М.В. Ломоносов

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2011 в 21:08, реферат

Описание работы

В работе представлена биография М.В. Ломоносова

Работа содержит 1 файл

Повідомленя.docx

— 23.13 Кб (Скачать)
 
 

Повідомлення

На тему: «М.В. Ломоносов» 
 
 
 
 
 
 

Виконала  учениця 9-А класу

      Олійник Ольга 
 
 
 
 

Ломоносов Михаил Васильевич родился в семье помора Василия Дорофеевича Ломоносова 8 ноября 1711 г. в деревне Миша-нинской, расположенной на острове в устье Северной Двины, против города Холмогоры.

Уже с  детства Михаил Ломоносов начал  тяжелую трудовую жизнь. Десятилетним мальчиком сопровождал он отца в  его далеких и часто опасных  путешествиях. С большим интересом  наблюдал он жизнь и природу родного  края, обычаи и нравы его обитателей. Интерес к промышленности сохранился у Ломоносова на всю жизнь.

Все виденное мальчиком вызывало необычную в  ребенке его лет жажду знания. Возвращаясь из плавания, Ломоносов  брался за книги. Рано научившись читать, он вскоре знал наизусть те немногие книги, которые смог достать. Однако это  были церковные книги, и в них  он не находил ответа на интересовавшие его вопросы.

С большим  трудом удалось ему достать немногочисленные в то время недуховные книги. “Славянская  грамматика” Смотриц-кого и “Арифметика” Магницкого открыли мальчику неизвестный до тех пор мир—мир знания. Особенно большое влияние оказало на него чтение “Арифметики” Магницкого. Эта книга не была похожа на современные нам учебники арифметики. В ней излагались не только правила простейших математических вычислений, но сообщались также простейшие сведения по физике, геометрии, навигации, астрономии и т. дЭта книга являлась в некотором роде энциклопедией тех времен.

Несчастливой  была домашняя жизнь Михаила Ломоносова. Мать его, Елена Ивановна Сивкова, умерла, когда он был еще ребенкомПреследования мачехи, делавшие жизнь дома невыносимой, и непреодолимое стремление к знанию, которое нельзя было удовлетворить на родине, заставили Ломоносова решиться уйти из родного дома.

Зимой 1730 г. он ушел с обозом в Москву. Здесь  в январе 1731 г. Ломоносов поступил в Заиконоспасскую славяно-греко-латинскую академию—первое высшее учебное заведение Московской Руси. Нелегки были годы учебы. Вот как об этом он вспоминал впоследствии: “Имея один алтын в день жалованья, нельзя было иметь на пропитание в день больше, как на денежку хлеба и на денежку квасу, остальное на бумагу, на обувь и другие нужды. Таким образом жил я пять лет и наук не оставил”. В этих трудных условиях, усугубляемых насмешками младших школьников, — “смотри-де какой болван лет в двадцать пришел латы-не учиться”, — Ломоносов сумел проявить свои блестящие способности, пройдя первые три класса за один год.

Но схоластическая наука его не удовлетворяла. Ломоносов  искал новых путей. Он собирался  было уехать священником с Оренбургской экспедицией, однако при допросе  открылось истинное происхождение  Ломоносова (при поступлении в  академию он сказался сыном попа), и  поездка не состоялась. Затем он ездил в Киевскую духовную академию, но и обучение в ней . его не удовлетворило. Сенатское предписание пришло как нельзя кстати: в числе лучших двенадцати учеников, вызывавшихся в Петербург, был назван и Михайло Ломоносов. В день нового 173г. он прибыл в Петербург. Еще одно обстоятельство оказалось благоприятным для Ломоносова. Ощущалась острая необходимость в специалистах горного дела. И трое наиболее подготовленных студентов: Ломоносов, Виноградов и Рейзер — были отправлены за границу для обучения горному делу и для прохождения общего курса наук. 3 ноября 1736 г. студенты прибыли в Марбург к Вольфу, а затем должны были обучаться металлургии у Генкеля во Фрейберге.

Ломоносов с увлечением слушал лекции Вольфа. Для преподавания Вольфа характерно было использование математического  метода, что вносило ясность в  изложение наиболее сложных вопросов. Это особенно понравилось Ломоносову, и тогда же он решил: если доведется  ему в дальнейшем что-либо преподавать, всегда поступать так же. Высоко оценивая Вольфа, Ломоносов не принял идеалистическую часть его системы. Об этом свидетельствуют первые работы Ломоносова, отосланные им в 1738—1739 гг. при отчете в академию: “Образчик  знания физики: о превращении твердого тела в жидкое...” и в особенности физическая диссертация “О различии смешанных тел, состоящем в сцеплении корпускул”. Но если Ломоносов так быстро смог преодолеть Вольфа, то тем более быстро он должен был убедиться, что ему нечему учиться у Генкеля, который, по отзыву Ломоносова, “всю разумную философию презирал”. Отношения между Генкелем и Ломоносовым быстро испортились, и Ломоносов покинул Фрейберг.

