Конрад Лоренц

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 10:36, реферат

Описание работы

Человек человеку всегда был интересен как объект изучения. Особенно – его поведение. Уже Гиппократ предложил систему классификации характеров, ту самую, про холериков-флегматиков, которой пользуемся и сейчас. Но по настоящему бурный интерес к изучению поведения человека появился лишь в конце 19-го века, и неразрывно связан с именем Зигмунда Фрейда. Фрейд был гениальной личностью, впервые заговоривший о подсознании и анализе подсознательной деятельности.

Работа содержит 1 файл

Федеральное агентство по образованию.docx

— 30.07 Кб (Скачать)

 

Федеральное агентство по образованию

 

Кафедра социально-культурного  сервиса и туризма

 

 

 

Реферат на тему Конрад Лоренц

 

 

 

Выполнила:, студентка 4 курса СкСиТ

 

 

Проверила:

профессор,доктор социологических наук

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Нижневартовск – 2010

 

 

Введение:

Человек человеку всегда был интересен как  объект изучения. Особенно – его  поведение. Уже Гиппократ предложил  систему классификации характеров, ту самую, про холериков-флегматиков, которой пользуемся и сейчас. Но по настоящему бурный интерес к изучению поведения человека появился лишь в  конце 19-го века, и неразрывно связан с именем Зигмунда Фрейда. Фрейд  был гениальной личностью, впервые  заговоривший о подсознании и  анализе подсознательной деятельности. Причём Фрейд, опережая на полвека появление  этологии полагал, что корни подсознательного растут на почве биологической сущности человека /1/.В своей работе я попытаюсь определить место этологии в современных науках о человеке, рассказать поподробнее о выдающемся австрийском ученом Конраде Лоренце и его этологической концепции, представленной в двух его известнейших трудах – «Агрессия: так называемое зло» и «Восемь смертных грехов цивилизованного человечества.».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЛОРЕНЦ, КОНРАД ЗАХАРИАС (Lorenz, Konrad Zacharias) (1903–1989), австрийский натуралист, зоопсихолог и этолог, удостоенный в 1973 Нобелевской премии по физиологии и медицине (совместно с К.Фришем и Н.Тинбергеном) за исследования индивидуального и группового поведения животных. Родился 7 ноября 1903 в Вене. Окончил Нью-Йоркский и Венский университеты, в 1933 получил степень доктора философии в области зоологии в Мюнхенском университете. С 1937 преподавал сравнительную анатомию и зоопсихологию в Венском университете, в 1940 стал профессором психологии Кёнигсбергского университета. Во время Второй мировой войны служил военным хирургом в немецкой армии, в 1944–1948 находился в плену в СССР. Вернувшись в Вену, преподавал в университете и занимался изучением поведения животных. В 1950 организовал при одном из институтов Научного общества Макса Планка отдел по изучению поведения животных, в 1961 возглавил Институт физиологии поведения в Зеевизене (ФРГ). Лоренц – один из основателей этологии, науки о поведении животных в естественных условиях, и создатель теории импринтинга – запечатления в памяти животных некоторых отличительных признаков объектов. Наиболее изученная форма импринтинга – «реакция следования» зрелорожденных птенцов или детенышей млекопитающих за родителями и любыми движущимися объектами (человеком, воздушным шариком и т.д.). Совместно с Н.Тинбергеном и К.Фришем Лоренц разработал учение об инстинктивном поведении животных и его развитии в онто- и филогенезе. Исследовал процессы, лежащие в основе общения животных друг с другом, происхождения, развития и «ритуализации» выразительных поз, телодвижений. Его привлекала и проблема происхождения различных ритуалов у человека (например, ритуал приветствия), а также возникновение и развитие человеческой морали. Занимался Лоренц и вопросами семейной, стайной или стадной жизни животных.

