Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2011 в 19:29, биография
Бори́с Никола́евич Чиче́рин (26 мая (7 июня) 1828 - 3 (17) февраля 1904) — русский правовед, философ и историк. Почётный член Петербургской Академии наук . Гегельянец. Твердо и неуступчиво защищая права личности, Чичерин связывал с этим идею «порядка» — он очень сознательно стоял за твёрдую власть, решительно и резко осуждал все проявления революционного духа. Это отталкивало от Чичерина русское общество и, наоборот, делало его ценным в глазах правительства.
Бори́с Никола́евич Чиче́рин (26 мая (7 июня) 1828 - 3 (17) февраля 1904) — русский правовед, философ и историк. Почётный член Петербургской Академии наук . Гегельянец. Твердо и неуступчиво защищая права личности, Чичерин связывал с этим идею «порядка» — он очень сознательно стоял за твёрдую власть, решительно и резко осуждал все проявления революционного духа. Это отталкивало от Чичерина русское общество и, наоборот, делало его ценным в глазах правительства.
Чичерин — представитель «государственной школы» в российской историографии. В своей магистерской диссертации и в ряде других работ («Опыты по истории русского права», «Очерки Англии и Франции» (обе — 1858)) обосновывал решающую роль государства в русской истории. Оценка исторического значения государства в существенной мере соответствовала принципам гегелевской философии истории. В то же время Чичерин был сторонником либерализации общественной жизни в России: выступал за отмену крепостного права, считал необходимым введение представительных форм правления, ратовал за расширение и гарантии гражданских свобод всех сословий и каждого человека. Либеральные воззрения Чичерина нашли выражение в его работах 1860-х годов: О народном представительстве, Курс государственной науки, Собственность и государство и др. В духе гегельянства он считал, что Абсолют направляет процесс развития мира и человечества. При этом человеческая свобода сохраняет своё значение, так как человек изначально причастен к Абсолюту, будучи одновременно конечным и бесконечным существом. «Абсолютность» и «бесконечность» человека определяются в первую очередь его разумом как формой абсолютного духа. «Верховной наукой», постигающей смысл происходящего в мире, оказывается, согласно Чичерину, метафизика истории. В историческом процессе философ-метафизик обнаруживает логику развития идей, поэтому особое значение среди исторических дисциплин имеет история человеческой мысли, история философии.
Влади́мир Серге́евич Соловьёв (1853—1900) — русский философ, богослов, поэт, публицист, литературный критик конца XIX века.Стоял у истоков русского «религиозного возрождения» в среде русской творческой интеллигенции начала XX века
Основной
идеей его религиозной
Теургия — дословно боготворчество. Соловьёв решительно выступал против моральной нейтральности науки. Теургия — это очистительная практика, без которой невозможно обретение истины. В её основе лежит культивирование христианской любви как отречение от самоутверждения ради единства с другими.
Теософия — дословно Божественная мудрость. Она представляет собой синтез научных открытий и откровений христианской религии в рамках цельного знания. Вера не противоречит разуму, а дополняет его. Соловьёв признает идею эволюции, но считает её попыткой преодоления грехопадения через прорыв к Богу. Эволюция проходит пять этапов или «царств»: минеральное, растительное, животное, человеческое и божье.
Теократия — дословно власть Бога, то, что Чаадаев называл совершенным строем. В основе подобного государства должны лежать духовные принципы, и оно должно иметь не национальный, а вселенский характер. По мысли Соловьёва, первым шагом к теократии должно было послужить объединение русской монархии с католической церковью.
В
1880-е годы Владимир Соловьев написал
и опубликовал ряд работ, в
которых пропагандировал идею воссоединения
Западной и Восточной Церквей
под главенством Римского Папы, за
что подвергся критике
Полемика
между классиками отечественной
философии права Б.Н. Чичериным
и Вл. Соловьёвым, по сути, отразила
противоречия всего предшествующего развития
новоевропейской политико-правовой мысли.
