Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2010 в 18:41, курсовая работа
Целью курсовой работы является рассмотрение Цицерона как римского юриста, оратора, политического деятеля, писателя и философа.
Исходя из этого в курсовой работе я поставила задачи:
• рассмотреть Цицерона как личность;
• исследовать его профессиональные взлёты и падения;
• проанализировать политические воззрения мыслителя;
• краткое ознакомление с его трудами;
• определить значение Цицерона и его влияние на позднейшие поколения.
Введение.
I. Личность Цицерона.
1. Цицерон как личность.
2. Цицерон как писатель.
3. Цицерон как оратор.
4. Цицерон как философ.
5. Политические взгляды Цицерона.
6. Цицерон и его влияние на позднейшие поколения.
II. Карьера Цицерона.
1. Начало карьеры.
2. Заговор Катилины.
3. Цицерон – консул республики.
III. Закат карьеры.
1. Изгнание.
2. Цицерон в эпоху гражданских войн.
3. Аппозиция Марку Антонию и смерть.
IV. Труды.
1. Творчество и речи.
2. Трактаты
3. Письма.
4. Риторика Цицерона.
5. Афоризмы и цитаты Цицерона.
6. Секреты Цицерона.
Заключение.
Литература.
План.
Введение.
Заключение.
Литература.
2
Марк
Тулий Цицерон
Мраморный
бюст, конца l в. до н.э. Капитолийские
музеи, Рима.
Введение
Марк Туллий Цицерон годы жизни 3 января 106 – 7 декабря 43 года до н.э. римский оратор, политический деятель, философ. Автор многочисленных философских и юридических трактатов, писем и судебных речей, по которым учились красноречию многие поколения юристов древности, средних веков и нового времени. Имя Цицерона как оратора, писателя и государственного деятеля стояло у истоков повествовательной римской прозы. Судьба то возносила его высоко – он был консулом в Риме, подавил заговор против республики аристократа Катилины, стал проконсулом Киликии, достиг своими защитительными и обвинительными речами и литературными трактатами колоссальной популярности, оставил большое эпистолярное наследие, - отворачивалась от него, и тогда он постигал горечь изгнания, становился жертвой жестоких преследований. Страстный приверженец свободы и республики, Цицерон защищал свои идеалы в обличительных речах. Которые в литературе принято называть жанром «хулы» или «поношения».
Цицерон широко известен как оратор — его имя даже стало нарицательным, — менее известен как политический деятель и почти неизвестен как философ и ученый. Именно как представитель ораторского искусства и римской литературы, как блестящий стилист он вошел в историю мировой культуры; как политический деятель он имеет отношение к такой
3
эпохе и к таким событиям, которые ныне интересуют главным образом историков и, наконец, как философ и ученый он не признается обычно крупным и самостоятельным мыслителем, сказавшим в этой области новое слово.
Целью курсовой работы является рассмотрение Цицерона как римского юриста, оратора, политического деятеля, писателя и философа.
Исходя из этого в курсовой работе я поставила задачи:
• рассмотреть Цицерона как личность;
• исследовать его профессиональные взлёты и падения;
• проанализировать политические воззрения мыслителя;
• краткое ознакомление с его трудами;
• определить значение Цицерона и его влияние на позднейшие поколения.
Курсовая работа состоит из введения,
четырех глав, заключения и списка использованной
литературы.
I.
ЛИЧНОСТЬ ЦИЦЕРОНА
Личность Цицерон представляет взору наблюдателя очень сложное целое, богатое непоследовательностями и противоречиями. Первичные элементы в его характере развивались не в том направлении, которое было им предначертано природой; они были видоизменены двумя серьезными школами, которые он прошел в своей молодости: школой староримской традиции и школой греческого образования.
Эти две школы насадили в его душе элементы, отчасти противоречащие тем, которые ей были присущи от природы; отсюда борьба между ними, которая велась с переменным успехом.
