Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2011 в 22:10, статья
Изречение Эйнштейна поначалу вызвало у меня недоумение, казалось бы, - основная цель любого образования – дать определённый набор компетенций в разных сферах человеческого существования. Тем не менее, один из величайших учёных Новейшего времени вряд ли ошибся, заявив о том, что именно эта система мешает учиться.
Н.А. Лежнева
ЭССЕ: «Единственное, что мешает мне учиться, – это полученное мной образование». А. Эйнштейн.
Изречение Эйнштейна поначалу вызвало у меня недоумение, казалось бы, - основная цель любого образования – дать определённый набор компетенций в разных сферах человеческого существования. Тем не менее, один из величайших учёных Новейшего времени вряд ли ошибся, заявив о том, что именно эта система мешает учиться.
Думаю, что под этим изречением кроется сомнение в оправданности излишнего увлечения именно жёсткой системностью в образовании, которая, зачастую, мешает раскрыться творческим способностям личности.
Так, например, начиная с эпохи Просвещения и вплоть до конца 19 века в науке торжествовало направление позитивизма, т.е. все области знания подчинялись законам «правильной» науки, где преобладали тенденции доказательности, своеобразной вычисляемости. Под влиянием позитивистской парадигмы стремительно развивались естественные науки, техника, в социально-политической сфере произошел поворот к либеральным формам правления. Но, тем не менее, в конце 19 века наступил кризис позитивистской методологии, поскольку замкнутая в жёстких рамках системы опытного знания, она не охватывала всей полноты и многообразия человеческой жизни, обедняла собственно «человеческий» контекст не только гуманитарных наук, но и таких наук как психология, биология и др.
Так и каждый человек, стремящийся свободно познавать окружающий мир, творчески осмыслять вновь открываемые явления и объекты действительности, но заключённый в жёсткие рамки принятой в конкретном обществе системы образования, которая диктует определённый «методологический набор» и поведенческий норматив, порой испытывает затруднения и чувствует пагубное влияние такой системы.