Будучи совершенно самостоятельными авторами,
и Чичерин, и Соловьёв использовали категориальный
и методологический аппарат западных
теоретиков естественного права и философского
идеализма. Поэтому, мы считаем, что их
можно рассматривать не как представителей
возрожденного естественного права, а
как выразителей «на русской почве» многих
ключевых идей классического юснатурализма.
В отечественной моральной философии
путь к синтезу автономной этики И. Канта
и универсализма нравственно-правовой
теории Г. Гегеля, завершенному П.И. Новгородцевым,
наметил создатель философии всеединства.
Соловьёв соглашается с рассмотрением
каждого человека как единственной цели
в этом мире, но, как и Гегель, указывает
на формализм кантовского императива.
Если при этом Гегель настаивал на всеобщности
нравственности, то Соловьёв стремится
к сочетанию правды-истины и правды-справедливости.
Всеобщность в отечественной философской
традиции рассматривается как соборность
или коммунитарность, противостоящие
руссоистскому «механистическому коллективизму»
или абсолютному «растворению» нравственности
во всеобщем-государстве Г. Гегеля, Г.
Когена, других немецких философов и правоведов.
Поэтому, личность у Соловьёва становится
самоценной частью универсума наряду
с признанием не меньшей ценности сообщества:
«Принцип человеческого достоинства,
или безусловное значение каждого лица,
в силу чего общество определяется как
внутреннее, свободное согласие всех,
вот единственная (курсив автора — К.Г.)
нравственная норма» .
Не отвергая императивный принцип долга,
данный в кантовском категорическом императиве,
Соловьёв дополнил его принципом добра,
носителем же добра может быть лишь —
свободная в осознанном служении добру
— личность. Объединив этическую и метафизическую
истину, что, впрочем, в нравственной философии
имелось еще у Сократа, Соловьёв говорит:
«Принцип, утверждающий в безусловном
виде то, что должно (курсив автора — К.Г.)
быть, есть нечто по существу своему неприкосновенное;
его можно не принимать и не исполнять,
но это вредит не ему, а только непринимающему
и неисполняющему» .
В отечественной литературе Соловьёва
нередко рассматривают как автора консервативной
утопии. Но не отвергающий подобный взгляд
известный историк государства и права
И.А. Исаев признает, что акцент на свободу
лица в заключительных работах Соловьёва
«Право и нравственность» и «Оправдание
добра» свидетельствует о либеральных
симпатиях последнего .
Свобода в теории Соловьёва, как и у Канта,
становится правом лишь в обществе, при
столкновении индивидуумов и сфер их свободы.
Право и нравственность, по Соловьёву,
в чем он солидарен с Чичериным, имеют
один источник — свободу лица. Общество
как организованная нравственность противостоит
государству как воплощенному праву. Но
государство, вопреки Г. Гегелю и Б.Н. Чичерину
и в соответствии с правопониманием современного
либерализма, должно контролироваться
гражданским обществом. Гражданином, в
отличие от Дж. Локка и И. Канта, Соловьёв
считает нравственную личность. Существование
общества, по Соловьёву, зависит не от
совершенства некоторых, но от безопасности
всех. Известное высказывание Соловьёва
гласит: «… нечестиво возлагать на Божество
то, что может быть успешно сделано хорошей
юстицией» . Принудительный закон, не допускающий
в обществе крайних проявлений зла, по
словам Соловьёва, «есть необходимое условие
нравственного совершенствования (курсив
автора — К.Г.)» . Идея необходимости некоторых
общественных гарантий лицу, чтобы оно
могло пользоваться действительной свободой,
будет развиваться П.И. Новгородцевым,
Е.Н. Трубецким, Б.А. Кистяковским.
Решительно отвергая экономический материализм
и социализм, Соловьёв формулирует ставший,
впоследствии, центральным для нового
русского либерализма тезис о праве для
каждого лица на достойное существование.
«… с нравственной точки зрения требуется,
— пишет Соловьёв, — чтобы всякий человек
имел не только обеспеченные средства
к существованию … и достаточный физический
отдых, но чтобы он мог также пользоваться
и досугом (курсив автора — К.Г.) для своего
духовного совершенствования» [6]. Вл. Соловьёв
обосновывает идеи, которые, фактически,
можно назвать социал-либеральными, опираясь
и на эмпирический социологический материал
конца XIX века: смягчение тяжести уголовных
наказаний, меры властей по преодолению
пауперизма .
