Наполеон Орда – белорусский романтик

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Октября 2011 в 00:48, доклад

Описание работы

В 2007 году культурная общественность Беларуси широко отметила 200-летний юбилей нашего выдающегося соотечественника, талантливого композитора-романтика, одаренного художника, общественно-политического деятеля, теоретика, педагога, Наполеона Орды. В рамках юбилейных торжеств были организованы многочисленные выставки, изданы альбомы, посвященные творчеству Орды, организована престижная международная конференция, в которой, наряду с белорусскими учеными, приняли участие ученые из различных стран Западной Европы.

Работа содержит 1 файл

Наполеон Орда.doc

— 47.00 Кб (Скачать)

                      Наполеон Орда – белорусский романтик  

Автор: Ирина  Дейкало

Руководитель: Елена Петровна Сакович

 
      В 2007 году культурная общественность Беларуси широко отметила 200-летний юбилей нашего выдающегося соотечественника, талантливого композитора-романтика, одаренного художника, общественно-политического деятеля, теоретика, педагога, Наполеона Орды. В рамках юбилейных торжеств были организованы многочисленные выставки, изданы альбомы, посвященные творчеству Орды, организована престижная международная конференция, в которой, наряду с белорусскими учеными, приняли участие ученые из различных стран Западной Европы.  
     Широкой публике Наполеон Орда более известен как художник, запечатлевший на своих рисунках неповторимо красивую природу, уникальные градостроительные ансамбли, многочисленные фольварки и усадьбы различных регионов Беларуси. Музыкальное наследие Орды в данное время находится в стадии активного изучения, возможно, еще не все произведения композитора найдены.  
     Наполеон Орда – замечательный белорусский европеец, который значительную часть своей жизни прожил за границей. Круг его знакомых включал таких выдающихся личностей, как Фридерик Шопен, Адам Мицкевич, Оноре де Бальзак, Ференц Лист, Джоаккино Россини, Джузеппе Верди, Шарль Гуно, Гектор Берлиоз, Иван Тургенев.  
     Благодаря своему многогранному таланту Орда внес значительный вклад в культуру Беларуси, Польши, Литвы и Украины. Всё, что создал этот замечательный музыкант, стало достоянием национального и европейского культурного наследия.  
      Обратимся к страницам биографии Н.Орды. Он родился 11.02.1807 г в поместье Вороцевичи Пинского повета Минской губернии (сейчас Ивановский район Брестской обл.) в образованной семье маршалка шляхты Кобринского повета, инженера-фортификатора Михаила Орды. Его мать принадлежала известному на Пинщине дворянскому роду Бутримовичей. Она была отличной пианисткой. Мальчик получил прекрасное домашнее образование в родных Вороцевичах. В 1823 г с отличием окончил Свислочскую гимназию, которая в тогдашней Российской империи была достаточно известной, и вскоре поступил в Виленский университет на физико-математический факультет. Там, как и по всей Европе, распространялись вольнодумные демократические идеи. Н. Орда, Томаш Зан, Ян Чечёт, Игнатий Домейко и многие другие талантливые юноши университета участвовали в тайных обществах. Закончилось это арестом: 15 месяцев Орда провел в тюрьме. После освобождения вернулся в родной фольварок Вороцевичи, где самостоятельно завершил образование.  
        Вскоре Орда поступает на военную службу, кавалеристом в конный полк Литовского корпуса.  
        В 1830 г на территории Беларуси, Литвы и Польши вспыхнуло национально-освободительное восстание. Капитан кавалерии, Орда за активное участие в восстании был награжден высшей наградой Польши – золотым крестом «Воинской доблести». После поражения восстания Н. Орда вместе с товарищем Титом Полонским отправляется в эмиграцию. Ему пришлось пройти пешком по дорогам Польши, Австрии, Италии, Германии. В 1833 г Н. Орда прибывает в Париж. Атмосфера этого удивительного города, в котором господствовали романтические веяния, вдохновляла наблюдательного художника и способного музыканта. Н. Орда бесплатно брал уроки у выдающегося композитора и пианиста Ф. Шопена и со временем стал не только его учеником, но