Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2012 в 15:35, реферат
Иван Александрович Анненков родился 5 марта 1802 года в Москве. Его отец, А.Н.Анненков, был отставным капитаном лейб-гвардии Преображенского полка, советником нижегородской гражданской палаты. Он скончался, когда сыну был всего один год. Мать будущего декабриста была дочерью известного деятеля Сибири, иркутского генерал-губернатора, И.В.Якобий, богатейшего человека. Сначала маленький Анненков рос и воспитывался при домашних учителях. Ими были швейцарец Дюбуа и француз Берже. С пятнадцати до семнадцати лет он посещал лекции в Московском университете. Не завершив службу, он поступил на военную службу в кавалергарды в августе 1819 года. С 1 ноября 1819 года эстандарт-юнкер, корнет с 21 декабря 1819 года, поручик с 13 марта 1823 года. В 1824 году его старший брат убит на дуэли, и он остался единственным наследником крупного состояния Анненковых. Иван Александрович Анненков летом 1825 года, за несколько месяцев до декабрьских событий, познакомился с Полиной Гебль, которая разделит с ним все тяготы и невзгоды. Через 3 года Иван Анненков – поручик Кавалергардского полка. Еще через год он вступает в Северное общество. Позднее становится членом отделения Южного общества в Петербурге....
Введение стр.2
I. Биография И.А.Анненкова стр.3
II. Восстание декабристов стр.4-9
III. После восстания стр.9-15
1. Арест Анненкова, допрос и следствие, приговор стр.11
2. Чита и Петровский завод стр.12
3. Нижний Новгород стр.13-16
Заключение стр.17-18
Список использованной литературы стр.19
Арест Анненкова, допрос и следствие, приговор
Ночью 19 декабря Иван Анненков
был арестован в полковых казармах
и свезен в Зимний дворец. Приняв
присягу новому императору, находясь
в час выступления среди
И.А.Анненкова содержали в Петропавловской крепости. В бумагах главного тюремщика есть запись от 1 февраля:
«Посылаемого Анненкова посадить по усмотрению и содержать хорошо».
В это время в Зимнем
дворце шли постоянные допросы. Следствие
вел сам император Николай. Сначала
Николай хотел без суда расстрелять
участников восстания, но по совету Сперанского,
передумал – это могло
В июле 1826 года Анненков был осужден по второму разряду вместе с другими одиннадцатью заключенными, которых определил Николай. Сначала срок каторги был двадцать лет, затем его сократили до пятнадцати лет.
Чита и Петровский завод
Чита, куда сослали Ивана Анненкова, в ту пору была очень небольшим селением, состоявшим из двух десятков домов и острога.
Через некоторое время Полина Гебль, как и жены декабристов, приезжает в Читу. Здесь 4 апреля 1828 года Иван Анненков и Полина Гебль, ставшая Прасковьей Егоровной, обвенчались.
В 1830 году декабристов из Читы было приказано перевести в Петровский завод.
Условия жизни в Петрозаводе были намного лучше, чем в Чите.
В «петрозаводскую» пору обострилась борьба против унизительного указа императора давать фамилии детям осужденных по именам их отцов. Т.е., например, дети Ивана Анненкова становились бы Ивановыми, дети Василия Ивашева – Васильевыми. Лишь при исполнении такого условия детей «из жалости» могли обучать в казенных заведениях. Эта ситуация была унизительной для декабристов. Поэтому все, кроме Давыдовых, отказались от такой «милости императора». Со временем декабристы смогли добиться отмены такого указа, тем самым доказав свое упорство и твердость.
В мае 1838 года Анненковы уезжают в Бельское, затем в Туринск, позже в Тобольск, где Ивану Александровичу разрешили поступить на гражданскую службу.
Нижний Новгород
После амнистии, объявленной новым императором Александром II в1856 году, изгнанники стали возвращаться из Сибири.
Вернувшиеся изгнанники, явившие пример высокой нравственности и душевной стойкости, были приняты передовым обществом с почтительным уважением и симпатией. "Довелось мне видеть возвращенных из Сибири декабристов,- писал Лев Толстой,- и знал я их товарищей и сверстников, которые изменили им и остались в России и пользовались всяческими почестями и богатством. Декабристы, прожившие на каторге и в изгнании духовной жизнью, вернулись после 30 лет бодрые, умные, радостные, а оставшиеся в России и проведшие жизнь в службе, обедах, картах были жалкие развалины, ни на что никому не нужные, которым нечем хорошим было и помянуть свою жизнь; казалось, как несчастны были приговоренные и сосланные и как счастливы спасшиеся, а прошло 30 лет, и стало ясно, что счастье было не в Сибири и не в Петербурге, а в духе людей, и что каторга и ссылка, неволя, была счастье, а генеральство и богатство и свобода были великие бедствия..." Слова о "духе людей" по праву можно отнести к спутницам декабристов - их женам, исполнившим в Сибири, по словам Ф. М. Достоевского, "высочайший нравственный долг".
Анненковы уехали из ссылки в 1957 году в Нижний Новгород. Их выбор был связан с тем, что в окрестностях города были имения семьи Анненковых: в Лукояновском уезде –Пузская слобода, в Арзамасском – село Вазьян, деревни Озерки, Большая Печерка, Неледино, в Нижегородском - деревня Борцово, в Балахнинском – Шарыпово. Кроме того, друзья Ивана Александровича подыскали дом для его семьи. А нижегородский губернатор А.Н.Муравьев был готов принять Анненкова на службу.