 

Подробнее о биографии  ученого:

Конрад Лоренц Австрийский зоолог и этолог родился в Вене, он был младшим из двух сыновей Эммы (Лехер) Лоренц и Адольфа Лоренца. Дед Л. был мастером по изготовлению конских сбруй, а отец, помнивший голодное детство, стал преуспевающим хирургом-ортопедом, который построил в Альтенберге возле Вены нарядное, хотя и несколько аляповатое поместье, украшенное огромными художественными полотнами и римскими статуями. Бродя по полям и болотам вокруг Лоренц-холла, Конрад, заразился тем, что позже назовет «чрезмерной любовью к животным». Выращивая домашних уток, юный Лоренц впервые обнаружил импринтинг, специфическую форму обучения, наблюдающуюся на ранних этапах жизни, с помощью которой животные устанавливают социальные связи и опознают друг друга. «У соседа, – вспоминал позднее Лоренц, – я взял однодневного утенка и, к огромной радости, обнаружил, что у него развилась реакция повсюду следовать за моей персоной. В то же время во мне проснулся неистребимый интерес к водоплавающей птице, и я еще ребенком стал знатоком поведения различных ее представителей».

Вскоре мальчик собрал замечательную коллекцию животных, не только домашних, но и диких, которые  жили в доме и на обширной территории вокруг него, как в настоящем частном  зоопарке. Это позволило Лоренцу познакомиться с разными видами животных, и теперь он не склонен был видеть в них просто живые механизмы. Как исследователь, стоящий на позициях объективности в науке, он был далек от мысли интерпретировать поведение животных по образу и подобию человеческих мыслей и чувств. Его более интересовали проблемы инстинкта: как и почему поведение животных, не обладающих человеческим разумом, характеризуется сложными и адекватными обстоятельствам моделями?

Получив начальное образование  в частной школе, которой руководила его тетка, Лоренц поступил в «Шоттенгимназиум» – школу с очень высоким уровнем преподавания. Здесь привычки Лоренца к наблюдению были подкреплены обучением зоологическим методам и принципам эволюции. «По окончании средней школы, – писал впоследствии Лоренц, – я был по-прежнему увлечен эволюцией и хотел изучать зоологию и палеонтологию. Однако я послушался отца, который настаивал на моих занятиях медициной».

   В 1922 г. Л. был зачислен в Колумбийский университет Нью-Йорка, но спустя 6 месяцев вернулся в Австрию и поступил на медицинский факультет Венского университета. Хотя у него было мало желания становиться врачом, он решил, что медицинское образование не повредит его любимому призванию – этологии, науке о поведении животных в естественных условиях. Лоренц вспоминал об университетском преподавателе анатомии Фердинанде Хохштеттере, который дал «прекрасную подготовку по методическим вопросам, научив отличать черты сходства, вызванные общим происхождением, от таковых, обусловленных параллельной адаптацией». Лоренц. «быстро понял, что сравнительный метод должен быть так же применим к моделям поведения, как и к анатомическим структурам».

Работая над диссертацией для получения медицинской степени, Лоренц начал систематически сопоставлять особенности инстинктивного поведения животных. В это же время он служил лаборантом кафедры анатомии Венского университета. После получения в 1928 г. медицинской степени Лоренц перешел на должность ассистента кафедры анатомии. Однако его все же интересовала этология, а не медицина. Он начал работать над диссертацией по зоологии, одновременно читая курс по сравнительному поведению животных.

До 1930 г. в науке об инстинктах преобладали две установившиеся, но противоположные точки зрения: витализм и бихевиоризм. Виталисты (или инстинктивисты) наблюдали за сложными действиями животных в естественной среде обитания и поражались той точности, с которой инстинкт животных соответствовал достижению поставленных природой целей. Они либо объясняли инстинкты расплывчатым понятием «мудрость природы», либо считали, что поведение животных мотивируется теми же факторами, которые лежат в основе деятельности человека. Сторонники бихевиоризма, напротив, изучали поведение животных в лаборатории, проверяя способности животных к решению экспериментальных задач, например поискам выхода из лабиринта. Бихевиористы объясняли поведение животных цепочками рефлекторных реакций (наподобие тех, которые описывал Чарлз С. Шеррингтон), связанных воедино посредством классического кондиционирования, изученного Иваном Павловым. Бихевиористов, исследования которых были сконцентрированы в основном на действиях, приобретенных путем обучения, приводило в замешательство само понятие инстинкта – сложного набора врожденных, а не приобретенных реакций.

