Методология создания психологического портрета политического лидера (на примере Б. Н. Ельцина)

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2012 в 12:33, реферат

Описание работы

Россия переживает бум использования психологических технологий в интересах достижения успеха в выборах, тех или иных политических целей. Важное место среди них занимают технологии создания психологических портретов политических лидеров. Рассмотрим эти технологии на примере создания психологического портрета Президента России Ельцина Бориса Николаевича.

Работа содержит 1 файл

Ельцин психологический портрет.doc

— 65.50 Кб (Скачать)


Методология создания психологического портрета политического лидера     (на примере Б. Н. Ельцина)

   Россия переживает бум использования психологических технологий в интересах достижения успеха в выборах, тех или иных политических целей. Важное место среди них занимают технологии создания психологических портретов политических лидеров. Рассмотрим эти технологии на примере создания психологического портрета Президента России Ельцина Бориса Николаевича.

   Сразу же отметим, что мы не склонны кидать камни даже в политика с низким рейтингом, нас интересуют, прежде всего, научные аспекты проблемы. Сформулируем некоторые методологические положения этого анализа. Первое. Важно принять во внимание все известные существенные и, на первый взгляд, малосущественные факты жизни человека, и на этой основе воссоздать его психологический облик.

   В личности есть основные и второстепенные черты. И те и другие важны. Через мелочи проскальзывает сущность бессознательного, которая может сдерживаться, контролироваться сознанием в обычных ситуациях, но рельефно проявляться в период стресса. Через мелочи познается большое, значимое. Основные черты личности закрепляются в характере. Мотив, за которым так гоняется современная психология и который постоянно ускользает от точного измерения, кристаллизуется также в характере.

   Особо важным для понимания человека является анализ его акцентуаций, которые представляют собой необычно выраженные черты характера. Акцентуации расположены между нормой и патологией. Они граничат, с одной стороны, со среднестатистическими данными, а с другой стороны - с отклонениями от нормы (то есть с психическими отклонениями).

   Акцентуированным личностям присуща тенденция к особенному социально - положительному или социально-отрицательному развитию. Личностям с акцентуациями характера свойственны так называемые "места наименьшего сопротивления", особая уязвимость по отношению к некоторым факторам, которые являются для данных личностей психотравмирующими.

  В силу этого, акцентуированная личность психически более уязвима, чем среднестатистическая личность. Психологический анализ показывает, что в условиях России большая часть крупных политических лидеров акцентуирована.

   Второе. Систематизацию черт личности лучше проводить исходя из модели личности успешного политического лидера.

  В силу этого необходимо иметь реальную, экспериментальную, лучше психодиагностическую модель личности успешного политического лидера в тех условиях, в которых действует или предстоит действовать лидеру, на которого составляется психологический портрет.

   Здесь следует тщательно избегать построения модели с точки зрения долженствования. Идеальных людей нет и, следовательно, бесполезно предъявлять к ним требования, которым не соответствует ни один человек. В современной науке создан портрет успешного руководителя крупного уровня в России. Такие лица повышенно паранойяльны, истероидны, достаточно феминизированы.

  Эти качества находятся у них на грани акцентуации, а у некоторых достаточно сильно акцентуированны. Паранойяльность (структура ее специфична для успешных руководителей) позволяет вцепиться в цель деятельности и не отпускать ее ни при каких обстоятельствах, она предполагает наличие сверхценной идеи, цели деятельности. Феминизированность позволяет при этом чувствовать даже малейшие изменения переживаний, психических состояний других людей, а истероидность - как артисту подстраиваться под различных людей, под различные ситуации.

   Это универсальный психологический механизм успешного крупного руководителя. Такой руководитель ради дела должен применять весьма разнообразные формы, методы влияния на людей. Следует иметь в виду, что лучшие руководители нижнего уровня в своем большинстве имеют пониженную паранойяльную акцентуацию.

   Лица с повышенной паранойяльной акцентуацией на первичных руководящих должностях нередко в соответствии со своим характером конфликтуют с начальством, с вышестоящими инстанциями. Поэтому не случайно многие выдающиеся руководители на начальном этапе своего становления как профессионала-управленца переживали немалые конфликты с начальством.

   Третье. Необходимо психологический портрет личности анализируемого руководителя сопоставить с той моделью личности, которая наиболее эффективна для предстоящего вида деятельности, для большинства ситуаций, которые чаще всего будут возникать в процессе деятельности данного лидера.

