Формирование белорусов как самобытного этнического общества

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2012 в 20:39, реферат

Описание работы

В обыденном сознании власть, государство и политика отождествляются. Как правило, в массовом сознании государство и власть приобретают образ символа высшего судьи, идеала национальной нравственности. Подобный синтез часто именуется термином «государственность». В современной научной литературе термин «государственность» употребляется в различных смыслах:

а) как синоним государства вообще, государства того или иного типа (буржуазное, социалистическое и т.д.), а также для обозначения какого-либо этапа в развитии государства данного исторического типа;

Работа содержит 1 файл

В обыденном сознании власть.docx

— 18.53 Кб (Скачать)

В обыденном сознании власть, государство и политика отождествляются. Как правило, в массовом сознании государство и власть приобретают  образ символа высшего судьи, идеала национальной нравственности. Подобный синтез часто именуется  термином «государственность». В современной  научной литературе термин «государственность»  употребляется в различных смыслах:

 

а) как синоним государства  вообще, государства того или иного  типа (буржуазное, социалистическое и  т.д.), а также для обозначения  какого-либо этапа в развитии государства  данного исторического типа;

 

б) для обозначения системы (механизма) диктатуры определенного  класса или политической организации  общества;

 

в) для обозначения государственного аппарата;

 

г) при объединении группы каких-либо общих черт или признаков  государства (например, тоталитарного, демократического государства).

 

Понимание сути «государственности»  в основном связано с теми или  иными характеристиками государства. Но, хотя понятие «государственность»  этимологически и связано с понятием «государство», но не тождественно его  частичным характеристикам.

 

Смысловое поле понятия «государственность»  достаточно велико. Оно охватывает проблему взаимоотношения государства  как политической организации общества с самим обществом как совокупностью  граждан, подчиненных определенным законам общественного бытия, понимаемого  в рамках существующей системы ценностей  определенной эпохи определенного  общества. Государственность – это  способность и потребность человека осознанно вмешиваться в систему  существующей государственной организации  с целью ее оптимизации.

 

Каждый народ в ходе своего исторического развития вырабатывает определенную систему представлений, понятий, принципов формирования своей  национальной общности, форм своей  государственной и экономической  жизни.

 

Эти идеи составляют основу построения народом своего государства.

 

Систематизированную сумму  выработанных народом идей и представлений  об истории становления и развития своей государственности, особенностях устройства институтов государственной  власти, о направлениях, целях и  задачах дальнейшего развития государства  можно назвать идеологией национальной государственности. Идеология белорусской  государственности аккумулирует все  конструктивное, полезное для Беларуси из опыта прошлого и достижений настоящего. Идеология белорусской государственности  – это не только система взглядов, благодаря которым граждане нашей  республики могут ориентироваться  в политическом и социальном пространстве, но она призвана обосновать и обеспечить интересы белорусского народа как важнейшего субъекта политики.

 

Центральным звеном самосознания народа, его духовной доминантой является идея, представляющая собой форму  постижения в мысли объективной  реальности и самого субъекта (индивида, группы, народа), т. е. национальная идея. Национальная идея играет важнейшую  роль в становлении национального  самосознания народа, она способна консолидировать народ в единую социальную целостность.

 

Формирование белорусов  как самобытной этнической общности начинается в эпоху раннего средневековья. С V-VI  вв. на территорию Беларуси проникают  славянские племена. Одним из первых крупных государственных образований  славян была Киевская Русь (вторая половина IX - начало XII века). В составе Киевской Руси находились и земли кривичей, радимичей, дреговичей, населявших земли  современной Беларуси. Это было не столь централизованное государство, сколь политическое объединение  местных феодалов вокруг великого князя  в Киеве. Наиболее значимым на территории Беларуси было Полоцкое княжество, которое  и считается истоком белорусской  государственности. Полоцкое княжество, как и другие государственные  образования того периода на территории Беларуси было раннефеодальной монархией, во главе с князем, который осуществлял  верховную власть. Ему были подчинены  рада и управленческий аппарат, занимавшийся сбором дани, налогов, судопроизводством  и т. д. Законодательную власть осуществляло вече.