При этом, Соловьёв, как и Чичерин, решительно
отвергает социалистические доктрины.
«То обстоятельство, — пишет И.А. Исаев,
— что социализм с самого начала (хотя
и в достаточно идеалистических выражениях)
ставит нравственное совершенство общества
в прямую зависимость от хозяйственного
строя и хочет достигнуть нравственного
перерождения путем экономического переворота,
кажется Соловьёву достаточным, чтобы
сблизить его на почве материального интереса
с враждебным буржуазным царством плутократии»
. На «духовную буржуазность» материалистического
социализма укажет, впоследствии, Н.А.
Бердяев, сходство между анархизмом и
крайним экономическим либерализмом,
предшественником современного либертарианства,
подчеркнет и сам Соловьёв.
Соловьёв отвергает как принцип отсутствия
всякой взаимосвязи между нравственностью
и экономикой, так и леворадикальное морализаторство
и связанную с ним «ересь утопизма». Признание
взаимосвязи между нравственностью и
социально-экономической жизнью, отказ
как от характерной для крайнего либерализма
проповеди имморальности экономики, так
и от нравственного обоснования революционного
насилия во имя справедливости, в ХХ веке
стали общей чертой умеренно-левых, социал-либеральных,
социал-христианских доктрин.
Соглашаясь с Гегелем и Чичериным, Соловьёв
пишет: «Только в государстве право находит
все условия для своего действительного
осуществления, и, с этой стороны, государство
есть воплощенное право (курсив автора
— К.Г.)» . Но, в отличие от классиков либерального
консерватизма, Соловьёв никогда не мог
признать государство самостоятельной,
не зависимой от Бога и людей, субстанциональной
ценностью. Утопический режим Соловьёва
теономен, а Гегель, несмотря на свое стремление
сделать государство воплощением Абсолюта,
«шествием Бога в мире», в заключительных
главах «Философии права» рассматривает
государство именно как предельное основание.
Вспомнив еще одну почти поэтическую метафору
Соловьёва, подчеркнем, что задача права
и государства «вовсе не в том, чтобы лежащий
во зле мир обратился в Царство Божие,
а только в том, чтобы он — до времени (курсив
автора — К.Г.) не превратился в ад». В конце
XIX века Соловьёв считал, что ад «еще до
некоторой степени грозит человечеству»,
не предвидя масштабы опасности, но верно
указав пути, по которым она придет — анархия
и тоталитаризм, «произвол сосредоточенный,
стянутый и давящий извне» .
Как мы видели, нравственная деятельность,
по мнению Соловьёва, выходит за пределы
индивидуальной жизни и делает возможным
существование сообщества, социума как
целого. Идеальный, не достижимый в этом
мире нравственный порядок, совпадает
с Царством Божьим, но при этом служит
и ориентиром в этом мире. Сущность правового
государства у Соловьёва не только в соблюдении
неотчуждаемых прав каждой личности и
верховенстве закона, но и в обеспечении
межличностных отношений, «организованной
жалости» к ближнему, преодолении социальных
конфликтов, воспитании граждан. Власть,
по мнению Соловьёва, не сосредотачивается
целиком в руках государства. Власть государства
уравновешивается или духовным наставничеством
первосвященника, или правами народа.
Демократия у позднего Соловьёва противостоит
абсолютистским тенденциям государства,
являясь участием народа в осуществлении
политической власти.
Понимание права как свободы, обусловленной
равенством, заставило Соловьёва увидеть
в естественном праве рациональную предпосылку
права положительного. У Соловьёва, допускавшего
существование как правомерного, так и
антиправового закона, естественное право
не противопоставляется действующей норме,
а становится ее необходимой предпосылкой.
