Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2011 в 23:41, доклад
Будди́зм (санскр. बुद्ध धर्म, buddha dharma IAST; пали बुद्ध धम्म, buddha dhamma, «Учение Просветлённого») — религиозно-философское учение (дхарма) о духовном пробуждении (бодхи), возникшее около VI века до н. э. в южной Азии. Основателем учения был Сиддхартха Гаутама.
Сами последователи этого Учения называли его «Дхармой» (Закон, Учение) или «Буддхадхармой» (Учением Будды). Термин «буддизм» был создан европейцами в XIX веке.
Согласно традиционной биографии[6], отцом будущего Будды был царь Шуддходана, глава племени шакьев небольшого княжества со столицей Капилаваттху (Капилавасту). Гаутама — его готра, аналог современной фамилии. Его мать, царица Маха Майя, жена Шуддходаны, была принцессой из царства колиев. В ночь зачатия Сиддхартхи царице приснилось, что в неё вошёл белый слон с шестью белыми клыками[7].
Начиная с VIII века в
ваджраяне начали возникать отдельные
школы: Ньингмапа, Кагьюпа, Сакьяпа, Кадампа,
Чжонангпа. Реформа, проведенная великим
буддийским ламой Чже Цонкапой, трансформировала
школу Кадампа в Новый Кадам (Гелугпа).
Саньлунь
Основателем школы считается Цзицзан
(549—623), предки которого, возможно, были
выходцами из Парфии.
(рус. Школа трех шастр, кит. 三论宗 )
– буддистская школа являющаяся китайским
вариантом школы мадхьямики. Школа Саньлунь
оказала значительное влияние не только
на развитие китайской буддийской философии,
но и во многом определила развитие буддизма
в Корее и Японии.
Хуаянь (кит. 華嚴,
пиньинь: huáyán, санскр. Avatamsaka, яп. Кэгон,
кор. Хваом), буквально — цветочная гирлянда
— традиция философии буддизма Махаяны,
которая получила развитие в Китае во
времена династии Тан. В основе традиции
лежит санскритское сочинение Хуаянь-цзин
(Аватамсака сутра) — собрание нескольких
сутр, сведённых воедино в начале нашей
эры (видимо, в Центральной Азии). Важнейшей
из них для школы Хуаянь была Гандавьюха
сутра.
Основатель школы
— монах Фацзан (кит. 法藏), или Сяньшоу,
643—712, предки которого пришли из Согдианы,
хотя он сам родился и жил в Китае. Он считается
третьим патриархом Хуаянь, поскольку
впервые стал комментировать «Аватамсака
сутру» монах Душунь (кит. 杜順, 557—640), который
при жизни считался, правда, скорее чудотворцем,
нежели мыслителем, вторым патриархом
был Чжиянь (кит. 智儼).
Чань. Китайское
слово «Чань» происходит от санскритского
термина дхьяна (по-китайски чаньна). Буквально
это означает «созерцание», «медитация».
Последователи чань бродили по стране,
занимались каллиграфией и боевыми искусствами,
обрабатывали землю и преподавали литературу,
сохраняя внутреннюю тишину в самой гуще
жизни. Постепенно чань стал самым массовым
внемонастырским направлением китайского
буддизма. Впервые учение пришло в Китай
из Индии еще во II веке до н. э..
Тяньтай (кит. 天台宗)
— одна из школ китайского буддизма, позднее
перенесённая в Японию как школа Тэндай,
где эта школа получила развитие и обрела
большую популярность. Школа называется
также «лотосовой школой» из-за высокого
почитания Лотосовой сутры. Школу основал
монах Чжии (кит. 智顗, 538—597) в эпоху Суй.
Школа Тяньтай относится к Махаяне, название
школы произошло от горы Тяньтай в современной
провинции Чжэцзян. Основная линия передачи
школы ведётся от Нагарджуны и китайских
монахов Хуйвэня и Хуэйсы — учителей Чжии,
современные учёные придерживаются мнения.
что основателем школы был именно Чжии
. Получили распространение комментарии
шестого патриарха Тяньтай на сочинения
Чжии.
Буддизм Чистой Земли (кит. 净土宗 цзинтуцзун; яп. 浄土宗, дзёдо-сю; вьетн. Tịnh Độ Tông), также амидаизм, амитоизм — школа буддизма Махаяны, ветвь дальневосточного буддизма. Эта школа в первую очередь обращает внимание на «веру» и соответствующий ритуал, и популярна также среди широких народных масс.
Появлению Школы Чистой Земли предшествовало Общество Белого Лотоса (кит. 白蓮社, Бай лянь шэ, яп. , хякурэнся), созданное в 402 Хуэйюанем для почитания будды Амитабхи и совместного обретения рождения в Западной Чистой Земле — его «раю». После смерти Хуэйюаня деятельность общества прекратилась.
