Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2011 в 16:25, реферат
Фома Аквинский (родился в 1225, умер недалеко от Неаполя — 7 марта 1274) — первый схоластический учитель церкви, основатель томизма; с 1879 года признан официальным католическим религиозным философом, который связал христианское вероучение (в частности, идеи Августина Блаженного) с философией Аристотеля.
Введение
1.теория "справедливой цены";
2.взимание процента;
3.взгляд Ф. Аквинского на частную собственность и проблему справедливости.
План:
Введение
1.теория "справедливой цены";
2.взимание процента;
3.взгляд Ф. Аквинского
на частную собственность и проблему справедливости.
Введение
Фома Аквинский (родился в 1225, умер недалеко от Неаполя — 7 марта 1274) — первый схоластический учитель церкви, основатель томизма; с 1879 года признан официальным католическим религиозным философом, который связал христианское вероучение (в частности, идеи Августина Блаженного) с философией Аристотеля.
Фома Аквинский -
теолог и философ-схоласт, учитель церкви,
основатель томизма. Родился в начале
1226 в Роккасекка, родовом замке близ Аквино.
Учился в Неаполитанском университете
(1239–44), затем у Альберта Великого в Парижском
(1245–48) и Кельнском (1248–1252) университетах.
С 1257 доктор Парижского университета.
Читал лекции в Париже, Кельне, Риме и Неаполе.
В 1323 причислен к лику святых католической
церкви, в 1567 признан пятым «учителем церкви».
Задача, которую ставит себе Фома Аквинский, – это упорядочение множества в единство, а не просто созерцание единства, отрешённого от всякой множественности; он как бы стремится вывести бытие бога из бытия вещей. В этом мышление Фома Аквинский отличается от абстрактного умозрения ранней схоластики (Ансельм Кентерберийский), ориентировавшейся на Платона, неоплатонизм и Августина. В рубриках «Суммы теологии» одни и те же схемы мысли накладываются на бесконечную пестроту конкретных вопросов – от пяти доказательств бытия бога до определения границ допустимого и недопустимого в финансовой деятельности и т.п.
Фома Аквинский
стал известен как основатель томизма
- одного из главных направлений
ортодоксальной схоластики. Он явился
крупнейшим систематизатором всей
философско-теологической
Как и многих философов древности Фому Аквинского интересовали экономические вопросы, которые для него были неотделимы от вопросов этических.
Вслед за Аристотелем,
Ф. Аквинский развивает мысль
о естественности натурального хозяйства
и в связи с этим производит деление богатства
на естественное (продукты натурального
хозяйства) и искусственное (золото и серебро).
Последнее, по мысли Ф. Аквинского, не делает
человека счастливым; и приобретение такого
богатства не может быть целью, т.к. последняя
должна состоять в нравственном усовершенствовании.
Это убеждение вытекает из идеологии христианства,
где экономические интересы должны быть
подчинены подлинному делу жизни - спасению
души. В средневековой теории нет места
такой экономической деятельности, которая
не связана с моральной целью. И потому
на каждом шагу существуют ограничения,
запреты, предупреждения не позволять
экономическим интересам вмешиваться
в серьезные дела.
Сочинение Аквинского
стало своего рода энциклопедией католицизма.
И поныне его учение широко используется
Ватиканом.
Аквинский рассматривал
такие экономические проблемы, как
собственность торговля, «справедливая
цена»», процент.
Общественное разделение
труда он характеризовал как естественное
природное явление и считал, что оно лежит
в основе разделения общества на сословия.
Аквинский утверждал, что люди рождаются
разными по своей природе и, исходя из
естественных различий, делал вывод, что
крестьяне созданы для физического труда,
а привилегированные сословия должны
посвящать себя духовной деятельности
"во имя спасения остальных". Подобно
античным мыслителям он ставил интеллектуальный
труд выше физического и трактовал последний
как рабское занятие.
Много внимания Ф. Аквинский
уделял частной собственности. В ней
он видел основу хозяйства и полагал, что
человек от природы имеет право на присвоение
богатства. Отсюда собственность, приобретаемая
для удовлетворения необходимых нужд,
является естественным и необходимым
институтом человеческой жизни.
теория "справедливой
цены"
Важное место в
учении Аквинского занимает теория "справедливой
цены". Идею справедливой цены каноническая
теория унаследовала от античности. В
средние века как крестьянин, так и ремесленник
имели более или менее точное представление
о затратах труда на производство своих
товаров и при обмене определяли их цены
в зависимости от труда, затраченного
на производство. Закон стоимости действовал
задолго до возникновения капиталистического
способа производства. Цена, которая основывалась
на трудовых затратах, т.е. на обмене эквивалентов,
считалась справедливой ценой.
С одной стороны Аквинский считает "справедливой ценой" правильные цены, соответствующие трудовым затратам, а с другой — доказывает правомерность отступления от этой цены, если она не гарантирует каждому участнику обмена приличное его рангу существование.
Следовательно, с
точки зрения Аквинского, справедливой
считалась не одинаковая, а разная
для различных сословий цена на один
и тот же товар.
В период средневековья дискуссия о справедливой цене включала две точки зрения:
первая - справедлива та цена, которая обеспечивает эквивалентность обмена;
вторая - справедлива та цена, которая обеспечивает людям приличествующее их сословию благосостояние.