Основные положения правопонимания Соловьёва,
обусловленность права нравственностью,
приоритет нравственно должного в праве,
неотчуждаемость основных прав лица, нравственная
допустимость, в определенной мере, принуждения
в государстве при применении правовых
норм, понимание права как не только априорной
нормы, но и социального явления, рассмотрение
принципов юснатурализма как логических
предпосылок действующего права, а самого
естественного права как вечного ориентира
добра и справедливости, восприятие которого
изменяется в истории, стали общепризнанными
для всей школы возрожденного естественного
права.
Оппонентом Соловьёва выступал Чичерин.
Рассматривая государство как самостоятельную
ценность еще более последовательно, чем
Гегель, в ригористической проповеди автономной
этики Чичерин превзошел Канта. Придерживаясь,
в целом, естественно-правовой доктрины,
Чичерин допускал ущемление индивидуальных
естественных прав во имя целого и всеобщего,
верховного союза, государства. По его
словам, не существует неотъемлемых, неотчуждаемых
прав личности, которые «государство должно
только охранять, и которых оно не смеет
касаться». Признание неотъемлемых прав
каждого лица, по словам Чичерина, ведет
к тому, что «каждый делается судьей своих
прав и обязанностей», а это «начало, при
котором общежитие не мыслимо» . Поэтому,
в целом, А.В. Поляков характеризует воззрения
Чичерина как либеральный консерватизм
. На наш взгляд, в этом комментарии уважаемого
автора к современному изданию важнейших
трудов классика русской философии права
содержится некоторое преувеличение.
Источником всякого права, по мнению Чичерина,
является человеческая личность с ее духовной
природой . Подчеркнем также, что, по словам
Чичерина, «признание за человеком прав
составляет коренное начало правоведения»
.
Чичерин, как и Соловьёв, делая уступки эволюционистскому, социологическому рассмотрению, отвергает мнение исследователей, «утверждающих, что нравственные понятия, а, вместе с тем, и нравственный уровень человечества, всегда остаются на одной ступени, и только развитие разума двигает его вперед»
Чичерин отвергал все идеи, которые, по его мнению, содержали лишь намек «на социализм». Резкой критике Чичерин подвергал идеи политики права, высказанные в ранних статьях Л.И. Петражицкого, указывавшего на роль солидарности в обществе, необходимость возложения на государство положительных обязанностей по отношению к гражданам, а также несомненную потребность в политико-правовом регулировании данных процессов. Решительно осуждал Чичерин и весьма умеренный катедер-социализм, и концепцию государственных гарантий достойного уровня жизни, высказанную Соловьёвым. По мнению Чичерина, «социалисты кафедры», Соловьёв, Петражицкий эклектически смешивают нормы морали и законы экономического развития, базирующиеся исключительно на рыночном либерализме, а также некритически синтезируют право и нравственность. Любые доктрины, предусматривающие не только «отрицательную» защиту прав и свобод, но и положительные услуги гражданам со стороны государства, смешивают правовые, нравственные и экономические начала
Возражая Соловьёву, рассматривавшему право как минимум нравственности, Чичерин утверждает: «… право не есть только низшая ступень нравственности, как утверждают морализующие юристы и философы, а самостоятельное начало, имеющее свои собственные корни в духовной природе человека» . Юридический закон, по мнению Чичерина, «имеет дело только с внешними формами свободы» . Но, соглашаясь с Соловьёвым, равно как и с его последователями, представителями русской религиозной философии, Чичерин говорит: «Нравственные поступки человека вменяются ему в заслугу, потому, что он мог действовать иначе. Свобода добра есть вместе свобода зла (курсив автора — К.Г.)»
Не вполне правомерна поэтому проведенная Чичериным параллель между идеей свободного универсализма Соловьёва и концепцией коллективистской демократии Руссо. Требование «единогласия для всемирной организации добра», по словам Чичерина, «превосходит всякое воображение»
Государство, говорит Соловьёв, отрицая учение Гегеля и Чичерина о государстве как самостоятельной ценности, имеющей, к тому же, сверхиндивидуальные цели, «не может иметь никаких других интересов, выше нравственного», поэтому, оно должно «подчиняться требованию нравственного начала», признанию безусловного права каждого человека на достойное существование и свободное развитие своих положительных сил