Иероним Босх

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2011 в 22:42, биография

Описание работы

Творчество старого нидерландского мастера Иеронима Босха (1450–1516) близко нашему времени. Глобальные проблемы современности, страх за судьбы человечества, горькая сатира на мир, страстное обличение пороков, постоянная, незатихающая борьба сил света и тьмы и надежда на спасение — эти идеи, зашифрованные в сложных образах, пронизывают все его картины.

Работа содержит 1 файл

Иероним Босх.doc

— 598.00 Кб (Скачать)

Музей истории  искусств, Вена

Академия изобразительных  искусств, Вена

Альбертина, Вена

Штеделевский  художественный институт, Франкфурт-на-Майне 

Берлинская картинная  галерея, Берлин

Гравюрный кабинет, Берлин

Национальный  музей древнего искусства, Лиссабон

Дворец дожей, Венеция 

Национальная  галерея искусства, Вашингтон 

Наиболее полное собрание произведений художника хранится в музее Прадо. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Копиисты, подражатели, последователи и наследники 

 

Подражатель Босха. Ecce Homo (Се Человек). 1500—1504. Художественный музей. Филадельфия 
 
 

Босх — художник не типичный в панораме нидерландской  живописи и единственный в своём  роде в европейской живописи XV века. Поразительные по изобретательности формы и фигуры, отклоняющиеся от нормы, чудовищные и парадоксальные, рождены свободным, исключительно богатым воображением, отражающим фантазию современных Босху североевропейских народных рассказов.

 

Подражатель Босха. Искушения св. Антония. Ок. 1500. Собрание Ф. ван Лансхота. Хертогенбос 
 
 
 

Босх производит впечатление мастера «неподражаемого», однако его манера была воспринята множеством копиистов, как только выяснилось, что это гарантировало выгодную продажу картин. Сам Босх следил за изготовлением копий некоторых своих работ, в частности, триптиха «Воз сена», который существует в двух версиях — (в собраниях Прадо и Эскориала). Параллельно с чисто ремесленными подражателями, не претендовавшими на оригинальность, работали и другие мастера, создававшие под впечатлением картин Босха собственные интересные композиции. К таким художникам следует отнести, прежде всего, Квентина Массейса и Иоахима Патинира. Массейс перенял жанровый характер и моралистическую направленность босховских триптихов, и в его творческом преломлении это стало характерным достоянием голландской живописной школы. Патинира, напротив, привлекал космический масштаб происходящего — в своих панорамных картинах, вслед за Босхом, он воплощал фантастические и грандиозные пейзажи. В многоплановом творчестве Питера Брейгеля Старшего обе тенденции, развиваясь параллельно, представлены в равной степени, являя синтез нового философского обобщения. То, что Питер Брейгель Старший (ок. 1525/30-1569) в первую очередь унаследует от Босха, будет именно причастность народной крестьянской культуре, а также морализаторский дух, выраженный через аллюзии и подтексты двусмысленной и тонкой трактовки сюжета.

 

Ян  Мандейн. Искушения св. Антония. Ок. 1550. Музей Франса Халса. Харлем 
 

Когда сюрреализм заявил о главенстве подсознания  в искусстве, фантазии Босха были заново оценены. Изъятые из позднеготического контекста, в котором они возникли, его чудовищные фигуры получили новую жизнь. Макс Эрнст и Сальвадор Дали объявили себя его наследниками. Создания Дали повинуются метаморфическому закону, которые всё делает принадлежащим единой реальности первозданного хаоса, поэтому в атмосфере его картин господствуют абсурд и тайна. Творчество Босха старались представить в свете психоаналитической теории Фрейда: лишь высвобождение сверхъестественных сил бессознательного могло породить адские видения нидерландского мастера. Фантасмагорический мир Босха вполне отвечает теории автоматизма, изложенной Андре Бретоном в первом манифесте сюрреалистов (1924): живописец запечатлевает любой образ, возникший в его сознании. Сам Бретон определял Босха как «совершенного визионера», отводя ему роль предтечи сюрреализма: поэтику воображения без границ предваряет творчество «живописца бессознательного». И одним из самых прочных мостов, связавших искусство авангарда с живописью Босха, стала магия алхимии — их общий неисчерпаемый источник образов.

Теории сюрреализма, основанные на психоанализе Фрейда, не смогли дать полную расшифровку картин нидерландского живописца. Современная психология может объяснить, почему произведения Босха обладают такой притягательностью, но не может определить смысл, который они имели для художника и его современников.