Ф.Аквинский в
своей теории справедливой цены
вобрал оба эти положения, различая два
вида справедливости в обмене. Один вид
справедливости гарантирует цену "сообразно
вещи", то есть сообразно затрат труда
и расходов (здесь эквивалентность трактуется
в терминах издержек). Второй вид справедливости
обеспечивал больше благ тому, кто "больше
значит для общественной жизни". Здесь
эквивалентность трактуется как присвоение
в обмене той доли благ, которая соответствует
достоинству обменивающегося. Это означало,
что процесс ценообразования ставился
в зависимость от социального статуса
участников обмена. Защита привилегий
правящих классов обнаруживается в трудах
Ф. Аквинского и в оправдании правомерности
получения земельной ренты, которую он
рассматривает как продукт, созданный
силами природы и потому присваиваемый
земельным собственником. Именно получение
ренты, по мнению Ф. Аквинского, дает возможность
избранным заниматься духовным трудом
"во имя спасения остальных".
С теорией «справедливой
цены» тесно связаны
Взимание процента с точки зрения Ф.Аквинского.
Прибыль, получаемая
купцами, не противоречит, по его мнению,
христианской добродетели и ее следует
рассматривать как плату за труд. Уровень
прибыли является нормальным, если он
обеспечивает семье купца возможность
жить соответственно его месту в сословной
иерархии общества.
Отдавая дань времени,
Аквинский делает попытки найти
компромиссное решение вопроса
о взимании процента, которое в
середине XIII в. было запрещено и осуждалось
церковью. Он трактует его как вознаграждение
кредитору за риск неуплаты, за предоставление
отсрочки должнику в платеже его долга
или как получение от должника бескорыстных
подарков, а также в случае использования
должником ссуженных денег с целью извлечения
прибыли.
В соответствии с
догмами Аристотеля и традициями
католической церкви, Ф. Аквинский осуждал
ростовщичество, называя его "постыдным
ремеслом". Он писал, что, давая деньги
в рост, кредиторы, стремясь представить
сделку честной, требуют процент как плату
за время, предоставляемое им заемщику.
Однако время - это всеобщее благо, данное
Богом всем в равной степени. Таким образом,
ростовщик обманывает не только ближнего,
но и Бога, за дар которого он требует вознаграждения.
Среди средневековых философов общим
было убеждение, что ростовщики недостойны
честного имени и излишни для общества,
так как не доставляют ему необходимых
для жизни предметов. Однако, в отношении
торговли средневековые схоласты, в том
числе и Ф. Аквинский, считали, что она
представляет собой занятие законное,
поскольку различие в природных богатствах
разных стран свидетельствует о том, что
она предусмотрена Провидением. Торговая
прибыль сама по себе не вносит ничего
порочного в экономическую жизнь и может
быть использована для честной цели. К
тому же прибыль может являться платой
за труд, если произошла продажа вещи,
"измененной к лучшему". Но в то же
время торговля - это опасное дело (в плане
искушения) и человек должен быть уверен
в том, что занимается ею ради всеобщей
пользы и что прибыль, которую он извлекает,
не превышает справедливой оплаты его
труда.
Взгляд Ф. Аквинского на частную собственность и проблему справедливости.
Интересен у Ф. Аквинского
и взгляд на частную собственность
и проблему справедливости. Как известно,
в раннем христианстве идея равенства
воплотилась в идее отказа от частной
собственности, обобществления имущества
и в утверждении всеобщей обязанности
трудиться. В соответствии с давними традициями
христианства труд у Ф. Аквинского получил
позитивную оценку как необходимый для
жизни, избавления от праздности, укрепления
нравственности. В то же время, вслед за
Аристотелем, Ф. Аквинский отвергает идею
о равнозначности всех видов труда, рассматривая
физический труд как рабское занятие.
Значительные трудности возникают с проблемой
оправдания частной собственности. Отходя
от идей раннего христианства, мыслители
средневековья утверждают, что частная
собственность необходима, по крайней
мере, в этом несовершенном мире. Когда
добро принадлежит отдельным людям - люди
больше работают и меньше спорят. Поэтому
необходимо терпеть существование частной
собственности как уступку человеческой
слабости, но в тоже время сама по себе
она отнюдь не желательна.
Неприятие чрезмерного
богатства связывает
Однако, несмотря на
негативное отношение в целом
к частной собственности, торговле,
и тем более к проценту, они
в реальной экономической жизни
существовали, и не считаться с этим
было невозможно. И возникает вопрос -
а каковы в этих условиях критерии справедливости,
в том числе справедливого обмена и справедливой
цены?
Еще Аристотель, в
противоположность тем, кто требовал
установления имущественного равенства
общины свободных, выдвигал тезис, что
распределение благ должно строиться
на принципах справедливости, то есть
"по достоинству". Это означало, в
свою очередь, справедливость существования
имущественного неравенства. Идею Аристотеля
воспринял и развил Ф.Аквинский. В его
представлении общество мыслилось как
иерархическое и сословное, где подняться
выше своего сословия грешно, ибо деление
на сословия установлено Богом. В свою
очередь, принадлежность к сословию определяет
уровень богатства, к которому должен
стремиться человек. Другими словами,
человеку дозволено стремиться к такому
богатству, которое необходимо для жизни
на уровне, подобающем его социальному
положению. Но стремление к большему -
это уже не предприимчивость, а жадность,
которая есть смертный грех.