Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2011 в 10:22, биография
Михаил Васильевич Ломоносов родился 8 ноября 1711г. в деревне, Куростовской
волости, Архангельской губернии в семье крестьян-поморов Василия
Дорофеевича и Елены Ивановны (урождённой Сивковой ) Ломоносовых.
Годы прожитые в Поморье, сыграли большую роль в формировании мировоззрения
Ломоносова и наложили свой отпечаток на интересы и стремления юноши.
Михаил Васильевич гордился своим поморским происхождением. Разнообразная
природа севера , богатый животный мир обогащали и расширяли кругозор
мальчика, а суровый климат и житейские трудности делали его упорным и
выносливым. С большим уважением он относился к своим землякам-поморам. Их
энергия, настойчивость и трудолюбие запечатлелись в его памяти на всю
жизнь.
Михаил Васильевич Ломоносов родился 8 ноября 1711г. в деревне, Куростовской
волости, Архангельской губернии в семье крестьян-поморов Василия
Дорофеевича и Елены Ивановны (урождённой Сивковой ) Ломоносовых.
Годы прожитые в Поморье, сыграли большую роль в формировании мировоззрения
Ломоносова и наложили свой отпечаток на интересы и стремления юноши.
Михаил Васильевич гордился своим поморским происхождением. Разнообразная
природа севера , богатый животный мир обогащали и расширяли кругозор
мальчика, а суровый климат и житейские трудности делали его упорным и
выносливым. С большим уважением он относился к своим землякам-поморам. Их
энергия, настойчивость и трудолюбие запечатлелись в его памяти на всю
жизнь.
В 1749 году на публичном заседании Академии Наук Ломоносов выступил с
речью, в которой он не забыл отдать должное отважным мореплавателям -
труженикам: «искусный мореплаватель, - говорил он, - не токмо в страшное
волнение и бурю, но и во время кротчайшей тишины бодрствует, укрепляет
орудия, готовит паруса, наблюдает звезды, примечает перемены воздуха,
смотрит на восстающие тучи, исчисляет расстояние от берегов, меряет глубину
моря и от потаенных камней морей блюдется.»
После 30-ти с лишним лет разлуки с родными местами он в 1764 году при
составлении проекта научной экспедиции в Северный Ледовитый океан с
удивительной точностью по памяти вычертил схематическую карту района,
прилегающего к его родным местам.
Воспоминание далекого детства можно найти во многих сочинениях и документах
ученого. В 1721 году отец женился на Федору Михайловне Усковой, дочери
крестьянина соседней волости. Однако со второй женой он прожил не долго:
летом 1724 она умерла.
Ломоносов рано познал трудовую жизнь. С 10 лет он начал помогать отцу.
Ранней весной они отправлялись на рыбный промысел. Отец был неграмотный, но
умный, предприимчивый человек. К началу 20-х годов он уже имел свой
промысел. Почти 9 лет юноша разделял вместе с отцом его трудную и опасную
профессию, совершая далекие морские переходы. Хотя в то время суда уже
имели компаса, а с помощью угломерного прибора приморы умели находить
высоту и широту полюса. Но для этого требовались большая сноровка и
огромный опыт.
В 1763 году, составляя «Краткое описание разных путешествий по северным
морям и показание возможного проходу Сибирским океаном в Восточную Индию»,
Ломоносов уверенно писал, что продвижение судов в северных морях зависит от
течения и направления ветра, «Сие приметил я по всему берегу Норманнского
моря от Святого носу до Кильдина острова».
В 1761 году он писал в сенат о «великом множестве» разных минералов ,руд,
дорогих металлов и камней, не только скрытых в недрах.
Свой путь в науку Ломоносов начал с изучения грамоты. Как сообщают
современники, будущий учёный начал постигать грамоту в 11-12 лет. И скоро
мог переписывать церковные книги. В 14 лет Ломоносов мог грамотно и чётко
писать.
В 1757 году в сатирическом стихотворении «Гимн бороде» он высмеял
старообрядчество и православное духовенство как представителей реакционного
мировоззрения.
Страсть к науке ,тяжёлая обстановка заставили Ломоносова оставить родной
дом и отправиться в Москву. Это произошло в конце 1730 года когда ему 19
лет .Свой уход из дома юноша тщательно продумал. Зная ,что только в трёх
городах России- в Москве ,Киеве и Петербурге - можно овладеть высшими
науками ,и свой выбор он остановил на древней столице.
С помощью земляков Ломоносов получил паспорт на руки от Холмогородской
канцелярии. Ломоносов не мог выехать в Москву до1731 года. И он ждал
подходящего случая чтобы уехать. В1730 голу Ломоносов узнал об отправлении
очередного отправления каравана с рыбой. Он взял у соседа три рубля и 9
октября 1730 года он ушёл из дома.
В 1731 году начался новый период в жизни юного учёного - его трудный путь в
науку. В Москве находилась «Славяно-греко-латинская академия». Но свой
выбор Ломоносов остановил на Математико -навигационной школе , именно в ней
он начал своё образование.
