Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2012 в 20:38, реферат
В обыденном сознании власть, государство и политика отождествляются. Как правило, в массовом сознании государство и власть приобретают образ символа высшего судьи, идеала национальной нравственности. Подобный синтез часто именуется термином «государственность». В современной научной литературе термин «государственность» употребляется в различных смыслах:
а) как синоним государства вообще, государства того или иного типа (буржуазное, социалистическое и т.д.), а также для обозначения какого-либо этапа в развитии государства данного исторического типа;
В обыденном сознании власть,
государство и политика отождествляются.
Как правило, в массовом сознании
государство и власть приобретают
образ символа высшего судьи,
идеала национальной нравственности.
Подобный синтез часто именуется
термином «государственность». В современной
научной литературе термин «государственность»
употребляется в различных
а) как синоним государства вообще, государства того или иного типа (буржуазное, социалистическое и т.д.), а также для обозначения какого-либо этапа в развитии государства данного исторического типа;
б) для обозначения системы (механизма) диктатуры определенного класса или политической организации общества;
в) для обозначения
г) при объединении группы каких-либо общих черт или признаков государства (например, тоталитарного, демократического государства).
Понимание сути «государственности» в основном связано с теми или иными характеристиками государства. Но, хотя понятие «государственность» этимологически и связано с понятием «государство», но не тождественно его частичным характеристикам.
Смысловое поле понятия «государственность»
достаточно велико. Оно охватывает
проблему взаимоотношения государства
как политической организации общества
с самим обществом как
Каждый народ в ходе
своего исторического развития вырабатывает
определенную систему представлений,
понятий, принципов формирования своей
национальной общности, форм своей
государственной и
Эти идеи составляют основу построения народом своего государства.
Систематизированную сумму
выработанных народом идей и представлений
об истории становления и развития
своей государственности, особенностях
устройства институтов государственной
власти, о направлениях, целях и
задачах дальнейшего развития государства
можно назвать идеологией национальной
государственности. Идеология белорусской
государственности аккумулирует все
конструктивное, полезное для Беларуси
из опыта прошлого и достижений настоящего.
Идеология белорусской
Центральным звеном самосознания народа, его духовной доминантой является идея, представляющая собой форму постижения в мысли объективной реальности и самого субъекта (индивида, группы, народа), т. е. национальная идея. Национальная идея играет важнейшую роль в становлении национального самосознания народа, она способна консолидировать народ в единую социальную целостность.
Формирование белорусов
как самобытной этнической общности
начинается в эпоху раннего средневековья.
С V-VI вв. на территорию Беларуси проникают
славянские племена. Одним из первых
крупных государственных
Среди элементов политической системы важное место отводилось церкви, которая, по сути, была идеологическим центром. Высшее духовенство принимало активное участие в государственных и хозяйственных делах.
В этот период оформился раннефеодальный общественный строй. Жители княжеств называли себя по названию главного города земли.
Первые государственные образования, существовавшие в раннем средневековье на территории современной Беларуси, свидетельствовали о начале формировании белорусской государственности.
С середины XIII века начался
процесс образования Великого княжества
Литовского. Образование ВКЛ –
результат естественного
ВКЛ было феодальной монархией. На ранних этапах эта монархия приближалась к абсолютизму. В более поздний период княжество – парламентская представительная монархия. Языком общегосударственных документов ВКЛ был старобелорусский. На нем велось делопроизводство, заключались государственные договоры, издавались Статуты 1529, 1566, 1588 гг.
В Великом княжестве Литовском произошло формирования белорусской народности. Этническое самоназвание белорусов той эпохи – литвины, употреблявшееся в западной части белорусских земель, и русские, употреблявшееся в восточной части.
На формирование идеологии белорусской государственности оказал влияние факт существования в ВКЛ этносов разных религиозных и духовно-культурных ориентаций: восточной и западной, православной и католической, протестантской, иудейской, исламской.
Принцип религиозно-этической толерантности сыграл важнейшую роль в процессе существования ВКЛ. Он способствовал сохранению в нем гражданского мира, созданию богатой культуры, основанной на этноконфессиональном синтезе.
