Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2013 в 17:07, биография
Альфонс Муха – выдающийся чешский художник, мастер театральной и рекламной афиши. Один из ярчайших представителей стиля модерн.
Родился художник 24 июля 1860 в Иванчице (Моравия). Получил первичное художественное образование в Брно. В 1880 работал в Вене сотрудником фирмы театральных декораций. С 1881 года Альфонс Муха был придворным художником графа П.Куэна (1881–1885) и исполнил декоративное оформление части интерьеров его замка в Грушовани (Моравия).
Альфонс Муха – выдающийся чешский художник, мастер театральной и рекламной афиши. Один из ярчайших представителей стиля модерн.
Родился художник 24 июля 1860
в Иванчице (Моравия). Получил первичное
художественное образование в Брно. В
1880 работал в Вене сотрудником фирмы театральных
декораций. С 1881 года Альфонс Муха был
придворным художником графа П.Куэна (1881–1885)
и исполнил декоративное оформление части
интерьеров его замка в Грушовани (Моравия).
В 1885 г. Альфонс Муха поступил в Мюнхенскую
Академию Художеств сразу на третий курс
и после двух лет занятий отправился завершать
свое образование в Париж, в Художественное
Училище Жюльена. Во французской столице
он вынужден был ради заработка иллюстрировать
модные журналы и другие периодические издания.
Но он не прекращал обучение и совершенствование
своего таланта.
В 1887–1922 жил в основном
в Париже. Там Альфонс Муха впервые
занялся оформительством, установил
связи с издательствами, начал
создавать обложки и
Он сотрудничал в журнале «Народная жизнь»
(«La Vie populaire»), в воскресных изданиях газет
«Фигаро» («Le Figaro illustre») и «Парижская жизнь»
(«La Vie Parisienne»). Посылал рисунки и на родину,
где они публиковались в журнале «Злата
Прага» («Zlata Praha»). Работал он и совместно
с Войцехом Прейсигом.
За эти годы художник успел сформировать
свое представление об искусстве и был
готов представить парижанам свой новый,
неповторимый стиль. Его мастерская находится
над кондитерской мадам Шарлотты (в течение некоторого
времени он делил её с Ван Гогом). Тогда
же Муха подружился с знаменитым Полем
Гогеном (Paul Gauguin, 1848—1903), который вместе
со своей возлюбленной яванкой Анной стал
частым гостем в ателье Мухи на рю де ла
Грандшомье. Важной вехой в этот период
был заказ на создание иллюстраций к многотомной
«Истории Германии».
Слава
Поворот в судьбе Альфонса Мухи наступил
в 1893 году, когда накануне Рождества он
получил от театра «Ренессанс», казалось
бы, ничем не примечательный заказ на афишу
премьеры представления «Жисмонда» с
участием великой актрисы Сары Бернар.
Как рассказывал впоследствии художник,
в конце 1893 года ему позвонил владелец
типографии по имени де Бруноф, с которым
он поддерживал деловые отношения. «Мой
дорогой Муха, — сказал он, — только что
мне позвонила Сара Бернар. Ей нужен рекламный
плакат для новой постановки. Он должен
быть готов к утру новогоднего дня. Вы
когда- нибудь делали что- либо подобное?»
«Нет, — ответил Муха, — но я могу попробовать».
К 27 декабря 1894 года плакат был готов. Выполнен он был в технике многокрасочной литографии. На плакате во весь рост была изображена актриса. Рисунок плоский, без выявляющей объём штриховки, но очень декоративный. Исполнен он преимущественно в золотых тонах. Сверху над изображением на золотом фоне написано название пьесы — «GISMONDA». Большими длинными листами (2266×795 мм) были заклеены все стены и заборы Парижа.
Восхищенная Сара Бернар пожелала познакомиться с неизвестным художником, и по её настоянию он получил место главного декоратора театра. Вот так работа над плакатом моментально сделала Муху едва ли не самым популярным художником в Париже.
Саре Бернар настолько понравился творческий метод Мухи, что она подписала с художником контракт на шесть лет, в течение которых Муха рисовал не только театральные афиши к спектаклям с участием актрисы, но и работал над костюмами и декорациями к ним. За шесть лет из-под его кисти вышло множество афиш к спектаклям, к самым известным из которых относятся «Дама с камелиями», «Медея», «Самаритянка», «Тоска» и «Гамлет», а также декорации её постановок, костюмы и украшения.
