Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 10:58, реферат
Научно - технический прогресс давно стал надежным фундаментом переустройства многих стран. Освоение его достижений объективно вызвало к жизни качественно новые подходы к организации жизнедеятельности людей.
Движущей силой этих преобразований стали предприниматели, среди них – Генри Форд. Он один из ведущих конструкторов цивилизованной рыночной экономики.
Введение стр.3
Американская мечта в чистом виде стр.4
Сам. Только сам стр.6
Создание идеала стр.8
Его борьба стр.9
Кадровая политика стр.10
Его достижения стр.11
Финансы стр.12
Управление по Форду стр.13
Фордизм стр.15
Заключение стр.17
Список литературы стр.18
Принцип Форда был другим: каждая часть автомобиля должна быть сменной, чтобы, если понадобится, ее можно было заменить более современной. Доброкачественная машина должна быть так же долговечна, как хорошие часы. Пусть автомобиль Форда был однообразный, зато надежный. Акционеры взбунтовались. Генри Форд, чтобы усыпить их бдительность, ушел в отставку и передал управление своему сыну Эдселу. Тем временем сам начал скупать акции и очень скоро к имевшемуся в его распоряжении 51% добавил остальные 49%. Акционеров как таковых не осталось. Платить дивиденды было некому. Заведовать финансами Форд поставил Эдсела, а сам продолжил единолично руководить производством. Политика осталась без изменений: лучше продать большое количество автомобилей с маленькой прибылью, чем малое количество с большой.
Как удалось Форду скупить акции на сумму почти в 60 млн долларов? Он открыл новый способ тратить меньше денег в предприятии - путем ускорения оборота. 1 января он имел в своем распоряжении 20 млн долларов наличными (помните, что Форд признавал только наличные?!), а 1 апреля - уже 87 млн долларов, на 27 млн больше, чем было необходимо для погашения долга за акции. Он распродал все имущество, не имевшее отношения к производству, - получил 24 700 000 долларов, еще 3 млн выручил за зарубежное производство. Купил железную дорогу, чтобы меньше терять на перевозках, - выигрыш составил 28 млн. Продажа военных займов и побочных продуктов принесла 11 600 000. В итоге - 87 300 000.
"Если
бы мы приняли заем, - писал
Форд, - наше стремление к удешевлению
методов производства не осуществилось
бы. Если бы мы получили деньги под 6%, а,
включая комиссионные деньги и так далее,
пришлось бы платить больше, то одни проценты
при ежегодном производстве в 500 000 автомобилей
составили бы надбавку в 4 доллара на автомобиль.
Одним словом, мы вместо лучшего производства
приобрели бы только тяжелый долг. Наши
автомобили стоили бы приблизительно
на 100 долларов дороже, чем сейчас, наше
производство вместе с тем сократилось
бы, потому что ведь и круг покупателей
сократился бы тоже".
9. Управление - по
Форду
В
1920 году, продав все, что не имело
отношения к
Чисто утилитарный подход к менеджменту получил название "фордизма". Чтобы не быть голословными, процитируем самого основателя: "Величайшее затруднение и зло, с которым приходится бороться при совместной работе большого числа людей, заключается в чрезмерной организации и проистекающей отсюда волоките. На мой взгляд, нет более опасного призвания, чем так называемый организационный гений. Он любит создавать чудовищные схемы, которые, подобно генеалогическому древу, представляют разветвления власти до ее последних элементов. Весь ствол древа обвешан красивыми круглыми ягодами, которые носят имена лиц или должностей. Каждый имеет свой титул и известные функции, строго ограниченные объемом и сферой деятельности своей ягоды. Если начальник бригады рабочих желает обратиться к своему директору, то его путь идет через младшего начальника мастерской, старшего начальника мастерской, заведующего отделением и через всех помощников директора. Пока он передаст кому следует то, что он хотел сказать, это, по всей вероятности, уже отошло в историю. Проходят шесть недель, пока бумага служащего из нижней левой ягодки в углу великого административного древа доходит до председателя или президента наблюдательного совета. Когда же она счастливо протолкнулась до этого всесильного лица, ее объем увеличился, как лавина, до целой горы критических отзывов, предложений и комментариев. Редко случается, что дело доходит до официального утверждения прежде, чем истек уже момент для его выполнения. Бумаги странствуют из рук в руки, и всякий старается свалить ответственность на другого, руководствуясь удобным принципом, что "ум хорошо, а два лучше", - писал Форд в своей книге "Моя жизнь, мои достижения".
