Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2011 в 17:34, доклад
Иван Яковлевич Вишняков — знаменитый русский художник-портретист, монументалист, декоратор, один из представителей светского портрета в стиле рококо, руководитель Живописной команды Канцелярии от строений (1739-1761).
Художник работал в тесном контакте с зодчими В.В.Растрелли, М.Г.Земцовым и декоратором Дж. Валериани, участвовал в бесконечных перестройках, в реставрациях и новом строительстве Зимнего, Летнего и Аничкового дворцов, Триумфальных ворот в Москве, Петропавловского собора, оперных домов, Петергофского и Царскосельского дворцов.
Иван Яковлевич Вишняков (1699-1761)
Иван Яковлевич Вишняков — знаменитый русский художник-портретист, монументалист, декоратор, один из представителей светского портрета в стиле рококо, руководитель Живописной команды Канцелярии от строений (1739-1761).
Художник
работал в тесном контакте с зодчими
В.В.Растрелли, М.Г.Земцовым и декоратором
Дж. Валериани, участвовал в бесконечных
перестройках, в реставрациях и новом
строительстве Зимнего, Летнего и Аничкового
дворцов, Триумфальных ворот в Москве,
Петропавловского собора, оперных домов,
Петергофского и Царскосельского дворцов.
Роспись дворцовых интерьеров, создание
образов для Троицкого собора и церкви
Симеона и Анны, личные заказы императрицы
Елизаветы Петровны… Всё это перемежается
у Вишнякова с необходимостью мыть и чистить
старые холсты, совместно с резчиками
золотить «каймы» плафонов и люстры, сооружать
декорации, переставлять рамы, надшивать
холсты и одновременно выступать экспертом
и консультантом по многочисленным живописным
произведениям, следить за чистотой иконографии
царствующих особ, чтобы не искажались
их лики.
За четверть века, проведенного во главе
Живописной команды Канцелярии от строений,
художником была создана целая школа,
которая может быть по праву названа «школой
И.Я.Вишнякова». Система обучения, разработанная
А.Матвеевым и совершенствованная Иваном
Яковлевичем, легла в основу принципов
преподавания в Академии художеств. Живописцы
Г.Молчанов, И.Бельский, А.Антропов,
иконописец М. Колокольников и десятки
менее знаменитых художников были учениками
этого замечательного педагога и заботливого
наставника.
С годами Иван Яковлевич все больше тяготел
к религиозной живописи и даже отстаивал
свое право не только контролировать,
но и писать иконостас для Андреевского
собора в Киеве (икона Богоматери с младенцем,
образ Св.Апостола Андрея Первозванного,
1750-1753 гг.). До самой смерти работал он над
иконами большой церкви Зимнего дворца
(1761г.). Но портрет, который в русском искусстве
был проверкой на высшую ступень живописного
мастерства, остался ведущим жанром в
творчестве Вишнякова.
0 первых его опытах как портретиста (портреты
детей Ягожинского, герцога и герцогини
Курляндских) трудно судить, так как они
бесследно исчезли во времени, как и все
декоративные работы. Но и сохранившихся
— вполне достаточно, чтобы понять, каким
прекрасным мастером он был. Вишняков
никогда не выезжал из России, не погружался
в иную художественную среду, как его современники
И. Н. Никитин или А. М. Матвеев, поэтому
традиции русского искусства допетровского
времени своеобразно сосуществуют в его
живописи с новыми для России западноевропейскими
принципами. В его портретах, особенно
детских, отразился дух русского рокайльного
искусства (в стиле рококо), но в них нет
бездушности, фривольности, наружной слащавости
и галантности, присущих западному рококо.
Вишняков не прошел «академической выучки»,
но знает об анатомии, однако, спокойно
идет на нарушение ее правил. В знаменитом
«Портрете Сарры-Элеоноры Фермор» ради
изысканной красоты текучих линий и цельности
силуэта фигуры наделяет юную дочь начальника
Канцелярии от строений В.Фермора чрезмерно
длинными руками. Словно дивный цветок
неземной красоты, расцветает над великолепным
муаровым платьем нежное девичье личико
Сары Фермор (1749 г.). И если бы волею судьбы
Вишняков, расходовавший свои жизненные
и творческие силы на тысячи мелочей, создал
бы только очаровательный образ Сары Фермор,
то лишь за один этот портрет его могли
бы считать «символом всего русского искусства
XVIII в.