   Расхождение имеющегося психологического портрета с требуемым служит основанием для критического отношения к данной личности на предстоящей должности, совпадение дает основание для оптимистического прогноза. Просто характеристика "хороший, принципиальный человек" крайне недостаточна для оценки политического лидера, здесь нужен особый тип личности.

   Существуют различные типы людей. Так, морально-эмпатичный тип личности в своем большинстве вызывает уважение за принципиальность, объективность оценок, за отсутствие выраженных эгоистических потребностей, за то, что носит в себе боль за других. Но в своем большинстве такие лица оказываются малоэффективными, а порой и просто неуспешными в процессе практической деятельности.

   В истории человечества, как и в истории России, стран содружества было немало примеров, когда на вершине власти оказывался представитель науки, искусства... В большинстве случаев (бывали, впрочем, и исключения) такие лица долго не могли руководить государством, а участь некоторых стала просто трагической. Выбор во главе государства человека, который не имеет опыта руководства большими коллективами людей, даже при наличии у него прекраснейших душевных, нравственных качеств - непомерно большой риск, особенно для России в настоящее время.

   Вот почему так важно спрогнозировать узкие места в личности, которые могут привнести проблему в политическую деятельность. Методы психологического анализа достаточно многоаспектны. Они представлены в монографии "Акмеология и тестология» и в других изданиях. Используем этот методологический подход при анализе личности Б.Ельцина.

   Этот анализ будет более чем краток, как пример реализации предложенного методического подхода. В силу этого он проведен на примере использования только одной книги - "Исповедь на заданную тему". В личности Ельцина Б.Н. с раннего детства присутствуют все признаки наличия паранойяльной, истероидной акцентуаций, предрасположенности к деятельности в экстремальных, стрессовых ситуациях.

   С первого до последнего класса он был старостой в школе. Учился хорошо, но с дисциплиной были проблемы. Был заводилой в классе, участвовал в групповых драках (по 60 - 100 человек) - "Я всегда участвовал в этих боях...". В жизни Б.Ельцин постоянно с кем-то конфликтовал. Так было с учительницей немецкого языка, с классной руководительницей, с отцом и т.д. При этом с детства Б.Ельцин был, как личность запрограммирован на успех в конфликтах с другими. Даже когда у него отобрали свидетельство о семилетнем образовании, Б.Ельцин добился создания комиссии по проверке работы классного руководителя, которая и отстранила ее от работы в школе.

   При этом в конфликтах Б.Ельцин был достаточно расчетлив: негативная оценка учителя была сделана на торжественном собрании по поводу выпуска, но не до выписки свидетельства об окончании семи классов средней школы. Б.Ельцин испытывал удовлетворение от стрессов. В силу этого он избирал для походов самые опасные маршруты, в которых оказывались порой без питания и т.д.; мог перелезть через полосы колючей проволокой и стащить гранаты из склада военных, когда отчетливо понимал, что его могут просто подстрелить (часовой стрелял без предупреждения); мог залезть на башенный кран для его спасения, когда вокруг свирепствовала буря. Б.Ельцин смог спасти машину и спастись сам, когда на переезде машина с бетоном заглохла.

   О таких лицах А.С.Пушкин писал: "Есть упоение в бою. Все все, что гибелью грозит Для сердца смертного таит Неизъяснимы наслажденья, Бессмертья может быть залог. И счастлив тот, кто средь волненья Их обретать и видеть мог." Стремление достичь какую-то значимую цель, что-то преодолеть, активность, напористость сочеталось у Бориса Николаевича с неосознаваемой потребностью иметь зрителей, наблюдателей.

   Не случайно речь против классной руководительницы была произнесена на торжественном собрании по поводу выпуска. Граната, которая была изъята со склада, разбиралась в присутствии зрителей (ребят - сверстников), которых, к счастью, Борис Ельцин заставил отойти подальше, а сам отделался только потерей пальцев рук. Игра в волейбол, тренировка женской сборной также связана с вниманием, особым отношением окружающих.

   Кстати, психодиагностика спортсменов, выбравших коллективные игры, показывает, что у многих из них повышенная истероидность. В биографии Б.Ельцина присутствуют факты, которые подтверждают тот факт, что лица с чертами паранойяльной акцентуации на первичных должностях достаточно конфликтны и не относятся к наиболее дисциплинированным, исполнительным подчиненным: он мог в год получить 17 взысканий. Сверхценная идея, цель деятельности Б.Ельцина мобилизовывала его на достижение казалось бы недостижимого.