Он видел предприятие как "рабочее общение людей, задача которых - работать, а не обмениваться письмами". Одному отделу вовсе незачем знать, что происходит в другом. В своей компании он оставил только менеджеров низшего звена, которые отчитывались за произведенную их отделами продукцию. Никаких собраний и совещаний не проводилось: орд считал их совершенно излишними. Чересчур сложная организационная структура, по мнению Форда, вела к тому, что было непонятно, кто за что отвечает. Каждый должен был быть в ответе за вверенный ему маленький участок работы - то есть в управлении он использовал организационный конвейер. Он тасовал мелких руководителей, тщательно следил, чтобы они не сваливали вину друг на друга. Не поощрял и дружеских отношений на работе, опасаясь того, что люди начнут покрывать ошибки товарища.
"Когда
мы работаем, мы должны относиться
к делу серьезно; когда веселимся,
то уж вовсю. Бессмысленно смешивать
одно с другим. Каждый должен поставить
себе целью - хорошо выполнить работу и
получить за нее хорошее вознаграждение.
Когда работа окончена, можно повеселиться.
Оттого-то фордовские фабрики и предприятия
не знают никакой организации, никаких
постов с особыми обязанностями, никакой
разработанной административной системы,
очень мало титулов и никаких конференций.
У нас в бюро ровно столько служащих, сколько
безусловно необходимо, каких бы то ни
было документов нет вовсе, а следовательно,
нет и волокиты. Мы возлагаем на каждого
целиком всю ответственность. У всякого
работника своя работа. Начальник бригады
отвечает за подчиненных ему рабочих,
начальник мастерской - за свою мастерскую,
заведующий отделением - за свое отделение,
директор - за свою фабрику. Каждый обязан
знать, что происходит вокруг него. Фабрика
подчинена уже много лет одному-единственному
руководителю. Так как у нас нет ни титулов,
ни служебных полномочий, то нет никакой
волокиты и никаких превышений власти.
Каждый работник имеет доступ ко всем;
эта система до такой степени вошла в привычку,
что начальник мастерской даже не чувствует
себя оскорбленным, если кто-либо из его
рабочих обращается через его голову непосредственно
к руководителю фабрики. Правда, у рабочего
редко имеется повод для жалоб, так как
начальники мастерских знают прекрасно,
как свое собственное имя, что всякая несправедливость
весьма скоро обнаружится, и тогда они
перестанут быть начальниками мастерских.
Если у человека закружилась голова от
высокого поста, то это обнаруживается,
и затем его или выгоняют, или возвращают
к станку. Работа, исключительно одна работа
является нашей учительницей и руководительницей.
Титулы оказывают удивительное действие.
Слишком часто они служат вывеской для
освобождения от работы. Нередко титул
равняется знаку отличия с девизом: "Обладатель
сего не обязан заниматься ничем иным,
кроме оценки своего высокого значения
и ничтожества остальных людей".
10.
Фордизм
Фордизм,
система организации массово-
Основой фордизма и обусловленных им новых методов организации производства и труда стал сборочный конвейер. Каждый из рабочих, размещенный вдоль конвейера, осуществлял одну операцию, состоящую из нескольких (а то и одного) трудовых движений (например, поворот гайки ключом), для выполнения которых не требовалось практически никакой квалификации. По свидетельству Форда, для 43% рабочих требовалась подготовка до одного дня, для 36% – от одного дня до одной недели, для 6% – одна-две недели, для 14% – от месяца до года.