Вишняков знает о прямой перспективе и
использует ее, когда это совершенно необходимо,
но скрупулезное соблюдение ее законов
для него не более чем докучливая условность
( «Портрет Вильгельма Георга Фермора»).
Он знает, что узоры на одежде должны следовать
за ее складками, но тяга к декоративности
чувств побеждает, и растительный узор
и цветы на костюмах его персонажей распускаются
зачастую как бы поверх складок, не желают
полностью подчиняться их изгибам.
Мастер психологической характеристики,
Вишняков внимательно изучает и тонко
передает лица своих персонажей. Тело
и фон для него — это не характеристика
человека, и потому он пишет фигуры безукоризненно
задрапированными, плоско и схематично.
Но лица в портретах пронизаны теплотой
и душевностью, в них есть «особая интимность
и непритязательность», обаяние и цельность
образа. Органичное соединение парусност
и, декоративной парадности и внешней
статичности создают удивительный эффект,
на фоне которого внутренний мир человека
царствует над нарочитой скованностью
фигуры.
Даже руки, столь значимые для большинства
портретистов, зачастую становятся у него
как бы элементами костюма, подчиняются
общему ритму, прячутся в складки. Это
сочетание объемно написанной головы
и несколько более плоскостно и декоративно
трактованной фигуры в изукрашенном наряде,
выступающей чаще всего из затемненного
фона, придает портретам Вишнякова особую
прелесть.
Безупречный «глаз»
художника и безукоризненный вкус вывели
Вишнякова в ряд лучших портретистов того
времени. Недаром, он был допущен, не только
копировать, но и писать портреты царствующих
особ, а затем «тиражировать» их для многочисленных
дворцов, государственных учреждений
и частных высокопоставленных лиц.
Художнику нравилась декоративная роскошь
парадных нарядов его эпохи, их театральность
и праздничность. С восхищением он передает
вещность и предметность мира, тщательно,
с любовью выписывает изумительные костюмы
XVIII столетия, с их тканями со сложными
узорами, различных расцветок и фактур,
с тончайшими вышивками и кружевами и
украшениями. Как мастер-декоратор Вишняков
создает исключительную цветовую гамму.
И хотя узор словно наложен поверх негнущихся
складок одежды, он осязаем, и напоминает,
по словам искусствоведа Т.В.Ильиной, «поле
роскошной древнерусской миниатюры XVII
в. или растительный орнамент фрески того
времени». А над всем этим богатством вещного
мира смотрят и дышат лица людей.
Среди них (кроме
императорских особ) нет ни одного
выдающегося
государственного деятеля, как это
было принято в петровское время.
Чета Николая и Ксении Тишининых (1755 г.)
— помещики, Михаил Яковлев — сын знаменитого
капиталиста, владельца сибирских железных
дорог (парный портрет с супругой Степанидой,
1756 г.), М.С.Бегичев (1757 г.) — артиллерийский
инженер, И.Н.Коцарев — представитель
Комнатной конторы. И это стремление изображать
ни чем не знаменитых людей, раскрывать
перед зрителем особое, личное пристрастие
к обычному человеку стало несомненным
новаторством художника в русском искусстве.
Как ни одному художнику его времени, Вишнякову
удавались детские портреты. За скованной
условностью парадных портретов мы видим
серьезное и уважительное отношение к
миру ребенка, отличному всеми чувствами
и переживаниями от мира взрослых.
Вишняков относится
к числу тех редких, рождающихся обычно
в переходные эпохи, художников, в искусстве
которых утонченное мастерство соединяется
с наивностью, а изысканность — с непосредственностью
восприятия. Поэтому созданный им образ
Сарры Фермор — одетой во «взрослое» платье
очаровательной девочки с непомерно длинными
руками — стал своеобразным символом
всего русского искусства середины XVIII
столетия.
Информация о работе Иван Яковлевич Вишняков, творческий путь