Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2011 в 22:37, реферат
Актуальность данной темы состоит в том, что христианство на Руси выходит из далекого прошлого, а также показывает немало современных проблем, непосредственно соотносимых с религией в целом, ее ролью для каждой исторической эпохи. Для этого именно сейчас будет уместно рассмотреть причины появления и распространения христианства на Руси.
Введение
Причины крещения:
а) мнения историков
б) объективные мнения
Испытание вер
Крещение Руси:
а) Крещение Владимира
б) Распространение христианства на Руси
Церковь и государство
Вывод
Список использованной литературы.
Смена
религиозных культов
Распространение
христианства проводилось княжеской
властью и формирующейся
Государство и церковь
Практически во всей истории церковь всегда играла заметную экономическую и политическую роль в государстве. Долгое время церковь существовала за счет десятины - десятой части от всех налогов, отчисляемой с эпохи Владимира в ее пользу. Постепенно у нее появляются, в основном за счет дарений князей, а позже и бояр, собственные села и земли. Опираясь на материальные богатства, церковь приобрела большое влияние на экономическую и политическую жизнь, на быт населения. Она выступала в качестве гаранта соглашений между князьями, вмешивалась в ведение переговоров, причем ее представители довольно часто выполняли роль послов. Церковь использовала различные способы для проповеди православного вероучения и утверждения своего авторитета. Не последнюю роль играло в этом отношении возведение храмов, архитектурные формы и внутренняя роспись которых должны были символизировать «земной» и «небесный» миры. С той же целью религиозного воздействия на сознание людей совершались богослужения и обряды—в честь христианских праздников и «святых», по случаю крестин, бракосочетаний и похорон. В церквах служили молебны о выздоровлении, о спасении от стихийных бедствий, о победе над врагами, произносили проповеди и поучения. При помощи обязательной исповеди церковники проникали во внутренний мир людей, воздействовали на их психику и поступки и в то же время выведывали сведения о всяких замыслах, направленных против церкви, господствующего класса и существующего общественного строя.
Церковные руководители активно старались упрочнить позиции церкви. Киевский митрополит Иоанн II (1080—) в своих посланиях и поучениях обрушивался на языческие верования. Не в меньшей степени его беспокоили и отступления в сторону «латинства», грозившее ослаблением византийского влияния на Русь. Митрополит осудил даже выдачу замуж русских княжон за «латинских»правителей. Сильной опорой византийского влияния стал киевский Печерский монастырь. Среди монахов этого монастыря был знаменитый Нестор, автор «Повести временных лет», живописец Алипий и другие видные представители культуры своего времени. Летописи, составлявшиеся в Печерском монастыре, проводили идею о том, что христианство пришло на Русь из Византии благодаря греческим церковникам. Князь Владимир Святославович изображался теперь уже не как инициатор крещения Руси, равный по заслугам Константину, а как князь-язычник, крестившийся под воздействием греческих миссионеров.
Церковь успешно использовала феодальную раздробленность Древней Руси для укрепления своих позиций вширь и вглубь, сама превратилась в источник распространения христианства среди других народов. Одновременно шел процесс взаимопроникновения отдельных элементов религиозной идеологии и культа, что было результатом широких многосторонних взаимосвязей Киевской Руси. Древнерусское государство не вмешивалось в религиозные разногласия между христианскими организациями, и даже после разделения церквей также поддерживало связь со странами , где распространялось католичество.
Династические союзы являются одним из свидетельств наличия объективных условий для взаимного проникновения религиозных идеологий и, следовательно, приглашением русских князей «на стол» в другие государства. Члены княжеских семей, переезжая в другие страны и въезжая на Русь, везли с собой священников, принадлежности культа, литературу, строили домашние церкви. Хорошо известен династический брак между Святополком Туровским и польской княжной, привезшей на Русь епископа Рейнберна, которого некоторые историки подозревают в пропаганде католицизма.
Церковь - это крупный собственник, где имущество принадлежит организации. Церковь в системе общегосударственного устройства наряду с княжеским двором и центром в Киеве является дублирующей политической структурой, помогавшая тем или иным силам в борьбе за власть использовать авторитет иерархов в своих интересах. Церковь, выступая составной частью государственной организации, сделала большие сферы общественной жизни сферами церковного права.
Вывод
Утверждение только одной единой власти помогало укрепить великокняжескую власть, ликвидировать феодальную раздробленность.
Также
утверждение христианства как государственной
религии повлияло на сферы общественной
и духовной жизни страны. Быстро
уменьшались различия между племенами,
и стала формироваться
Христианство объясняло, что власть монарха является священным делом: «С момента крещения на князя «взирает... всемилостивое око благого бога». Князя сажает на престол сам бог».
Крещение было важным этапом в развитии культуры Руси. Оно приобрело совершенно новые черты и особенности. Христианство способствовало объединению древнерусского сознания ( этнического и государственного). Кроме того, христианство, принеся на Русь славянскую письменность, усилило сознание единства происхождения славян и славянской общности.
Несмотря на все плюсы, есть и негативный момент принятия христианства. Например, устная словесность, литература до принятия христианства была богатой и разнообразной. Большая ее часть пропала, это из-за того, что церковь во всю боролась с языческой культурой.
С принятием христианства на Руси возникла и литература, но широкого распространения она не получила и только со времен правления Ярослава Мудрого древнерусская литература обретает широкое распространение. И здесь роль христианской церкви была велика. Большинство ранних древнерусских писателей происходило из христианской среды, тесно связанной с Византией и Болгарией.
Но, возможно, самым главным последствием принятия христианство послужило то, что оно явилось мощным стимулом для ознакомления Руси с византийской культурой. Через Византию из глубины веков в Древнюю Русь активнее начало проникать и влияние мировой цивилизации, в том числе наследие античного мира и Ближнего Востока.
Не
менее крупные последствия
Крещение оказало огромное влияние на культурную жизнь страны, в частности на развитие техники в Киевской Руси под влиянием греческого христианства. В земледелии оно выразилось в значительном повышении техники огородничества. Это способствовало увеличению уровня потребления овощей, стимулирующие многочисленными постами, установленные христианским учением и требованием монастырской жизни.
Еще
очевидное влияние
Крещение Руси ввело ее тесным образом не только в семью христианских славянских государств, но и в целом в систему христианских стран Европы с их культурными достижениями. Обогатилась русская культура и имеющими глубокие исторические традиции достижениями стран Ближнего Востока и, конечно культурными сокровищами Византии. Русь выиграла от союза с Византией, но вместе с тем Руси и в дальнейшем приходилось оказывать постоянное сопротивление политическим и церковным притязаниям Византийской империи, стремившейся подчинить Русь своему верховенству. Тем не менее Владимир, креститель Руси, чувствовал свою державу полноправной среди других христианских народов мира.
Список использованной литературы:
1.«Введение христианства на Руси» Институт философии АН СССР; отв. Ред. А.Д. Сухов.-М.: Мысль, 1987
2.Платонов С.Ф. «Лекции по Русской истории»- М.: Высш. шк. 1993.
3. «История России. От древних славян до Петра Великого» Энциклопедия для детей. изд. «Аванта +» 1995 г.
4. «История России» Учебник- 2е изд., перераб. И доп./А.С. Орлов, В.А. Георгиев, Т.А. Сивохина- М.:ТК ВЕЛБИ, изд-во Проспект,2003г.
5. www.wikipedia.ru