В V—VI веках монах Таньлуань стал активным проповедником культа будды Амитабхи, однако деятельность Таньлуаня вскоре после его смерти была забыта. Много позднее в Японии его сочинения были вновь открыты, и Таньлуаня провозгласили первым патриархом школы.
В 641 монах Шаньдао (613—681) встретился с наставником Даочо, который впервые проповедовал ему сутры, посвящённые почитанию Будды Амитабхи. Шаньдао основал собственную школу в монастыре Гуанминсы столицы Чанъань (Сиань). Появлению Школы Чистой Земли предшествовало Общество Белого Лотоса (кит. 白蓮社, Бай лянь шэ, яп. , хякурэнся), созданное в 402 Хуэйюанем для почитания будды Амитабхи и совместного обретения рождения в Западной Чистой Земле — его «раю». После смерти Хуэйюаня деятельность общества прекратилась.
В V—VI веках монах Таньлуань стал активным проповедником культа будды Амитабхи, однако деятельность Таньлуаня вскоре после его смерти была забыта. Много позднее в Японии его сочинения были вновь открыты, и Таньлуаня провозгласили первым патриархом школы.
В 641 монах Шаньдао
(613—681) встретился с наставником Даочо,
который впервые проповедовал ему сутры,
посвящённые почитанию Будды Амитабхи.
Шаньдао основал собственную школу в монастыре
Гуанминсы столицы Чанъань (Сиань).
Буддийские
философы
Индии
Нагарджуна - выдающийся индийский мыслитель, развивший идею о «пустотности» дхарм; основатель буддийской школы Мадхъямаки и ведущая фигура в буддизме Махаяны. Принадлежит к числу 84 махасиддх буддизма.
Арьядэва - индийский мыслитель, буддийский монах, ученик Нагарджуны, сформулировавший учение Мадхьямака-Прасангаки, мастер дебатов и логики. Входит в число 84 махасиддх буддизма. Сведения об Арьядэве противоречивы, и некоторые исследователи предполагают, что существовали два разных мыслителя под этим именем, живших в разные эпохи.
Майтрея-Натха - один из основателей школы Йогачара буддизма Махаяны, другими основателями являлись братья Асанга и Васубандху. По поводу Майтрея-Натха существуют противоположные мнения историков буддизма. Одни считают, что речь идёт об историческом персонаже, учителе, который общался с Асангой, другие — о псевдоэпиграфике, когда книги Асанги были приписаны Бодхисаттве Майтрее. В тибетской и в китайской традициях ему приписывают несколько отличающийся список сочинений.
Асанга - выдающийся буддийский мыслитель, знаменитый многими трудами, один из основателей школы Йогачара, старший брат Мыслителя Васубандху.
Васубандху - выдающийся индийский философ — энциклопедист, буддийский монах, основавший вместе со своим старшим братом Асангой школу Йогачара. Васубандху — один из самых значительных мыслителей, внёсший огромный вклад в дальнейшее развитие буддизма.
Дигнага - ыдающийся индийский мыслитель, буддийский монах, принадлежащий школе Йогачара, основатель индийской буддийской логики.
Дхармакирти - выдающийся индийский философ VII века, буддийский монах, принадлежащий школе Йогачары, основатель индийской буддийской логики, развивший идеи Дигнаги.
Буддапалита - выдающийся индийский философ, буддийский монах, последователь Нагарджуны и комментатор Нагарджуны и Арьядэвы. Сформулировал позиции школы Мадхъямака — Прасангака. Его оппонентом был Бхававивека, создавший поднаправление сватантрика. В дальшейшем Чандракирти в своих трудах развил воззрения Буддхапалиты, опровергая Бхававивеку.
Бхававивека - выдающийся индийский мыслитель, буддийский монах, последователь Нагарджуны и комментатор его работ. Сформулировал позиции школы Мадхъямака-Сватантрика в противовес школе Прасангака и работам Буддхапалиты. В дальшейшем Чандракирти в своих трудах отстаивал положения прасангики, опровергая Бхававивеку.
Чандракирти
- выдающийся индийский мыслитель, буддийский
монах, настоятель монастыря Наланда,
последователь Нагарджуны и комментатор
его работ. Внёс значительный вклад в развитие
школы Мадхъямака-Прасангака.
Считается что Чандракирти смог отстоять позиции прасангаки, сформулированные Буддхапалитой и найти достойную критику Бхававивеке, представителю ответвления Сватантрика.
Шантидэва - выдающийся индийский мыслитель, буддийский монах VIII века монастыря Наланда. Внёс значительный вклад в развитие школы Мадхъямака. Приобрёл авторитет за счёт своего труда Бодхичарья-аватара (Путь Бодхисаттвы), подробно излагающего многочисленные аспекты буддизма: "философию", этику, цели, медитацию, ценности, обеты, поведение. По преданию, родился наследным принцем, но перед коронацией увидел во сне Бодхисаттву Манджушри, который занял его трон, по этой причине отказался от престола и ушёл в монастырь, не выдавая своего происхождения. Принадлежит к числу 84 буддийских махасиддх.