и другом. Педагог высоко оценил музыкальные способности Наполеона и его композиторский дар, часто сам исполнял фортепианные произведения Орды (либо в 4 руки с автором и другими композиторами), звучавшие в домах Шопена, Платеров, Чарторыйских, где собирались эмигранты. Ф. Шопен переписывался с Ордой, дарил ему первые издания собственных сочинений с дарственными надписями и портретами, порекомендовал опубликовать свои произведения в Париже. Такой сборник миниатюр, романсов и песен Орды на слова С. Витвицкого и А. Плуга был издан. Произведения из сборника были широко популярны во Франции и в других странах. На слова А. Плуга Наполеон Орда написал «Старую песенку», посвященную Т. Ю. Пекарскому. Существовала она в двух вариантах: первый представлял собой инструментальное произведение в темпе подвижной мазурки, второй – песню для голоса более спокойного характера в сопровождении фортепиано. Мелодия отличалась напевностью и простотой.  
       В Париже Н. Орда познакомился также с известным венгерским композитором и пианистом, дирижером и педагогом Ф. Листом, который достойно оценил музыкальный талант Наполеона и предсказал ему большое будущее в случае серьезных занятий музыкой.  
      В 1838 г Н. Орда издал «Альбом произведений польских композиторов», куда включил и собственные сочинения. Средства, полученные от издания, автор пожертвовал в помощь землякам-эмигрантам. В 1839 г он стал членом парижского литературно-исторического общества, в котором встречался со многими соотечественниками, в том числе и с А. Мицкевичем. С последним Орда поддерживал дружеские отношения и у него дома вместе с женой поэта Целиной в 4 руки исполнял свои произведения. А. Мицкевич любил слушать классическую музыку, особенно произведения Карла Вебера и Йозефа Гайдна. В доме Мицкевичей в Париже часто бывал польский скрипач и композитор Генрик Венявский, исполнявший произведения мировой классики и популярные народные мелодии.  
    В 1843 г Наполеон Орда женится на француженке Ирен Багле. Значительным событием в жизни композитора стало избрание его на должность директора театра Итальянской оперы в Париже. В то время это был один из самых известных театров Европы. Около двух лет Н. Орда занимал должность директора, после чего обратился к преподаванию музыки, композиторской деятельности и изобразительному искусству.  
     После провозглашения амнистии участникам восстания 1830-1831 годов, в 1856 г Н. Орда возвращается в свое родовое имение. В 1862-1863 годах он живет в Гродно, впоследствии переезжает в Пинск.  
     В 1873 г в Варшаве издается плод многолетнего труда Н.Орды «Грамматика музыки, или Теоретическое и практическое пособие по гармонии и мелодии с кратким приложением о фуге, контрапункте, оркестровых инструментах, органе, фортепиано и о науке пения для пианистов», ставшая значительным и необходимым учебником по теории музыки. Этот труд представлял собой 22 лекции, в которых излагались основы гармонии, теории музыки, полифонии, пения, фортепианной игры, инструментовки. Создание «Грамматики музыки» свидетельствует о профессиональной зрелости педагога, композитора и исполнителя Н. Орды, об участии его в музыкально-теоретическом просвещении и образовании подрастающего поколения. Учебник Н. Орды рецензировал великий композитор и дирижер, создатель национальной классической оперы Станислав Монюшко. Он писал: « С наслаждением читал я работу о гармонии, изложение которой мне кажется наиболее полным и доступным для понимания...».  
     Музыкой Н. Орда занимался всю жизнь. Он выступал с концертами по Витебской, Гродненской, Минской, Волынской, Киевской, Подольской и др. губерниям; в Варшаве преподавал игру на фортепиано. По приглашению генерала Адама Ржевусского обучал его сына музыке и рисованию, жил в их имении в Чуднове на Волынщине. Многие фортепианные произведения Н. Орды, в том числе более 20 концертных полонезов, вальсы, проникнутые тонкой лирикой, множество полек, мазурок, вокальных, инструментальных и других сочинений звучали со сцен Польши, Беларуси, Германии, Франции.  