Всеобщее
признание
Роскошные, чувственные и томные «женщины
Мухи» тиражировались моментально и расходились
тысячными тиражами в плакатах, открытках,
игральных картах. Кабинеты светских эстетов,
залы лучших ресторанов, дамские будуары
украшали шёлковые панно, календари и
эстампы мастера. В этом же стиле были
созданы красочные графические серии
«Времена года», «Цветы», «Деревья», «Месяцы»,
«Звёзды», «Искусства», «Драгоценные камни»,
которые до сих пор тиражируются в виде
арт-постеров.
В 1898—1899 годах Альфонс
Муха работал над обложками, фронтисписами
и иллюстрациями для парижского
журнала «Кокорико» («Cocorico»). На его
страницах был напечатан и выполненный
карандашом и гуашью цикл «12 месяцев»
— изображения женских фигур, иногда обнажённых,
а также изящных дамских головок. Альфонс
Муха был певцом женской красоты. Женщины
на его литографиях привлекательны и,
как сказали бы сейчас, сексуальны.
В 1900 Муха принимает участие в отделке
павильона Боснии и Герцеговины на Всемирной
выставке в Париже. Это событие побудило
его заинтересоваться историей славян,
что в дальнейшем привело к созданию цикла
«Славянская эпопея». В 1902 году Муха опубликовал
каталог своих орнаментов с предложениями
как их использовать на практике.
На рубеже веков Альфонс Муха стал настоящим
мэтром, к которому внимательно прислушивались
в кругах художественной общественности. Порой даже
стиль ар нуво во Франции называли стилем
Мухи. Поэтому закономерным представляется
выход в свет в 1901 году книги художника
«Декоративная документация». Это наглядное
руководство для художников, на страницах
которого воспроизведены разнообразные
орнаментальные узоры, шрифты, рисунки
мебели, различной утвари, столовых наборов,
ювелирных изделий, часов, гребней, брошей.
Техника оригиналов — литография, гуашь,
рисунок карандашом и углём. Многое из
нарисованного впоследствии было выполнено
в металле и дереве, например золотые броши
и ожерелье с портретами Сары Бернар, предназначенные
для самой актрисы.
В 1906 году Альфонс Муха уезжает
в Америку, чтобы заработать деньги,
необходимые для осуществления
мечты всей его творческой жизни:
создания картин во славу своей Родины
и всего славянства.
Несмотря на громкий успех в США, американская
жизнь тяготила Муху своим коммерционализмом,
и он не порывал с мечтами вернуться в
Чехию. К тому времени он решил, что его
прежнее творчество исчерпало себя и задумывался
о создании грандиозного цикла эпических
картин на тему истории славян.
В 1910 году он возвращается в Прагу и все
свои силы сосредотачивает на “Славянской
эпопее”. Этот монументальный цикл был
передан им в дар чешскому народу и городу
Праге, но не имел успеха у критики.
Все работы Мухи отличаются своеобразным
неповторимым стилем. Фигура прекрасной
и девически грациозной женщины,
свободно, но нерасторжимо вписанная
в орнаментальную систему из цветов
и листьев, символов и арабесок стала
его фирменным знаком. Центром
композиции, как правило, является молодая
здоровая женщина славянской внешности
в свободной одежде, с роскошной
короной волос, утопающая в море
цветов — иногда томно-пленительная,
иногда загадочная, иногда грациозная,
иногда неприступно-роковая, но всегда
обаятельная и миловидная. Картины
обрамляют замысловатые растительные
орнаменты, не скрывающие своего византийского
или восточного происхождения. В
отличие от тревожных картин современных
ему мастеров — Климта, Врубеля,
Бакста — произведения Альфонса Мухи
дышат спокойствием и негой. Стиль модерна
в изображении Мухи — это стиль женщин
и цветов.
