Требуемые
цензурные поправки, которые необходимо
было внести владельцам книги для возможности
дальнейшего использования, были обнародованы
в 1620
году. Эти
исправления в основном касались утверждений,
из которых следовало, что гелиоцентризм
является не просто математической моделью,
но отражением реальности. Сохранилось
множество экземпляров первого (Нюрнберг, 1543), второго (Базель, 1566) и третьего (Амстердам, 1617) изданий, принадлежавших,
в частности, известным астрономам и другим
историческим личностям, в которых владельцы
выполнили предписания цензуры с разной
степенью лояльности: от полного затушёвывания
требуемых фрагментов Коперника и надписывания
рекомендуемого текста, до полного игнорирования
предписаний. Около 2/3 сохранившихся копий
из Италии были исправлены их владельцами,
в то время как подавляющее большинство
копий из других стран не правились. Испанский индекс запрещённых
книг явным
образом разрешал книгу. Интересно, что
экземпляры второго и третьего издания
привезли в Китай иезуитские миссионеры
в 1618
году во время
формального действия запрета. Книга была
исключена из римского Индекса запрещённых
книг в 1835
году
Материал из
Википедии — свободной
Перейти к: навигация, поиск
Изображение Солнечной системы из книги Андреаса Целлариуса Harmonia Macrocosmica (1708)