8 июня 1741 г., после почти пятилетнего  пребывания за границей, Ломоносов  прибыл в Россию. Через полгода  после занятий по переводам,  по составлению каталога минералов  и выполнения других работ  Ломоносов становится адъюнктом  физического класса академии. Очень  скоро молодому адъюнкту пришлось  принять участие в академических  делах; от него не могло укрыться  тяжелое положение академиисамодурство Шумахера, засилье немецкой партии, возглавляемой профессорами. Он не преминул примкнуть к русской партии во главе с Нартовым, Принял участие в обвинении Шумахера, по которому последний был арестован и назначена следственная комиссия.

В феврале 1744 г. Ломоносов представил новую  диссертацию “О нечувствительных физических частицах” и в том же году закончил замечательную работу “Размышления о причине теплоты и холода”. В апреле 1745 г. он подал рапорт о  назначении его профессором химии. Конференция, рассмотрев рапорт Ломоносова 3 мая 1745 г., согласилась с тем, что  он достойный кандидат на профессорское  звание, и предложила ему написать и защитить диссертацию по металлургии. В июне диссертация “О светлости  металлов” была готова. Однако Шумахер  пытался препятствовать назначению Ломоносова, он отослал его работы “О светлости металлов”, “Размышления о причине теплоты и холода”  и “Попытка теории упругой силы воздуха” Эйлеру, думая получить плохой отзыв. Но вопреки ожиданиям Шумахера Эйлер прислал восторженный отзыв: “Все сии сочинения не только хороши, но и превосходны, ибо он изъясняет физические и химические материи... с таким основательством, что я совершенно уверен в справедливости его изъяснений”. В июле 1745 г. Ломоносов стал профессором.

Профессорская деятельность Ломоносова с первых шагов  отличалась важными для русской  науки начинаниями. Первым было строительство  в России химической лаборатории, вторым—  издание ломоносовского перевода “Экспериментальной Вольфи-янской физики”. Этим переводом русская физика получила не только первый учебник на русском языке, но и основы русского научного языка. В 1749 г. вышел первый том “Новых комментариев Петербургской Академии наук”, в которых были помещены “Размышления о причине теплоты и холода”, “Опыт теории упругой силы воздуха”, “О вольном движении воздуха, в руднике примеченном”, “Рассуждение о действии химических растворителей вообще”. В 1749 г. Ломоносов принял участие по предложению Эйлера в конкурсе Берлинской академии наук на тему о происхождении селитры.

Период 1745—1750 гг. характеризуется большими творческими достижениями Ломоносова. Он разработал и обосновал новую  отрасль знания — физическую химию, кинетическую теорию теплоты и газов, сформулировал закон сохранения материи и движения. В то же время  Ломоносов вел кипучую научно-организационную, педагогическую и литературную деятельность. К концу этого периода он —  знаменитый автор од, трагедий, признанный оратор, его “слова” на торжественных  актах пользуются большим успехом, он горячо полемизирует с академиком Миллером о начале русской истории, начинает опыты по изготовлению окрашенных стекол (мозаика).

В следующее  пятилетне (1750—1755) деятельность Ломоносова развертывается также широким фронтом. Его научная работа протекает по двум направлениям: электрические явления и химия. В этот же период Ломоносов много занимается вопросами окрашивания стекла. К 1752 г. эти опыты были в основном закончены, а в 1753 г. благодаря огромным усилиям Ломоносова был пущен первый завод мозаичного стекла (ныне это знаменитый завод художественных изделий под Ленинградом).

6 сентября 1751 г. Ломоносов произнес свое  знаменитое “Слово о пользе  химии”. Он разработал и прочитал  в 1752— 1754 гг. совершенно новый  и необычный курс физической  химии. В своих физико-химических  исследованиях Ломоносов далеко  опередил свой век: физическая  химия как наука появилась  •только в конце XIX в.

Много сил отдавал Ломоносов в этот период созданию Мос-• ковского университета; он сам составил проект университета. В апреле 1755 г. Московский университет был открыт. И сегодня, являясь ведущим вузом страны, он по праву носит имя ве-_ ликого ученого.