Атиша - выдающийся
индийский буддийский мыслитель и проповедник,
восстанавливавший буддизм в Тибете после
гонений царя Лангдармы; основатель школы
Кадам тибетского буддизма.
Периодизация
в Китае.
Первые сведения о буддизме в Китае
Буддизм стал проникать в Китай на рубеже н. э. Существовали предания о появлении там буддистских проповедников еще в III веке до н. э., однако они не могут считаться достоверными.
Первыми распространителями
буддизма были купцы, приходившие в
Китай по Великому шёлковому пути
из центральноазиатских государств. Монахи-миссионеры,
вначале из Центральной Азии, а позднее
— из Индии, появляются в Китае до II-III
веков
Смутное
время
Кардинальные сдвиги
в положении буддизма в Китае
произошли в IV веке, когда эта
религия завоевала
В конце VI века — начале VII века за довольно короткий период сформировались основные школы собственно китайского буддизма, определившие своеобразие буддийской традиции на Дальнем Востоке.
Их можно разделить на три основные группы:
1) школы трактатов,
базирующиеся на одной из
2) школы сутр (цзин-цзун), то есть школы, базирующиеся на том или ином доктринальном тексте, приписываемом традицией Будде и считающемся в данной традиции высшим выражением буддийской истины. К ним относятся такие не имеющие индийских аналогов школы, как Тяньтай-цзун (школа горы Тяньтай), основанная на учении Саддхармапундарика-сутры (кит. Фахуа-цзин) и Хуаянь-цзун (школа Аватамсака-сутры), основанная на учении одноимённой сутры (кит. Хуаянь-цзин). Хотя школы данного типа основывались не на философском, а на религиозно-доктринальном тексте, тем не менее они зачастую занимались и теоретическими философскими проблемами, разработав сложные системы, не сводимые к учению того или иного индийского текста;
3) школы дхьяны (чань-цзун),
уделявшие внимание преимущественно практике
буддийской психотехники, медитации, йоге.
К этой группе прежде всего относится
специфически китайская школа чань, с
известными оговорками к ней можно также
отнести школу мантр — молитвенных заклинаний
(чжэньянь-цзун), представлявшую в Китае
начиная с VIII века, тантрический буддизм
(ваджраяна, цзиньган чэн), который не получил
здесь, однако, значительного распространения,
и школу винаи (люй-цзун), занимавшуюся
разработкой вопросов монашеской дисциплины.
Некоторые из этих школ
разрабатывали доктрину преимущественно
созерцательного характера, учение
же других отличалось акцентом на вере
и религиозной практике. Среди
«созерцательных» школ китайского буддизма
на первых порах доминировала школа
Тяньтай (по названию горы в провинции
Чжэцзян, где находился главные монастырь
школы), основанная монахом Чжии (538—597).
Эта школа проповедовала взгляд на мир
как на совершенное целое, идею взаимопроникновения
явленного и сущностного, возможность
спасения в этой жизни и спасения всех
живых существ. Чжии разработал четырёхступенчатую
иерархию основных направлений буддизма,
соответствовавших разным уровням просветлённости
сознания, и стремился свести воедино
буддийские толки на севере и юге Китая.
Ту же ориентацию на
создание всеобъемлющего синтеза буддийской
мысли унаследовала школа Хуаянь.
Основоположником этой школы считается
монах Фашунь (557—640).
Среди школ религиозной
практики наибольшим влиянием по сей
день пользуется школа Цзинту («чистой
земли»), декларирующая спасение верой
в будду Амитабху, владыку буддийского
рая — «чистой земли». В основе мировоззрения
и практики этой школы лежала доктрина
«думания о Будде» (нянь-фо), предполагавшая,
что молитвы Амитабхе и даже одно произнесение
его имени способны даровать перерождение
в блаженном царстве «чистой земли».
Название другой распространённой
школы буддийской практики — чань
— восходит к санскр. «дхьяна», что значит
созерцание, медитация. Последняя всегда
занимала важное место в практике буддизма,
но для приверженцев чань она превратилась
в самоцель. Эта школа, основанная, по преданию,
индийским проповедником Бодхидхармой
(кит. Дамо) в середине VI века, отвергла
изучение сутр и всякий ритуал. Медитацию
наставники чань трактовали по-новому
— как спонтанное самораскрытие «истинной
природы» человека в его эмпирическом
существовании. В отличие от прочих буддийских
школ чаньские учителя высоко ценили физический
труд, особенно труд в коллективе. Будучи
наиболее китаизированной формой буддизма,
школа чань оказала огромное влияние на
китайское искусство.