. Кант и основы
классического понимания культуры
Теоретические
представления о культуре, которые
вызревали в недрах европейской
философии и гуманитарного знания
в целом, получили наиболее ясное
выражение в классической немецкой
философии. Представления о культуре,
выраженные просветителями, а затем немецкой
классикой, часто называют "классической
моделью культуры"7. Контуры этой модели
мы попытаемся очертить на примере учения
И. Канта (1724-1804), который не только впервые
противопоставил "миру природы" "мир
свободы", но и собственной жизнью доказал,
что человек способен на самостоятельный
выбор и разумный поступок вопреки естественной
необходимости.
Дело
в том, что неживая природа
существует за счет внешних
воздействий одних тел на другие.
Но уже в живой природе появляется
феномен самодетерминации, когда действия
вызываются изнутри идущей потребностью,
желанием, интересом. К примеру, стрела,
выпущенная из лука, никогда не изменит
траекторию своего движения. Но это легко
сделает птица, выпущенная из клетки. Ещё
сложнее поведение высших животных, к
которым относятся собаки и кошки. Но и
они, будучи способны на произвольные
действия, не совершают свободных поступков,
без которых невозможен мир культуры.
Что
касается Канта, то он с детства
был физически слабым, страдал излишней
робостью и забывчивостью. И только благодаря
силе воли Канта телесные недуги и особенности
характера не помешали ему в занятиях
науками. Более того, благодаря строжайшей
самодисциплине, Кант прожил 80 лет и прославил
себя в качестве первого философа Германии.
Исходя из личного опыта, впоследствии
Кант поставил дисциплину на первое место
в процессе воспитания. Отсутствие дисциплины,
считал он, превращает человека в дикаря.
И наоборот, приучившись к порядку, человек,
согласно Канту, может получить навыки
труда, затем научиться вести себя в соответствии
с приличиями и, наконец, открыть для себя
нравственный закон.
В
своей философии Кант различает
законы природы и закон свободы.
И хотя индивид у него принадлежит
обоим мирам, человеком он становится
именно тогда, когда начинает руководствоваться
долгом как особым нравственным законом
из мира свободы. Но для начала человеку
необходимо научиться смотреть на себя
со стороны, как бы глазами другого человека.
Способность к самооценке и самоанализу
- главное условие формирования свободного
поведения.
В
учении Канта речь идет о
том, как причинно-следственные
связи уступают место самопричинению
или самодетерминации, свойственным
только человеку. Без свободы,
доказывает Кант, нет нравственного
поступка. Там, где мы действуем по законам
естественно-природной необходимости,
мы собственно и не действуем, поскольку
там действует природа. А там, где действует
природа, вне нас или внутри нас самих,
нет никакой нравственности. Нравственность
же появляется только там, где кончается
природа и начинается культура. Вот в чем
основная новация кантовской философии
и этики в частности, по сравнению с этикой
английских философов-эмпириков, у которых
нравственное чувство - это естественное
чувство человека. (См. дополнительный
иллюстративный материал.)
Таким
образом, Кант проводит границу
между произволом и свободой.
И свобода, по Канту, состоит
в том, что человек не просто
слепо потакает своим желаниям,
а способен их ограничивать, придавая
своим потребностям культурную форму.
А это значит, что в "классической модели"
культуры, начиная с Канта, культура противостоит
натуре, т.е. природе, как умение подчинить
себе эту самую натуру. В основе человеческой
свободы, по Канту, лежит способность человека
самому определять свои поступки и делать
собственный выбор. И этим она отличается
от произвола как удовлетворения случайных
прихотей и желаний. Тем самым, подлинная
культура, в соответствии с логикой Канта,
вырастает из умения управлять, прежде
всего, своей натурой, т.е. стихией своих
физических и психических состояний, своих
желаний, а не только стихией природных
сил. И такое самообладание возможно там,
где поступают со знанием дела. Но знание
нравственного закона, без которого невозможна
культура, по мнению Канта, особого рода.
(См. дополнительный иллюстративный материал.)
Почти
каждый из нас сталкивается
в своей жизни с такими ситуациями,
когда доводы "чистого" разума
почему-то нас никак не убеждают.
Чаще всего это случаи, когда
дело касается наших нравственных
и идеологических установок. Возникает
подозрение, что эти установки продиктованы
не разумом, а чем-то иным. В поэтической
речи это часто называют "чувством",
"сердцем", "душой" и противопоставляют
"холодному" рассудку. И в таком подходе
к делу есть своя правда, поскольку нравственный
поступок продиктован не расчетом, а неким
внутренним чувством. Но нравственное
чувство, доказывает Кант, полемизируя
с этикой утилитаризма, это не просто склонность
к добру, непосредственный порыв милосердия
и сострадания. Наоборот, к милосердию
Кант относился резко отрицательно, полагая,
что оно формирует в человеке иждивенчество,
то есть унижает его и лишает инициативы.
Нравственность
как подлинно человеческое поведение,
по Канту, не может быть обусловлена
ни расчетом, ни выгодой, ни
стремлением к счастью или наслаждению.
Такое поведение, утверждает он, вообще
не может иметь внешних мотивов. А в качестве
единственного внутреннего мотива этого
поведения он признает в своей "Критике
практического разума" только долг
как нечто безусловное и самодостаточное.
(См. дополнительный иллюстративный материал.)
В
одной из поздних работ "Религия
в пределах только разума" Кант
отмечает, что упование на загробное
воздаяние и справедливого устроителя
мира искажает чистоту морального
мотива. Ведь нравственный долг
не предполагает никаких дополнительных
желаний и надежд. Не трудно заметить,
что все те трактовки нравственного закона,
которые приводит Кант, проникнуты пафосом
буржуазной эпохи с ее проповедью свободы
и автономии личности. В одном случае нравственную
максиму он выражает формулой: человек
для человека должен быть только целью,
но не средством. В другом случае Кант
дает формулировку: "Поступай так, чтобы
максима твоего поведения на основе твоей
воли могла стать общим естественным законом".
В третьем случае речь идет о совпадении
индивидуальной воли с основой всеобщего
законодательства8. Везде, как мы видим,
сутью нравственного закона оказывается
буржуазный идеал свободы и равенства.
(См. дополнительный иллюстративный материал.)
Итак,
в погоне за выгодой, по мнению
Канта, человек совершенствует свои таланты
и изобретательность и в результате выходит
из грубого животного состояния. Такие
таланты и способности человека Кант называет
"культурой умения". Но от "культуры
умения" нужно перейти к "культуре
воспитания", когда люди научатся обуздывать
страсти и ограничивать себя при помощи
нравственного закона. И именно это высшее
нравственное состояние человечества
Кант именует "моральностью", а иногда
просто "культурой".
Как
мы видим, классическая модель
культуры предполагает ясно выраженный
гуманистический идеал, согласно которому
культура неотделима от разума и свободы
воли человека. Такой видели культуру
в европейской философии от Гердера до
Гегеля, несмотря на все разногласия между
разными философами. Но затем ситуация
изменилась. И уже к концу XIX века классическому
пониманию культуры было противопоставлено
неклассическое понимание культуры. А
ему, в свою очередь, был противопоставлен
позитивнонаучный подход к культуре. Наша
задача - разобраться с этими двумя альтернативами
классической модели культуры. И начнем
мы с позитивнонаучного подхода к ней.
(См. дополнительный иллюстративный материал.)