Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2011 в 03:10, реферат
Великая французская революция, так же известна, как Французская Коммуна — крупнейшая трансформация социальной и политической систем Франции, произошедшая в конце XVIII века, в результате которой был уничтожен Старый порядок, и Франция из монархии стала республикой формально свободных и равных граждан.
Введение………………………………………………………………………… 3 стр.
Биография. Происхождение и личность Дантона…………………………...4-6 стр.
Деятельность великого революционера внутри страны……………...........6-9 стр.
Дантон и внешняя политика ………………………………………………..9-10 стр.
Смерть «Отца французской демократии» …………………………… ...10-12 стр.
Воспоминания современников……………………………………………. 12 стр.
Мнения историков…………………………………………………………......13 стр.
Роль личности в истории………………………………………………………13 стр.
Заключение ……………………………………………………………………..14 стр.
Используемая литература………………………………………………………15 стр.
Дантон пытался спасти не только Людовика XVI; позднее он, по словам его друга Куртуа, пытался помочь побегу королевы. Герцогиня Шуазель, жена герцога Шуазеля, бывшего первого министра Людовика XV, доставила необходимые средства. Дело провалилось, по словам Куртуа, только потому, что в последний момент королева не пожелала покинуть Тампль одна: она хотела увезти также своих детей.
Первый Комитет Общественного Спасения (Комитет Дантона) (6 апреля 1793 года — июль 1793 года).Создан декретом Конвента от 6 апреля 1793 г. вместо Комитета национальной охраны. Первоначально состоял из 9 членов: Барер, Дельмас, Бреар, Камбон, Дантон, Гитон де Морво, Трейлар, Делакруа, Робер Ленде. Комитет заседал ежедневно при закрытых дверях, действовал в качестве исполнительной власти, отдавая непосредственно приказания гражданским и военным чиновникам. Он отправлял комиссаров в армию, вел переписку с ними, руководил дипломатией. Реальным руководителем Комитета являлся Дантон.
С появлением Конвента революция вступила
в свою завершающую стадию: "Волки перегрызлись".
Политики, вместе громившие роялистов,
разделились на кучу ненавидящих друг
друга партий и течений. Дантон, понимавший,
к чему может привести война "всех против
всех", шел на любые жертвы, чтобы примирить
враждующие лагеря. Он не смог остановить
массовые убийства - зато заранее предупредил
многих потенциальных жертв, и даже снабдил
их загранпаспортами. Он метался по фронтам,
призывал к разуму политиков: страна гибнет,
а вы тут демагогию разводите! Политика
интересовала его все меньше: Дантон нутром
чувствовал, что добром это все не кончится.
Дантон
и внешняя политика
После победы при Жемапе Дантон был послан конвентом в Бельгию для организации завоеванной области. Позднее, ввиду раздражения, которое политика вмешательства вызывала в соседних государствах, Дантон настоял в конвенте на решении не вмешиваться во внутренние дела других наций (13 апреля 1793 г.), не предпринимать ни наступательных войн, ни завоеваний (15 июня 1793 г.). Целью дальнейших дипломатических сношений и военных вооружений он ставил мир и признание республики другими державами. Дантон содействовал замене парламентского правления Жиронды временной революционной диктатурой комитета общественного спасения и стал вести борьбу с противниками революции внутри и вне Франции посредством революционных трибуналов и колоссальных наборов. Период времени с апреля 1793 по сентябрь 1793 г. — эпоха наибольшего влияния Дантона. Во внешних сношениях он наметил целую систему политики для своих преемников: в Англии поддерживать все оппозиционные элементы против Питта, добиться нейтралитета мелких держав — Дании, Швеции и т. д., попытаться отделить Пруссию и Баварию от коалиции, силой укротить Сардинию и Испанию, бороться непримиримо против Австрии, создавая ей затруднения на Востоке агитацией в Польше и Турции
Но вот что касается Англии, современники
были уверены, что Дантон оказывал услуги
английской политике не бесплатно. В депеше
нашего посланника в Лондоне Лалюцерна
от 29 ноября 1789 г. есть слова, касающиеся
Дантона: «Я сказал (герцогу Орлеанскому,
имевшему тогда чрезвычайную миссию в
Лондоне), что в Париже есть два англичанина,
— один по имени Дантон и другой по имени
Паре, которых некоторые подозревают в
том, что они состоят специальными агентами
английского правительства... Я не знаю,
предпринимались ли меры для расследования,
находятся ли в самом деле эти лица в Париже»
Смерть «Отца французской демократии»
Со времени учреждения второго Комитета Общественного спасения начинается переход власти, с одной стороны, к эбертистам, с другой — к Робеспьеру. Дантон недостаточно противодействовал этому переходу, часто находясь в отсутствии из Парижа и слишком рассчитывая на свою популярность. Он не одобрял продолжения казней: его стали обвинять в излишней снисходительности.