   Первоначально Лоренц. склонялся к бихевиоризму, полагая, что инстинкты основываются на цепи рефлексов. Однако в его исследованиях росло число доказательств в пользу того, что инстинктивное поведение является внутренне мотивированным. Например, в норме животные не проявляют признаков связанного со спариванием поведения в отсутствие представителей противоположного пола и далеко не всегда проявляют эти признаки даже в их присутствии: для активизации инстинкта должен быть достигнут определенный порог стимуляции. Если животное долго находилось в изоляции, порог снижается, т.е. воздействие раздражителя может быть слабее, пока в конце концов животное не начинает проявлять признаков связанного со спариванием поведения даже в отсутствии раздражителя. Лоренц сообщил о результатах своих исследований в серии статей, опубликованных в 1927…1938 гг.

Лишь в 1939 г. Л. признал  важность своих собственных данных и встал на ту точку зрения, что  инстинкты вызываются не рефлексами, а внутренними побуждениями. Позднее  в этом же году Лоренц встретил на симпозиуме в Лейдене Николаса Тинбергена; их «взгляды совпали до неправдоподобной степени», скажет впоследствии Лоренц «В ходе наших дискуссий оформились некоторые понятия, которые позже оказались плодотворными для этологических исследований». Действительно, концепция инстинкта, которую разработали Л. и Тинберген в течение последующих нескольких лет, легла в основу современной этологии.

Л. и Тинберген высказали гипотезу, согласно которой инстинктивное поведение начинается с внутренних мотивов, заставляющих животное искать определенный набор обусловленных средой, или социальных, стимулов. Это, так называемое ориентировочное, поведение часто в высшей степени изменчиво; как только животное встречает некоторые «ключевые» стимуляторы (сигнальные раздражители, или пусковые механизмы), оно автоматически выполняет стереотипный набор движений, называемый фиксированным двигательным паттерном (ФДП). Каждое животное имеет отличительную систему ФДП и связанных с ней сигнальных раздражителей, которые являются характерными для вида и эволюционируют в ответ на требования естественного отбора.

В 1937 г. Лоренц начал читать лекции по психологии животных в Вене. Одновременно он занимался изучением процесса одомашнивания гусей, который включает в себя утрату приобретенных навыков и возрастание роли пищевых и сексуальных стимулов. Лоренц был глубоко обеспокоен вероятностью того, что такой процесс может иметь место у человека. Вскоре после присоединения Австрии к Германии и вторжения в нее немецких войск Л. сделал то, о чем позже будет вспоминать так: «Послушавшись дурного совета… я написал статью об опасностях одомашнивания и… использовал в своем сочинении худшие образцы нацистской терминологии». Некоторые из критиков Лоренц называют эту страницу его научной биографии расистской; другие склонны считать ее результатом политической наивности.

Через два года после получения  должности на кафедре психологии Кенигсбергского университета (ныне г. Калининград) Леренц был мобилизован в германскую армию в качестве военного врача, несмотря на то что никогда не занимался медицинской практикой. Посланный на Восточный фронт в 1942 г., он попал в плен к русским и долгие годы работал в госпитале для военнопленных. Репатриирован лишь в 1948 г., когда многие друзья и родственники считали его давно погибшим.

В первые годы после возвращения в Австрию Л. не мог получить никакой официальной должности, но все же благодаря финансовой помощи друзей продолжал свои исследования в Альтенберге. В 1950 г. он и Эрих фон Холст основали Институт физиологии поведения Макса Планка.