В этот период Ломоносов задумал “Трактат о природе эфира, разработанный  математическим методом” (до нас ничего не дошло из этого сочинения), написал  “Трактат электричества, разработанный  математическим путем”. В результате опытов по цветам и краскам Ломоносов  создал “Слово о происхождении света, новую теорию о цветах представляющее”. В связи с открытием в 1759 г. петербургским академиком Брауном  точки замерзания ртути Ломоносов  в 1760 г. опубликовал “Рассуждение о  твердости и жидкости тел”.

В 1757 г. Ломоносов был назначен советником канцелярии, а с марта 1758 г. ему  были поручены Историческое и Географическое собрания, гимназия и университет. 26 мая 1761 г. Ломоносов наблюдал редкое астрономическое явление—прохождение  Венеры по диску Солнца — и открыл атмосферу Венеры. В связи с  географическими занятиями он публикует  работы: “Рассуждение о большой точности морского пути” (содержит предложение об организации международной мореплавательной академии и о расширении работ по земному магнетизму, геофизике и метеорологии”, “Краткое описание разных путешествий по Северным морям и показание возможного проходу Сибирским Океаном в Восточную Индию” (идея Северного морского пути), “Мысли о происхождении ледяных гор в Северных морях”.

Роль  Ломоносова как замечательного поэта  и преобразователя русского литературного  языка В. Г. Белинский определил  так:

“С  Ломоносова начинается наша литература; он был ее отцом и пестуном”. Ломоносов  придавал огромное значение национальному  языку в развитии культуры народа. Он считал, что культура каждого  народа должна развиваться на основе своего национального языка.

В марте 1765 г. Ломоносов простудился и 4 апреля скончался. Он умирал в тяжелом сознании гибели своих начинаний. Ломоносов  был прав и не прав. Он ясно сознавал невозможность осуществления в  царской России тех идеалов, за которые  боролся всю жизнь. Через 150 лет  после его смерти другой великий  русский ученый П. Н. Лебедев с  горечью скажет о невыносимых, “ломоносовских” условиях русской научной работы, скажет о том, что “в ужасающем количестве гибнут творческие научные замыслы, и то, что достигается, достигается вопреки этим условиям”.

Но Ломоносов  был не прав, говоря о полной гибели его дела. Оно не погибло. Великое  имя и дела Ломоносова вдохновляли  и продолжают вдохновлять русскую  научную мысль. Настало время  для осуществления его заветной мечты о могуществе русской науки, и по-новому воспринимает советская  молодежь дошедший к ней через  века призыв:

Заканчивая  наш рассказ о М. В. Ломоносове, подведем некоторые итоги его  научной деятельности, охарактеризуем его физические воззрения.

Ломоносов является одним из основоположников кинетической теории теплоты и газов, автором закона сохранения материи  и движения. Приведем слова Ломоносова из письма Л. Эйлеру (1748 г.): “Все изменения, случающиеся в природе, происходят так, что если что-либо прибавится к  чему-либо, то столько же отнимется  от чего-то другого. Так, сколько к какому-нибудь телу присоединится материи, столько же отнимется от другого;

сколько часов я употребляю на сон, столько  же отнимаю от бдения и т. д. Так  как этот закон природы всеобщ, то он простирается даже и в правила  движения, и тело, побуждающее своим  толчком другое к движению, столько  же теряет своего движения, сколько  сообщает другому, движимому им”.

Ломоносов впервые предсказал существование  абсолютного нуля температуры, объяснил из кинетических соображений закон  Бойля. Введя в химию весы, он доказал  неправильность мнения об увеличении веса металлов при их обжигании в  “заплавленных накрепко стеклянных сосудах”.

Он впервые  высказал мысль о связи электрических  и световых явлений, об электрической  природе северного сияния, о вертикальных течениях как источнике атмосферного электричества. Защищая волновую теорию света, Ломоносов в оптике проделал большую работу по конструированию  оптических приборов, по цветам и красителям, по преломлению света.

Ученый  оставил после себя большое число  идей, реализация которых осуществлялась наукой в течение 100—150 лет после  его смерти. Записывая, например, наблюдение, что “наэлектризованная чаша весов  притягивается к железной плите”, Ломоносов делает вывод: “Весами  можно весить электрическую силу”. Это было реализовано В. Томсоном в абсолютном электрометре. Занимаясь  электричеством, он делает пометку: “Надо  поставить опыт, будет ли луч света  иначе преломляться в наэлектризованном  стекле и воде”. Такой опыт был  проведен в 1875 г. Керром, открывшим двойное  преломление луча в электрическом  поле.

Информация о работе М.В. Ломоносов