Томные барышни, королевы,
принцессы, чаще прекрасные богини плодородия,
женщины на картинах Мухи скорее Евы,
чем тёмная искусительница, страстная
Лилит. Они окутаны водопадом прихотливо
изогнутых кудрей, драпировок и цветов
и стали «фирменным знаком» художника.
Открытая чувственность работ Мухи до
сих пор завораживает зрителей, несмотря
на то, что каждая эпоха создаёт свои, новые
формы эротического идеала. Все критики
отмечают «поющие» линии на картинах Мухи
и изысканный колорит, тёплый, как женское
тело.
Семья
Немало украшений по эскизам Мухи было
сделано для невесты, а затем и супруги
художника — Марии Хитиловой, которую
художник и его друзья звали Марушкой.
Хитилова была соотечественницей Мухи.
Поженились они в 1903 году и прожили вместе
всю жизнь. Мария была младше художника
на 22 года и примерно на столько же его
пережила. Интересно, что в её чувствах к Мухе отсутствовал
материальный расчёт: к моменту брака
долги Мухи намного превышали его состояние.
Мария Хитилова стала постоянной натурщицей
Мухи, и на многих картинах легко угадываются
её черты. В их браке родились две дочери,
которые, когда выросли, тоже стали персонажами
многих картин художника. Рыжеволосые
славянки-красавицы на картинах Альфонса
Мухи продиктованы именно образами жены
художника и его дочерей: все три обладали
этим типом внешности.
Кроме дочерей, у Мухи был ещё и сын, Иржи,
родившийся в 1915 году. Иржи стал известным
в Чехии журналистом, писателем и сценаристом. Он также активно
занимался исследованием творчества своего
отца.
Интересна история внучки Мухи. Ярмила
Муха-Плоцкова родилась в Праге в 1950 году,
является выпускницей пражского Факультета
архитектуры и Академии изящных искусств.
Длительное время она прожила в Испании,
где два года училась в Барселоне в престижной
школе изобразительных искусств Массана
на отделении живописи. Идею работы над
украшениями и декоративными предметами
по эскизам Альфонса Мухи ей предложил
её отец, Иржи Муха, который долго и безуспешно
пытался найти подходящего дизайнера.
После того, как Ярмила доказала, что именно
она способна лучше всех справиться с
этой задачей, Иржи Муха ноториально предоставил
ей эксклюзивное право работы над проектами
такого рода. Ярмила Муха-Плоцкова сотрудничала
с рядом музеев и выставочных галерей
в США, Италии, Японии и Франции. В настоящее
время она живет в Чехии.
У неё две дочери. Обе
они в определённой степени унаследовали
таланты своего прадеда — как
к изобразительному искусству, так
и к музыке.
Альфонс Муха был очень талантливым мастером
«искусства для всех» и изобразительные
элементы его творчества легко можно найти
в работах современных дизайнеров и мастеров
рекламы. Муха преклонялся перед идеалом
художественной многогранности. Он был
не только живописцем и графиком. Муха
умел делать то, что мало кому удавалось:
он вносил в повседневную, бытовую жизнь
красоту, заставлял по-новому посмотреть
на «второстепенное» искусство афиши
и оформление разнообразных товаров.
Художник создавал не только настоящие
картины и красивые образы, но и делал
произведениями искусства простые вещи,
окружающие нас. Будучи типичным воплощением
художественных поисков рубежа XIX—XX столетий,
«стиль Мухи» стал образцом для целого
поколения художников-графиков и дизайнеров.
И сегодня модерн мы представляем сквозь
произведения Альфонса Мухи, не зная подчас
при этом имени художника. Мы помним не
столько его имя, сколько его произведения,
продолжающие оставаться популярными
и у посетителей музеев, и у дизайнеров.
Муха выразил стиль
модерна в ясных, отчётливых и
выразительных формах, легко запоминающихся
даже неискушённым зрителем. Чистота
выражения стиля делает творчество
Мухи уникальным явлением в истории
Скончался Альфонс Муха 14 июля 1939 года
– ровно через 4 месяца после оккупации
Чехии и Моравии нацистскими войсками
и за 10 дней до своего семидесяти девятилетия.
В Праге работает музей, посвящённый творчеству
художника. Там же можно найти множество
сувенирной продукции с изображениями
произведений Альфонса Мухи.