Введение конвейерной сборки наряду с некоторыми другими техническими новшествами (типизация продукции, стандартизация и унификация деталей, их взаимозаменяемость и т.п.) привело к резкому росту производительности труда и снижению себестоимости продукции, положило начало массовому производству. Вместе с тем фордизм привёл к небывалому усилению интенсивности труда, его бессодержательности, автоматизму. Фордизм рассчитан на превращение рабочих в роботов и требует крайнего нервного и физического напряжения. Принудительный ритм труда, задаваемый конвейером, вызвал необходимость замены сдельной формы оплаты рабочей силы повременной. Фордизм, как и до него тейлоризм, стал синонимом методов эксплуатации рабочих, присущих монополистической стадии капитализма, призванных обеспечить повышение прибыли капиталистическим монополиям.
Стремясь подавить
В книге «Моя жизнь, мои
Выступления трудящихся против разрушительных социальных последствий фордизма расцениваются буржуазными идеологами как сопротивление техническому прогрессу. В действительности рабочий класс борется не против технического прогресса, а против капиталистического использования его достижений. В условиях современной научно-технической революции и повышения общеобразовательного и профессионального уровня подготовки рабочего класса, усиления его борьбы фордизм стал тормозом роста производительности труда.
В начале 70-х гг. некоторые капиталистические фирмы проводят эксперименты по модификации конвейерного производства в целях уменьшения монотонности, повышения содержательности и привлекательности труда, а следовательно, и его эффективности. Для этого реконструируются конвейерные линии: они укорачиваются, операции на них совмещаются, практикуется перемещение рабочих вдоль конвейера для выполнения цикла операций и т.п. Подобные мероприятия часто изображаются буржуазными социологами как проявление заботы предпринимателей о «гуманизации труда». Однако в действительности они диктуются стремлением приспособить фордизм к современным условиям и тем самым усовершенствовать методы эксплуатации трудящихся.
Только при социализме
11.
Заключение
Генри Форд построил самое большое индустриальное производство начала XX столетия и заработал на нем 1 миллиард (36 миллиардов в сегодняшних долларах), его принципы оказали огромное влияние на общественную жизнь США. Он продал 15 с половиной миллионов автомобилей "Форд-Т", конвейер стал делом привычным и необходимым. Форд стал платить рабочим в два раза больше и этим создал класс "синих воротничков". Его рабочие копили деньги, чтобы купить "свой" автомобиль - "Форд-Т". Форд не создавал спрос на автомобили, он создал условия для спроса. В борьбе с принципами Форда родился американский менеджмент. Основоположники теории менеджмента формулировали свои принципы в заочном споре с Фордом, а один из первых американских менеджеров-практиков - Альфред Слоун из General Motors - разбил Генри Форда и в очной схватке.
«Форд» – крупнейший в мире производитель грузовиков и второй по счету производитель легковых и грузовых автомобилей по суммарному показателю. Мы продаем более 70 различных моделей машин по всему миру, произведенных под марками «Форд», «Линкольн», «Меркюри», «Ягуар» и «Астон Мартин». У «Форда» есть также доля акций в компании «Мазда Мотор Корпорэйшен» (33,4%) и «Киа Моторс Корпорэйшен» (9,4%).
В настоящее время планы «Форда» по дальнейшему расширению как в США, так и в других странах, а также широкая диверсификация компании означают появление дополнительных рабочих мест по всему миру.
Сквозь годы процветания и нужды, через войну и мир, «Форд Мотор Компани» начавшись с одного человека, маленького гаража и четырехколесного велосипеда, выросла в могущественную силу Америки, вносящую вклад в международную экономическую стабильность.
Между тем, страна стала индустриальным гигантом неизмеримой силы и жизнеспособности.
В каком-то смысле, история «Форда» – это современная история Америки.
А
как показала жизнь Генри Форда,
будущее – это всегда вызов.
12.Список
литературы