      В последние годы жизни Н. Орда путешествует по Галиции, Келецким, Сувалковским и Варшавским землям. Здесь он тяжело заболел и остался на лечении в одном из госпиталей Варшавы. Умер Наполеон Орда в Варшаве в 1883 году. Согласно завещанию его похоронили в родном Иваново, в родовом склепе.  
     В музыкальном творчестве Наполеона Орды весьма рельефно отражаются реалии взрастившей его музыкальной культуры Беларуси. В первую очередь это воплощение кардинальных стилевых явлений не в масштабных оперно-симфонических жанрах, а в камерных, песенно-танцевальных, которые обретают новую, собственно романтическую образность. Музыкальное наследие композитора представлено большим количеством произведений, принадлежащих к сфере фортепианной, в т. ч. танцевальной миниатюры. Именно в этом жанре Орде как композитору довелось сделать очень много, и особенно – в плане насыщения ее новой, собственно романтической образностью. Особый интерес в этом плане представляют полонезы Н. Орды. Они отличаются, с одной стороны, масштабом, ярким виртуозным стилем, разнообразием и богатством фактуры. С другой стороны, полонезам Орды нередко свойственно песенное начало, гибкие, певучие, выразительно орнаментированные пассажи придают музыке лирическую задушевность. Например, в полонезе «Северная звезда», который композитор посвятил своей сестре Гортензии.  
    Для музыкальной деятельности Н.Орды было характерно сочетание профессионального и любительского направления музыкального искусства. Фортепианное исполнительство, педагогика и композиция безусловно являлись для него сферами профессиональной самореализации и даже источниками средств существования. Однако результаты его творчества (музыкальные произведения и учебник «Грамматика музыки») в большинстве своем адресованы музыкантам-любителям. Любительская же сфера музыкальной жизни оставалась в Беларуси весьма развитой и востребованной, ведь главными очагами этой жизни оказались в то время своеобразные «дворянские гнезда», где формировались и находили творческое пристанище одаренные музыканты, как любители, так и профессионалы – особенно на начальных этапах своей творческой карьеры.  
     Эстетика романтизма в творчестве Н. Орды проявилась более в образно-содержательной сфере, чем в формально структурной. Композитор, захваченный новыми идеями и образами и их воплощением в мелодико-гармонических, фактурных и метроритмических средствах, на уровне формы не стремился преодолеть инерцию классицистского мышления, что является весьма характерной чертой творчества белорусских романтиков. Такая ориентация на модели прошлого в области формы вполне объяснима: большинство произведений Орды адресованы прежде всего любителям музыки, для которых весьма важной оставалась доступность изложения и использование простых и ясных, отточенных классицизмом исполнительских средств, приемов и структур.  
       Таким образом, о музыкальном творчестве Наполеона Орды можно говорить как о явлении, типичном для культуры Беларуси, сформировавшейся на перепутье разных этноконфессиональных, историко-художественных потоков и открытой общеславянскому и европейскому миру. Неотъемлемая и важная его составляющая, отечественная музыкальная культура, была культурой европейского пограничья, щедро дарившая миру таланты и художественные ценности. Возможно, именно эта душевная щедрость и жертвенность помогла Наполеону Орде в его нелегкой, полной разочарований и несправедливости жизни столь долгие годы сохранять творческое горение и поныне оставаться живым – в памяти потомков и соотечественников.
 
 
 
 
 

Использованная  литература:

    1.Орда Напалеон//Энцыклапедыя літаратуры і мастацтва Беларусі: у 5т. – Мінск: БелСЭ, 1987. – Т.4 – с.119-120.

    2. Дробаў Л. «Напалеон Орда  – мастак і збіральнік» у  зб. «Помнікі гісторыі і культуры  Беларусі», 1976 №3.

    3.Наполеон Орда: жизнь, творчество, художественное наследие// Материалы   международной конференции, посвященной  200-летию Наполеона Орды/ Институт  искусствоведения, этнографии и  фольклора им.К.Крапивы НАН Беларуси; гл.ред. А.Локотко. – Минск: Право и экономика, 2007.

Информация о работе Наполеон Орда – белорусский романтик