В течение следующих двух десятилетий Л. занимался этологическими исследованиями, сконцентрировавшись  на изучении водоплавающих птиц. Его  статус основоположника современной  этологии был неоспоримым, и в  этом качестве он играл ведущую роль в диспутах между этологами и  представителями других научных  дисциплин, в частности психологии поведения животных.

Некоторые из наиболее противоречивых взглядов Лоренц высказаны в его книге «Так называемое зло: о природе агрессии» («Das sogenannte Bose: zur Naturgeschichte der Aggression», 1963). Как видно из названия, Лоренц считает агрессию не более чем «злом», потому что, несмотря на нередко разрушительные последствия, этот инстинкт способствует осуществлению таких важнейших функций, как выбор брачных партнеров, установление социальной иерархии, сохранение территории. Критики этой книги утверждали, что ее выводы оправдывают проявления насилия в человеческом поведении, хотя, по мнению самого Л., врожденная человеческая агрессивность становится еще опаснее оттого, что «изобретение искусственного оружия нарушает равновесие между разрушительными потенциалами и социальными запретами».

Нобелевская премия по физиологии и медицине за 1973 г. была разделена  между Лоренц., Тинбергеном и Карлом фон Фришем «за открытия, связанные с созданием и установлением моделей индивидуального и группового поведения животных». Его достижением считалось, в частности, то, что он «наблюдал модели поведения, которые, судя по всему, не могли быть приобретены путем обучения и должны были быть интерпретированы как генетически запрограммированные». Более любого другого исследователя Л. способствовал растущему пониманию того факта, что поведение возникает на такой же генетической основе, как и всякая другая характеристика животных, и, следовательно, подвержено действию естественного отбора.

После ухода на пенсию в 1973 г. из Института Макса Планка Л. продолжает вести исследования в отделе социологии животных Института сравнительной этологии Австрийской академии наук в Альтенберге, где он живет и по сей день.

В 1927 г. Л. женился на Маргарет (Гретль) Гебхардт, с которой дружил с детства; у супругов родилось две дочери и один сын.Среди наград и знаков отличия, которыми удостоен Л., золотая медаль Нью-Йоркского зоологического общества (1955), Венская премия за научные достижения, присуждаемая Венским городским советом (1959), премия Калинги, присуждаемая ЮНЕСКО (1970). Л. является иностранным членом Лондонского королевского общества и американской Национальной академии наук.

  Перу Лоренца принадлежит множество научно-популярных книг, получивших всемирное признание: Кольцо царя Соломона (Er redete mit dem Vieh, den V geln und den Fischen, 1949); Человек находит друга (So kam der Mensch auf den Hund, 1950); Год серого гуся (Das Jahr des Graugans, 1979). Среди его научных трудов: Эволюция и модификация поведения (Phylogenetische Anpassung und adaptive Modifikation des Verhaltens, 1961); Поведение животных и человека ( ber tieriesches und menschliches Verhalten, 1965); За зеркалом. Исследование естественной истории человеческого знания (Die R ckseite des Spiegels: Versuch einer Naturgeschichte menschlichen Erkennens,1973). Умер Лоренц в Альтенбурге (Австрия) 27 февраля 1989.

 

 

Заключение

 

Конрад Лоренц, великий  этолог прошлого века, совершенно четко  выразил свое мнение не только о  неотличии стада человеческого от стада животного, но и дал понять, что наши шансы при современном положении вещей далеки от выживаемости.В своей первой книге он подробно нам объясняет о внутривидовой агрессии — силе, сохраняющей жизнь в животном царстве. Как и все на свете, она может допустить ошибку и при этом уничтожить жизнь. Но в великом становлении органического мира эта сила предназначена к добру. А функция, которую выполняла ответственная мораль в истории человечества, состояла в том, чтобы восстановить утраченное равновесие между вооруженностью и врожденным запретом убийства… Во втором его труде показана дикость жизни современных людей с точки зрения разумного животного. Автор рассуждает о том, сколько же нам надо доброты и агрессии, прогресса и религии, правда ли стоит торопиться размножаться и просто размышления об экологии жизни.

Информация о работе Конрад Лоренц