Цицерон представляется нам, не простой и цельной, а явно двойственной личностью: поверх первичной почвы унаследованных и врожденных качеств легло значительное наслоение качеств производных, выработанных самовоспитанием и сознательным стремлением воссоздать в самом себе идеалы традиции и теории. Именно эта двойственность, лишавшая Цицерона при его жизни той импульсивной силы, которая свойственна простым и цельным натурам, сделала его интересным предметом изучения и упрочила его влияние после смерти.
Возможность исправлять путем самовоспитания
природные недостатки и создавать в себе
по собственному выбору иную, лучшую природу
- вот мораль, которую выводили, иногда
сознательно, иногда нет, из изучения личности
Цицерона, и эта мораль, важная и драгоценная
для совершенствования человеческой личности,
всегда манила и будет манить людей к ее
изучению. (см.
М.В. Белкин - Тема Цицерона в творчестве
Ф.Ф. Зелинского).
Писателем Цицерон был в течение всей своей сознательной жизни: между его первым юношеским произведением и его последними речами и письмами лежит промежуток в 40 с лишним лет. Обладая чрезвычайно легким и изящным слогом, огромной впечатлительностью и восприимчивостью, мыслью не всегда глубокой, но ясной и гибкой, он был призванным учителем своего народа, для которого греческая образованность была еще почти непочатым углом, и поэтому писал охотно и много.
Не все, что им было написано, нам сохранено; пропало немало сочинений, имевших большое влияние на его современников и на ближайшие века жизни римского народа.
Сохранившиеся сочинения издаются обыкновенно
в 10 т., причем первые два содержат сочинения
по теории слова (риторике), три следующих
— речи, в хронологическом порядке, затем
три — философские трактаты, и два последних
— письма; в одиннадцатом томе помещаются
отрывки потерянных сочинений и указатель
(таковы наиболее распространенные издания
Клотца, Байтера-Кайзера и Мюллера).
Цицерон как оратор представляет для нас особенный интерес не только как главнейший представитель римского красноречия, долго служившего школой для новейших народов, но также и потому, что он был в то же время и практическим применителем, и теоретическим исследователем своего искусства.
Речи Цицерона представляют, кроме реального, также формальный интерес, как типы речей вообще, имевшие решающее влияние на красноречие новейших времен.
Красноречие, хотя смысл его и стал во
многом иным, по-прежнему оставалось высшим
и самым чтимым выражением человеческого
разума, а вместе с ним и Цицерон оставался
наставником, метром, к авторитету которого
принято было обращаться. В его личности
и в его творчестве Греции и Рим сплетаются
в единую духовную сущность, как две части
ранее искусственно разобщенного целого.
Цицерона называли Pater Patriae - Отец Отечества,
он заслужил то же наименование, что и
Цезарь, хотя никогда не был полководцем.
Отцом Отечества его стали называть после
победы над Катилиной в 63 году, и оказался
он на вершине почета таким образом не
благодаря силе оружия, а лишь благодаря
силе слова. Именно красноречие обеспечило
ему несметное количество клиентов среди
граждан тех городов, интересы которых
он защищал в суде. (Пьер
Грималь, Цицерон 1991год, стр. 125-126)
5
4.
Цицерон как философ.
Цицерон не был оригинальным мыслителем. В письме Аттику он характеризует свои философские труды как apographa, т.е. "списки". И все же его трактаты полезны как раз потому, что они представляют, в основном без всяких пристрастных искажений, учения ведущих школ его времени, т.е. стоиков, академиков и эпикурейцев. Так, к примеру, первые две книги «О долге» (De officiis, традиционный перевод «Об обязанностях») излагают теорию Панэтия, стоика 2 в. до н.э.
Внимание Цицерона неизменно привлекали прежде всего проблемы этики, главный его труд в этой области – «О разграничении добра и зла» (De finibus bonorum et malorum, 45 до н.э.), диалог в 5 книгах, к учению о высшем благе. Горести, постигшие Цицерона к концу жизни, побудили его написать книги о судьбе и провидении, о старости и о дружбе.