Но этого Ломоносову показалось мало. И в середине 1731 года он подает
прошение на зачисление его в высшее учебное заведение. Он хотел поступить в
«Славяно-греко-латинская академия» и продолжить там свой великий путь. В
Академию можно было поступать только людям знатного рода, а Ломоносов был
из простой семьи, и ему пришлось придумать свою историю.
В год поступления Ломоносова в Академию там было 236 человек. Прохождение
полного курса было рассчитано на 13 лет. Обучение было разделено на 8
классов, или на 8 школ, как тогда говорили, которые включали в себя 4
низших класса, 2 средних и 3 высоких.
На всю жизнь
сохранил Ломоносов тяжелое
он испытал в годы учения: «жалование в 6 низших школах получалось 3 копейки
на день, в седьмой - 4.», - писал он в 1745 году.
Через земляков-поморов юноша вскоре установил связь с отцом. В сентябре
1731 года истек срок паспорта, и с этого времени ученик считался в бегах. В
1753 году Ломоносов
писал о своей учебе: «
сторон отвращение от наук пресильные стремления, которые в тогдашние лета
почти неопределенную силу имели. С одной стороны, отец, никогда детей кроме
меня не имея, говорил, что я, будучи один, его оставил, оставил все
довольство, которое он для меня кровавым потом добыл и которое после его
смерти чужие расхитят. С другой стороны, несказанная бедность: имея один
алтын жалования нельзя было иметь на пропитание в день больше, как на
денежку хлеба и кваса, прочее - на бумагу, на обувь и другие нужды. Таким
образом жил я пять лет и наук не оставил».
Ломоносов пришел в Академию наук, когда вступил во второе десятилетие своей
деятельности. В начале января 1736 года прибыла еще одна группа учеников,
чтобы пополнить гимназию. Среди них был 24-х летний Ломоносов. В первые дни
в Петербурге московские воспитанники не имели ни жилья, ни денег на
питание. Только в середине января им разрешили жить в покоях при Академии
наук. И с конца марта 1736 года Ломоносов и остальные воспитанники
поселились на первой линии Васильевского острова.
В 1735 году возникла необходимость направить из Академии во 2-ю камчатскую
экспедицию в Сибирь в помощь уехавшим в 1733 году ученым еще двух
профессоров.
Учитывая недостаточную подготовку студентов в общих предметах, решено было
сначала направить их в Марбургский университет к известному ученому
Христиану Вольфу, который в 1725 году был избран почетным членом
Петербургской Академии. Все приготовления к отъезду были закончены в
середине августа 1736 года. Студентам предстояло морем прибыть в Германию.
Однако отъезд откладывался из-за финансовых затруднений. Только 8 сентября
Ломоносов отплыл из Петербурга, но из-за сильного шторма корабль вынужден
был вернуться назад. И, наконец, 23 сентября они отплыли и 3 ноября 1736
года они прибыли в Марбург.
В начале 1736 года Ломоносов Виноградов и Гейзер поселились в Германии где
им предстояло провести несколько лет. И им стал известный учёный Вольф.
Свои занятия Ломоносов начал с курса лекций теоретической и практической
химии у профессора медицины И. Конради.
С помощью Вольфа русские студенты приобщились к занятиям в Марбургском
университете. Здесь они слушали курсы различных лекций. В 1737 году русские
студенты проявили живой интерес к занятиям естественной историей, что не
предусматривалось немецкой системой образования.
В 1754 году незадолго до смерти Вольфа ,Ломоносов хотел в свет свою точку
зрения о «монадах».В Марбурге Ломоносов с1736 до середины 1739 года, слушал
курс римского красноречия. Жизнь русских студентов постоянно осложнялась
задержкой пересылки денег на их содержание. В был доволен успехами
Ломоносов и в 1738 году писал в Петербург: «У Ломоносов, по - видимому
,самая светлая голова между ними, при хорошем прилежании он мог бы и
научиться многому, выказывая большую охоту и желание учиться.»
В Марбурге Ломоносов начал собирать личную библиотеку .Осенью 1738 года он
к рапорту в Петербург приложил список собранных книг.
И в 1739 году Вольф сообщил Петербург ,что студенты прослушали у него весь
курс лекций. Грустно было Ломоносов расставаться с городом в котором он
провёл почти три года полных работы и веселья. Пять понадобилось студентам
чтобы добраться до Фрейбурга., 14 июля 1739 года они прибыли в Фрейбург.
Летом 1739 года Ломоносов со своими товарищами прибыл известному учёному
Ганкелю. Обучение студентов Ганкель начал с минералогии и металлургии.
Наблюдательному Ломоносов бросилась в глаза разносторонность обучения. Во
время обучения во Фрейбурге будущий ученый почерпнул немало полезного в
организации горного дела, познал строение кристаллов, проникся интересом к
химическим исследованиям.
В 1739 году Ломоносов написал большое литературное произведение «Оду на
победу над турками и татарами и на взятие Хотина 1739 года».
Из-за ссоры с Ганкелем Ломоносов оставил свои вещи товарищам и покинул
Фрейбург. Но Ломоносов покинул не только из-за Ганкеля и как он писал в
1740 «мне не только нечего было есть ,но и нечему было более учиться:
пробирное искусство я уже изучил ;химия была закончена.»
Живя в Марбурге в доме тёщи Ломоносов самостоятельно изучал точные науки. И