Следующий этап развития идеологии белорусской государственности связан с образованием в 1569г. Речи Посполитой в результате подписания Люблинской унии. Новое государство – Речь Посполитая – по сути своей представляла федерацию (с 1569 по 1588 г.); Конфедерацию (с 1588 г. – принят третий Статут ВКЛ, расширивший его права, по 1791 г.); унитарное государство (с 1791 г. – Конституция 1791г. отменила деление страны на Корону Польскую и ВКЛ – по 1795 г.)
Условия для развития белорусской культуры ухудшились, в 1696г. белорусский язык утратил статус официального в ВКЛ и его позиции занял польский. Шляхта ВКЛ в значительной степени впитала представление о своей принадлежности к единому народу – польской шляхте. Но параллельно закладывались тенденции к был позднему развитию идеологии «краевости». Причиной осозания своей особости следует считать федеративное строение Речи Посполитой, Проявление особости очевидно из статьи Статута ВКЛ 1588г. о монопольном праве местной шляхты на занятие государственных должностей и приобретение земли в княжестве. В ментальности жителей страны можно отметить трехуровневое национальное самосознание: наше польское дело; наше литвинское дело; моя малая родина.
После трех разделов Речи Посполитой
(1772, 1793, 1795 гг.) Речь Посполитая перестала
существовать. Белорусские земли включались
в состав Российской империи по частям
в течение 20 лет. Такое включение разрывало
единую этническую общность белорусской
народности. Политики не рассматривали
эти территории как единое целое. Здесь,
после ряда изменений, было образовано
5 губерний, которые составили административно-
Вместе с тем уже в начале XIX века начинает оформляться идея возрождения ВКЛ и белорусского языка. Распространение научных знаний о Беларуси и белорусах развивалось профессорами Виленского университета М.Бобровским и И.Даниловичем, а также Т.Нарбутом и др.
Распространялась идея «краевости», т.е. идеологии местного патриотизма. Наиболее заметно это проявилось в деятельности «филоматов» и «филаретов» - А.Мицкевича, Я.Чечота и др. Руководитель «Демократического товарищества» Ф.Савич выступает с обоснованием права каждого народа на национальную самостоятельность.
Первым с национальным вопросом выступил К.Каликовский. К.Калиновский хотел, чтобы отношения между Беларусью, Литвой, Польшей и Россией строились на основе равноправия и суверенности. Он связывал национальное освобождение с социальным, т. е. с уничтожением помещичьего землевладения и самодержавия и наделения крестьян землей.
В конце XVIII- начале XIX в. название «Беларусь» закрепилось только за восточными губерниями – Витебской и Могилевской. Минская, Гродненская, Виленская губернии назывались «Литва».
На постепенное развитие этнического самосознания привело к тому, что к концу XIX –началу XX в. название «белорусы» закрепилось за всей территорией проживания белорусского этноса, произошло формирование белорусской нации.
Белорусская национальная идея
начала складываться в процессе формирования
белорусской нации, которая не обладала
в то время своей
Во втором десятилетии XX века в Беларуси на передний план в национально-возрожденческом движении выдвигается проблема осуществления национальной государственности. Огромную роль в ее аргументации сыграл М.Богданович, изложивший в публицистическом произведении «Хто мы такiя», написанном в 1915г., представление о самобытности белорусов и стремление к государственной самостоятельности Беларуси.
Стремление к воплощению национальной идеи в жизнь привело к провозглашению в 1918г. Белорусской Народной Республики (БНР). Хотя БНР провозглашалось в этнических границах проживания белорусов, свою юрисдикцию на этой территории фактически не осуществляло, т. к. было создано на оккупированной германскими войсками территории.
Реальная белорусская государственность была создана на советской основе в январе 1919г. в форме Белорусской Советской Социалистической Республики (БССР).
Итак, национальная белорусская
идея в ХХ веке была реально воплощена.
Белорусский народ завершил консолидацию
в нацию, обрел государственность.
БНР, БССР, Республика Беларусь – вот
ступени создания белорусской государственности.
На первой – декларировалась
В сегодняшнем восприятии национальная идея сливается с идеей белорусской государственности, гражданственности.
Ядро белорусской национальной
идеи можно изложить следующим лозунгом:
созидание сильной и
Информация о работе Формирование белорусов как самобытного этнического общества