Цицерон не приписывал себе оригинальности
и с замечательной скромностью видел свою
заслугу лишь в том, что он на своем собственном
языке передал учения и исследования своих
предшественников. Он сделал, однако, сам
того не сознавая, гораздо больше, именно
вследствие того, что он на пути своего
философствования доверился руководительству
своей индивидуальной природы, он воздвиг
из чужих плит в высшей степени оригинальное,
запечатленное духом личного творчества
здание. Оно оказалось чрезвычайно прочным
и долговечным: римская философия ведет
свое начало с Цицерона, а с нею - и философия
романизированного Запада.
5.
Политические взгляды
Цицерона.
Цицерон был убежденным сторонником сохранения и укрепления «сенатской республики», основанной на «заветах предков». Цицерон считал «Государство есть достояние народа, а народ не любое соединение людей, собранных вместе каким бы то ни было образом, а соединение многих людей, связанных между собой согласием в вопросах права и общностью интересов». Главные достоинства определения понятия «государство», являются: народ – это особая общность людей; Народ рассматривается как духовная и социальная общность людей, соединенных едиными представлениями о праве и общими интересами; Право рассматривается как основа объединения народа, «достоянием» которого является государство.
Цицерон пишет о смешанном государственном устройстве как о наиболее стабильном и прочном, т.к. монархия, аристократия и демократия легко трансформируются в свои противоположности. Прочность государства также зависит и от незыблемости законов. «Закон есть решение, отличающее справедливое от несправедливого и выраженное в соответствии с древнейшим началом всего сущего – природой, с которой сообразуются человеческие законы, дурных людей карающие казнью и защищающие и оберегающие честных».
6
Справедливость Цицерон определял как отсутствие несправедливости.
Политический идеал Цицерона – «смешанное государственное устройство» (государство сочетающее элементы монархии, аристократии и демократии, образцом которого Цицерон считал Римскую республику (3 – начала 2 вв. до н.э.), поддерживаемое «согласием сословий», «единомыслием всех достойных».
Человеческий идеал Цицерона – «первый человек республики», «умиротворитель», «блюститель и попечитель» в эпохи кризисов, сочетающий в себе греческую философскую теорию и римскую политическую (ораторскую) практику. Образцом такого деятеля Цицерон считал себя.
Философский идеал Цицерона – соединение теоретического скептицизма, не знающего истины, допускающего лишь вероятность, с практическим стоицизмом, неукоснительно следующим нравственному долгу, совпадающему с общественным благом и мировым законом.
Ораторский
идеал Цицерона – «Обилие», сознательное
владение всеми средствами, способными
и заинтересовать, и убедить, и увлечь
слушателя; средства эти складываются
в три стиля – высокий, средний и простой.
Каждому стилю свойственна своя степень
чистоты лексики (свобода от архаизмов,
вульгаризмов и пр.) и стройность синтаксиса
(риторические периоды). Благодаря разработке
этих средств Цицерон стал одним из создателей
и классиков латинского литературного
языка.
6.
Цицерон в его влиянии
на позднейшие поколения.
Благодаря своим речам и риторическим и философским произведениям Цицерон стал создателем классической латинской художественной прозы, которая в последующие века считалась образцовой. Через 120 лет после смерти Цицерона Марк Фабий Квинтилиан уже сравнивал оратора с Демосфеном, и это сопоставление становится позже таким же традиционным, как и сопоставление Вергилия с Гомером. Его философские сочинения знакомили с греческой философией не только современников, но и потомков в эпоху Средневековья и Нового времени. Глубоко убежденный в значении греческой культуры для образования человека, Цицерон употреблял слово humanitas (лат.) в смысле образования, полагая, что человеком можно стать только благодаря образованию. К творчеству Цицерона – его патетическому красноречию – было обращено внимание эпохи Великой французской революции в лице Мирабо и Робеспьера. В борьбе Цицерона против деспотизма А.И. Радищев и русские декабристы видели символ «духа вольности». Слава Цицерона – оратора не померкла в веках: у него учились, ему подражали отцы Церкви Лактанций, Амвросий Медиоланский, Августин, писатели Возрождения Петрарка и Боккаччо, французские просветители Дидро, Вольтер, Монтескье.