Незадолго до своего ареста, Дантон будто бы ответил друзьям, предлагавшим ему бежать из Франции: «Возможно ли унести родину на подошвах своих сапог?»После падения эбертистов, когда влияние Робеспьера достигло апогея, 31 марта 1794 года, Дантон и его друзья были арестованы по постановлению соединённых комитетов обществ спасения и общей безопасности; эта мера была одобрена конвентом по докладу Сен-Жюста, составленному согласно наброскам Робеспьера. Процесс с самого начала вёлся с нарушением всех формальностей, существенных для обвиняемых; новым постановлением конвента по предложению Сен-Жюста обвиняемые прямо поставлены были вне обычных законов. Дантонисты (Камилль Демулен, Эро де Сешель, Фабр д'Эглантин и др.) обвинялись в составлении заговора с целью ниспровергнуть национальное представительство и республику; они были осуждены и пали на гильотине.
По дороге к эшафоту Дантон подбадривал себя словами: «Вперёд, Дантон, ты не должен знать слабости!» А проезжая мимо дома, где жил Робеспьер, Дантон крикнул: «Максимилиан, я жду тебя!» "Ты последуешь за мной, Робеспьер!" Его пророчество сбылось через несколько месяцев.
Перед казнью Дантон, по свидетельству очевидцев, ругался площадными словами, а Демулен плакал. Прежде чем взойти на эшафот, Дантон подошёл к товарищу и поцеловал его. Палач (а им был знаменитый Сансон) заявил, что это противоречит закону. «Дурак, – усмехнулся Дантон, – ты же не помешаешь нашим головам через минуту поцеловаться в корзине».
И потом более мягким тоном приказал Сансону: «Подними мою голову и покажи её народу, она это заслужила».
А вот что свидетельствует палач Шарль Анри Сансон: «Сначала на эшафот взошёл Геро де Сешель, а с ним и Дантон, не ожидая, чтобы его позвали. Помощники уже схватили Геро и надели ему на голову мешок, когда Дантон подошёл, чтобы обнять его, так как Геро уже не смог проститься с ним. Тогда Дантон воскликнул: „Глупцы! Разве вы помешаете головам поцеловаться в мешке?..“ Ещё нож гильотины не был очищен, как Дантон уже приблизился; я удержал его, приглашая отвернуться, пока уберут труп, но он лишь презрительно пожал плечами: „Немного больше или меньше крови на твоей машине, что за важность; не забудь только показать мою голову народу; такие головы не всякий день удается видеть“. Это были его последние слова».
Когда агент Питта Майлз узнал об осуждении Дантона, он в письме к Ноэлю от 11 апреля 1794 г. писал: «Дантона больше нет. На основании личного знакомства с этими четырьмя лицами я давно предсказывал его падение, как торжество Робеспьера. Дантон в феврале 1793 г. стремился к регентству. Я знал тогда от самих заинтересованных лиц, что он помог въезду во Францию нескольких роялистов. Его не считали неподкупным».
Идеолог террора Сен-Жюст говорил
о Дантоне и Демулене: «Они хотят сломать
эшафоты, потому что сами боятся взойти
на них». Но казнь дает нам другое представление,
как мы видим.
Воспоминания
современников
В это же самое время американский посланник в Париже, Гавернер Моррис, писал в Вашингтон 10 апреля 1794 г.: «Дантон всегда думал, и это составляло его несчастие, что система народного управления во Франции нелепа, что чернь слишком невежественна, слишком непостоянна, слишком испорчена, чтобы создать администрацию, основанную на законности, привыкшую повиноваться; ей нужен господин. Он был слишком необуздан в удовлетворении своего честолюбия и слишком слаб, чтобы добиться высшей власти. Притом он скорее стремился к приобретению большого состояния, чем к славе».
Старый друг Дантона, министр внутренних дел Гара, говорит в своих мемуарах, что Дантон сам поверял ему свои тайны, вернувшись из Арси, вызванный в столицу скандалом Индийской компании Речь шла не более, не менее, как о гибели революционного правительства и о восстановлении монархии.