   В спорте он занимался лыжами, гимнастикой, легкой атлетикой, десятиборьем, боксом, борьбой, волейболом. Смог вывести из тайги больных тифом друзей, экстерном сдать экзамены за 10 класс, имея времени только полгода для подготовки. Сумел получить 12 рабочих специальностей. Сумел "завалить" классную руководительницу, многих начальников, СССР и т.д. Б.Ельцин тонко чувствовал психологию людей в период стрессовых реакций и учитывал ее в своей деятельности.

   Вот один из фрагментов воспоминаний: "...Работали с заключенными. Я сразу решил сломать традицию, когда им выводили такую заработную плату, какую они диктовали... И вот заходит ко мне в маленькую комнатушку мастера такой громила, с топором в руках, поднимает его, заносит надо мной и говорит: "Закроешь наряды так, как полагается? Как до тебя, щенок, всегда закрывали? Я говорю: "Нет". "Ну, тогда, имей в виду, терять мне уже нечего, прибью тебя и не пикнешь". Я чувствую по глазам, что он совершенно спокойно грохнет мне по башке, даже не моргнет.

   Я мог, конечно, увернуться или попытаться физически с ним как-то справится, хотя тесно, комната маленькая, а топор он уже над моей головой занес. И тогда я решил действовать неожиданно. Голос у меня очень громкий, сильный, да еще в этой комнатушке... Я во все горло, как рыкну, причем резко, глядя в глаза: "Пошел вон!". Вдруг он опустил топор, выронил его из рук, повернулся и, согнув спину, молча, вышел."

  Эти биографические факты делают более понятными и просто мастерское поведение Б.Ельцина в критические политические ситуации в стране. Итак, биография Б.Ельцина подсказывает, что его личностные особенности, акцентуации не просто налагаются на модель личности успешного руководителя, но выражены даже весьма рельефно. Однако наука может ответить и на вопрос, что бывает с лицами с чертами паранойяльной акцентуации.

  Процитируем Епифанцева С.Н. (1996): "Установлено, что с возрастом все чаще возникают ситуации, когда в прошлом весьма успешный руководитель с чертами паранойяльной акцентуации личности становится менее эффективным, когда у него, с одной стороны, степень паранойяльной акцентуации личности переходит меру, а с другой стороны - снижается эффективность функционирования механизмов саморегуляции. В этих случаях в прошлом блестящий руководитель превращается в настырного, упертого, нединамичного, порой весьма конфликтного, узкомыслящего и адекватно не воспринимающего вокруг происходящее, когда успешная коррекция его негативных качеств личности становится маловероятной.

   Признаками такого перерождения успешного руководителя является повышение 6-ой базовой шкалы теста MMPI до 70-75 Т-баллов с одновременным повышением подфактора паранойяльного отклонения; снижение IQ до 105 и менее; снижение шкал теста Кэттелла, которые показывают способность личности к самоконтролю, к саморегуляции, это такие шкалы, как C,F,N,Q3; повышение шкалы Q4. Особо негативно последствия, резко разрушающие механизм компенсации паранойяльных черт личностей, проявляются при нарастании истероидной, эпилептоидной акцентуаций.

   Нарастание истероидной акцентуации ведет к чрезмерной актуализации механизма вытеснения, что, в свою очередь, порождает недостаточную объективность, последовательность в принятии решений. В этих ситуациях настойчивость, упертость и другие паранойяльные черты личности начинают работать на эмоционализированную цель, что порой губительно сказывается на результатах управления, на результатах организаторской работы, порой происходит как бы саморазрушение сделанного.

   Выявлено, что признаками паранойяльной акцентуации, находящейся под контролем "Я" личности (то есть позитивной для руководителя), являются:

- сохранение интеллектуальной активности, способности объективно оценивать ситуацию;

- реальность, "оправданность" сверхценной идеи с социальной точки зрения или же мера ее выраженности, наличие возможности в ее психокоррекции;

- наличие достаточных адаптивных способностей, способности привести свои акцентуированные качества к требованиям изменившейся ситуации путем проявления относительно противоположных черт личности, использования компенсаторных механизмов, коррекции индивидуального стиля деятельности.

Информация о работе Методология создания психологического портрета политического лидера (на примере Б. Н. Ельцина)