 

Среди элементов политической системы важное место отводилось церкви, которая, по сути, была идеологическим центром. Высшее духовенство принимало  активное участие в государственных  и хозяйственных делах.

 

В этот период оформился раннефеодальный  общественный строй. Жители княжеств называли себя по названию главного города земли.

 

Первые государственные  образования, существовавшие в раннем средневековье на территории современной  Беларуси, свидетельствовали о начале формировании белорусской государственности.

 

С середины XIII  века начался  процесс образования Великого княжества  Литовского. Образование ВКЛ –  результат естественного исторического  процесса, который длился более ста  лет. На основе анализа национального  состава руководящего органа ВКЛ (в  частности паны - рада) принято считать, что до середины XV века  ВКЛ –  государство литовско-белорусское (так в конце XIV века в Раде 81% литовцев, а в середине XVI  века белорусские  и украинские магнаты составляли большинство).

 

ВКЛ было феодальной монархией. На ранних этапах эта монархия приближалась к абсолютизму. В более поздний  период княжество – парламентская  представительная монархия. Языком общегосударственных  документов ВКЛ был старобелорусский. На нем велось делопроизводство, заключались  государственные договоры, издавались Статуты 1529, 1566, 1588 гг.

 

В Великом княжестве Литовском  произошло формирования белорусской  народности. Этническое самоназвание белорусов той эпохи – литвины, употреблявшееся в западной части  белорусских земель, и русские, употреблявшееся  в восточной части.

 

На формирование идеологии  белорусской государственности  оказал влияние факт существования  в ВКЛ этносов разных религиозных  и духовно-культурных ориентаций: восточной  и западной, православной и католической, протестантской, иудейской, исламской.

 

Принцип религиозно-этической  толерантности сыграл важнейшую  роль в процессе существования ВКЛ. Он способствовал сохранению в нем  гражданского мира, созданию богатой  культуры, основанной на этноконфессиональном синтезе.

 

Следующий этап развития идеологии  белорусской государственности  связан с образованием в 1569г. Речи Посполитой в результате подписания Люблинской унии. Новое государство – Речь Посполитая – по сути своей представляла федерацию (с 1569 по 1588 г.); Конфедерацию (с 1588 г. – принят третий Статут ВКЛ, расширивший его права, по 1791 г.); унитарное государство (с 1791 г. – Конституция 1791г. отменила деление страны на Корону Польскую и ВКЛ – по 1795 г.)

 

Условия для развития белорусской  культуры ухудшились, в 1696г. белорусский  язык утратил статус официального в  ВКЛ и его позиции занял  польский. Шляхта ВКЛ в значительной степени впитала представление  о своей принадлежности к единому  народу – польской шляхте. Но параллельно  закладывались тенденции к был позднему развитию идеологии «краевости». Причиной осозания своей особости следует считать федеративное строение Речи Посполитой, Проявление особости очевидно из статьи Статута ВКЛ 1588г. о монопольном праве местной шляхты на занятие государственных должностей и приобретение земли в княжестве. В ментальности жителей страны можно отметить трехуровневое национальное самосознание: наше польское дело; наше литвинское дело; моя малая родина.

 

После трех разделов Речи Посполитой (1772, 1793, 1795 гг.) Речь Посполитая перестала существовать. Белорусские земли включались в состав Российской империи по частям в течение 20 лет. Такое включение разрывало единую этническую общность белорусской народности. Политики не рассматривали эти территории как единое целое. Здесь, после ряда изменений, было образовано 5 губерний, которые составили административно-территориальную сущность, в дальнейшем называемую Северо-Западным краем и просуществовавшую до октября 1917г. Разделы Речи Посполитой ликвидировали и ВКЛ, что, в сочетании с поддержкой, оказываемой в первые десятилетия после включения царскими властями польской культуры на белорусских землях, привело к распространению в Беларуси политико-исторической концепции «общего» польского народа как многоэтнического образования, состоявшего не только из поляков, но и из белорусов, украинцев, литовцев. Именно в этот  период происходит значительная полонизация белорусской шляхты, поэтому национально-освободительные восстания 1830-1831 и 1863-1864 гг. с их идей возрождения Речи Посполитой как польского государства имели достаточно мощную поддержку в Беларуси.