По словам Гара, Дантон предполагал
посеять раскол в Комитетах,
вызвать их обновление и, если
он потерпит неудачу в
Мнение историков
Альбер Ла-Брюйер- французский историк, исследователь истории Великой французской революции выступал против идеализации Ж. Ж. Дантона и стремился восстановить подлинный исторический облик М. Робеспьера
По выражению Маркса, Дантон,
«несмотря на то, что он находился на вершине
Горы... до известной степени был вождем
Болота»( К. Маркс, Борьба якобинцев с жирондистами,
К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., т. III, стр. 609.)
Роль
личности в истории
Личность и деятельность Дантона крайне противоречивы. Неоспоримы и велики заслуги Жоржа Жака Дантона в утверждении принципов Французской революции. Вместе с тем Дантон принадлежал к тем деятелям, которые ждали от революции прежде всего быстрой личной выгоды. Во время революции Дантон скопил огромные земельные богатства за счет покупки национальных имуществ. В целях личного обогащения он использовал реквизиции на нужды армии. Известно также, что Дантон находился в тайной связи с двором и получал содержание от королевского правительства. Дантон метался между своей славой вождя и стремлением остановить революционное колесо, чтобы спокойно наслаждаться жизнью и собственностью, но трагическая судьба привела его на эшафот.
История
всех расставила по своим местам. Память
Дантона, впервые в истории добившегося
всеобщего избирательного права и провозгласившего
равенство возможностей, благодарные
французы чтят уже не одно столетие. Его
министерские постановления считаются
основой всех будущих республиканских
законодательств, его речи цитируются
в учебниках истории, его легендарный
лозунг "Свобода, равенство, братство"
знает каждый школьник. В Париже, на улице
где он когда-то жил, ныне стоит статуя
Дантона. В национальном сознании этот
жизнелюбец стал не только "отцом французской
демократии", но и живым воплощением
Гаргантюа, "самого французского"
из всех персонажей мировой литературы.
Заключение
По моему мнению, любой человек может оставить след в истории, повлиять на ход событий . Вопрос только отрицательно или положительно? Это уже зависит от его характера, воспитания, темперамента, убеждений, мировоззрений, идеологии. Жоржа-Жака Дантона, одного из крупнейших лидеров Великой французской революции, можно без преувеличения и тени иронии иназвать "гигантом мысли и отцом французской демократии". Даже сейчас, через века, невозможно не поддаться обаянию личности этого большого человека, одного из самых способных политических деятелей за всю историю Франции. Впрочем, в фигуре Дантона подкупает даже не величие его неоспоримых заслуг, а его чисто человеческая притягательность. Ну как без симпатии отностися к гиганту, в котором жизнь била через край? Как устоять перед символом жизнелюбия, в котором всего было черезчур - ума, таланта, силы, открытости, щедрости, великодушия, умения любить и прощать? Как не восхищаться человеком, который один мог бы послужить Дюма моделью сразу для всех четверых мушкетеров: острый ум и энергия д'Артаньяна соединялись в нем с силой и добродушием Портоса, изворотливость и дипломатический талант Арамиса - с благородством Атоса. Франция по-праву гордится своим трибуном - таких ярких и притягательных личностей, как Дантон, в мировой истории поискать.
Во всех
ситуациях Дантон ведет себя согласно
своей характеристике, он не мирится
с обвинениями Робеспьера, гордо
заявляя на суде, что его имя
сохранится в памяти потомков. Данон не
старается казаться лучше, не лицемерит,
он может проводить время в развлечениях,
изменять жене, непристойно ругаться,
но он сознает, что выполняет свою историческую
миссию и что он этой миссии достоин. Любимец
народа, великолепный оратор, умеющий
зажигать толпу, Дантон смеясь, отвергает
обвинения в заговоре, понимая тем не менее,
что раз заведенная кровавая машина остановиться
не может.
Используемая
литература
1. Левандовский А.П. Дантон. Ростов-на-Дону. "Феникс" (След в истории). 1997. (переиздание)
2.Фринлянд Г.С. Дантон. М. 1965
3. Дантон Ж.-Ж. Избранные речи. Харьков. 1924.
4. Молчанов Н. Монтаньяры. М. "Молодая гвардия" (ЖЗЛ). 1989
5. Матьез А. Новое о Дантоне. М., 1924.
6. Левандовский А.П. Триумвиры революции.М.1980
7.Р.Роллан Четырнадцатое июля. Дантон. Робеспьер Искусство, 1989 г.
8. Карлейль
Т. Французская революция:
9. Матьез
А. Французская революция.
10. Кропоткин
П. А. Великая Французская
11. Робеспьер, Заметки против дантонистов
Информация о работе Биография. Происхождение и личность Дантона