Чета Анненковых расположилась в доме Лемана на Большой Печерской улице. Историк И.Кирьянов пишет: «Существующий дом №16 носит следы значительной поздней переделки. В неизвестное время у дома появился деревянный пристрой с передней каменной стеной. Фасадная часть основного дома оштукатурена и кажется каменной, а боковые стены обшиты тесом».
В июне 1857 года Иван Александрович Анненков переведен на службу в канцелярию нижегородского губернатора сверх штата. Он принимал деятельное участие в проведении реформы по освобождению крестьян и был счастлив, что идеи его молодости, за которые он и его товарищи так жестоко пострадали, все-таки осуществились, и он дожил до этого радостного часа.
С 1858 года
он – член губернского
Декабристы были страстными просветителями. Они боролись за передовые идеи в педагогике, постоянно пропагандируя идею о том, что просвещение должно стать достоянием народа. Они отстаивали передовые, антисхоластические методы обучения, приспособленные к детской психологии.
Важнейшими чертами педагогической практики, как считали Анненковы, была комплексность обучения грамоте и ремеслам, применение методики взаимного обучения и дифференцированной работы с каждым учеником в зависимости от его способностей и успехов. Обучение в школах было по существу светским, несмотря на то, что работали они нередко под вывеской церковно- приходских школ и в их программах значились Закон Божий и священная история.
Иван Александрович полагал, что в улучшении благосостояния народа большую роль наряду с просвещением играет квалифицированный труд, поэтому они придавали большое значение трудовому воспитанию учащихся.
Введя новые приемы и методы обучения, значительно расширился уровень общеобразовательной подготовки учащихся по сравнению с правительственными школами. В программах и педагогической практике школ большое внимание уделялось предметам естественнонаучного цикла, всемерному внедрению наглядности, использованию местного материала.
Иван Анненков и
его жена были членами
Открытие женских школ положило начало вовлечению женщин в сферу умственного труда.
Вся деятельность была посвящена будущим социально – экономическим, политическим и культурным преобразованиям общества, независимо от того, касалось ли это врачебной помощи местному населению, или шла речь о пропаганде музыки, живописи и т.п.
Прасковья Егоровна ушла из жизни 14 сентября 1876года. Потеряв опору в жизни в лице своей ненаглядной жены, скоро умер и Иван Александрович. Так завершился жизненный круг этой любящей пары. Похоронены Анненковы на нижегородском кладбище «Марьина роща».
К судьбе Анненковых было приковано внимание художников:
Украинский поэт Тарас Шевченко был очарован этой любящей парой. Гостем в доме Анненковых стал известный французский беллетрист Александр Дюма, который в это время совершал ознакомительную поездку по России.
Впечатлительный писатель был
настолько покорен
История четы Анненковых легла в основу следующих произведений:
роман «Учитель фехтования» А.Дюма,
воспоминания Ф.Достоевского,
опера «Декабристы» Ю.Шапорина,
фильмы: «Декабристы» (20-е годы),
«Звезда пленительного счастья» (70-е годы).
Заключение
Ссылка в Сибирь могла бы стать для декабристов политической и общественной смертью. Все было рассчитано на то, что изолированные от культурных центров, лишенные необходимой культурной пищи, в том числе книг, без права публикации своих научных и литературных произведений высокообразованные люди неизбежно будут обречены на «нравственное онемение» и духовную смерть. Этим планам не суждено было осуществиться. И жизненный путь Ивана Александровича Анненкова - общественного деятеля, одного из тех, кто стоял под пулями на Сенатской площади, кто перенес долгие годы каторги и поселений – яркое тому доказательство.
Вся деятельность Анненкова была направлена на ускорение социально – экономического, общественно – политического и культурного развития Нижегородского края. В его письмах, сочинениях, в практической деятельности, в общественных делах поднимались актуальные вопросы той эпохи – вопросы развития народного образования, здравоохранения, подъема общего уровня культуры народных масс. Особенно ценна деятельность И.А. Анненкова, направленная на пробуждение общественного сознания нижегородцев.
Иван Александрович Анненков и Полина Гебль смогли выдержать все испытания, которые выпали на их долю. Судьба, разлучив влюбленных после мятежа, сделала их чувства еще сильнее. Эти люди – поистине мужественные, смелые и сильные духом. Они много сделали для нашего города и оставили о себе в Нижнем Новгороде добрую память.
… Два удивительных по судьбе своей человека покоятся под чугунным памятником на старом нижегородском кладбище под раздумным шумом вековых берез. Мне случилось зайти на это кладбище. Я поклонилась праху этих людей, чья жертвенность во имя высоких вечных идеалов волнует нас до сих пор. Думаю, судьбы этих людей не перестанут волновать и новое поколение.
Я смотрю на старый чугунный
крест, под которым спит декабрист-кавалергард
и его самоотверженная
«Напрасно мирные забавы продлить пытаетесь, смиряясь
Не раздобыть надежной славы,
Покуда кровь не пролилась…
Крест деревянный иль чугунный
Назначен нам в грядущей мгле
Не обещайте деве юной любови вечной на земле…»
Строки эти – еще один венок на могилу старого нижегородского кладбища.
Список использованной литературы