 

Вместе с тем уже  в начале XIX века начинает оформляться  идея возрождения ВКЛ и белорусского языка. Распространение научных  знаний о Беларуси и белорусах  развивалось профессорами Виленского университета М.Бобровским и И.Даниловичем, а также Т.Нарбутом и др.

 

Распространялась идея «краевости», т.е. идеологии местного патриотизма. Наиболее заметно это проявилось в деятельности «филоматов» и «филаретов» - А.Мицкевича, Я.Чечота и др. Руководитель «Демократического товарищества» Ф.Савич выступает с обоснованием права каждого народа на национальную самостоятельность.

 

Первым с национальным вопросом выступил К.Каликовский. К.Калиновский хотел, чтобы отношения между Беларусью, Литвой, Польшей и Россией строились на основе равноправия и суверенности. Он связывал национальное освобождение с социальным, т. е. с уничтожением помещичьего землевладения и самодержавия и наделения крестьян землей.

 

В конце XVIII- начале XIX в. название «Беларусь» закрепилось только за восточными губерниями – Витебской и Могилевской. Минская, Гродненская, Виленская губернии назывались «Литва».

 

На постепенное развитие этнического самосознания привело  к тому, что к концу XIX –началу XX в. название «белорусы» закрепилось  за всей территорией проживания белорусского этноса, произошло формирование белорусской  нации.

 

Белорусская национальная идея начала складываться в процессе формирования белорусской нации, которая не обладала в то время своей государственностью, а ее территория была окраиной Российской империи. Ее суть изложена в знаменитом стихотворении Я.Купала «А хто там iдзе…»: белорусы – отдельный этнос, национальное самоопределение и освобождение осознаются в единстве с социальным освобождением. Дальнейшую конкретизацию идея национальной самобытности белорусов находит в публикациях авторов газеты «Наша нiва». Согласно оценке Л.М.Лыча в этот период во взглядах на белорусскую национальную идею явно преобладал ее культурно-языковой аспект.

 

Во втором десятилетии XX века в Беларуси на передний план в национально-возрожденческом движении выдвигается проблема осуществления национальной государственности. Огромную роль в ее аргументации сыграл М.Богданович, изложивший в публицистическом произведении «Хто мы такiя», написанном в 1915г., представление о самобытности белорусов и стремление к государственной самостоятельности Беларуси.

 

Стремление к воплощению национальной идеи в жизнь привело  к провозглашению в 1918г. Белорусской  Народной Республики (БНР). Хотя БНР  провозглашалось в этнических границах проживания белорусов, свою юрисдикцию на этой территории фактически не осуществляло, т. к. было создано на оккупированной германскими войсками территории.

 

Реальная белорусская  государственность была создана  на советской основе в январе 1919г. в форме Белорусской Советской  Социалистической Республики (БССР).

 

Итак, национальная белорусская  идея в ХХ веке была реально воплощена. Белорусский народ завершил консолидацию в нацию, обрел государственность. БНР, БССР, Республика Беларусь – вот  ступени создания белорусской государственности. На первой –  декларировалась государственность, вторая – реализовала государственность  в ограниченных масштабах (передав  часть полномочий руководству СССР), третья – воплощение полной, общепризнанной мировым сообществом белорусской  государственности.

 

В сегодняшнем восприятии национальная идея сливается с идеей  белорусской государственности, гражданственности.

 

Ядро белорусской национальной идеи можно изложить следующим лозунгом: созидание сильной и процветающей Беларуси.


Информация о работе Формирование белорусов как самобытного этнического общества