Картины Босха

Отдельные картины

Извлечение камня глупости. 1475-1480. Прадо. Мадрид

Семь смертных грехов. 1475-1480. Прадо. Мадрид

Распятие с донатором. 1480-1485. Королевские музеи изящных искусств. Брюссель

Ecce Homo. 1480-1485. Штеделевский художественный институт. Франкфурт

Несение креста. 1490-1500. Музей изящных искусств. Гент

Св. Иоанн Креститель в пустыне. 1504-1505. Собрание Хосе Ласаро Гальдиано. Мадрид

Св.Христофор. 1504-1505. Музей Бойманса-ван Бёнингена. Роттердам

Св. Иероним за молитвой. ок. 1505. Музей изящных искусств. Гент

Увенчание терновым венцом. 1508-1509. Национальная галерея. Лондон

Увенчание терновым венцом. ок. 1510. Монастырь Сан-Лоренсо. Эскориал

 
Блудный сын. ок. 1510. Музей Бойманса-ван Бёнингена. Роттердам
 

[править] Створки (фрагменты) несохранившихся триптихов

Корабль дураков. 1495-1500. Лувр. Париж

Аллегория чревоугодия и любострастия. ок. 1500. Художественная галерея Йельского университета. Нью-Хейвен

Смерть скупца. ок. 1500. Национальная галерея искусства. Вашингтон

Св. Иоанн на Патмосе. 1504-1505. Берлинская картинная галерея. Берлин

«Блаженные и проклятые». 1504-1505. Дворец дожей. Венеция

Несение креста. 1505. Королевский дворец. Мадрид

Ад и Потоп. 1508-1514. Музей Бойманса-ван Бёнингена. Роттердам

Несение креста. 1515-1516. Музей истории искусств. Вена

Графика Босха

С большой долей достоверности авторство Иеронима Босха было установлено лишь в отношении восьми рисунков. 

Слышащий  лес и зрячее поле. Перо, бистр. 20,2 х 12,7 см. Гравюрный кабинет. Берлин

Человек-дерево. Перо, бистр. 27,3 х 21,1 см. Альбертина. Вена

Два монстра. Перо, бистр. 16,4 х 11,6 см. Гравюрный кабинет. Берлин

Черепаха  с черепом на панцире  и крылатый демон. Перо, бистр. 16,4 х 11,6 см. Гравюрный кабинет. Берлин

Две ведьмы. Перо, бистр. 12,5 х 8,5 см. Музей Бойманса-ван Бёнингена. Роттердам

Наброски  монстров. Перо. 8,6 х 18,2 см. Гравюрный кабинет. Берлин

Улей  и ведьмы. Перо, бистр. 19,2 х 27 см. Альбертина. Вена

Ведьмы. Перо, бистр. 20,3 х 26,4 см. Кабинет рисунков. Лувр. Париж

 

 

Питер Брейгель Старший.Семь смертных грехов. 
 

В середине XVI в., спустя несколько десятилетий после  смерти Босха, началось широкое движение возрождения причудливых созданий фантазии голландского живописца. Этот всплеск интереса к босховским мотивам, объясняющий популярность работ Питера Брейгеля Старшего, был подкреплён широким распространением гравюры. Это увлечение длилось несколько десятилетий. Успех гравюр, сделанных по мотивам босховской «нечисти», немедленно вызвал к жизни всевозможные подражания и реплики (вплоть до сознательных подделок). Все эти изображения были хотя бы частично выдержаны в духе Босха — с обилием чудесных и чудовищных созданий. Особый успех имели гравюры, иллюстрирующие пословицы и сцены из народной жизни. Даже Питер Брейгель сознательно использовал имя Босха в коммерческих целях, «подписывая» гравюры, сделанные по мотивам рисунков мастера, что сразу повышало их ценность. 

Картины, приписываемые Босху

Следующие картины  не получили убедительной атрибуции  Иерониму Босху.

Искушение св. Антония. Прадо. Мадрид

Голова алебардщика. Прадо. Мадрид

Женская голова (фрагмент). Музей Бойманса-ван Бёнингена. Роттердам

Две мужские  головы. Музей Бойманса-ван Бёнингена. Роттердам

Св. Иаков и  чародей.

Поклонение младенцу. Музей Валльраф-Рихартц. Кёльн

Поклонение волхвов. Музей искусства. Филадельфия

Ecce Homo (Се Человек). Художественный музей. Филадельфия

Смерть распутницы. Частное собрание. Нью-Йорк

Брак в Кане. Музей Бойманса-ван Бёнингена. Роттердам

Страшный Суд (фрагмент). Старая Пинакотека. Мюнхен

Фокусник. Муниципальный  музей. Сен-Жермен-ан-Ле

Концерт. Музей  изящных искусств. Лилль

     
 

Литература

Тревин  Коплстоун. Хиеронимус Босх. Жизнь и творчество. — М: «Лабиринт-К», 1998.

Девитини  А. Босх: Пер. с итал./А.Девитини — М: ООО «Издательство АСТ»: ООО «Издательство Астрель», 2002.

Баттилотти  Д. Босх: Пер. с итал./Д.Баттилотти — М: «Белый город», 2000.

Вальтер Бозинг. Босх: Пер. с нем./В.Бозинг — М: Арт-Родник, 2001.

История искусства  зарубежных стран. Средние века, Возрождение / Под ред. Ц. Г. Нессельштраус. М., 1982

Фомин Г. И. Иероним Босх. М., 1974

Ш. де Тольнай. Босх. М., 1992

Г. Мартин. Босх. М., 1992

К. С. Егорова. Три картины Босха на тему «Мыслитель и природа». Сов. искусствознание, вып. 19. М., 1985

Р. Х. Марейниссен, П.Рейфеларе. Иероним Босх: художественное наследие. М., 1998  

Информация о работе Иероним Босх